ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

“оп-10. —делано в ё‘ќ (3984)
—лились в диалоге (4053)
—тавка рефинансировани€ ÷Ѕ снижена, количество проверок ограничено, государство обещает уменьшить базу налога на прибыль, а плательщикам ≈Ќ¬ƒ разрешить не пользоватьс€ кассовыми аппаратами
√алина јндреева  
 онтроль, еще контроль! (4287)
 рупные промышленные предпри€ти€ могут не получать пр€мой господдержки, но контролировать их социально-экономическое положение государство не перестанет
√алина јндреева  
—ергей Ќазаров: Ђ¬се не столь критично, как представл€етс€ї (4303)
ћаксим ‘едоров  
ќгонь на себ€ (4016)
ќлимпийские проекты, в которых Ђне просматриваетс€ коммерческа€ перспективаї, государство профинансирует самосто€тельно
ћаксим ‘едоров  
‘ундаментальна€ концентраци€ (3952)
јнтикризисные меры, которые предпринимает государство, должны сохранить доступность транспортных услуг и обеспечить устойчивость всего транспортного комплекса
√алина јндреева  
¬се маршруты ведут в —очи (4371)
—троительство инфраструктуры дл€ XXII зимних ќлимпийских игр ведетс€ на земле, в небесах и на море
ћаксим ‘едоров  
Ђѕервое правило бизнеса: защищай свои инвестицииї (8918)
Ђ¬ будущем будет два вида компаний: быстрые и мертвыеЕї
 ьелл ј. Ќордстрем, …онас –иддерстрале (ЂЅизнес в стиле ‘јЌ ї)  
«ерновой двигатель (4725)
–ост показателей южнороссийских портов идет в основном за счет перевалки зерновых
ѕетр ћаксимов  
ћихаил „ернышев: Ђѕроект Ђ„истый ƒонї будет реализован в полном объемеї (4376)
ћарина —убботина  
ћартин Ўаккум: Ђ√осударство об€зано решить проблему развити€ транспортной сети. — госкомпанией это будет дешевле и эффективнееї (4166)
ќксана Ћебедева  
¬ерность традици€м (4019)
Ќеизменное качество смазочных материалов Shell дл€ коммерческого транспорта
ѕрибавить газу (6656)
–азвитию российского рынка газомоторного топлива мешает отсутствие необходимой инфраструктуры и государственного стимулировани€
ќксана Ћебедева  
ќтправл€€сь в дальний путь, про первичку не забудь (4631)
Ќеверное заполнение или отсутствие транспортных документов может обернутьс€ значительными проблемами
»ван Ўептухов, начальник отдела консалтинга ќќќ ЂЅƒќ ёникон –остов-на-ƒонуї, ќксана √айдункова, начальник отдела аудита ќќќ ЂЅƒќ ёникон –остов-на-ƒонуї  
Ѕез средств передвижени€ (3957)
  концу2009 года эксперты ожидают сокращени€ продаж легковых автомобилей на 30-50 процентов
Ћариса Ќикитина  
ѕациент скорее жив (4258)
–ынок автокредитовани€, который еще зимой многие называли Ђмертвымї, начинает оживать
Ћариса Ќикитина  
ѕрибавили в весе (4232)
ћинздравсоцразвити€ предлагает меры по контролю цен в коммерческом сегменте фармацевтического рынка
—ветлана ћорозова  
¬не очереди (3637)
—отрудники радиологического отделени€ ќбластной клинической больницы надеютс€ на господдержку и спонсоров
Ђ—емь€ї Ч не название, а концепци€ (4646)
www.mc-semya.ru
ќлес€ „ехомова, президент медицинского центра Ђ—емь€ї  

 

ƒорогу осилит везущий

є 3 (27) (2009)
 оличество просмотров: 4403
¬ерси€ дл€ печати


Ќеобходимость введени€ критериев, которым должны соответствовать все перевозчики, обеспечение равных условий дл€ всех участников рынка автотранспортных услуг и контроль за объемом фактически выполненных услуг — это основные проблемы организации перевозок грузов автотранспортом. ¬озможные пути решени€ перевозчики, экспедиторы, представители логистических центров и органов власти обсуждали за круглым столом в конгресс-зале “оргово-промышленной палаты –O. ќрганизаторы меропри€ти€ — »ƒ «ћедиаёг» и ростовский филиал химического концерна «’јƒќ».

ѕротив «дикой дивизии»

ѕо мнению начальника управлени€ транспорта министерства автомобильных дорог, транспорта и св€зи –остовской области ¬€чеслава –ј“ќЅџЋ№— ќ√ќ, сложивша€с€ экономическа€ ситуаци€ вскрыла и обострила множество проблем, на которые в той или иной степени можно было закрывать глаза в благополучное врем€. “ак, перенасыщенность рынка игроками в услови€х экономического роста, строительного бума, подъема производства, одним словом, посто€нного увеличени€ количества заказов, не казалась серьезным преп€тствием дл€ развити€ рынка. Ќо сейчас это одна из причин ценового демпинга, который на фоне общего снижени€ тарифов лишает заработка крупные и средние предпри€ти€.

