Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10. Сделано в ЮФО (4122)
Слились в диалоге (4174)
Ставка рефинансирования ЦБ снижена, количество проверок ограничено, государство обещает уменьшить базу налога на прибыль, а плательщикам ЕНВД разрешить не пользоваться кассовыми аппаратами
Галина Андреева  
Контроль, еще контроль! (4410)
Крупные промышленные предприятия могут не получать прямой господдержки, но контролировать их социально-экономическое положение государство не перестанет
Галина Андреева  
Сергей Назаров: «Все не столь критично, как представляется» (4426)
Максим Федоров  
Огонь на себя (4134)
Олимпийские проекты, в которых «не просматривается коммерческая перспектива», государство профинансирует самостоятельно
Максим Федоров  
Фундаментальная концентрация (4062)
Антикризисные меры, которые предпринимает государство, должны сохранить доступность транспортных услуг и обеспечить устойчивость всего транспортного комплекса
Галина Андреева  
Все маршруты ведут в Сочи (4480)
Строительство инфраструктуры для XXII зимних Олимпийских игр ведется на земле, в небесах и на море
Максим Федоров  
«Первое правило бизнеса: защищай свои инвестиции» (9085)
«В будущем будет два вида компаний: быстрые и мертвые…»
Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале («Бизнес в стиле ФАНК»)  
Зерновой двигатель (4844)
Рост показателей южнороссийских портов идет в основном за счет перевалки зерновых
Петр Максимов  
Михаил Чернышев: «Проект «Чистый Дон» будет реализован в полном объеме» (4485)
Марина Субботина  
Мартин Шаккум: «Государство обязано решить проблему развития транспортной сети. С госкомпанией это будет дешевле и эффективнее» (4277)
Оксана Лебедева  
Дорогу осилит везущий (4531)
Представители автотранспортных предприятий считают, что создание саморегулируемых организаций решит большинство проблем рынка
Лариса Никитина  
Верность традициям (4164)
Неизменное качество смазочных материалов Shell для коммерческого транспорта
Отправляясь в дальний путь, про первичку не забудь (4746)
Неверное заполнение или отсутствие транспортных документов может обернуться значительными проблемами
Иван Шептухов, начальник отдела консалтинга ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону», Оксана Гайдункова, начальник отдела аудита ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону»  
Без средств передвижения (4066)
К концу2009 года эксперты ожидают сокращения продаж легковых автомобилей на 30-50 процентов
Лариса Никитина  
Пациент скорее жив (4371)
Рынок автокредитования, который еще зимой многие называли «мертвым», начинает оживать
Лариса Никитина  
Прибавили в весе (4359)
Минздравсоцразвития предлагает меры по контролю цен в коммерческом сегменте фармацевтического рынка
Светлана Морозова  
Вне очереди (3748)
Сотрудники радиологического отделения Областной клинической больницы надеются на господдержку и спонсоров
«Семья» — не название, а концепция (4758)
www.mc-semya.ru
Олеся Чехомова, президент медицинского центра «Семья»  

 

Прибавить газу

№ 3 (27) (2009)
Количество просмотров: 6777
Версия для печати


Биотопливо, водород, солнечная энергия или электричество… Поиск альтернативных видов моторного топлива идет уже несколько десятилетий. Особые старания проявляют страны, желающие сократить зависимость от импорта энергоресурсов и улучшить экологию. Однако, полагают многие эксперты, при всем богатстве разработок наиболее технически подготовленным видом топлива является все же природный газ — компримированный, сжиженный, пропан-бутановые смеси.

Использование компримированного природного газа (КПГ) в качестве моторного топлива — единственная реальная альтернатива традиционным дизелю или бензину на ближайшие 20-30 лет, заявил на III Донском нефтегазовом конгрессе замначальника управления по газификации и использованию газа ОАО «Газпром» Евгений ПРОНИН. По его словам, таких темпов роста, какие демонстрирует рынок КПГ, нет ни у одного вида моторного топлива. В мире насчитывается более 10 млн автомобилей, использующих КПГ, количество автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) приблизилось к 15 тыс., ежегодное потребление метана оценивается в 12-15 млрд кубометров.

