Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10. Сделано в ЮФО (4122)
Слились в диалоге (4174)
Ставка рефинансирования ЦБ снижена, количество проверок ограничено, государство обещает уменьшить базу налога на прибыль, а плательщикам ЕНВД разрешить не пользоваться кассовыми аппаратами
Галина Андреева  
Контроль, еще контроль! (4410)
Крупные промышленные предприятия могут не получать прямой господдержки, но контролировать их социально-экономическое положение государство не перестанет
Галина Андреева  
Сергей Назаров: «Все не столь критично, как представляется» (4426)
Максим Федоров  
Огонь на себя (4134)
Олимпийские проекты, в которых «не просматривается коммерческая перспектива», государство профинансирует самостоятельно
Максим Федоров  
Фундаментальная концентрация (4062)
Антикризисные меры, которые предпринимает государство, должны сохранить доступность транспортных услуг и обеспечить устойчивость всего транспортного комплекса
Галина Андреева  
Все маршруты ведут в Сочи (4480)
Строительство инфраструктуры для XXII зимних Олимпийских игр ведется на земле, в небесах и на море
Максим Федоров  
«Первое правило бизнеса: защищай свои инвестиции» (9085)
«В будущем будет два вида компаний: быстрые и мертвые…»
Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале («Бизнес в стиле ФАНК»)  
Михаил Чернышев: «Проект «Чистый Дон» будет реализован в полном объеме» (4485)
Марина Субботина  
Мартин Шаккум: «Государство обязано решить проблему развития транспортной сети. С госкомпанией это будет дешевле и эффективнее» (4276)
Оксана Лебедева  
Дорогу осилит везущий (4531)
Представители автотранспортных предприятий считают, что создание саморегулируемых организаций решит большинство проблем рынка
Лариса Никитина  
Верность традициям (4163)
Неизменное качество смазочных материалов Shell для коммерческого транспорта
Прибавить газу (6777)
Развитию российского рынка газомоторного топлива мешает отсутствие необходимой инфраструктуры и государственного стимулирования
Оксана Лебедева  
Отправляясь в дальний путь, про первичку не забудь (4746)
Неверное заполнение или отсутствие транспортных документов может обернуться значительными проблемами
Иван Шептухов, начальник отдела консалтинга ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону», Оксана Гайдункова, начальник отдела аудита ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону»  
Без средств передвижения (4066)
К концу2009 года эксперты ожидают сокращения продаж легковых автомобилей на 30-50 процентов
Лариса Никитина  
Пациент скорее жив (4371)
Рынок автокредитования, который еще зимой многие называли «мертвым», начинает оживать
Лариса Никитина  
Прибавили в весе (4359)
Минздравсоцразвития предлагает меры по контролю цен в коммерческом сегменте фармацевтического рынка
Светлана Морозова  
Вне очереди (3748)
Сотрудники радиологического отделения Областной клинической больницы надеются на господдержку и спонсоров
«Семья» — не название, а концепция (4758)
www.mc-semya.ru
Олеся Чехомова, президент медицинского центра «Семья»  

 

Зерновой двигатель

№ 3 (27) (2009)
Количество просмотров: 4843
Версия для печати


В условиях глобального экономического кризиса и всеобщего падения объемов грузоперевозок в первом квартале 2009 года основные морские порты Юга России пострадали менее всего. Главным образом это связано с ростом мировых цен на зерновые и с резким сокращением российского транзита через порты Украины.

В условиях глобального экономического кризиса и всеобщего падения объемов грузоперевозок в первом квартале 2009 года основные морские порты Юга России пострадали менее всего. Главным образом это связано с ростом мировых цен на зерновые и с резким сокращением российского транзита через порты Украины.

По итогам прошлого года, в России было произведено 11 млн. тонн пшеницы и 1,5 млн. тонн ячменя. По утверждению вице-президента Российского зернового союза Александра Корбута, при нынешней благоприятной ценовой конъюнктуре (6000 руб. за продовольственную пшеницу 4-го класса в январе 2009 г. против 4500 руб. в декабре 2008-го) экспорт зерновых ожидается на уровне 17–17,5 млн. тонн. А по самым благоприятным прогнозам — около 23 млн. тонн.

Рост спроса, потянувший за собой рост цен, привел к тому, что основные зернотрейдеры срочно начали ажиотажную скупку зерна и вывоз его через порты Азовского и Черного морей. Однако если в прежние годы зерно по железной дороге отправлялось на Украину, а там уже переваливалось в местных портах, то сегодня положение кардинально изменилось: перевалка идет через южнороссийские порты.

Эксперты полагают, что на ситуацию повлияло снижение транспортных тарифов в России, которое стимулировало экспорт через отечественные мощности. По данным ОАО «Российские железные дороги», с декабря 2008 г. по настоящее время железнодорожный тариф при экспорте зерна через российские порты на средней дальности 624 км снизился почти на 20%: с $15,9 до $13 за тонну.

По утверждению руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Александра Давыденко, к 2015 г. около 90% российских грузов должно перерабатываться в портах РФ, и в последнее время российские порты активно наращивают объем перевалки. Так, если в 1992 г. порты сопредельных стран перерабатывали около 54% российских грузов, а порты РФ только 46%, то с 2000 г. и по сей день доля портов сопредельных стран в общем объеме перевалки российских грузов сократилась до 20%.

Объемы перевалки грузов в портах Юга России в 2008 г.

Объем перевалки, млн. тонн

Рост к 2007 г.,%

Объем перевалки, млн. тонн

Рост к 2007 г.,%

Российские порты, всего

455

1,1

12 портов Азово-Черноморского бассейна

160 (35% от общего грузооборота)

5

Источник: Росморречфлот

За первые месяцы 2009 г. транзит российского зерна через украинские порты сократился в 19 раз, при этом большая часть украинских портов вообще не перевалила ни одной тонны. По данным Министерства транспорта и связи Украины, с начала года перевозки зерновых транзитных грузов в направлении Ильичевского, Херсонского и Керченского портов, а также в порт Южный практически прекратились. Как сообщает ведомство, объем перевозок российского зерна в сторону украинских портов в январе 2009 г. составил 100 вагонов. Для сравнения: в 2008 г. количество вагонов с российским зерном ежемесячно составляло 1800-1900. В направлении порта Одесса в нынешнем январе было направлено 142 вагона российских зерновых грузов (38% от декабрьского показателя).

Весомая прибавка

Ситуацией сполна воспользовались в Новороссийске — именно через этот порт хлынул главный экспортный зерновой поток. Однако повышенные объемы привели к вполне ожидаемому эффекту. Главный портовый грузопереработчик — Новороссийский зерновой терминал даже со стахановскими темпами работы (среднесуточная обработка выросла с 168 до 200 вагонов-зерновозов), перестал справляться с возросшим в 2-2,5 раза грузопотоком. Это фактически парализовало движение на припортовых железнодорожных станциях. К примеру, 20 февраля в адрес терминала была отгружена трехсуточная норма — 659 вагонов. В итоге РЖД пришлось даже несколько раз прибегать к запретительной конвенции на заключение договоров на отгрузку зерна.

«Пробку» под Новороссийском вышибали более месяца. Зато именно взлетевший зернопоток позволит главному стивидору страны — ОАО «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) — по итогам квартала перекрыть даже прошлогодние показатели по грузообороту. Согласно консолидированным операционным результатам за этот период, грузооборот компании составил 21 млн. тонн, что на 2,5 млн. тонн превышает объемы аналогичного периода 2008 г., сообщили в пресс-службе порта. По мнению гендиректора НМТП Игоря Вилинова, продемонстрировать рост объемов перевалки позволили «конкурентные преимущества порта, основанные на универсальности грузовой базы и технологической гибкости перегрузочных мощностей, а также своевременная реализация важнейших проектов по строительству специализированных терминалов». «Привлечение дополнительных объемов нефтепродуктов, руды и железорудного концентрата, а также увеличение перевалки зерна и сырой нефти позволили полностью компенсировать неизбежное снижение объемов перевалки контейнеров, черных металлов, лесных и некоторых других грузов», — добавил он.

За первый квартал НМТП перевалил 2,087 млн. тонн зерна, доля зерна в общем грузообороте увеличилась более чем в 3 раза и составила 10%. В отчетном квартале перевалка сырой нефти увеличилась на 1 млн. тонн (на 10%) в сравнении с 1-м кварталом 2008 г., хотя темпы роста в марте несколько замедлились. Вследствие благоприятной рыночной конъюнктуры перевалка нефтепродуктов росла более высокими темпами (+ 25%), прирост составил 640 тыс. тонн по сравнению с аналогичным периодом 2008 г. Доля нефтепродуктов в общем грузообороте возросла до 15,3% против 14% годом ранее.

В первом квартале НМТП также привлек дополнительные объемы руды и железорудного концентрата, ранее переваливаемых в украинских портах: объем перевалки данного вида грузов достиг 750 тыс. тонн (3,6% от общего грузооборота). В то же время вполне предсказуемо «просели» металлы и лом, контейнеры, минеральные удобрения, цемент.

Однако предполагается, что до конца года недавно пущенный терминал по перевалке светлых нефтепродуктов мощностью 1 млн тонн в год выйдет на проектную мощность и позволит поправить итоговые показатели НМТП. К тому же уже в апреле было объявлено о начале реализации проекта строительства терминала по перевалке мазута на экспорт на базе подконтрольного собственникам порта ОАО «Импортпище-пром». Мощность терминала составит 3 млн тонн в год. Пока идет разработка проектной документации, но судя по незначительной для инфраструктурных проектов сумме инвестиций (называются цифры до $24 млн.) и небольшому объему работ, пуск терминала, запланированный на следующий год, вполне вероятен.

Как заметили «Вестнику» в исследовательской компании Infranews, НМТП стал единственным портом, давшим весомую прибавку в общую копилку грузооборота РФ. При этом он остался единственным, который привлек новый объем, ни у кого его не отобрав.

Нацелились на перспективу

Туапсинский морской торговый порт (ТМТП) пока может похвастаться не результатами, а перспективами. Кризис ударил по порту особенно сильно, так как его собственники, близкие к руководству Новолипецкого меткомбината, сами оказались в сложном положении из-за проблем со сбытом металла (по большей части продукция уходила на экспорт через Туапсе). За весь первый квартал ни металл, ни цемент через порт не проходили, упала обработка угля и других навалочных грузов. За первые три месяца обработано в порту 4,2 млн. тонн (главным образом нефтеналивных), что на 12% меньше аналогичного показателя прошлого года.

Сложную ситуацию даже пришлось выправлять собственникам. Один из владельцев Новолипецкого меткомбината Владимир Лисин выкупил за$254 млн акции порта у НЛМК для собственной компании. По мнению аналитиков, сумма вдвое превышала реальную стоимость пакета.

Однако инвестиции пришлись кстати, и уже в начале весны ТМТП начал переговоры с представителями болгарского порта Варна об открытии новой регулярной грузовой линии Варна — Сочи — Туапсе. Новая линия позволит обеспечить доставку строительных материалов и оборудования болгарских производителей для возведения олимпийских объектов в Сочи.

С другой стороны, порт в Туапсе, мимо которого прошли зерновые потоки, начал срочно исправлять ситуацию и строить перевалочный комплекс экспортных зерновых культур производственной мощностью 2 млн. тонн в год. Уже окончена его первая очередь (причальные стенки, железнодорожные пути, эстакады, очистительная башня и пр.), ожидается, что глубоководный причал №9 «а» длиной 255 метров для приема судов дедвейтом до 50 тыс. тонн, подъездные пути и иная наземная инфраструктура будут окончательно сданы в эксплуатацию нынешним летом. Ожидаемая скорость погрузки — 700 тонн в час.

Кроме того, МХК «ЕвроХим» уже неоднократно заявлял о намерении вложить 2 млрд. руб. в строительство балкерного терминала по перевалке минеральных удобрений мощностью 2,3 млн. тонн в год. Реализация этих планов может серьезно повлиять на рост грузооборота порта. Однако его ограниченные рельефом местности возможности вряд ли сулят какой-либо прорыв в транзите.

Ставка на контейнеры

Грузооборот Таганрогского порта (ТМТП) упал еще по итогам прошлого года: объем составил 1,4 млн. тонн, это на 29% ниже, чем в 2007 г. При этом экспортный грузопоток снизился вдвое из-за невыполнения клиентами взятых на себя обязательств по заявленному гарантийному объему перевалки основных экспортных грузов (уголь, нефтепродукты, зерно).

По итогам квартала эти показатели еще печальнее: 167 тыс. тонн (минус 31% в сравнении с годом ранее). При этом обработка импортных грузов сократилась на 91% (5,7 тыс. тонн), экспортных — на 39% (до 111 тыс. тонн).

В Таганроге сегодня предпочитают делать ставку на расширение возможностей перевалки контейнерных грузов. При этом в руководстве порта ссылаются на серьезный прошлогодний рост по этому виду груза (+ 29%, что составило 48,8 тыс. TEU). Как сообщили «Вестнику» в пресс-службе ТМТП, в текущем году планируется направить более 40 млн руб. на реконструкцию и строительство специализированного причала для переработки контейнерных грузов емкостью единовременного хранения 1300 TEU. Это позволит уже во второй половине года ввести в эксплуатацию специализированный причал производственной мощностью до 90 тыс. TEU в год.

Собственникам порта, конечно, виднее. Но учитывая, что в кризисный период практически все порты испытывают сложности именно с контейнерными перевозками (сам Таганрог просел по этому показателю на 86% за январь-март 2009 г.), возможно, стоило бы использовать средства для более насущных задач. К примеру, на расширение мощностей по перевалке зерна. Ведь за первый квартал при ажиотажном экспортном спросе перевалка зерновых упала в Таганроге на 22% (10 тыс. тонн).


Автор: Петр Максимов