Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10. Сделано в ЮФО (4122)
Слились в диалоге (4174)
Ставка рефинансирования ЦБ снижена, количество проверок ограничено, государство обещает уменьшить базу налога на прибыль, а плательщикам ЕНВД разрешить не пользоваться кассовыми аппаратами
Галина Андреева  
Контроль, еще контроль! (4410)
Крупные промышленные предприятия могут не получать прямой господдержки, но контролировать их социально-экономическое положение государство не перестанет
Галина Андреева  
Сергей Назаров: «Все не столь критично, как представляется» (4426)
Максим Федоров  
Огонь на себя (4134)
Олимпийские проекты, в которых «не просматривается коммерческая перспектива», государство профинансирует самостоятельно
Максим Федоров  
Фундаментальная концентрация (4062)
Антикризисные меры, которые предпринимает государство, должны сохранить доступность транспортных услуг и обеспечить устойчивость всего транспортного комплекса
Галина Андреева  
Все маршруты ведут в Сочи (4480)
Строительство инфраструктуры для XXII зимних Олимпийских игр ведется на земле, в небесах и на море
Максим Федоров  
«Первое правило бизнеса: защищай свои инвестиции» (9085)
«В будущем будет два вида компаний: быстрые и мертвые…»
Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале («Бизнес в стиле ФАНК»)  
Зерновой двигатель (4844)
Рост показателей южнороссийских портов идет в основном за счет перевалки зерновых
Петр Максимов  
Михаил Чернышев: «Проект «Чистый Дон» будет реализован в полном объеме» (4485)
Марина Субботина  
Мартин Шаккум: «Государство обязано решить проблему развития транспортной сети. С госкомпанией это будет дешевле и эффективнее» (4277)
Оксана Лебедева  
Дорогу осилит везущий (4531)
Представители автотранспортных предприятий считают, что создание саморегулируемых организаций решит большинство проблем рынка
Лариса Никитина  
Верность традициям (4164)
Неизменное качество смазочных материалов Shell для коммерческого транспорта
Прибавить газу (6778)
Развитию российского рынка газомоторного топлива мешает отсутствие необходимой инфраструктуры и государственного стимулирования
Оксана Лебедева  
Без средств передвижения (4066)
К концу2009 года эксперты ожидают сокращения продаж легковых автомобилей на 30-50 процентов
Лариса Никитина  
Пациент скорее жив (4371)
Рынок автокредитования, который еще зимой многие называли «мертвым», начинает оживать
Лариса Никитина  
Прибавили в весе (4359)
Минздравсоцразвития предлагает меры по контролю цен в коммерческом сегменте фармацевтического рынка
Светлана Морозова  
Вне очереди (3748)
Сотрудники радиологического отделения Областной клинической больницы надеются на господдержку и спонсоров
«Семья» — не название, а концепция (4759)
www.mc-semya.ru
Олеся Чехомова, президент медицинского центра «Семья»  

 

Отправляясь в дальний путь, про первичку не забудь

№ 3 (27) (2009)
Количество просмотров: 4746
Версия для печати


Хозяйственная деятельность любой организации и ее взаимодействие с контрагентами влекут за собой определенные налоговые последствия. Часто из-за легкомысленного отношения к заполнению документов эти последствия могут быть негативными и весьма значительными. В полной мере это относится к оформлению документов по учету работ в автомобильном транспорте. Неправильное заполнение транспортных документов может служить основанием для отказа в признании расходов обоснованными, а также в возмещении налога на добавленную стоимость при покупке товаров.

Накопленный нашей компанией опыт аудиторских проверок показывает, что наиболее узкими местами при организации перевозок являются заполнение путевых листов и товарно-транспортных накладных. Рассмотрим эти вопросы подробнее.

Путевой лист является необходимым документом при оказании услуг автомобильным транспортом. Осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещено в силу п. 2 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав). В остальных случаях использования автомобиля на предприятии достаточно оформить на водителя доверенность на право управления транспортным средством.

Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 г. № 152. К таким реквизитам относятся: наименование и номер путевого листа, сведения о сроке действия путевого листа, о собственнике (владельце) транспортного средства, о транспортном средстве и о водителе. Отметим, что на путевом листе допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особенности осуществления деятельности, связанной с перевозкой грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

Одновременно с указанным порядком заполнения путевых листов продолжает  действовать постановление Госкомстата России от 28.11.1997 г. № 78, которым среди прочих документов утверждены формы № 3 «Путевой лист легкового автомобиля», № 4-С, 4-П «Путевой лист грузового автомобиля». Указанные формы содержат дополнительные реквизиты, которые, по мнению Минтранса, имеют второстепенное значение, и информация в которых не обязательна к раскрытию. Например:

■ номер водительского удостоверения;

■ задание водителю (наименование и адрес заказчика, время прибытия и убытия);

■ информация о фактическом выполнении задания, маршруте движения, времени прибытия и убытия от заказчика, заверенного его штампом;

■ движение горючего;

■ расход горючего (марка, по норме и фактически);

■ отметки о техническом состоянии транспортного средства, проставляемые механиком при выезде и возвращении автомобиля в парк. Однако организации, решившие заполнять только обязательные реквизиты, установленные приказом Минтранса РФ, или вовсе не оформлять путевые листы, ограничившись выдачей доверенности водителю, могут столкнуться с претензиями со стороны налоговых органов.

