Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10. Сделано в ЮФО (4104)
Слились в диалоге (4152)
Ставка рефинансирования ЦБ снижена, количество проверок ограничено, государство обещает уменьшить базу налога на прибыль, а плательщикам ЕНВД разрешить не пользоваться кассовыми аппаратами
Галина Андреева  
Контроль, еще контроль! (4390)
Крупные промышленные предприятия могут не получать прямой господдержки, но контролировать их социально-экономическое положение государство не перестанет
Галина Андреева  
Сергей Назаров: «Все не столь критично, как представляется» (4395)
Максим Федоров  
Огонь на себя (4119)
Олимпийские проекты, в которых «не просматривается коммерческая перспектива», государство профинансирует самостоятельно
Максим Федоров  
Фундаментальная концентрация (4033)
Антикризисные меры, которые предпринимает государство, должны сохранить доступность транспортных услуг и обеспечить устойчивость всего транспортного комплекса
Галина Андреева  
Все маршруты ведут в Сочи (4461)
Строительство инфраструктуры для XXII зимних Олимпийских игр ведется на земле, в небесах и на море
Максим Федоров  
«Первое правило бизнеса: защищай свои инвестиции» (9056)
«В будущем будет два вида компаний: быстрые и мертвые…»
Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале («Бизнес в стиле ФАНК»)  
Зерновой двигатель (4820)
Рост показателей южнороссийских портов идет в основном за счет перевалки зерновых
Петр Максимов  
Михаил Чернышев: «Проект «Чистый Дон» будет реализован в полном объеме» (4472)
Марина Субботина  
Мартин Шаккум: «Государство обязано решить проблему развития транспортной сети. С госкомпанией это будет дешевле и эффективнее» (4256)
Оксана Лебедева  
Дорогу осилит везущий (4514)
Представители автотранспортных предприятий считают, что создание саморегулируемых организаций решит большинство проблем рынка
Лариса Никитина  
Верность традициям (4137)
Неизменное качество смазочных материалов Shell для коммерческого транспорта
Прибавить газу (6760)
Развитию российского рынка газомоторного топлива мешает отсутствие необходимой инфраструктуры и государственного стимулирования
Оксана Лебедева  
Отправляясь в дальний путь, про первичку не забудь (4728)
Неверное заполнение или отсутствие транспортных документов может обернуться значительными проблемами
Иван Шептухов, начальник отдела консалтинга ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону», Оксана Гайдункова, начальник отдела аудита ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону»  
Без средств передвижения (4048)
К концу2009 года эксперты ожидают сокращения продаж легковых автомобилей на 30-50 процентов
Лариса Никитина  
Прибавили в весе (4333)
Минздравсоцразвития предлагает меры по контролю цен в коммерческом сегменте фармацевтического рынка
Светлана Морозова  
Вне очереди (3723)
Сотрудники радиологического отделения Областной клинической больницы надеются на господдержку и спонсоров
«Семья» — не название, а концепция (4741)
www.mc-semya.ru
Олеся Чехомова, президент медицинского центра «Семья»  

 

Пациент скорее жив

№ 3 (27) (2009)
Количество просмотров: 4352
Версия для печати


С сентября 2008-го по конец февраля 2009 года рынок кредитования, по оценкам аналитиков, сократился в 5 раз. Причины — резкий рост процентных ставок, ужесточение условий выдачи кредитов, уменьшение лимитов кредитования банками и сокращение продаж авто. Ситуация давала основания для пессимистических прогнозов: рынок не «оттает» до осени, а то и до конца 2009 года. Однако весной все же наметилось оживление. Вызвали оттепель инициативы правительства по поддержке отечественных автопроизводителей, а также маркетинговые шаги зарубежных автоконцернов, стремящихся сохранить свою долю на российском рынке.

Покупай отечественное

Для поддержки рынка в целом и отечественного автопрома в частности правительство разработало программу льготного кредитования. Правительственное постановление о выдаче льготных рублевых автокредитов вступило в действие с 24 марта. Кредитовать российских автолюбителей банки-участники программы (Сбербанк, «ВТБ 24» и Россельхозбанк, который работает по госпрограмме только с лицами, имеющими личное подсобное хозяйство) начали примерно в первой декаде апреля.