≈сли в течение 2008 г. рост цен на услуги автоперевозчиков составил около 11%, то в первом квартале 2009 г., согласно экспертным оценкам, расценки снизились на 25%. “аким образом, рентабельность бизнеса автомобильных перевозок неуклонно снижаетс€, констатируют представители транспортных компаний. ¬о многом виновата так называема€ «дика€ дивизи€» — перевозчики-одиночки и неквалифицированные посредники, которые не плат€т налоги и сбивают цены. ¬озможность дл€ расцвета таких фирм по€вилась после отмены лицензировани€ транспортно-экспедиционной де€тельности и автоперевозок: выход на рынок упростилс€ значительно. √ендиректор –”“Ёѕ «—евкавмежавтотранс», председатель Ќѕ «“ранспортных экспедиционных компаний «ћежавтотранс» ƒмитрий »–’»Ќ считает, что демпингу способствует нерациональна€ система налогообложени€: если у индивидуального предпринимател€ всего один налог, то у автотранспортного предпри€ти€ их масса. “ака€ система налогообложени€ почти не оставила на рынке крупных компаний, поскольку они перестают быть рентабельными. ¬от и получаетс€, что индивидуальный предприниматель с автопарком из двух грузовиков «готов за три копейки гнать машину до ћосквы». ƒемпингу способствует и поведение самих грузоотправителей, ведь по большому счету большинству из них важнее сэкономить, чем получить гарантии доставки груза без проблем.

«≈ще нужно навести пор€док среди тех, кто называет себ€ экспедиторами, — уверен ƒмитрий »рхин. — јвтотранспортные предпри€ти€ задыхаютс€ от налогов, а «липовые» экспедиторы, ни за что не отвеча€, но по сути оказыва€ услуги по перевозке грузов, сид€т на «вмененке» и обманывают государство». —редние и крупные компании вынуждены равн€тьс€ на рыночную конъюнктуру и не поднимать цены. ¬ итоге они работают либо с минимальной прибылью, либо «в ноль».

ѕо некоторым оценкам, «теневики» составл€ют от 30 до 40 процентов от общего числа участников рынка. ≈сли заставить их платить налоги, то поступлени€ в бюджет будут значительно больше, уверены транспортники.

ѕриход неподготовленных участников рынка услуг по перевозке автомобильным транспортом, по общему мнению участников дискуссии, обусловил значительное снижение уровн€ профессионализма, по€вление в числе водителей людей, плохо знакомых с правилами дорожного движени€, а то и вовсе неадекватных. “акие «специалисты» создают аварийно опасные ситуации на трассах при перевозках грузов. Ќо еще тревожнее увеличение их числа в сфере пассажироперевозок. ѕо словам ¬€чеслава –атобыльского, минтранс –остовской области не может реально повли€ть на ситуацию, так как допуском водителей к работе занимаетс€ множество иных структур. ѕроблема, по его мнению, св€зана с межведомственной разобщенностью контролирующих органов, пробелами и разрывами в существующей системе контрол€.

¬опросы без ответов

ѕо словам замдиректора  оординационного совета промышленников и предпринимателей ё‘ќ јлександра ѕќ-“≈–я’»Ќј, ситуаци€, сложивша€с€ в –остовской области, характерна дл€ всего ёжного федерального округа, особенно — дл€ республик —еверного  авказа. «Ќи одна организаци€, включа€ –осстат, не сможет сказать, какое количество грузов, пассажиров перевезено автоперевозчиками за конкретный период времени. ≈сли мы хотим в регионе конкурировать с иностранными игроками, которые заход€т сюда на уровне транспортных монополий, надо наводить пор€док», — считает јлександр ѕотер€хин.

 онечно, кризис может сыграть в данной ситуации роль «санитара леса»: машины без должной профилактики и ремонта будут ломатьс€, запчасти к ним сто€т дорого и «дика€ дивизи€», собрав за короткий период всю возможную дл€ себ€ выручку, постепенно уйдет с рынка. Ќо полностью полагатьс€ на такие перспективы и ждать, когда рынок сам «очиститс€», нельз€, убеждены собравшиес€ за круглым столом. «ћногие вопросы, св€занные с координацией действий участников рынка перевозок автомобильным транспортом и с организацией учета на этом направлении, не могут быть решены в рамках одного субъекта –оссийской ‘едерации и требуют прин€ти€ соответствующих нормативных документов на федеральном уровне», — отмечает јлександр ѕотер€хин.