Отсутствие в путевых листах информации о фактическом выполнении задания, маршруте движения и расходе горючего, а тем более отсутствие путевых листов может трактоваться налоговым органом как неподтверждение экономической обоснованности расходов. Так, в письме от 20.02.2006 N 03-03-04/1/129 Минфин РФ указал, что путевой лист, не содержащий в составе своих реквизитов информацию о месте следования автомобиля, не подтверждает осуществленные налогоплательщиком расходы на приобретение горюче-смазочных материалов. Таким образом, несмотря на проведенную «либерализацию» оформления путевых листов, воспользоваться ее результатами организации пока не могут.

Еще одним болезненным вопросом при отношениях с транспортной организацией является оформление товаросопроводительных документов, ведь отсутствие товарно-транспортной накладной у покупателя может явиться одним из оснований для отказа в возмещении НДС по приобретенным ценностям в связи с отсутствием доказательств, свидетельствующих о реальности сделки, по которой к вычету заявлен этот налог.

Согласно ст. 785 ГК РФ, заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Если на предоставленный к перевозке груз транспортная накладная не оформлена, такой груз перевозчиком к перевозке не принимается (п. 3 ст. 8 Устава). Из этого правила есть несколько исключений. Транспортная накладная не оформляется, если перевозка груза осуществляется не на основании договора перевозки, а на основании договора фрахтования, и груз сопровождает представитель грузовладельца или в отношении груза не ведется учет движения товарно-материальных ценностей.

Во всех остальных случаях при заключении обычного договора перевозки оформление транспортной накладной является строго обязательным. При этом из прочтения п. 2 ст. 785 ГК РФ следует, что обязанность по составлению транспортной накладной возлагается Гражданским кодексом РФ на перевозчика. Однако специальные нормы возлагают обязанность по составлению транспортной накладной на грузоотправителя, если иное не предусмотрено договором перевозки груза (п. 1 ст. 8 Устава).

Согласно Уставу форма и порядок заполнения  транспортной накладной устанавливаются правилами перевозок грузов. Поскольку до настоящего времени такие правила не установлены, организации обязаны пользоваться формой товарно-транспортной накладной № 1-Т, утвержденной постановлением Госкомстата РФ от 28.11.1997 г. N 78.

Спорным остается вопрос о необходимости составления товарно-транспортной накладной при перевозке покупателем приобретенных товаров собственным транспортом. С одной стороны, в такой ситуации отсутствуют договорные отношения по перевозке груза и, следовательно, составление товарно-транспортной накладной, как документа, подтверждающего заключение договора перевозки, не требуется. С другой — арбитражная практика склоняется к необходимости оформления товарно-транспортной накладной даже при перевозке груза собственным транспортом (например, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 18.03.2009 г. по делу № А53-19502/2008-С5-47). Мотивируется это

тем, что согласно п.п. 2 и 6 инструкции Минфина СССР N 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30.11.1983 г. предприятия, организации и учреждения, осуществляющие перевозку грузов для нужд своего производства на собственных и арендуемых автомобилях, также обязаны оформлять товарно-транспортные накладные.

В случае же, если договором поставки обязанность по доставке товаров возложена на поставщика, предоставление товарно-транспортной накладной налоговым органам для подтверждения права на применение вычетов по НДС не является обязательным (определение ВАС от 19 марта 2008 г. № 3284/08).

В заключение отметим, что грамотное и внимательное отношение к составляемым организацией документам позволит не только сократить собственные налоговые риски, но и может стать одним из преимуществ в конкурентной борьбе: ваши клиенты предпочитают иметь дело с организациями, которые не добавляют им проблем в их и без того непростой деятельности.

ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону»

• Аудит (РПБУ, МСФО)

• Бухгалтерский, налоговый и правовой консалтинг

• Аутсорсинг (бухгалтерский, налоговый, кадровый)

• Оценка и переоценка стоимости имущества

• Бухгалтерская, финансовая и правовая экспертиза сделок (Due Diligence)

• Защита интересов клиента в суде

344011, Россия, г. Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 97 
Тел./факс (863) 219 9898 reception@bdo-rostov.ru www.bdo-rostov.ru
Лицензия № Е 003003 МФ РФ от 27.12.2002 г.


Автор: Иван Шептухов, начальник отдела консалтинга ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону», Оксана Гайдункова, начальник отдела аудита ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону»