Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10. Сделано в ЮФО (4122)
Слились в диалоге (4174)
Ставка рефинансирования ЦБ снижена, количество проверок ограничено, государство обещает уменьшить базу налога на прибыль, а плательщикам ЕНВД разрешить не пользоваться кассовыми аппаратами
Галина Андреева  
Контроль, еще контроль! (4410)
Крупные промышленные предприятия могут не получать прямой господдержки, но контролировать их социально-экономическое положение государство не перестанет
Галина Андреева  
Сергей Назаров: «Все не столь критично, как представляется» (4426)
Максим Федоров  
Огонь на себя (4134)
Олимпийские проекты, в которых «не просматривается коммерческая перспектива», государство профинансирует самостоятельно
Максим Федоров  
Фундаментальная концентрация (4062)
Антикризисные меры, которые предпринимает государство, должны сохранить доступность транспортных услуг и обеспечить устойчивость всего транспортного комплекса
Галина Андреева  
Все маршруты ведут в Сочи (4480)
Строительство инфраструктуры для XXII зимних Олимпийских игр ведется на земле, в небесах и на море
Максим Федоров  
«Первое правило бизнеса: защищай свои инвестиции» (9085)
«В будущем будет два вида компаний: быстрые и мертвые…»
Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале («Бизнес в стиле ФАНК»)  
Зерновой двигатель (4844)
Рост показателей южнороссийских портов идет в основном за счет перевалки зерновых
Петр Максимов  
Михаил Чернышев: «Проект «Чистый Дон» будет реализован в полном объеме» (4485)
Марина Субботина  
Дорогу осилит везущий (4531)
Представители автотранспортных предприятий считают, что создание саморегулируемых организаций решит большинство проблем рынка
Лариса Никитина  
Верность традициям (4163)
Неизменное качество смазочных материалов Shell для коммерческого транспорта
Прибавить газу (6777)
Развитию российского рынка газомоторного топлива мешает отсутствие необходимой инфраструктуры и государственного стимулирования
Оксана Лебедева  
Отправляясь в дальний путь, про первичку не забудь (4746)
Неверное заполнение или отсутствие транспортных документов может обернуться значительными проблемами
Иван Шептухов, начальник отдела консалтинга ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону», Оксана Гайдункова, начальник отдела аудита ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону»  
Без средств передвижения (4066)
К концу2009 года эксперты ожидают сокращения продаж легковых автомобилей на 30-50 процентов
Лариса Никитина  
Пациент скорее жив (4371)
Рынок автокредитования, который еще зимой многие называли «мертвым», начинает оживать
Лариса Никитина  
Прибавили в весе (4359)
Минздравсоцразвития предлагает меры по контролю цен в коммерческом сегменте фармацевтического рынка
Светлана Морозова  
Вне очереди (3748)
Сотрудники радиологического отделения Областной клинической больницы надеются на господдержку и спонсоров
«Семья» — не название, а концепция (4758)
www.mc-semya.ru
Олеся Чехомова, президент медицинского центра «Семья»  

 

Мартин Шаккум: «Государство обязано решить проблему развития транспортной сети. С госкомпанией это будет дешевле и эффективнее»

№ 3 (27) (2009)
Количество просмотров: 4276
Версия для печати


В интервью «Вестнику» председатель комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартин ШАККУМ рассказал, когда может быть принят законопроект «О государственной компании «Российские автомобильные дороги», какие автомагистрали попадут в доверительное управление этой госкомпании и сколько нужно потратить на их избавление от «пробок» и «ям».  

— В чем суть создания госкомпании «Росавтодор», какие задачи она будет решить и какими полномочиями будет наделена?

— Основная задача, для решения которой планируется создать госкомпанию «Российские автомобильные дороги», заключается в образовании новой высокоэффективной структуры управления дорожным хозяйством, которая будет на постоянной основе заниматься развитием и модернизацией автодорог.

Главное отличие этого подхода от действующего механизма строительства, реконструкции и содержания автомобильных дорог —  освобождение компании от целого ряда излишне забюрократизированных процедур, характерных для обычного бюджетного финансирования автомобильных дорог. Например, сейчас к дорожникам справедливо адресуются упреки в чрезмерной затянутости сроков проведения конкурсов, неритмичности финансирования дорожных работ, неосвоения значительной части бюджетных средств. И эта ситуация во многом провоцируется как раз необходимостью пошаговых согласований с Минфином и Минэкономразвития России. Новая компания будет избавлена от этих ограничений. Для нее будет действовать упрощенный механизм, позволяющий самостоятельно, с использованием наиболее эффективных методов работы осуществлять свои непосредственные функции. Это не только резко повышает потенциал для обеспечения беспрерывного порядка ведения дорожных работ, но и делает госкомпанию привлекательным партнером для частного бизнеса.

В определенной мере можно сказать, что мы восстанавливаем действовавший ранее Федеральный дорожный фонд, который, как показала практика, позволял обеспечивать более интенсивную и продуктивную работу по развитию и поддержанию сети автомобильных дорог.

Разумеется, чтобы наши ожидания сбылись, нужно дать компании «Российские автомобильные дороги» необходимые полномочия, позволяющие самостоятельно принимать и реализовывать широкий круг решений. Для этого в законопроекте предусматривается, что компания будет сама осуществлять полномочия заказчика по дорожным объектам, концедента, взимать плату за проезд по дорогам компании и провоз тяжеловесных, крупногабаритных грузов, управлять размещением и проведением работ по объектам придорожной инфраструктуры, быть оператором платных автомобильных дорог, распоряжаться земельными участками в полосах отвода. Также компанией будет осуществляться изъятие земельных участков для строительства автомобильных дорог.

— За счет каких источников предполагается финансировать деятельность госкомпании? Подсчитан ли предварительный бюджет расходов и доходов?

— Мы предполагаем следующий механизм финансирования. Основные финансовые ресурсы компании будут сформированы за счет средств федерального бюджета. Это субсидии на осуществление деятельности по доверительному управлению автодорогами и субсидии на осуществление деятельности по строительству и реконструкции дорог. Также госкомпания будет получать ресурсы за счет передачи в субаренду земельных участков, платы за примыкание к автомобильным дорогам, платы с пользователей.

Теперь что касается предварительных объемов этого финансирования. Во-первых, мы рассчитываем, что в среднесрочной перспективе затраты, которые в рамках действующей системы предоставляются из федерального бюджета на дорожную деятельность, увеличиваться не будут. По сути, оснований для возникновения дополнительных расходов нет. Напротив, благодаря повышению эффективности новой организации финансирования и управления дорожным хозяйством, есть все основания ожидать больших объемов строительства, реконструкции автодорог, повышения их качества, безопасности и пропускной способности при меньших объемах бюджетных средств. Свой вклад в развитие транспортной сети должны внести и частые компании, активность которых в настоящее время сдерживается как раз недостатками действующей системы управления.

Непосредственно сами объемы финансирования деятельности госкомпании должны определяться на основе объемов работ, которые должны быть осуществлены этой структурой в рамках своей непосредственной деятельности.

Первоочередной задачей компании является решение проблемы именно автомагистралей, работающих в режиме «перегрузки». То есть тех трасс, которые по своей пропускной способности, качеству покрытия, условиям движения не соответствуют требованиям, предъявляемым участниками движения. Говоря проще, дороги с «пробками» и «ямами».

Для того чтобы сделать движение по этим участкам бесперебойным, с нормальным скоростным режимом, по нашим оценкам, необходимо построить более 6 тысяч километров высокоскоростных дорог и провести модернизацию уже имеющейся транспортной сети протяженностью порядка 12 тысяч километров. Ожидается, что на эти цели из федерального бюджета нужно будет предоставить «Росавтодору» порядка 1,9 трлн рублей в ценах 2008 года. Разумеется, это финансирование будет обеспечено не сразу, не одномоментно. Расчет сделан до 2030 года.

При этом, несмотря на кажущуюся значительность суммы, решение тех же проблем с использованием действующего механизма (то есть без привлечения внебюджетных средств, экономии расходов за счет оптимизации управления, повышения общей эффективности) за счет федерального бюджета стоит в несколько раз больше. К тому же следует принять во внимание и тот факт, что за эти деньги у нас появится опорная сеть автомобильных дорог самого высокого качества, соответствующая международным требованиям. Поэтому соотношение между достигаемым результатом и бюджетными затратами я однозначно оценил бы в пользу создания государственной компании.

— Как будет строиться работа госкомпании? Какие дороги будут переданы ей в доверительное управление? По какому принципу проходил отбор?

— Весь комплекс основных вопросов, связанных с требуемыми результатами работы, включая пропускную способность, протяженность, качество обслуживания дорог, финансово-экономические параметры, должен определяться программой деятельности на долгосрочный период, основой которой станут действующие федеральные целевые программы. Кроме того, на среднесрочную перспективу будет составляться финансовый план госкомпании.

Состав автодорог, которые будут переданы в доверительное управление, будет определять Правительство РФ. Основанием для такой передачи будет следующая характеристика: дорога эксплуатируется с превышением нормативной интенсивности движения, то есть требует модернизации, реконструкции. Также в доверительное управление попадут дороги, эксплуатация которых осуществляется на платной основе.

Таким образом, компании предстоит работать на самом «горячем» участке. И оценивать результаты ее деятельности мы тоже будем на основе того, насколько улучшились характеристики дороги, переданной в доверительное управление, повысилась безопасность и эффективность движения.

— Согласно законопроекту, в доверительное управление госкомпании будут переданы «автомобильные дороги общего пользования федерального значения… для их последующей эксплуатации на платной основе…». Возникает вопрос: у всех ли автомагистралей есть дублеры?

— В данном случае законопроект ничего не меняет. Согласно нормам действующего законодательства, решение об использовании автомагистрали на платной основе может быть принято при условии обеспечения возможности альтернативного проезда по автомобильным дорогам общего пользования или при условии, если возможность альтернативного бесплатного проезда будет обеспечена до ввода в эксплуатацию строящейся или реконструируемой платной автомобильной дороги. Создание госкомпании «Российские автомобильные дороги» никаким образом не приведет к нарушению этого правила: для каждой платной автодороги должен функционировать альтернативный путь.

Так что здесь опасения излишни. Перевод соответствующей трассы в рамках деятельности компании в категорию платных (после ее модернизации, реконструкции, уже с оптимальными транспортно-эксплуатационными характеристиками) будет осуществляться только при выполнении указанного требования.

— Каковы предполагаемые планы по строительству и реконструкции дорог, которые будут переданы в управление «Росавтодору»? Ориентировочный уровень затрат подсчитан?

— На этот вопрос я уже частично ответил. Пока мы ориентируемся на передачу в доверительное управление госкомпании 18,3 тысячи километров автомобильных дорог федерального значения. Из них одна треть будет функционировать в качестве магистралей и скоростных дорог, а две трети, работающих в режиме перегрузки, должны быть построены и реконструированы.

Общая стоимость таких работ составит в ценах 2008 года порядка 10 трлн рублей, при этом за счет федерального бюджета нужно будет профинансировать (путем передачи средств госкомпании) около 1,9 трлн рублей.

И это — не дополнительные затраты. Государство в любом случае обязано решить проблему развития транспортной сети. Просто с использованием «Российских автомобильных дорог» это будет дешевле и эффективнее.

— Какие структуры будут контролировать деятельность «Росавтодора»?

— В законопроекте детально прописаны инструменты контроля. Во-первых, общий контроль будет осуществляться наблюдательным советом государственной компании, в состав которого будут входить представители Правительства РФ, Федерального Собрания, Счетной палаты и председатель правления компании. Также в обязательном порядке создается ревизионная комиссия госкомпании для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью, включая проверку достоверности отчетности, оценку эффективности использования бюджетных средств и имущества компании, целевого расходования ресурсов. Порядок работы данной комиссии будет утверждаться наблюдательным советом. Наконец, законопроектом предусматривается обязательное формирование структурного подразделения для осуществления внутреннего аудита деятельности.

Во-вторых, мы устанавливаем обязательность ежегодной проверки годовой бухгалтерской и финансовой отчетности компании внешней аудиторской организацией, отбираемой на конкурсной основе.

В-третьих, четко определен порядок формирования, рассмотрения и обеспечения прозрачности отчетности о деятельности госкомпании «Российские автомобильные дороги». Годовой отчет о выполнении программы ее деятельности должен ежегодно направляться в Правительство РФ, Счетную палату, Федеральное дорожное агентство, Минтранс, а также публиковаться в СМИ и в сети Интернет. Состав органов управления, годовая бухгалтерская отчетность, аудиторское заключение являются общедоступными.

Исходя из этого можно утверждать, что система контроля достаточна для обеспечения оценки эффективности и законности деятельности. Но, в отличие от действующего механизма управления дорожным хозяйством, основные контрольные функции сосредоточены на оценке конечных результатов работы, а не отдельных производственных этапов и процедур.

— Предполагалось, что обсуждение документа в первом чтении состоится еще в январе, однако законопроект был отозван? Почему?

— Предложение о доработке законопроекта поступило к нам от Правительства РФ. В частности, для того чтобы не было необходимости вносить существенное количество поправок во втором чтении.

К сожалению, этот процесс затянулся из-за длительного согласования позиций Минтранса и Минфина. Поэтому мы смогли получить официальный отзыв правительства гораздо позднее, чем рассчитывали.

Однако доработка проекта Федерального закона «О государственной компании «Российскиер автомобильные дороги» носила скорее технический характер в части особенностей распоряжения земельными участками, порядка передачи дорог в доверительное управление. Концептуальные положения остались неизменными.

— Каковы результаты обсуждения законопроекта на заседании Госдумы в апреле? Как скоро законопроект может быть принят?

— 22 апреля 2009 года Государственная Дума приняла законопроект в первом чтении. В тридцатидневный срок, то есть до конца мая, мы завершаем прием поправок ко второму чтению и в рамках комитета по строительству и земельным отношениям начинаем их рассмотрение.

Учитывая, что все основные предложения и замечания к концепции и тексту уже неоднократно озвучивались и в Госдуме, и при проведении консультаций и переговоров с Правительством РФ, я надеюсь, что этот законопроект может быть принят до конца этой сессии.


Автор: Оксана Лебедева