Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10. Сделано в ЮФО (4122)
Слились в диалоге (4174)
Ставка рефинансирования ЦБ снижена, количество проверок ограничено, государство обещает уменьшить базу налога на прибыль, а плательщикам ЕНВД разрешить не пользоваться кассовыми аппаратами
Галина Андреева  
Контроль, еще контроль! (4410)
Крупные промышленные предприятия могут не получать прямой господдержки, но контролировать их социально-экономическое положение государство не перестанет
Галина Андреева  
Сергей Назаров: «Все не столь критично, как представляется» (4426)
Максим Федоров  
Огонь на себя (4134)
Олимпийские проекты, в которых «не просматривается коммерческая перспектива», государство профинансирует самостоятельно
Максим Федоров  
Фундаментальная концентрация (4062)
Антикризисные меры, которые предпринимает государство, должны сохранить доступность транспортных услуг и обеспечить устойчивость всего транспортного комплекса
Галина Андреева  
Все маршруты ведут в Сочи (4480)
Строительство инфраструктуры для XXII зимних Олимпийских игр ведется на земле, в небесах и на море
Максим Федоров  
«Первое правило бизнеса: защищай свои инвестиции» (9085)
«В будущем будет два вида компаний: быстрые и мертвые…»
Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале («Бизнес в стиле ФАНК»)  
Зерновой двигатель (4844)
Рост показателей южнороссийских портов идет в основном за счет перевалки зерновых
Петр Максимов  
Михаил Чернышев: «Проект «Чистый Дон» будет реализован в полном объеме» (4485)
Марина Субботина  
Мартин Шаккум: «Государство обязано решить проблему развития транспортной сети. С госкомпанией это будет дешевле и эффективнее» (4277)
Оксана Лебедева  
Дорогу осилит везущий (4531)
Представители автотранспортных предприятий считают, что создание саморегулируемых организаций решит большинство проблем рынка
Лариса Никитина  
Верность традициям (4164)
Неизменное качество смазочных материалов Shell для коммерческого транспорта
Прибавить газу (6778)
Развитию российского рынка газомоторного топлива мешает отсутствие необходимой инфраструктуры и государственного стимулирования
Оксана Лебедева  
Отправляясь в дальний путь, про первичку не забудь (4747)
Неверное заполнение или отсутствие транспортных документов может обернуться значительными проблемами
Иван Шептухов, начальник отдела консалтинга ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону», Оксана Гайдункова, начальник отдела аудита ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону»  
Пациент скорее жив (4371)
Рынок автокредитования, который еще зимой многие называли «мертвым», начинает оживать
Лариса Никитина  
Прибавили в весе (4359)
Минздравсоцразвития предлагает меры по контролю цен в коммерческом сегменте фармацевтического рынка
Светлана Морозова  
Вне очереди (3748)
Сотрудники радиологического отделения Областной клинической больницы надеются на господдержку и спонсоров
«Семья» — не название, а концепция (4759)
www.mc-semya.ru
Олеся Чехомова, президент медицинского центра «Семья»  

 

Без средств передвижения

№ 3 (27) (2009)
Количество просмотров: 4066
Версия для печати


Менее года назад эксперты предрекали российскому авторынку бурный рост — порядка 25-30% ежегодно. «Машина — не роскошь, а средство передвижения», — потребительский бум делал эту советскую присказку постсоветской былью. Однако экономический кризис и его последствия — проблемы с потребительским кредитованием, рост безработицы и падение реальных доходов населения — изменили настроения аналитиков на прямо противоположные. Теперь они говорят как минимум о стагнации, а в перспективе видят серьезный спад продаж автомобилей. Сами автодилеры считают, что сейчас ситуацию можно охарактеризовать как среднее арифметическое: хуже, чем хотелось бы, но лучше, чем могло бы быть.

Лидерами рейтинга самых популярных и продаваемых автомобилей в России по-прежнему являются Chevrolet и Ford в сегменте иномарок и Lada — в сегменте машин российского производства. Примерно так же выглядит тройка лидеров в ЮФО. Исключение — Ростовская область, где второе место по продажам Ford делит с автомобилями Hyundai, выпущенных ТагАЗом.

Но сохранение позиций в рейтинге совсем не означает сохранения объемов реализации: по данным «Автостата», в январе-феврале 2009 г. продажи новых иномарок в ЮФО сократились на 40,9%. Так что прошлогодний рекорд — 3 млн проданных иностранных автомобилей — повторить вряд ли удастся. Впрочем, примерно на те же 40% снизились и темпы продаж отечественных машин. Аналитики объясняют: кризис сказался на доходах и любителей иномарок, и сторонников отечественного автопрома, оттого и перераспределения долей рынка между сегментами не произошло. Автолюбители, планировавшие приобрести иномарку, скорее примут решение в пользу более дешевой модели того же производителя или откажутся от некоторых опций, чем переориентируются на покупку отечественного автомобиля, считает руководитель отдела продаж центра «Л-Авто» (дилер Volkswagen) Наталья ЯРОВАЯ.

