Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10. Сделано в ЮФО (4122)
Слились в диалоге (4175)
Ставка рефинансирования ЦБ снижена, количество проверок ограничено, государство обещает уменьшить базу налога на прибыль, а плательщикам ЕНВД разрешить не пользоваться кассовыми аппаратами
Галина Андреева  
Сергей Назаров: «Все не столь критично, как представляется» (4426)
Максим Федоров  
Огонь на себя (4134)
Олимпийские проекты, в которых «не просматривается коммерческая перспектива», государство профинансирует самостоятельно
Максим Федоров  
Фундаментальная концентрация (4062)
Антикризисные меры, которые предпринимает государство, должны сохранить доступность транспортных услуг и обеспечить устойчивость всего транспортного комплекса
Галина Андреева  
Все маршруты ведут в Сочи (4480)
Строительство инфраструктуры для XXII зимних Олимпийских игр ведется на земле, в небесах и на море
Максим Федоров  
«Первое правило бизнеса: защищай свои инвестиции» (9085)
«В будущем будет два вида компаний: быстрые и мертвые…»
Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале («Бизнес в стиле ФАНК»)  
Зерновой двигатель (4844)
Рост показателей южнороссийских портов идет в основном за счет перевалки зерновых
Петр Максимов  
Михаил Чернышев: «Проект «Чистый Дон» будет реализован в полном объеме» (4485)
Марина Субботина  
Мартин Шаккум: «Государство обязано решить проблему развития транспортной сети. С госкомпанией это будет дешевле и эффективнее» (4277)
Оксана Лебедева  
Дорогу осилит везущий (4531)
Представители автотранспортных предприятий считают, что создание саморегулируемых организаций решит большинство проблем рынка
Лариса Никитина  
Верность традициям (4164)
Неизменное качество смазочных материалов Shell для коммерческого транспорта
Прибавить газу (6778)
Развитию российского рынка газомоторного топлива мешает отсутствие необходимой инфраструктуры и государственного стимулирования
Оксана Лебедева  
Отправляясь в дальний путь, про первичку не забудь (4747)
Неверное заполнение или отсутствие транспортных документов может обернуться значительными проблемами
Иван Шептухов, начальник отдела консалтинга ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону», Оксана Гайдункова, начальник отдела аудита ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону»  
Без средств передвижения (4067)
К концу2009 года эксперты ожидают сокращения продаж легковых автомобилей на 30-50 процентов
Лариса Никитина  
Пациент скорее жив (4371)
Рынок автокредитования, который еще зимой многие называли «мертвым», начинает оживать
Лариса Никитина  
Прибавили в весе (4360)
Минздравсоцразвития предлагает меры по контролю цен в коммерческом сегменте фармацевтического рынка
Светлана Морозова  
Вне очереди (3749)
Сотрудники радиологического отделения Областной клинической больницы надеются на господдержку и спонсоров
«Семья» — не название, а концепция (4759)
www.mc-semya.ru
Олеся Чехомова, президент медицинского центра «Семья»  

 

Контроль, еще контроль!

№ 3 (27) (2009)
Количество просмотров: 4410
Версия для печати


Посетить несколько промышленных предприятий и провести совещания по вопросам вертолето- и сельхозмашиностроения — программа-максимум, которую министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко выполнил во время своего визита в Ростовскую область. Цель рабочей поездки — на примере конкретных предприятий увидеть, насколько эффективны и достаточны антикризисные меры Правительства РФ.

За полтора дня пребывания в Ростовской области министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко побывал на пяти производственных площадках. В список попали «Таганрогская авиация» (ТАВИА), ТАНТК им. Бериева, «Тагмет», «Роствертол» и «Ростсельмаш». Выбор предприятий неслучаен. Как отметил министр, в течение последних трех лет были разработаны и утверждены 15 отраслевых стратегий долгосрочного развития ведущих секторов российской экономики, в их числе авиастроение, металлургия, машиностроение. Но понятно, что текущая ситуация может несколько скорректировать планы развития. А на примере конкретных предприятий можно увидеть, «насколько эффективны и достаточны антикризисные меры правительства и насколько мы отклоняемся в реализации стратегических замыслов, утвержденных стратегиями».

Авиаторы в ожидании

Для ТАВИА и ТАНТК им. Бериева определены два стратегических приоритета. Первый — объединение предприятий в единый комплекс: это системный проект, который реализуется в рамках вхождения предприятий в ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК). Вторая задача связана с переносом производства многоцелевого самолета-амфибии Бе-200 из Иркутска в Таганрог. По словам Виктора Христенко, основу единого комплекса в ближайшие несколько лет составят три крупных сегмента: серийное производство Бе-200, достройка специальных средств для вооруженных сил и ремонт авиатехники.

Однако ясность среднесрочных перспектив не означает, что нынешнее положение предприятий безоблачно. «У ТАВИА основной заказ идет от Министерства обороны: это ремонт самолетов Ту-142, Ту-195. К сожалению, гособоронзаказ до сих пор не открыт. Эта задержка для ТАВИА очень существенна», — констатировал президент ОАК Алексей Федоров. Для погашения текущей задолженности по зарплате, налогам и сборам предприятие получило субсидию 117 млн. руб. из федерального бюджета, реализуется программа финансового оздоровления. Но понятно, что без четких контрактов «здоровье» предприятия вряд ли существенно поправится.

Вопрос финансирования проекта по переносу производства Бе-200 тоже остается пока открытым: решение о предоставлении кредита в 1 млрд. руб. Внешэкономбанк еще не принял. «Банк просит подтверждения заказа на самолеты Бе-200 от МЧС, чтобы быть уверенным, что эти заемные ресурсы будут возвращены», — пояснил Алексей Федоров.

Ранее предполагалось, что для МЧС в течение 3–4 лет будут построены восемь Бе-200, сумма контракта рассчитывается исходя из средней стоимости гидросамолета $30 млн. Но подтверждение заказа зависит от утверждения бюджета ведомства на 2009–2010 гг. Алексей Федоров полагает, что в течение 2009 г. контракт с МЧС все же будет подписан, а ВЭБ откроет кредитную линию.

Похоже, что определенные основания для такой уверенности есть, потому проект переноса производства Бе-200 движется: уже перевезена из Иркутска в Таганрог вся оснастка, в течение 2009 г. планируется смонтировать оборудование и начать изготовление деталей и узлов самолета. «Мы надеемся, с 2011-го, максимум с 2012 г., начать выпуск Бе-200 на производственной площадке в Таганроге», — задал временные ориентиры глава ОАК.

Субсидии будутм

Ситуацию на «Роствертоле» Виктор Христенко считает благополучной. «Это одно из системообразующих предприятий в отечественном вертолетостроении, с понятной, хорошей перспективой на ближайший год по загрузке своих мощностей, с устойчивой долей экспорта, оборонного заказа и гражданских секторов», — отметил министр.

По данным пресс-службы администрации Ростовской области, «Роствертол» даже планирует на 2,2% нарастить объемы производства, продолжая подготовку к серийному производству легкого вертолета Ми-2М, лопастей рулевых винтов на вертолеты типа Ми-24, Ми-26, