Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10. Сделано в ЮФО (4117)
Слились в диалоге (4171)
Ставка рефинансирования ЦБ снижена, количество проверок ограничено, государство обещает уменьшить базу налога на прибыль, а плательщикам ЕНВД разрешить не пользоваться кассовыми аппаратами
Галина Андреева  
Контроль, еще контроль! (4405)
Крупные промышленные предприятия могут не получать прямой господдержки, но контролировать их социально-экономическое положение государство не перестанет
Галина Андреева  
Сергей Назаров: «Все не столь критично, как представляется» (4421)
Максим Федоров  
Огонь на себя (4132)
Олимпийские проекты, в которых «не просматривается коммерческая перспектива», государство профинансирует самостоятельно
Максим Федоров  
Фундаментальная концентрация (4056)
Антикризисные меры, которые предпринимает государство, должны сохранить доступность транспортных услуг и обеспечить устойчивость всего транспортного комплекса
Галина Андреева  
Все маршруты ведут в Сочи (4475)
Строительство инфраструктуры для XXII зимних Олимпийских игр ведется на земле, в небесах и на море
Максим Федоров  
«Первое правило бизнеса: защищай свои инвестиции» (9081)
«В будущем будет два вида компаний: быстрые и мертвые…»
Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале («Бизнес в стиле ФАНК»)  
Зерновой двигатель (4841)
Рост показателей южнороссийских портов идет в основном за счет перевалки зерновых
Петр Максимов  
Михаил Чернышев: «Проект «Чистый Дон» будет реализован в полном объеме» (4483)
Марина Субботина  
Мартин Шаккум: «Государство обязано решить проблему развития транспортной сети. С госкомпанией это будет дешевле и эффективнее» (4274)
Оксана Лебедева  
Верность традициям (4158)
Неизменное качество смазочных материалов Shell для коммерческого транспорта
Прибавить газу (6772)
Развитию российского рынка газомоторного топлива мешает отсутствие необходимой инфраструктуры и государственного стимулирования
Оксана Лебедева  
Отправляясь в дальний путь, про первичку не забудь (4742)
Неверное заполнение или отсутствие транспортных документов может обернуться значительными проблемами
Иван Шептухов, начальник отдела консалтинга ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону», Оксана Гайдункова, начальник отдела аудита ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону»  
Без средств передвижения (4060)
К концу2009 года эксперты ожидают сокращения продаж легковых автомобилей на 30-50 процентов
Лариса Никитина  
Пациент скорее жив (4368)
Рынок автокредитования, который еще зимой многие называли «мертвым», начинает оживать
Лариса Никитина  
Прибавили в весе (4356)
Минздравсоцразвития предлагает меры по контролю цен в коммерческом сегменте фармацевтического рынка
Светлана Морозова  
Вне очереди (3742)
Сотрудники радиологического отделения Областной клинической больницы надеются на господдержку и спонсоров
«Семья» — не название, а концепция (4753)
www.mc-semya.ru
Олеся Чехомова, президент медицинского центра «Семья»  

 

Дорогу осилит везущий

№ 3 (27) (2009)
Количество просмотров: 4526
Версия для печати


Необходимость введения критериев, которым должны соответствовать все перевозчики, обеспечение равных условий для всех участников рынка автотранспортных услуг и контроль за объемом фактически выполненных услуг — это основные проблемы организации перевозок грузов автотранспортом. Возможные пути решения перевозчики, экспедиторы, представители логистических центров и органов власти обсуждали за круглым столом в конгресс-зале Торгово-промышленной палаты РO. Организаторы мероприятия — ИД «МедиаЮг» и ростовский филиал химического концерна «ХАДО».

Против «дикой дивизии»

По мнению начальника управления транспорта министерства автомобильных дорог, транспорта и связи Ростовской области Вячеслава РАТОБЫЛЬСКОГО, сложившаяся экономическая ситуация вскрыла и обострила множество проблем, на которые в той или иной степени можно было закрывать глаза в благополучное время. Так, перенасыщенность рынка игроками в условиях экономического роста, строительного бума, подъема производства, одним словом, постоянного увеличения количества заказов, не казалась серьезным препятствием для развития рынка. Но сейчас это одна из причин ценового демпинга, который на фоне общего снижения тарифов лишает заработка крупные и средние предприятия.

Если в течение 2008 г. рост цен на услуги автоперевозчиков составил около 11%, то в первом квартале 2009 г., согласно экспертным оценкам, расценки снизились на 25%. Таким образом, рентабельность бизнеса автомобильных перевозок неуклонно снижается, констатируют представители транспортных компаний. Во многом виновата так называемая «дикая дивизия» — перевозчики-одиночки и неквалифицированные посредники, которые не платят налоги и сбивают цены. Возможность для расцвета таких фирм появилась после отмены лицензирования транспортно-экспедиционной деятельности и автоперевозок: выход на рынок упростился значительно. Гендиректор РУТЭП «Севкавмежавтотранс», председатель НП «Транспортных экспедиционных компаний «Межавтотранс» Дмитрий ИРХИН считает, что демпингу способствует нерациональная система налогообложения: если у индивидуального предпринимателя всего один налог, то у автотранспортного предприятия их масса. Такая система налогообложения почти не оставила на рынке крупных компаний, поскольку они перестают быть рентабельными. Вот и получается, что индивидуальный предприниматель с автопарком из двух грузовиков «готов за три копейки гнать машину до Москвы». Демпингу способствует и поведение самих грузоотправителей, ведь по большому счету большинству из них важнее сэкономить, чем получить гарантии доставки груза без проблем.

«Еще нужно навести порядок среди тех, кто называет себя экспедиторами, — уверен Дмитрий Ирхин. — Автотранспортные предприятия задыхаются от налогов, а «липовые» экспедиторы, ни за что не отвечая, но по сути оказывая услуги по перевозке грузов, сидят на «вмененке» и обманывают государство». Средние и крупные компании вынуждены равняться на рыночную конъюнктуру и не поднимать цены. В итоге они работают либо с минимальной прибылью, либо «в ноль».

По некоторым оценкам, «теневики» составляют от 30 до 40 процентов от общего числа участников рынка. Если заставить их платить налоги, то поступления в бюджет будут значительно больше, уверены транспортники.

Приход неподготовленных участников рынка услуг по перевозке автомобильным транспортом, по общему мнению участников дискуссии, обусловил значительное снижение уровня профессионализма, появление в числе водителей людей, плохо знакомых с правилами дорожного движения, а то и вовсе неадекватных. Такие «специалисты» создают аварийно опасные ситуации на трассах при перевозках грузов. Но еще тревожнее увеличение их числа в сфере пассажироперевозок. По словам Вячеслава Ратобыльского, минтранс Ростовской области не может реально повлиять на ситуацию, так как допуском водителей к работе занимается множество иных структур. Проблема, по его мнению, связана с межведомственной разобщенностью контролирующих органов, пробелами и разрывами в существующей системе контроля.

Вопросы без ответов

По словам замдиректора Координационного совета промышленников и предпринимателей ЮФО Александра ПО-ТЕРЯХИНА, ситуация, сложившаяся в Ростовской области, характерна для всего Южного федерального округа, особенно — для республик Северного Кавказа. «Ни одна организация, включая Росстат, не сможет сказать, какое количество грузов, пассажиров перевезено автоперевозчиками за конкретный период времени. Если мы хотим в регионе конкурировать с иностранными игроками, которые заходят сюда на уровне транспортных монополий, надо наводить порядок», — считает Александр Потеряхин.

Конечно, кризис может сыграть в данной ситуации роль «санитара леса»: машины без должной профилактики и ремонта будут ломаться, запчасти к ним стоят дорого и «дикая дивизия», собрав за короткий период всю возможную для себя выручку, постепенно уйдет с рынка. Но полностью полагаться на такие перспективы и ждать, когда рынок сам «очистится», нельзя, убеждены собравшиеся за круглым столом. «Многие вопросы, связанные с координацией действий участников рынка перевозок автомобильным транспортом и с организацией учета на этом направлении, не могут быть решены в рамках одного субъекта Российской Федерации и требуют принятия соответствующих нормативных документов на федеральном уровне», — отмечает Александр Потеряхин.

Сейчас государство, как гарант обеспечения безопасности движения, сконцентрировало свое внимание в основном на развитии автомобильных дорог, согласен Дмитрий Ирхин, при этом эффективных механизмов государственного учета и контроля деятельности участников рынка услуг по автоперевозкам до сих пор не существует. Директор ООО «Ростовская транспортная логистика» Роман МУЗЫЧЕНКО считает, что и в части развития дорожной инфраструктуры усилий государства явно недостаточно: «Налоговое бремя автотранспортных предприятий растет, а дорожное покрытие ухудшается».

По словам гендиректора ООО «Экспресс-Сервис» Михаила ЩЕРБАКОВА, внутри самого рынка есть и позитивный пример: предприятия, входящие в состав Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП), уже несколько лет работают по международным законам.

В международном сообществе автоперевозчиков невозможны использование откровенно заниженных ставок и тарифов, привлечение на работу непрофессиональных водителей, неэффективные рейсы, не поддающаяся учету деятельность. Деятельность компаний-членов АСМАП гораздо более регламентирована, многие перечисленные внутренними перевозчиками проблемы для «международников» нехарактерны, согласен специалист АСМАП Юрий РУДНЕВ.

Однако и в этом сегменте есть свои «вопросы без ответов». В связи с кризисными явлениями в мировой экономике значительно уменьшился международный грузопоток, соответственно, серьезно снизилась рентабельность. Членам АСМАП приходится конкурировать с западными транспортными компаниями за заказы на перевозку грузов в Россию. «Существует и недобросовестная конкуренция со стороны «соседей», — делится Юрий Руднев. — Например, украинские транспортники позволяют себе демпинговать, и их поддерживает заказчик, который сегодня тоже старается на всем экономить». Дмитрий Ирхин по этому поводу отмечает, что в Белоруссии курс на приоритет в исполнении заказов местным перевозчиком поддерживается государством. Возможно, в сложившихся условиях не будет большим грехом со стороны государственной власти использование инструментов «патриотического протекционизма», чтобы создать преференции для национальных игроков.

СРО поможет?

«Стоит объединять перевозчиков, повышать роль и инициативность ассоциаций, которые могут обращаться к власти с предложениями, лоббировать на уровне законодательной и исполнительной власти интересы автотранспортных предприятий. Наша роль минимальна не потому, что мы не хотим заниматься проблемами рынка грузоперевозок, а потому, что на своем уровне не можем», — подчеркивает Вячеслав Ратобыльский.

Необходимость в саморегулируемых организациях (СРО) назрела давно, считают и сами участники рынка: это может быть серьезным инструментом для решения проблем перевозчиков. Транспортники считают саморегулирование еще и антикризисной мерой, поскольку установление единых правил и стандартов деятельности, финансовая защищенность перевозчиков, входящих в СРО, позволит выровнять спрос и предложение на рынке автотранспортных услуг, облегчит доступ к кредитным ресурсам, даст возможность рассчитывать на господдержку. Но проблема в том, что закон о СРО и сам порядок их работы понятен сегодня далеко не всем.

Рентабельность работы грузоперевозчиков может повысить сотрудничество ассоциаций транспортников с поставщиками качественных ГСМ, считает заместитель гендиректора ростовского филиала химического концерна «ХАДО» Константин АГАРКОВ. «Стабильная работа в системе грузоперевозок важна не только для самих перевозчиков. Нас, как поставщиков продукта для автобизнеса, интересуют стабильно работающие предприятия. Мы заинтересованы в том, чтобы они не просто выжили в сложной экономической ситуации, а успешно развивались, — отмечает он. — «ХАДО» может предложить транспортникам продукцию, которая существенно сократит их расходы. Так, использование наших смазочных материалов позволяет сократить расход топлива на холостом ходу на 30% и на 15% — в движении».

Участники дискуссии выразили надежду, что проект создания СРО в сфере автотранспортных перевозок не постигнет участь принятого Устава автомобильного транспорта, который после большой проделанной работы и жарких споров походит на «мертворожденный документ», не защищающий практических интересов всех сегментов автомобильной отрасли.

P.S. По итогам обсуждения за круглым столом был сформулирован список наиболее актуальных проблем, которые мешают эффективному развитию рынка грузовых автоперевозок. Резолюция круглого стола будет направлена в профильные структуры администрации и Законодательного собрания Ростовской области, представительства президента в ЮФО, Координационного совета промышленников и предпринимателей ЮФО, Государственной Думы.


Автор: Лариса Никитина