Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10. Сделано в ЮФО (4118)
Слились в диалоге (4171)
Ставка рефинансирования ЦБ снижена, количество проверок ограничено, государство обещает уменьшить базу налога на прибыль, а плательщикам ЕНВД разрешить не пользоваться кассовыми аппаратами
Галина Андреева  
Контроль, еще контроль! (4405)
Крупные промышленные предприятия могут не получать прямой господдержки, но контролировать их социально-экономическое положение государство не перестанет
Галина Андреева  
Огонь на себя (4132)
Олимпийские проекты, в которых «не просматривается коммерческая перспектива», государство профинансирует самостоятельно
Максим Федоров  
Фундаментальная концентрация (4056)
Антикризисные меры, которые предпринимает государство, должны сохранить доступность транспортных услуг и обеспечить устойчивость всего транспортного комплекса
Галина Андреева  
Все маршруты ведут в Сочи (4475)
Строительство инфраструктуры для XXII зимних Олимпийских игр ведется на земле, в небесах и на море
Максим Федоров  
«Первое правило бизнеса: защищай свои инвестиции» (9081)
«В будущем будет два вида компаний: быстрые и мертвые…»
Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале («Бизнес в стиле ФАНК»)  
Зерновой двигатель (4841)
Рост показателей южнороссийских портов идет в основном за счет перевалки зерновых
Петр Максимов  
Михаил Чернышев: «Проект «Чистый Дон» будет реализован в полном объеме» (4483)
Марина Субботина  
Мартин Шаккум: «Государство обязано решить проблему развития транспортной сети. С госкомпанией это будет дешевле и эффективнее» (4274)
Оксана Лебедева  
Дорогу осилит везущий (4527)
Представители автотранспортных предприятий считают, что создание саморегулируемых организаций решит большинство проблем рынка
Лариса Никитина  
Верность традициям (4158)
Неизменное качество смазочных материалов Shell для коммерческого транспорта
Прибавить газу (6772)
Развитию российского рынка газомоторного топлива мешает отсутствие необходимой инфраструктуры и государственного стимулирования
Оксана Лебедева  
Отправляясь в дальний путь, про первичку не забудь (4742)
Неверное заполнение или отсутствие транспортных документов может обернуться значительными проблемами
Иван Шептухов, начальник отдела консалтинга ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону», Оксана Гайдункова, начальник отдела аудита ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону»  
Без средств передвижения (4060)
К концу2009 года эксперты ожидают сокращения продаж легковых автомобилей на 30-50 процентов
Лариса Никитина  
Пациент скорее жив (4368)
Рынок автокредитования, который еще зимой многие называли «мертвым», начинает оживать
Лариса Никитина  
Прибавили в весе (4356)
Минздравсоцразвития предлагает меры по контролю цен в коммерческом сегменте фармацевтического рынка
Светлана Морозова  
Вне очереди (3742)
Сотрудники радиологического отделения Областной клинической больницы надеются на господдержку и спонсоров
«Семья» — не название, а концепция (4753)
www.mc-semya.ru
Олеся Чехомова, президент медицинского центра «Семья»  

 

Сергей Назаров: «Все не столь критично, как представляется»

№ 3 (27) (2009)
Количество просмотров: 4421
Версия для печати


По утверждению первого заместителя губернатора Ростовской области Сергея Назарова, несмотря на влияние кризиса, сегодня бюджет региона выше уровня прошлого года на 10%. Однако, реально оценивая ситуацию, донские власти намерены оптимизировать объемы капитальных вложений, выполнив при этом все социальные обязательства. В ряду антикризисных приоритетов Сергей Назаров выделяет поддержку предприятий и стабилизацию на рынке труда. Прогнозируя дальнейшее развитие событий в экономике, вице-губернатор указывает на неизбежность диверсификации отраслевых направлений: «Должны определиться приоритеты — тогда можно будет говорить об устойчивом росте».

Объемы капитальных вложений требуется пересмотреть

— Первые проявления кризиса в виде снижения объемов промышленного производства мы получили в октябре прошлого года; пик пришелся на январь этого года, когда индекс производства упал до 76%. Неплохо в период падения чувствовало себя село. Больше всего пострадали те отрасли, где наиболее значительно свернулся спрос, — металлургия, обработка, угледобыча. На проблемы со сбытом они отреагировали «адекватно»: сократили объемы, перешли на неполную рабочую неделю, стали снижать издержки… Однако уже в марте индекс производства в области вырос и превысил 90%.

Безусловно, нынешняя ситуация отразилась на региональном бюджете. Около 30% его доходов составляет налог на прибыль, а падение спроса, увеличение издержек привели к снижению прибыльности предприятий. Тем не менее сегодня бюджет по доходам выше уровня 2008 года на 10%. И даже если мы еще скорректируем его и, снизив доходы, выйдем на уровень прошлого года, это, на мой взгляд, не кризис. Так что все не столь критично, как представляется. Все социальные обязательства бюджета выполняются и будут выполняться. Хотя объемы капитальных вложений требуется пересмотреть, расставив приоритеты и оптимизировав затраты.

Наша поддержка предприятий — максимальна

— В бюджете области предусмотрено около 380 млн. рублей на субсидирование процентной ставки по кредитам на инвестиционные цели предприятий. Эта мера поддержки повышает решительность банков при выдаче кредитов, так как частично расходы по уплате процентной ставки мы берем на себя. На субсидию могут рассчитывать инвесторы, которые будут вводить объекты в нынешнем году.

Вместе с тем мы помогаем крупным предприятиям реструктуризировать ранее полученные кредиты. Когда у предприятия несколько банков-кредиторов, надо, чтобы они действовали в едином направлении, чтобы не получилось, что каждый тянет одеяло на себя, и в итоге никто ничего не получит. В частности, такая работа ведется сейчас по Таганрогскому автомобильному заводу.

Мы также снизили налоги для тех, кто находится на упрощенной системе налогообложения. С точки зрения стимулирования инвестиционной деятельности, расширять преференции дальше просто некуда — наша поддержка и так максимальна в рамках существующих у субъекта полномочий. При этом считаю, что поддерживать всех подряд не имеет смысла. Если предприятие нежизнеспособное, то честнее по отношению к нему не продлевать ему агонию, давая очередные льготы — все равно результат будет один. Как говорится, лучше ужасный конец, чем ужас без конца.

Почему ТАГАЗ не попал в программу по автокредитованию?

— В рамках государственной поддержки оборонного комплекса получил согласование на кредитование «Роствертол» — сегодня он прорабатывает этот вопрос со Сбербанком. Прямые формы господдержки оказаны заводам «Красный гидропресс» и «ТАВИА». «Таганрогская авиация» на покрытие убытков получила около 117 млн. рублей. Это реальные деньги, которые позволили решить проблемы неплатежей.

Во время недавнего визита в Ростовскую область министра промышленности и торговли РФ Виктора Христенко обсуждался ряд проектов, по которым будет субсидироваться процентная ставка по кредитам на экспортную деятельность и по оборотным деньгам. Обсуждалось и положение дел на Новочеркасском электровозостроительном заводе. Правда, это скорее вопрос к «Российским железным дорогам»: загрузка НЭВЗа зависит от инвестиционной программы и прямого заказа РЖД. Пока заказ сформирован ниже уровня 2008 года, хотя он достаточно приличен. Мы договорились, что при увеличении средств инвестиционной программы заказ железнодорожников для НЭВЗа тоже вырастет.

А вот что касается ТАГАЗа — нам было непонятно, почему он не вошел в список системообразующих наравне с 39 другими донскими предприятиями, включенными в соответствующий список Минэкономразвития РФ; почему он не попал в число участников правительственной программы по автокредитованию. На эту тему у нас была дискуссия с Федерацией. Приводился такой довод: ТАГАЗ в свое время не подписал соглашение о промышленной сборке. На мой взгляд, это нелогично, ведь промсборка — это отдельное мероприятие, в рамках которого его участники имели свои обязательства, но одновременно и преференции в виде льготных таможенных платежей, которых не было у ТАГАЗа. Мы договорились, что до 20 мая в рамках согласованного плана мероприятий обоснуем позиции и найдем с Мин-промторгом РФ решение. Кроме того, договорились, что в рамках господдержки выпускаемые ТАГАЗом автобусы будут включены в общий перечень для закупки регионами РФ.

Опыт организации самозанятости населения на Дону есть

— Самый простой способ снижения издержек, не требующий большого «творчества», — сокращение численности персонала. В итоге мы получили рост безработицы. Сказать, что он сегодня прекратился, нельзя, тем не менее темпы роста снизились. В настоящее время в Ростовской области около 40 тысяч зарегистрированных безработных, и последние недели эта цифра не меняется.

В программе по снижению напряженности на региональном рынке труда имеется ряд направлений, в том числе организация самозанятости. Деньги будут выделяться напрямую гражданам — порядка 58 тысяч рублей на человека — это годовая сумма выплаты пособия по безработице. До сих пор, правда, сумма варьировалась от 10 до 58 тысяч рублей, в зависимости от размера назначенного пособия. Но мы выходили с инициативой в Правительство РФ, говорили: 10 тысяч — сумма несерьезная для того, чтобы начать собственное дело, и надо перейти к максимальному размеру. С нашим предложением согласились, и, думаю, в ближайшее время соответствующее изменение будет принято.

Опыт организации самозанятости населения у нас есть. В рамках реструктуризации угольной отрасли она в качестве эксперимента применялась в Белой Калитве и Шахтах. Людям тогда тоже выдавали деньги, и они открывали собственное дело — мини-фермы, мини-производства. Мы планируем, что теперь в рамках организации самозанятости на Дону будет создано дополнительно около трех тысяч рабочих мест.

Кредитование экономики — по-прежнему главный сдерживающий фактор

— Ситуация в целом изменилась в лучшую сторону. Замедлились темпы падения, мы получили восходящий тренд… И все же пока рано говорить о том, что экономическая ситуация кардинально улучшилась. По-прежнему сложной остается проблема кредитования экономики, и это главный сдерживающий фактор.

Недавно мы обсуждали предложение, с которым выступил Европейский банк реконструкции и развития. Он готов кредитовать предприятия на условиях вхождения в уставной капитал в размере до 25%. Через пять лет банк возвращает эту долю назад с последующим выкупом. На мой взгляд, это достаточно интересная форма сотрудничества: по сути, это дополнительный капитал и возможность технического перевооружения, переоснащения. Но пока желающих принять предложение банка появилось, увы, немного. Мне кажется, что это вопрос ответственности бизнеса и оценки ситуации. Все выжидают, как будут разворачиваться дальнейшие события. Притом, что сегодня в России нет длинных денег для инвестиционной деятельности.

На мой взгляд, неизбежна диверсификация каких-то отраслевых направлений. Должны определиться приоритеты — и тогда можно будет говорить об устойчивом росте. Понятно, что диверсификация экономики повлечет за собой негативные социальные последствия в виде высвобождения людей. И в городах с моноструктурой будут переживать это наиболее остро. В качестве примера приведу 1990-е годы, когда реструктуризировалась угольная отрасль. Наиболее сложно тогда переживали этот процесс именно в тех территориях, где бюджеты муниципальных образований были завязаны на монопредприятия.

Какие отрасли в результате диверсификации умрут, а какие появятся — сложно сказать. Сегодня мы можем уверенно говорить о развитии села, так как потребительский спрос здесь понятен и имеется значительная ниша для роста с точки зрения импортозамещения. Думаю, что своеобразной лакмусовой бумажкой, платформой для определения наиболее интенсивно развивающихся, наиболее востребованных направлений экономики может стать малый бизнес.


Автор: Максим Федоров