Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10. Сделано в ЮФО (4122)
Слились в диалоге (4174)
Ставка рефинансирования ЦБ снижена, количество проверок ограничено, государство обещает уменьшить базу налога на прибыль, а плательщикам ЕНВД разрешить не пользоваться кассовыми аппаратами
Галина Андреева  
Контроль, еще контроль! (4410)
Крупные промышленные предприятия могут не получать прямой господдержки, но контролировать их социально-экономическое положение государство не перестанет
Галина Андреева  
Сергей Назаров: «Все не столь критично, как представляется» (4426)
Максим Федоров  
Огонь на себя (4134)
Олимпийские проекты, в которых «не просматривается коммерческая перспектива», государство профинансирует самостоятельно
Максим Федоров  
Все маршруты ведут в Сочи (4479)
Строительство инфраструктуры для XXII зимних Олимпийских игр ведется на земле, в небесах и на море
Максим Федоров  
«Первое правило бизнеса: защищай свои инвестиции» (9084)
«В будущем будет два вида компаний: быстрые и мертвые…»
Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале («Бизнес в стиле ФАНК»)  
Зерновой двигатель (4843)
Рост показателей южнороссийских портов идет в основном за счет перевалки зерновых
Петр Максимов  
Михаил Чернышев: «Проект «Чистый Дон» будет реализован в полном объеме» (4485)
Марина Субботина  
Мартин Шаккум: «Государство обязано решить проблему развития транспортной сети. С госкомпанией это будет дешевле и эффективнее» (4276)
Оксана Лебедева  
Дорогу осилит везущий (4531)
Представители автотранспортных предприятий считают, что создание саморегулируемых организаций решит большинство проблем рынка
Лариса Никитина  
Верность традициям (4163)
Неизменное качество смазочных материалов Shell для коммерческого транспорта
Прибавить газу (6777)
Развитию российского рынка газомоторного топлива мешает отсутствие необходимой инфраструктуры и государственного стимулирования
Оксана Лебедева  
Отправляясь в дальний путь, про первичку не забудь (4746)
Неверное заполнение или отсутствие транспортных документов может обернуться значительными проблемами
Иван Шептухов, начальник отдела консалтинга ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону», Оксана Гайдункова, начальник отдела аудита ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону»  
Без средств передвижения (4066)
К концу2009 года эксперты ожидают сокращения продаж легковых автомобилей на 30-50 процентов
Лариса Никитина  
Пациент скорее жив (4371)
Рынок автокредитования, который еще зимой многие называли «мертвым», начинает оживать
Лариса Никитина  
Прибавили в весе (4359)
Минздравсоцразвития предлагает меры по контролю цен в коммерческом сегменте фармацевтического рынка
Светлана Морозова  
Вне очереди (3748)
Сотрудники радиологического отделения Областной клинической больницы надеются на господдержку и спонсоров
«Семья» — не название, а концепция (4758)
www.mc-semya.ru
Олеся Чехомова, президент медицинского центра «Семья»  

 

Фундаментальная концентрация

№ 3 (27) (2009)
Количество просмотров: 4061
Версия для печати


632,2 миллиарда рублей — во столько первоначально оценивались затраты федерального бюджета на транспортную инфраструктуру в 2009 г. Но к апрелю транспортников, как и многих других, пришлось несколько ужать — до 559 миллиардов. «Вестник» изучил, на чем государство сконцентрирует свои усилия.

«С учетом оптимизации бюджета объем средств составил 478,5 млрд. рублей, а с учетом антикризисной поддержки — 559,9 млрд. рублей. Это на 11,4% меньше первоначально утвержденного бюджета», — рассказывал в середине апреля министр транспорта РФ Игорь Левитин. «Но, несмотря на все сложности, мы все-таки не сокращаем, а увеличиваем ассигнования на развитие транспортной системы», — отметил премьер-министр РФ Владимир Путин, пояснив, как правильно считать. В прошлом году транспортная инфраструктура получила из федерального бюджета 421 млрд. руб., то есть в сравнении с этой суммой в нынешнем году финансирование отрасли увеличится на 30%.

В период финансового кризиса транспортная инфраструктура, естественно, рассматривается под углом программы антикризисных мер правительства. Как следует из доклада Игоря Левитина, государство определило основные задачи и теперь на них сконцентрирует свои усилия. «Рассматриваем такой подход в качестве одной из важнейших антикризисных мер, которая позволит не только создать дополнительные рабочие места, но и заложит инфраструктурный фундамент для посткризисного развития страны», — заверил Владимир Путин.

Первая задача — обеспечение доступности транспортных услуг для населения. Железнодорожникам государство продолжит субсидировать пассажирские перевозки дальнего следования в плацкартных и общих вагонах, льготным останется проезд для школьников и студентов. Авиаторам будут субсидироваться перевозки пассажиров с Дальнего Востока и обратно.

Обеспечение устойчивой работы организаций транспортного комплекса и сохранение квалифицированных кадров — это вторая задача. Хуже всего дела обстоят в авиации, признал Игорь Левитин. Поэтому основная доля антикризисных мероприятий приходится на авиатранспорт. Так, стимулируя обновление авиапарка, правительство уже отменило ввозные пошлины в отношении иностранных самолетов с количеством посадочных мест до 50 и свыше 300 человек. Минувшим декабрем датируется и постановление о субсидировании возможных затрат коммерческих банков по сделкам кредитования авиакомпаний. Планируется, что это облегчит последним доступ к кредитным ресурсам. Готовятся изменения в Таможенный кодекс об отсрочке уплаты таможенных пошлин и налогов на воздушные суда и комплектующие к ним на срок до 6 месяцев. Также предлагается возмещать из федерального бюджета три четверти затрат на уплату лизинговых платежей за отечественные самолеты, которые получают российские лизинговые компании.

