Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10. Сделано в ЮФО (4393)
Хлебом единым (4122)
К 2050 году, чтобы накормить население планеты в 10,25 млрд. человек, потребуется производить вдвое больше продовольствия
Максим Федоров  
Рустам Туишев: «Наши клиенты покупают эффективную технологию» (5712)
Дана Померанцева  
Приятно посмотреть… (4355)
Побывав на Юге России, Владимир Путин оценил культуру сельхозпроизводства и обсудил эффективность мер господдержки
Галина Андреева, Никита Логвинов  
Зреем до интервенций (6851)
Перед началом уборочной кампании южнороссийским аграриям напомнили биржевые механизмы
Галина Андреева  
Развитие продолжается (4102)
Бюджетные средства на повышение качества жизни сельского населения запланированы
Светлана Морозова  
Без страхов и упреков (4779)
Необходимы законы, которые позволят сделать страхование частью технологического процесса предприятий АПК
Лариса Никитина  
Снизить нагрузку (4005)
К этому стремится ООО «Лизинговая компания «Ростовская областная АККОР»
Марина Коренец  
Не сидеть сложа руки (4585)
ООО «ЛВЗ «Ламос» намерено вдвое увеличить объемы продаж
Фаина Богатырева  
Манящая розница (5177)
Легко ли местному производителю попасть в торговую сеть и стоит ли это делать?
Лариса Никитина  
Входа нет? (4085)
Донские предприятия ориентированы на производство продукции из натурального молока, но на полках магазинов по-прежнему много порошковой молочной продукции
Продукция под брендом «Цимлянский» (6690)
ОАО «Цимлянские вина» расширяет ассортимент продукции
Мария Борисенко  
Сладкий бизнес (6224)
Новочеркасский производитель ООО «ТАНДЕМ-ВП» заключил с торговой сетью «Магнит» федеральный контракт по схеме private label
Мария Борисенко  
Виртуальная материализация (4381)
Экономика малого бизнеса перестанет быть «лавочной»?
Елена Устинова  
Бархатный сезон (4423)
Госпрограмма кредитования для малого и среднего бизнеса обещает комфортные проценты
Мария Дидковская  
Кассовое освобождение? (4803)
Предпринимателям не стоит сразу избавляться от контрольно-кассовых аппаратов, нужно дождаться разъяснений контролирующих органов
Алексей Максимов, совладелец ООО «Статский Советник»  
Единый таможенный (4611)
Россия, Белоруссия и Казахстан ускоряют создание общего таможенного пространства
Галина Андреева  
Экономика с политическим подтекстом (3882)
Проблемы взаимоотношений с Беларусью на межгосударственном уровне пытаются компенсировать за счет сотрудничества на уровне региональном
Никита Логвинов  
Станислав Матук: «Отношения сдерживает протекционизм правительств» (5191)
Виталий Дорофеев  

 

Июньские тезисы

№ 5 (29) (2009)
Количество просмотров: 4082
Версия для печати


Потребительское изобилие на полках супер- и гипермаркетов впечатляет, оно сопоставимо с тем, что предлагается потребителю в странах с развитой экономикой. Но отрегулировать розничную торговлю, чтобы достичь такой же, как там, социальной справедливости, пока не удалось. «Трудно себе представить ситуацию, чтобы в стране с развитой социальной и рыночной системой была торговая наценка на товар в 70 с лишним процентов. Это перебор», — заявил премьер-министр РФ Владимир ПУТИН.

Понятно, что у каждого звена свои сложности и своя правда, но вместо бесполезных споров нужно законодательно установить четкие правила игры. «Речь идет о создании равных условий для развития всех форм торговли, о формировании цивилизованных стандартов взаимодействия по всей цепочке — от производства сельхозпродукции до переработки и потом уже продажи потребителю. В конечном счете от этого должен выиграть и бизнес и, самое главное, обыкновенные покупатели», — добавил Владимир Путин.

Над законопроектом о госрегулировании розничной торговли трудились сразу с двух фронтов — и в Минпромторге РФ, и в Госдуме. Первый, правительственный, вариант теперь будет дополнен «конструктивными идеями» второго, депутатского. Затем общий доработанный законопроект будет внесен в Госдуму.

Правда, ожидать, что закон перечеркнет всю остальную нормативно-правовую базу (а это 600 только федеральных нормативных актов), не стоит. «Мы не сделаем из этого закона панацею.

