ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

“оп-10. —делано в ё‘ќ (4208)
’лебом единым (3935)
  2050 году, чтобы накормить население планеты в 10,25 млрд. человек, потребуетс€ производить вдвое больше продовольстви€
ћаксим ‘едоров  
–устам “уишев: ЂЌаши клиенты покупают эффективную технологиюї (5420)
ƒана ѕомеранцева  
ѕри€тно посмотретьЕ (4176)
ѕобывав на ёге –оссии, ¬ладимир ѕутин оценил культуру сельхозпроизводства и обсудил эффективность мер господдержки
√алина јндреева, Ќикита Ћогвинов  
«реем до интервенций (6557)
ѕеред началом уборочной кампании южнороссийским аграри€м напомнили биржевые механизмы
√алина јндреева  
–азвитие продолжаетс€ (3923)
Ѕюджетные средства на повышение качества жизни сельского населени€ запланированы
—ветлана ћорозова  
Ѕез страхов и упреков (4601)
Ќеобходимы законы, которые позвол€т сделать страхование частью технологического процесса предпри€тий јѕ 
Ћариса Ќикитина  
—низить нагрузку (3821)
  этому стремитс€ ќќќ ЂЋизингова€ компани€ Ђ–остовска€ областна€ ј  ќ–ї
ћарина  оренец  
Ќе сидеть сложа руки (4379)
ќќќ ЂЋ¬« ЂЋамосї намерено вдвое увеличить объемы продаж
‘аина Ѕогатырева  
ћан€ща€ розница (4960)
Ћегко ли местному производителю попасть в торговую сеть и стоит ли это делать?
Ћариса Ќикитина  
¬хода нет? (3908)
ƒонские предпри€ти€ ориентированы на производство продукции из натурального молока, но на полках магазинов по-прежнему много порошковой молочной продукции
ѕродукци€ под брендом Ђ÷имл€нскийї (6479)
ќјќ Ђ÷имл€нские винаї расшир€ет ассортимент продукции
ћари€ Ѕорисенко  
—ладкий бизнес (5953)
Ќовочеркасский производитель ќќќ Ђ“јЌƒ≈ћ-¬ѕї заключил с торговой сетью Ђћагнитї федеральный контракт по схеме private label
ћари€ Ѕорисенко  
¬иртуальна€ материализаци€ (4190)
Ёкономика малого бизнеса перестанет быть Ђлавочнойї?
≈лена ”стинова  
Ѕархатный сезон (4245)
√оспрограмма кредитовани€ дл€ малого и среднего бизнеса обещает комфортные проценты
ћари€ ƒидковска€  
 ассовое освобождение? (4619)
ѕредпринимател€м не стоит сразу избавл€тьс€ от контрольно-кассовых аппаратов, нужно дождатьс€ разъ€снений контролирующих органов
јлексей ћаксимов, совладелец ќќќ Ђ—татский —оветникї  
≈диный таможенный (4440)
–осси€, Ѕелорусси€ и  азахстан ускор€ют создание общего таможенного пространства
√алина јндреева  
Ёкономика с политическим подтекстом (3705)
ѕроблемы взаимоотношений с Ѕеларусью на межгосударственном уровне пытаютс€ компенсировать за счет сотрудничества на уровне региональном
Ќикита Ћогвинов  
—танислав ћатук: Ђќтношени€ сдерживает протекционизм правительствї (4955)
¬италий ƒорофеев  

 

»юньские тезисы

є 5 (29) (2009)
 оличество просмотров: 3909
¬ерси€ дл€ печати


ѕотребительское изобилие на полках супер- и гипермаркетов впечатл€ет, оно сопоставимо с тем, что предлагаетс€ потребителю в странах с развитой экономикой. Ќо отрегулировать розничную торговлю, чтобы достичь такой же, как там, социальной справедливости, пока не удалось. «“рудно себе представить ситуацию, чтобы в стране с развитой социальной и рыночной системой была торгова€ наценка на товар в 70 с лишним процентов. Ёто перебор», — за€вил премьер-министр –‘ ¬ладимир ѕ”“»Ќ.

ѕон€тно, что у каждого звена свои сложности и сво€ правда, но вместо бесполезных споров нужно законодательно установить четкие правила игры. «–ечь идет о создании равных условий дл€ развити€ всех форм торговли, о формировании цивилизованных стандартов взаимодействи€ по всей цепочке — от производства сельхозпродукции до переработки и потом уже продажи потребителю. ¬ конечном счете от этого должен выиграть и бизнес и, самое главное, обыкновенные покупатели», — добавил ¬ладимир ѕутин.

Ќад законопроектом о госрегулировании розничной торговли трудились сразу с двух фронтов — и в ћинпромторге –‘, и в √осдуме. ѕервый, правительственный, вариант теперь будет дополнен «конструктивными иде€ми» второго, депутатского. «атем общий доработанный законопроект будет внесен в √осдуму.