От общего к частному

Правда, общее падение на рынке — это как средняя температура по палате. Дилеры все же наблюдают увеличение спроса и объемов продаж на определенные модели. Например, высокая динамика на Юге России у Volkswagen: только в Ростовской области за первый квартал продажи увеличились на 46%. По словам Натальи Яровой, такие оптимистичные показатели являются следствием прошлогодней ситуации, когда спрос несколько превышал предложение, то есть реально дилер мог продать значительно больше. Принимая это во внимание, руководитель отдела продаж «Л-Авто» оценивает «чистый» рост продаж автомобилей Volkswagen на уровне 20%. Росту способствует и ценовая политика. «У нас есть автомобили 2008 года выпуска (соответственно, они продаются по ценам прошлого года. — Прим. «Вестника»). К тому же сегодня предприятие в Калуге производит практически все присутствующие на рынке модели Volkswagen. Поэтому цены в 2009 г. на весь модельный ряд вряд ли поднимутся более чем на 10%», — уверяет Наталья Яровая.

На 19,5% относительно 1-го квартала 2008 г. на Юге выросли продажи Scoda, а Ford — на 2,2%. А вот автомобили Hyundai, несмотря на высокий рейтинг, стали продаваться меньше. Эксперты связывают это с тем, что еще в минувшем октябре ТагАЗ повысил отпускные цены в среднем на 30 тыс. руб., а с января текущего года и вовсе привязал их к курсу доллара.

Ушли в минус и «японцы». Например, продажи Mazda, по данным «Автостата», снизились в регионе почти в полтора раза. Среди внешних причин дилеры называют нестабильную иену. Вследствие чего цена на японские машины в пересчете на российскую валюту практически сравнялась с ценой на престижных «немцев». Это и повлияло на перераспределение спроса в пользу последних. Китайский автопром тоже результатами продаж не блещет. «Качество китайских автомобилей сравнимо с продукцией российских производителей, то есть находится на недопустимо низком для мирового автомобилестроения уровне, — считает аналитик ГК «Алор» Наталья ЛЕСИНА. — Главное достоинство «китайцев» — цена — сведено на нет повышением таможенных пошлин. Поэтому желание увеличить долю в среднеценовом сегменте и на рынке внедорожников выглядит весьма призрачным».

Нынешняя ситуация — неплохой шанс для «отечественных иностранцев». Это одно из наиболее распространенных мнений. По словам руководителя отдела маркетинга компании «Темп Авто» Дарьи КИРИЧЕНКО, у таких производителей есть возможность не только сохранить свои позиции на российском рынке, но и на фоне общего снижения продаж на 30-50% к концу 2009 г. показать некоторый рост.

Завлечь клиента

В последние несколько лет количество автодилеров на Юге России и представленных на рынке моделей авто увеличивалось, можно сказать, в геометрической прогрессии. Естественно, что в условиях снижения платежеспособного спроса конкуренция набирает обороты. Бьются за покупателя в основном ценой: салоны наперебой предлагают выгодные скидки. Например, у ряда автодилеров скидки на полноприводные автомобили порой достигают размеров, равных стоимости компактного автомобиля того же бренда, говорит руководитель отдела продаж компании «Орбита-Леон-Авто» Алла ВОЛОБУЕВА. По ее словам, «Орбита-Леон-Авто» готова предоставить своим клиентам существенные скидки на автомобили: до 120 тыс. руб. на автомобили марки Peugeot и до 250 тыс. — на автомобили Nissan. Hyundai постоянно проводит акции, направленные на ликвидацию складских запасов 2008 г., сообщила Дарья Кириченко.

В этом году промелькнули несколько акций «Машина в подарок». Одна из последних, апрельских, — от дилеров Uz-Daewoo. «Купи Daewoo Nexia — и получи Daewoo Matiz в подарок!» — красовался слоган на промоплакатах. Однако, как объяснили «Вестнику» в одном из дилерских центров, машину в подарок получит не каждый, а победитель розыгрыша. Участником такового покупатель Daewoo Nexia становился автоматически.

Еще один способ привлечь внимание клиента — обновление модельного ряда. Например, по информации ростовских автодилеров, вскоре на российском рынке появится новинка из линейки i-family — Hyundai i20, несколько спецверсий уже существующих моделей Nissan, а французские автоконцерны Peugeot и Renault намерены представить «антикризисные» модели — с более лояльными ценами.

По словам участников рынка, не менее мощный стимул для привлечения и удержания клиентов — сервисное обслуживание. Правда, пока не редкость, когда высокое качество таких услуг на деле является всего лишь декларацией. Особенно в низкоценовом сегменте.

Снижение продаж неизбежно повлияет на число автодилеров. Как обычно, в зоне риска небольшие салоны, стабильнее положение у мультибрендовых центров, полагают эксперты. По их подсчетам, из 200 тыс. человек, занятых в этой сфере, новую работу придется искать 20-30%.

Восстановление авторынка будет зависеть от социально-экономических параметров в целом. «Так как авторынок инерционный, то он начнет восстанавливаться где-то после полугода устойчивого роста экономики», — отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий БАРАНОВ.

Опрос

Планируете ли стать автовладельцем?

■ не планирую покупку авто — 85%;

■ планирую покупку в ближайшие 2-3 года — 8%;

■ планирую покупку в течение года — 2%;

■ планирую покупку в течение полугода — 1%.

Источник: «Автостат»

Продажи иномарок в Ростовской области в 1-м квартале 2009 г.

Марка авто

объем продаж, шт.

Снижение продаж в сравнении с 1-м кв. 2008 г.

Марка авто

объем продаж, шт.

Снижение продаж в сравнении с 1-м кв. 2008 г.

Mitsubisi

40

в 6 раз

Nissan

400

в 2 раза

Opel

250

в 2 раза

Renault

135

в 1,5 раза

Источник: «Автостат»


Автор: Лариса Никитина