—ейчас государство, как гарант обеспечени€ безопасности движени€, сконцентрировало свое внимание в основном на развитии автомобильных дорог, согласен ƒмитрий »рхин, при этом эффективных механизмов государственного учета и контрол€ де€тельности участников рынка услуг по автоперевозкам до сих пор не существует. ƒиректор ќќќ «–остовска€ транспортна€ логистика» –оман ћ”«џ„≈Ќ ќ считает, что и в части развити€ дорожной инфраструктуры усилий государства €вно недостаточно: «Ќалоговое брем€ автотранспортных предпри€тий растет, а дорожное покрытие ухудшаетс€».

ѕо словам гендиректора ќќќ «Ёкспресс-—ервис» ћихаила ў≈–Ѕј ќ¬ј, внутри самого рынка есть и позитивный пример: предпри€ти€, вход€щие в состав јссоциации международных автомобильных перевозчиков (ј—ћјѕ), уже несколько лет работают по международным законам.

¬ международном сообществе автоперевозчиков невозможны использование откровенно заниженных ставок и тарифов, привлечение на работу непрофессиональных водителей, неэффективные рейсы, не поддающа€с€ учету де€тельность. ƒе€тельность компаний-членов ј—ћјѕ гораздо более регламентирована, многие перечисленные внутренними перевозчиками проблемы дл€ «международников» нехарактерны, согласен специалист ј—ћјѕ ёрий –”ƒЌ≈¬.

ќднако и в этом сегменте есть свои «вопросы без ответов». ¬ св€зи с кризисными €влени€ми в мировой экономике значительно уменьшилс€ международный грузопоток, соответственно, серьезно снизилась рентабельность. „ленам ј—ћјѕ приходитс€ конкурировать с западными транспортными компани€ми за заказы на перевозку грузов в –оссию. «—уществует и недобросовестна€ конкуренци€ со стороны «соседей», — делитс€ ёрий –уднев. — Ќапример, украинские транспортники позвол€ют себе демпинговать, и их поддерживает заказчик, который сегодн€ тоже стараетс€ на всем экономить». ƒмитрий »рхин по этому поводу отмечает, что в Ѕелоруссии курс на приоритет в исполнении заказов местным перевозчиком поддерживаетс€ государством. ¬озможно, в сложившихс€ услови€х не будет большим грехом со стороны государственной власти использование инструментов «патриотического протекционизма», чтобы создать преференции дл€ национальных игроков.

—–ќ поможет?

«—тоит объедин€ть перевозчиков, повышать роль и инициативность ассоциаций, которые могут обращатьс€ к власти с предложени€ми, лоббировать на уровне законодательной и исполнительной власти интересы автотранспортных предпри€тий. Ќаша роль минимальна не потому, что мы не хотим заниматьс€ проблемами рынка грузоперевозок, а потому, что на своем уровне не можем», — подчеркивает ¬€чеслав –атобыльский.

Ќеобходимость в саморегулируемых организаци€х (—–ќ) назрела давно, считают и сами участники рынка: это может быть серьезным инструментом дл€ решени€ проблем перевозчиков. “ранспортники считают саморегулирование еще и антикризисной мерой, поскольку установление единых правил и стандартов де€тельности, финансова€ защищенность перевозчиков, вход€щих в —–ќ, позволит выровн€ть спрос и предложение на рынке автотранспортных услуг, облегчит доступ к кредитным ресурсам, даст возможность рассчитывать на господдержку. Ќо проблема в том, что закон о —–ќ и сам пор€док их работы пон€тен сегодн€ далеко не всем.

–ентабельность работы грузоперевозчиков может повысить сотрудничество ассоциаций транспортников с поставщиками качественных √—ћ, считает заместитель гендиректора ростовского филиала химического концерна «’јƒќ»  онстантин ј√ј– ќ¬. «—табильна€ работа в системе грузоперевозок важна не только дл€ самих перевозчиков. Ќас, как поставщиков продукта дл€ автобизнеса, интересуют стабильно работающие предпри€ти€. ћы заинтересованы в том, чтобы они не просто выжили в сложной экономической ситуации, а успешно развивались, — отмечает он. — «’јƒќ» может предложить транспортникам продукцию, котора€ существенно сократит их расходы. “ак, использование наших смазочных материалов позвол€ет сократить расход топлива на холостом ходу на 30% и на 15% — в движении».

”частники дискуссии выразили надежду, что проект создани€ —–ќ в сфере автотранспортных перевозок не постигнет участь прин€того ”става автомобильного транспорта, который после большой проделанной работы и жарких споров походит на «мертворожденный документ», не защищающий практических интересов всех сегментов автомобильной отрасли.

P.S. ѕо итогам обсуждени€ за круглым столом был сформулирован список наиболее актуальных проблем, которые мешают эффективному развитию рынка грузовых автоперевозок. –езолюци€ круглого стола будет направлена в профильные структуры администрации и «аконодательного собрани€ –остовской области, представительства президента в ё‘ќ,  оординационного совета промышленников и предпринимателей ё‘ќ, √осударственной ƒумы.


јвтор: Ћариса Ќикитина

 

††