ѕравда, ожидать, что закон перечеркнет всю остальную нормативно-правовую базу (а это 600 только федеральных нормативных актов), не стоит. «ћы не сделаем из этого закона панацею.

ћы не говорим, что это единственный законодательный акт, который заменит собой все остальные. Ќет. — помощью этого законопроекта мы как раз стараемс€ выстроить четкую иерархию всех законодательных нормативных актов», — рассказал заместитель министра промышленности и торговли –‘ јндрей ƒ≈ћ≈Ќ“№≈¬.  стати, по его словам, прин€тие федерального закона только от ѕравительства –‘ потребует утверждени€ еще минимум 15 нормативных документов.

Ѕез бонусов и в срок

¬ своем варианте «комплексного документа» разработчики ћинпромторга –‘ прописали процедуру взаимоотношений между торговыми сет€ми и производител€ми продуктов питани€, предложив правительству утвердить типовой договор о поставке, где были бы перечислены все дискриминационные права, которые не могут быть применены по отношению к поставщикам продовольстви€. “акже законодательно регламентируетс€ срок оплаты поставленных продуктов: ритейлер об€зан оплатить поставку продовольственных товаров в течение 30 дней, а продуктов социально значимой группы (их перечень утвердит ѕравительство –‘) — в течение 14 дней. «а нарушение сроков оплаты — неустойка в размере 1/300 ставки рефинансировани€ ÷ентробанка за каждый день просрочки. ¬прочем, такую же неустойку должен будет заплатить и поставщик ритейлеру, если товар воврем€ не окажетс€ на торговой полке. ¬озвратить продукты магазин вправе, только если их качество не соответствует требовани€м российского законодательства или услови€м договора. ј отказатьс€ от исполнени€ договора стороны могут либо по взаимному согласию, либо по решению суда.

ѕо мнению совладельца торговой сети «ћагнит» —ерге€ √јЋ»÷ ќ√ќ, к срокам оплаты за поставленный товар нужно подойти дифференцированно, ведь есть такие группы продуктов (например, вина), оборот которых в рознице составл€ет 90–100 дней. «„то касаетс€ стандартизированного договора — мы за этот договор, — за€вил он, заметив, что бонусы придумали не торговые сети, а сами поставщики. — Ќам нужна нижн€€ цена, потому что мы — магазины с низкой ценой, нам не нужны бонусы… Ќо производители говор€т: дайте нам столько-то позиций на полке, мы вам заплатим. Ёто оттуда практика пошла». ќтвергнув «бонусные» обвинени€ и призвав к законодательному запрещению или уж хот€ бы к ограничению любых дополнительных отчислений торговым сет€м, глава холдинга «ћираторг» ¬иктор Ћ»ЌЌ»  констатировал: «Ќа рынке существуют дес€тки тыс€ч компаний-производителей с массой товарного ассортимента, работают в совершенно разных географических точках со своими региональными особенност€ми. ¬се их интересы и пожелани€ сложно учесть в одном типовом договоре… я считаю, есть р€д положительных моментов, которые можно реализовать через типовой договор. Ќо еще раз надо его внимательно проработать, чтобы он не навредил».  роме того, ключевыми участниками в цепочке €вл€ютс€ и оптовые поставщики, дистрибьюторские компании, сельхозкооперативы. «ачастую отечественные производители, особенно региональные и небольшие, не хот€т и не могут осуществить поставку товаров напр€мую в розничную сеть. ѕоэтому на рынке всегда присутствует специализированна€ компани€, оказывающа€ профессиональные услуги по логистике, транспортировке, хранению, сортировке, комплектации заказов, объ€сн€ет ¬иктор Ћинник. ј пока законопроект исключает сферы регулировани€ отношений розницы с такими компани€ми. “о есть пон€тие «отечественный производитель продовольственных товаров» должно быть более расширенным.

Ќаценочна€ стоимость

“акже требуетс€ четкое определение пон€ти€ «торгова€ наценка» и тот перечень услуг, который в нее включаетс€. ѕо мнению главы «ћираторга», рознична€ наценка должна быть прозрачной и отражать фактическую разницу между ценой поставщика и ценой реализации товара. ѕри этом государство может регулировать наценки на социально значимые группы товаров, на остальные — сети вправе рассчитать сами, исход€ из покупательского спроса.

ƒепутаты пошли дальше: они предлагают установить максимальную планку торговой наценки в зависимости от вида продукции и определенного периода. «”становление планки даст возможность существенно снизить цены. » что очень важно, параллельно торговые сети, работа€ в установленном проценте наценки, будут стремитьс€ к закупке товаров по более высоким ценам. Ёто даст импульс дл€ повышени€ цен закупочного производител€», — считает спикер √осдумы Ѕорис √–џ«Ћќ¬. «ѕодходить к этому нужно аккуратно. ¬ообще, и бизнес, и любой гражданин хочет получать побольше, а покупать подешевле, а если можно, вообще бесплатно, — парировал ¬ладимир ѕутин. — Ќо если мы доведем до такого абсурда, то мы уничтожим производител€».