Мы не говорим, что это единственный законодательный акт, который заменит собой все остальные. Нет. С помощью этого законопроекта мы как раз стараемся выстроить четкую иерархию всех законодательных нормативных актов», — рассказал заместитель министра промышленности и торговли РФ Андрей ДЕМЕНТЬЕВ. Кстати, по его словам, принятие федерального закона только от Правительства РФ потребует утверждения еще минимум 15 нормативных документов.

Без бонусов и в срок

В своем варианте «комплексного документа» разработчики Минпромторга РФ прописали процедуру взаимоотношений между торговыми сетями и производителями продуктов питания, предложив правительству утвердить типовой договор о поставке, где были бы перечислены все дискриминационные права, которые не могут быть применены по отношению к поставщикам продовольствия. Также законодательно регламентируется срок оплаты поставленных продуктов: ритейлер обязан оплатить поставку продовольственных товаров в течение 30 дней, а продуктов социально значимой группы (их перечень утвердит Правительство РФ) — в течение 14 дней. За нарушение сроков оплаты — неустойка в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка за каждый день просрочки. Впрочем, такую же неустойку должен будет заплатить и поставщик ритейлеру, если товар вовремя не окажется на торговой полке. Возвратить продукты магазин вправе, только если их качество не соответствует требованиям российского законодательства или условиям договора. А отказаться от исполнения договора стороны могут либо по взаимному согласию, либо по решению суда.

По мнению совладельца торговой сети «Магнит» Сергея ГАЛИЦКОГО, к срокам оплаты за поставленный товар нужно подойти дифференцированно, ведь есть такие группы продуктов (например, вина), оборот которых в рознице составляет 90–100 дней. «Что касается стандартизированного договора — мы за этот договор, — заявил он, заметив, что бонусы придумали не торговые сети, а сами поставщики. — Нам нужна нижняя цена, потому что мы — магазины с низкой ценой, нам не нужны бонусы… Но производители говорят: дайте нам столько-то позиций на полке, мы вам заплатим. Это оттуда практика пошла». Отвергнув «бонусные» обвинения и призвав к законодательному запрещению или уж хотя бы к ограничению любых дополнительных отчислений торговым сетям, глава холдинга «Мираторг» Виктор ЛИННИК констатировал: «На рынке существуют десятки тысяч компаний-производителей с массой товарного ассортимента, работают в совершенно разных географических точках со своими региональными особенностями. Все их интересы и пожелания сложно учесть в одном типовом договоре… Я считаю, есть ряд положительных моментов, которые можно реализовать через типовой договор. Но еще раз надо его внимательно проработать, чтобы он не навредил». Кроме того, ключевыми участниками в цепочке являются и оптовые поставщики, дистрибьюторские компании, сельхозкооперативы. Зачастую отечественные производители, особенно региональные и небольшие, не хотят и не могут осуществить поставку товаров напрямую в розничную сеть. Поэтому на рынке всегда присутствует специализированная компания, оказывающая профессиональные услуги по логистике, транспортировке, хранению, сортировке, комплектации заказов, объясняет Виктор Линник. А пока законопроект исключает сферы регулирования отношений розницы с такими компаниями. То есть понятие «отечественный производитель продовольственных товаров» должно быть более расширенным.

Наценочная стоимость

Также требуется четкое определение понятия «торговая наценка» и тот перечень услуг, который в нее включается. По мнению главы «Мираторга», розничная наценка должна быть прозрачной и отражать фактическую разницу между ценой поставщика и ценой реализации товара. При этом государство может регулировать наценки на социально значимые группы товаров, на остальные — сети вправе рассчитать сами, исходя из покупательского спроса.

Депутаты пошли дальше: они предлагают установить максимальную планку торговой наценки в зависимости от вида продукции и определенного периода. «Установление планки даст возможность существенно снизить цены. И что очень важно, параллельно торговые сети, работая в установленном проценте наценки, будут стремиться к закупке товаров по более высоким ценам. Это даст импульс для повышения цен закупочного производителя», — считает спикер Госдумы Борис ГРЫЗЛОВ. «Подходить к этому нужно аккуратно. Вообще, и бизнес, и любой гражданин хочет получать побольше, а покупать подешевле, а если можно, вообще бесплатно, — парировал Владимир Путин. — Но если мы доведем до такого абсурда, то мы уничтожим производителя».

Впрочем, сельхозтоваропроизводитель уже отдает продукцию практически даром, поделился своими наблюдениями руководитель фракции КПРФ в Госдуме Геннадий ЗЮГАНОВ. К примеру, в Ростовской области, говорит он, за литр молока переработчики платят менее 6–7,5 руб., а в рознице оно будет стоить уже 30–50 руб. «Можно принять в экстренном порядке закон или что угодно, но рентабельность у молочной фермы может быть только при стоимости от 11 руб. за литр. Если и дальше будут продолжать закупать по 6–7 руб., то породистый скот просто вырежут», — рисует мрачные перспективы лидер КПРФ.

Зампредседателя Госдумы Владимир ЖИРИНОВСКИЙ предложил установить наценку в 10% от начальной стоимости продукта на каждой фазе: «Сегодня продукцию произвели, повез ее первый транспорт — 10%, переработчик — 10%, снова транспорт до магазина — 10% и 10% в магазине. Получается — 40%, ну максимально 50%, и всем будет ясно, — пояснил он. — Давайте еще на продукции напишем отпускную цену, что эта продукция стоила у производителя условно 10 рублей, а в магазине, увидите, будет написано — 14».

Фиксировать максимум

Антимонопольному регулированию торговли в будущем законе отведена отдельная глава. «Здесь мы предлагаем уйти от количественных критериев определения доминирующего положения, а предлагаем как раз оперировать понятием рыночной силы. Причем, если можно так сказать, не только по горизонтали — в отношении торговых сетей с другими торговыми объектами, но и по вертикали, то есть во взаимоотношениях с поставщиками в эти самые торговые сети», — пояснил Андрей Дементьев. Вывод о рыночной силе ритейлера ФАС сможет сделать на основании анализа ситуации по предложенным критериям.

У антимонопольной службы есть предложение изменить систему штрафов за нарушение закона «О конкуренции». Как пояснил руководитель ФАС Игорь АРТЕМЬЕВ, принято решение «начинать не с оборотных огромных штрафов до 15%», а установить максимальный фиксированный штраф до 1 млн. руб. «Мы полагаем, что сейчас это нужно сделать для того, чтобы не разрушить сложившуюся инфраструктуру и не навредить», — дополнил он.

«Но мы не ограничиваем законопроект только мерами административного регулирования. Это, на наш взгляд, достаточно существенная новация, — отмечает Андрей Дементьев. — Считаем, что наиболее эффективным вариантом выстраивания диалога могли бы быть соглашения между отраслевыми организациями производителей продовольственной продукции, продовольственных товаров и отраслевыми организациями торговли».

Однако производителей, похоже, антимонопольная мягкость законопроекта не очень устраивает, они — за ужесточение конкуренции среди розничных торговцев. «По нашему мнению, необходимо снизить порог доминирования для розничных сетей до 25% и четко определить границы рынка, на котором действует данный порог. Нужно предусмотреть широкие полномочия антимонопольных органов, направленные на строгое соблюдение данного требования. Следует определить и отразить в законе конкретные критерии при определении доминирующих позиций розничных сетей. Чтобы закон был прямого действия и было понятно, когда сеть доминирует и какие последствия для них наступают», — настаивает Виктор Линник.

Вперед, к конкуренции

Принятие закона о госрегулировании розничной торговли не решит сразу всех накопившихся проблем, признает Владимир Путин. Тем не менее необходимо, чтобы в нем максимально были учтены точки зрения всех участников процесса. «Мне хочется, чтобы это было не мертворожденное дитя, а реальный регулятор в сфере розничной торговли и взаимоотношений в цепочке «производитель — переработчик — продавец», — резюмировал премьер. По словам Бориса Грызлова, до конца лета заинтересованные стороны сумеют найти реальные конструктивные предложения и нормы, а уже в сентябре депутаты смогут принять закон.

Однако член комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Константин БЕСЧЕТНОВ считает, что до конца нынешнего года законопроект принят не будет, поскольку нет смысла ухудшать и без того неустойчивое положение торговых сетей. «Я согласен, что необходимо ограничить рост цен и разрушить монопольные позиции, но сделать это нужно не административными, а экономическими, рыночными способами. Иначе выиграет чиновник (читайте — коррупция), а не бизнес. Снизить цены на продукты питания поможет только конкуренция, то есть приход на рынок новых крупных и малых торговых сетей. Чем больше будет сетевиков, тем лучше, тем больше они будут конкурировать между собой», — аргументирует депутат.


Автор: Светлана Морозова