Росту мирового рынка способствуют организационные, технические и финансовые меры стимулирования, которые распространяются на водителей, изготовителей газобаллонных транспортных средств, производителей газозаправочного и газоиспользующего оборудования. В отдельных странах предусмотрены государственные субсидии при строительстве новых АГНКС, приобретении метановых автомобилей. Не являются исключением и принудительные меры. Например, разрешение на строительство АЗС власти некоторых городов выдают только в том случае, если на станции будет продаваться какое-либо альтернативное моторное топливо, как вариант — природный газ. В государственных организациях ряда стран установлены обязательные квоты на приобретение метановых автомобилей для общественного транспорта, коммунально-бытовых и прочих социальных услуг.

Вот один из новых законопроектов, внесенных в конгресс США в начале апреля. По словам президента Американской газомоторной ассоциации NGVAmerica, которые приводит Национальная газомоторная ассоциация России (НГА), документ предусматривает продление срока действия льгот на альтернативное топливо до 2027 г. Предполагается, что при покупке газобаллонного автомобиля, работающего только на газовом топливе, покупателю будут компенсированы 80% дополнительных затрат, а покупателю двухтопливного (газобензинового или газодизельного) автомобиля — 50%. Льгота по налогу на имущество при строительстве АГНКС вырастет с$50 тыс. до$100 тыс. На создание газобаллонных автомобилей и газовых двигателей предоставляются гранты, а изготовителям этой техники — налоговые льготы. Не позднее 31 декабря 2014 г. не менее половины автомобилей, закупаемых за федеральный счет, должны быть способны использовать в качестве моторного топлива компримированный или сжиженный природный газ.

Рынок использования КПГ в России тоже развивается, но похвастать аналогичными темпами роста, как за рубежом, вряд ли может. По данным «Газпрома», в прошлом году парк метановых авто превысил 100 тыс. единиц, работает 226 АГНКС, через которые реализуется до 321 млн кубометров газа (+ 4% к предыдущему году). Центры наибольшего потребления КПГ расположены на Юге России, Урале и Западной Сибири. Как подсчитали эксперты НГА, особым спросом метан пользуется у автомобилистов Ставропольского края, в 2008 г. здесь было продано более 33 млн кубометров КПГ — это 10% общероссийского рынка. По словам губернатора Ставрополья Валерия ГАЕВСКОГО, власти региона готовы тиражировать свой опыт, а также развивать газозаправочную сеть и наращивать парк соответствующей техники. Сейчас краевой минпром совместно с газовиками разрабатывают программу «Использование в Ставропольском крае сжатого природного газа в качестве моторного топлива на 2010-2012 годы».

Показатели продаж КПГ в Краснодарском крае и Ростовской области в 1,5-2 раза меньше — 23,2 млн и 16,1 млн кубометров соответственно. Заместитель министра энергетики, инженерной инфраструктуры и промышленности Ростовской области Игорь БИРЮКОВ признает, что сейчас на Дону газомоторное топливо используется в «мизерном» количестве. Однако он не исключает, что принятие областного закона «Об энергосбережении», который подготовило министерство, может переломить ситуацию.

«Главные проблемы российского рынка КПГ — нехватка АГНКС, катастрофический дефицит газобаллонного транспорта заводского производства, недостаточная информированность руководителей предприятий о преимуществах использования метана, отсутствие эффективных мер государственного стимулирования рынка, — перечисляет Евгений Пронин. — До сих пор тормозится принятие закона об использовании альтернативных видов моторного топлива. Предлогов масса».

Планомерная работа

Движущие силы автометанизации в России — «Газпром» и его дочерние компании, Российское газовое общество, Национальная газомоторная ассоциация, которые регулярно выступают с инициативами создания стимулов для замещения нефтепродуктов альтернативным топливом. «Объемы добычи нефти примерно в 3 раза превышают объемы воспроизводства запасов. Рано или поздно привычное нефтяное моторное топливо должно в количестве своем сокращаться. Запасы метана, к счастью, достаточно внушительны, и при рациональном использовании, последующем применении новых технологий мы можем быть обеспечены долго, — отмечает гендиректор ООО «ВНИИГАЗ» Роман САМСОНОВ. — То есть переход на газомоторное топливо — это не очередная кампания или идея ученых, а вполне планомерная работа, которая имеет под собой серьезную ресурсную базу».

Уже два года действует целевая программа «Газпрома» по развитию газозаправочной сети и парка техники, работающей на природном газе. Документ предполагает, что до 2015 г. за счет «Газпрома» будут построены 200 новых АГНКС, парк техники в районах их размещения увеличится на 50 тыс. единиц, а объем производства газа для автотранспорта — до 2,7 млрд кубометров в год, газозаправочные станции появятся на всех участках автомагистралей федерального и регионального значения. В ценах 2005 г. (тогда рассчитывалась программа) затраты оценивались в 6,7 млрд руб., сейчас сумма уточняется.