Согласно условиям, обозначенным госпрограммой, кредиты предоставляются на покупку новых легковых автомобилей, произведенных на территории РФ, стоимостью до 350 тыс. руб. В списке значатся все модели АвтоВАЗа, UAZ Hunter, Chevrolet Niva, Fiat Albea, Ford Focus, Kia Spectra, Renault Logan, Skoda Fabia. Срок кредитовования — до 30 месяцев, однако окончательный расчет по договору должен наступить не позднее 31 декабря 2011 г. Покупка полиса КАСКО — обязательна.

Чтобы получить льготный кредит, заемщик должен внести первоначальный взнос — 30% от стоимости авто. Исходя из максимальной стоимости 350 тыс. руб., сумма первоначального взноса должна составлять 102 тыс. руб., соответственно, максимальная сумма кредита, которая предоставляется банками по данной программе, составляет 245 тыс. руб.

Льгота заключается в том, что заемщик будет уплачивать только часть процентной ставки по кредиту, остальную (2/3 ставки рефинансирования Центробанка) субсидирует государство. Общий размер субсидий, зафиксированных в федеральном бюджете на 2009 г., составит 2 млрд руб., по предварительным оценкам, этих денег должно хватить на покупку 150 тыс. автомобилей.

Как пояснил директор Департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственного машиностроения Минпромторга РФ Алексей РАХМАНОВ, кредитная ставка будет зависеть от условий каждого конкретного банка и пакета документов, которые предоставит клиент. «В любом случае она будет ниже среднерыночной. То есть это будет кредит, который ориентировочно будет дешевле на 8,7%», — отметил он.

В Сбербанке рыночная ставка по автокредитам сроком на 3 года составляет 15%, в «ВТБ 24» и Россельхозбанке — 18%, соответственно, для получателей льготных автокредитов они уменьшаются на 2/3 ставки рефинансирования Центробанка.

Юго-Западный банк Сбербанка России в апреле выдал 44 льготных кредита на общую сумму почти 8 млн руб., рассказала директор управления кредитования частных лиц банка Ирина ГАРЕЕВА. На тот момент на рассмотрении было еще более 300 заявок на сумму 57,6 млн руб., наиболее активными были жители Краснодара и Ростова. Как сообщили «Вестнику» в пресс-службе Юго-Западного банка, на начало мая выдано уже 240 автокредитов на сумму 45 млн руб., банк рассматривает еще 555 заявок на сумму свыше 108 млн руб. Спрос на льготные автокредиты наблюдают и в Северо-Кавказском банке Сбербанка, ожидая дальнейшего роста заявок. Представители «ВТБ 24» и Россельхозбанка стартовые результаты программы льготного автокредитования пока не комментируют.

По мнению экспертов, программа реально заработала, но оценивать ее влияние на рынок еще рано: стоит посмотреть на динамику в течение хотя бы трех месяцев.

«Мы очень надеемся на эту программу, ведь покупка в кредит всегда составляла значительную часть продаж на авторынке», — говорит руководитель отдела маркетинга компании «Темп Авто» Дарья КИРИЧЕНКО.

Заграница нам поможет

Но зарубежные автопроизводители, чьи модели не попали в льготный список, а также коммерческие банки, не ставшие участниками госпрограммы, не сидят сложа руки: они разрабатывают свои кредитные предложения.

Например, «Форд Мотор Компани» совместно с партнерами — банками и страховыми компаниями — предлагает специальную программу кредитования при покупке автомобилей Ford Focus (кроме модификаций ST, Cabrio и RS) и Ford Mondeo производства 2009 г. Автопроизводитель в рамках данной программы сокращает фактические расходы покупателя по кредиту на сумму, равную 2/3 ставки рефинансирования Центробанка России. В результате процентная ставка в зависимости от срока кредитования составляет от 2,9% до 9,9% в долларах США. В числе банков-партнеров «Форд Мотор Компани» — Русфинанс Банк, Газпромбанк, Райффайзенбанк, «Уралсиб», ЮниКредит Банк. Для того чтобы сделать программу более привлекательной, предусмотрены специальные условия по страхованию автомобилей: на оплату страховки приобретаемого автомобиля (КАСКО) также возможно оформление кредита.

Совместную кредитную программу запустили Volkswagen и Русфинанс Банк. Согласно условиям, кредит в рублях на все модификации Volkswagen Passat банк выдает под 3,9% годовых, а на Volkswagen Tiguan — под 9,9% годовых, остальное погашает автопроизводитель. Renault и ЮниКредит Банк предлагают беспроцентный годовой кредит почти на все модели 2008 г. и на Logan 2009 г. выпуска. Тот же банк выдаст кредит на покупку Nissan под 5,9% в рублях при оплате 40% стоимости авто в качестве первоначального взноса. Акция распространяется на Nissan Almera Classic и Nissan X-Trail 2008 г. выпуска.

От совместных программ с зарубежными автоконцернами не отказываются и банки, вошедшие в «госпрограммную» тройку. Так, Сбербанк кредитует покупателей Hyundai под 8,5% годовых, то есть субсидия автопроизводителя составляет 7%. «Ставка отражает затраты клиента на финансирование покупки автомобиля, снижаемые за счет субсидирования суммы кредита в салонах официальных дилеров-участников программы. Процентная ставка в кредитном договоре с банком — от 11%», — поясняет специалист пресс-службы «ЮниКредитГрупп» Ольга КУЛЕШОВА. Такой механизм в общем-то действует и по остальным спецпрограммам: по существу это не снижение кредитного процента, а продажа со скидкой. Производитель заключает с кредитно-финансовым учреждением договор, по условиям которого предоставляет скидку при покупке в кредит автомобилей определенных моделей. В кредитном договоре с заемщиком указывается действующая рыночная ставка кредитования банка, а цена автомобиля в договоре купли-продажи снижается на размер дотации. Сроки действия совместных предложений от банков и производителей ограничены 2-3 месяцами: видимо, партнеры «щупают» рынок. Не исключено, что предложения будут пролонгированы, а список моделей расширится. «Собственная программа компании удачно дополнит госпрограмму льготного кредитования, — считает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий БАРАНОВ. — Расширение модельного ряда при различных программах льготного кредитования способно вызвать интерес ко всему модельному ряду и позволит увеличить продажи всех машин».

Тренд обнадеживает

Договаривается с кредитными учреждениями и российский автопром. Например, за счет субсидии «Группы ГАЗ» переплата за кредит Русфинанс Банка на покупку Volga Siber фактически составит 9% годовых в рублях (ставка в кредитном договоре — 20,5%). «Программа сотрудничества между компаниями, начавшаяся с розничного кредитования легковых автомобилей Volga Siber, теперь распространена и на легкие коммерческие автомобили «Газель», «Соболь» и Maxus. Используя фирменные кредитные продукты, «Группа ГАЗ» планирует продавать не менее 20% от общего объема продаж техники марки ГАЗ», — уточнил представитель пресс-службы компании. Кредитные предложения, как «правительственные», так и коммерческие, востребованы на рынке автокредитования. Автодилеры на местах говорят о большом количестве телефонных звонков, контактов потенциальных заемщиков-покупателей с сотрудниками автоцентров и представителями банков, и даже об определенном проценте одобренных банками заявок.

Аналитики «Автостата» считают, что наметившийся тренд перерастает в тенденцию: благодаря совместным усилиям на уровне власти, финансового сектора, производителей и продавцов автомобилей, объемы автокредитования постепенно начнут расти. Директор «Автостата» Сергей ЦЕЛИКОВ в качестве необходимого условия для дальнейшего развития оптимистического сценария называет стабилизацию национальной валюты. По мнению эксперта, если рубль вновь начнет падать, банки могут сократить или приостановить выдачу рублевых автокредитов, а зарубежным автопроизводителям будет невыгодно работать со скидками и в рублях на российском рынке кредитования. Говоря о нынешнем положении, Сергей Целиков отмечает, что денег в банках сейчас достаточно, социально-экономическая ситуация уже не выглядит столь катастрофичной, вследствие чего сформировался и пул благонадежных заемщиков.


Автор: Лариса Никитина