Кроме того, повлиять на финансовую ситуацию авиаперевозчиков должны новые правила недискриминационного доступа к услугам аэропортов. Речь идет прежде всего о взаимодействии топливно-заправочных комплексов и авиакомпаний. Как недавно доложил вице-премьер Сергей Иванов, антимонопольное ведомство уже направило проект положения на согласование в Минюст, после чего он будет рассмотрен в правительстве. «Смысл этого положения заключается в том, что теперь топливно-заправочные комплексы фактически избавляются от посредников — «жучков», которые до этого там сидели и, не производя ни топлива, никаких услуг, просто поставляли топливо с определенными накрутками, — пояснил Сергей Иванов. — Мы ограничиваем и фиксируем услуги любого топливно-заправочного комплекса в любом аэропорту страны только хранением авиакеросина, получаемого с предприятия «нефтянки», и доставкой этого топлива под крыло самолета, то есть до заправки этим топливом самолета перед вылетом. Так же, как мы раньше регулировали тарифами такие государственные услуги, как взлет, посадка, аэронавигационное обслуживание. С выходом этого постановления Федеральная служба по тарифам будет устанавливать тариф за хранение топлива в аэропорту и доставку его под крыло самолета для заправки».

По мнению федеральных чиновников, добавить устойчивости транспортной отрасли также помогут льготы в налогообложении. «В сложившихся условиях мы просим субъекты РФ проработать вопрос о введении льготного налогообложения при уплате налога на имущество и земельного налога для аэропортов, морских и речных портов. Результаты анализа показали существенное влияние данных налогов на финансовую деятельность хозяйствующих субъектов», — заявил Игорь Левитин. Сейчас льготное налогообложение распространяется на железнодорожную инфраструктуру, трубопроводы и федеральные автодороги. С аналогичной инициативой в адрес Правительства РФ обратились представители Союза транспортников России. В их обращении говорится, что наземным транспортным объектам требуются большие земельные площади, поэтому следует принять внесенный комитетом Госдумы по транспорту законопроект об отнесении земель транспорта к ограниченным в обороте и распространить на них норму налога на землю 0,3%.

Со снижением налогов не согласны представители Минфина: по их подсчетам, госбюджет потеряет порядка 4,5 млрд. руб., которые придется компенсировать регионам. Власти регионов в раздумьях. Например, по словам министра строительства и дорожного хозяйства Астраханской области Олега Полумордвинова, астраханское правительство предполагает рассмотреть «возможности снижения дифференцированных ставок налога на имущество и предоставления дополнительных налоговых льгот по уплате транспортного налога».

Уменьшить финансовую нагрузку на бюджеты субъектов РФ при строительстве и реконструкции автодорог призвано снижение минимального размера софинансирования. Если прежде при строительстве дорожных объектов из федерального бюджета поступало 80%, а регионы софинансировали 20% затрат, то теперь соотношение составляет 95% к 5%.

Антикризисная задача номер три — снижение транспортных издержек реального сектора экономики — связана с железнодорожными перевозками. Тарифы на грузоперевозки РЖД увеличены на 8% вместо планируемых 14%.

Привлечение внебюджетных инвестиций — это четвертая задача, поставленная перед транспортной отраслью. Игорь Левитин уверен, что проекты на условиях государственно-частного партнерства получат дальнейшее развитие. «В определенном смысле можно констатировать, что инфраструктура сегодня является одним из наиболее перспективных сегментов мирового инвестиционного рынка, несмотря на кризисные явления», — считает министр. По словам руководителя практики ГЧП и инфраструктуры юрфирмы Magisters Дмитрия Дементьева, государственно-частное партнерство находится в России в зачаточном состоянии, поскольку формализована процедура была лишь в 2005 г. Но концессионные проекты, действительно, «заточены» под решение транспортных проблем.

По мнению Игоря Левитина, выполнение определенных правительством ключевых задач позволит ввести в эксплуатацию ряд важнейших транспортных объектов.

Транспортные объекты на Юге России, которые планируется завершить в 2009 г.

Воздушный транспорт:

  • удлинение взлетно-посадочной полосы в аэропортах Элисты, Сочи;
  • замена светосигнального оборудования в аэропорте Ростова-на-Дону.

Морской и речной транспорт:

  • терминалы в портах Новороссийск, Темрюк и Оля;
  • перегрузочный комплекс по перевалке нефти и газа в порту Тамань;
  • реконструкция отдельных элементов комплексных гидроузлов Волжского бассейна;
  • работы по технико-экономическому обоснованию выбора водного пути между Каспием и Черным морем.

Автомобильный транспорт (всего в России планируется ввести около 1000 км федеральных автодорог):

  • реконструкция участков автомагистрали М-4 «Дон»; обход города Сочи;
  • мостовой переход через Волгу в Волгограде; продолжение строительства совмещенной (автомобильной и железнодорожной) дороги Адлер — Красная Поляна.

Автор: Галина Андреева