В этом году, по данным начальника департамента по транспортировке, подземному хранению и использованию газа ОАО «Газпром» Олега АКСЮТИНА, будут введены в эксплуатацию семь новых АГНКС. Две из них расположены на Юге — в Краснодарском крае и Северной Осетии, пояснил Евгений Пронин. Всего в ЮФО предполагается построить порядка 50 станций, но эта цифра является базовой: при благоприятной экономической конъюнктуре она может быть увеличена за счет строительства дополнительных объектов в олимпийском Сочи.

Газовики уверяют, что использование КПГ в качестве моторного топлива экономически выгодно: газ дешевле, что повышает рентабельность транспортных предприятий, сдерживает рост тарифов. Плюс к тому — природный газ более экологичен: выбросы в атмосферу угарного и углекислого газа, оксидов азота и твердых примесей значительно меньше, чем при использовании нефтяного топлива.

Где перспективы

Цена компримированного природного газа на АГНКС не должна превышать 50% стоимости бензина марки АИ-76 или АИ-80 — таково требование постановления Правительства РФ, отмечает руководитель Российского газового общества в ЮФО, председатель НП «Газовые предприятия Дона» Анна ГАВРИ-НА. По данным научно-технического журнала «Автогазозаправочный комплекс + альтернативное топливо», автопредприятия, в которых транспорт работает на газе, сократили расход топлива на 15-25% за счет «потерь». По результатам тестов установлено, что у работающих на газомоторном топливе двигателей ресурс повышается на 3035%, на 40-50% сокращаются расходы на смазочные масла. Стоимость комплекта газобаллонного оборудования на одно автотранспортное средство с установкой в среднем обходится в 25 тыс. руб., при этом годовая экономия на топливе может достичь 126 млн руб., подсчитали эксперты журнала.

Правда, при работе на газе несколько ухудшаются динамические характеристики машины, отмечает ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий БАРАНОВ, кроме того, газобаллонное оборудование уменьшает полезный объем машины и поставить его возможно далеко не на все автомобили. «Большегрузные 20-тонные евро-фуры работают только на дизтопливе: нельзя поставить на машину столько газобаллонов, чтобы обеспечить безостановочный пробег до 500 км, — объясняет гендиректор РУТЭП «Сев-кавмежавтотранс», председатель совета НП «Транспортно-экспедиционная компания «Межавтотранс» Дмитрий ИРХИН. — Даже если АГНКС будут через каждые 100 км, переводить большегрузные авто на газ нет резона: у автомобилистов есть такой показатель, как скорость доставки грузов, то есть лишние остановки грузоперевозчик себе позволить не может. В России и так среднесуточный пробег грузовых авто значительно ниже, чем в США и Европе».

По мнению Дмитрия Ирхина, хорошие перспективы для работы на газомоторном топливе у малотоннажных грузовиков и пассажирского транспорта, ведь они осуществляют перевозки на небольшие расстояния. Но здесь важно продумать систему безопасности: процесс переоборудования автомобилей должен быть под жестким контролем. Неплохим стимулом для перехода на газобаллонное оборудование, безусловно, стала бы поддержка со стороны государства.

Не исключено, что в ближайшее время многим предприятиям все же придется позаботиться о своем автотранспорте. По данным «Вестника», в Госдуму внесен законопроект, по которому транспорт с экологическим стандартом «Евро-0» и ниже, а также со сроком выпуска старше 10 лет будет облагаться повышенной налоговой ставкой. «Такая политика заставит владельцев автотранспорта менять автопарк, поскольку старый использовать будет просто неэффективно», — считает Дмитрий Ирхин. Возможно, это будет определенным шансом для развития рынка газобаллонного оборудования и газомоторного топлива.

Динамика спроса на КПГ в России 

Год

потребление, млн куб. м

Год

потребление, млн куб. м

2000

82

2001

101

2002

114

2003

139

2004

173

2005

237

2006

286

2007

310

2008

321

Источник: Национальная газомоторная ассоциация

Основные регионы-потребители КПГ в 2008 г. 

Регион

потребление, млн куб. м

Регион

потребление, млн куб. м

Ставропольский край

33

Свердловская область

28,2

Краснодарский край

23,2

Челябинская область

19,7

Ростовская область

16,1

Башкортостан

13,6

Источник: Национальная газомоторная ассоциация


Автор: Оксана Лебедева