¬прочем, сельхозтоваропроизводитель уже отдает продукцию практически даром, поделилс€ своими наблюдени€ми руководитель фракции  ѕ–‘ в √осдуме √еннадий «ё√јЌќ¬.   примеру, в –остовской области, говорит он, за литр молока переработчики плат€т менее 6–7,5 руб., а в рознице оно будет стоить уже 30–50 руб. «ћожно прин€ть в экстренном пор€дке закон или что угодно, но рентабельность у молочной фермы может быть только при стоимости от 11 руб. за литр. ≈сли и дальше будут продолжать закупать по 6–7 руб., то породистый скот просто вырежут», — рисует мрачные перспективы лидер  ѕ–‘.

«ампредседател€ √осдумы ¬ладимир ∆»–»Ќќ¬— »… предложил установить наценку в 10% от начальной стоимости продукта на каждой фазе: «—егодн€ продукцию произвели, повез ее первый транспорт — 10%, переработчик — 10%, снова транспорт до магазина — 10% и 10% в магазине. ѕолучаетс€ — 40%, ну максимально 50%, и всем будет €сно, — по€снил он. — ƒавайте еще на продукции напишем отпускную цену, что эта продукци€ стоила у производител€ условно 10 рублей, а в магазине, увидите, будет написано — 14».

‘иксировать максимум

јнтимонопольному регулированию торговли в будущем законе отведена отдельна€ глава. ««десь мы предлагаем уйти от количественных критериев определени€ доминирующего положени€, а предлагаем как раз оперировать пон€тием рыночной силы. ѕричем, если можно так сказать, не только по горизонтали — в отношении торговых сетей с другими торговыми объектами, но и по вертикали, то есть во взаимоотношени€х с поставщиками в эти самые торговые сети», — по€снил јндрей ƒементьев. ¬ывод о рыночной силе ритейлера ‘ј— сможет сделать на основании анализа ситуации по предложенным критери€м.

” антимонопольной службы есть предложение изменить систему штрафов за нарушение закона «ќ конкуренции».  ак по€снил руководитель ‘ј— »горь ј–“≈ћ№≈¬, прин€то решение «начинать не с оборотных огромных штрафов до 15%», а установить максимальный фиксированный штраф до 1 млн. руб. «ћы полагаем, что сейчас это нужно сделать дл€ того, чтобы не разрушить сложившуюс€ инфраструктуру и не навредить», — дополнил он.

«Ќо мы не ограничиваем законопроект только мерами административного регулировани€. Ёто, на наш взгл€д, достаточно существенна€ новаци€, — отмечает јндрей ƒементьев. — —читаем, что наиболее эффективным вариантом выстраивани€ диалога могли бы быть соглашени€ между отраслевыми организаци€ми производителей продовольственной продукции, продовольственных товаров и отраслевыми организаци€ми торговли».

ќднако производителей, похоже, антимонопольна€ м€гкость законопроекта не очень устраивает, они — за ужесточение конкуренции среди розничных торговцев. «ѕо нашему мнению, необходимо снизить порог доминировани€ дл€ розничных сетей до 25% и четко определить границы рынка, на котором действует данный порог. Ќужно предусмотреть широкие полномочи€ антимонопольных органов, направленные на строгое соблюдение данного требовани€. —ледует определить и отразить в законе конкретные критерии при определении доминирующих позиций розничных сетей. „тобы закон был пр€мого действи€ и было пон€тно, когда сеть доминирует и какие последстви€ дл€ них наступают», — настаивает ¬иктор Ћинник.

¬перед, к конкуренции

ѕрин€тие закона о госрегулировании розничной торговли не решит сразу всех накопившихс€ проблем, признает ¬ладимир ѕутин. “ем не менее необходимо, чтобы в нем максимально были учтены точки зрени€ всех участников процесса. «ћне хочетс€, чтобы это было не мертворожденное дит€, а реальный регул€тор в сфере розничной торговли и взаимоотношений в цепочке «производитель — переработчик — продавец», — резюмировал премьер. ѕо словам Ѕориса √рызлова, до конца лета заинтересованные стороны сумеют найти реальные конструктивные предложени€ и нормы, а уже в сент€бре депутаты смогут прин€ть закон.

ќднако член комитета √осдумы по экономической политике и предпринимательству  онстантин Ѕ≈—„≈“Ќќ¬ считает, что до конца нынешнего года законопроект прин€т не будет, поскольку нет смысла ухудшать и без того неустойчивое положение торговых сетей. «я согласен, что необходимо ограничить рост цен и разрушить монопольные позиции, но сделать это нужно не административными, а экономическими, рыночными способами. »наче выиграет чиновник (читайте — коррупци€), а не бизнес. —низить цены на продукты питани€ поможет только конкуренци€, то есть приход на рынок новых крупных и малых торговых сетей. „ем больше будет сетевиков, тем лучше, тем больше они будут конкурировать между собой», — аргументирует депутат.


јвтор: —ветлана ћорозова

 

††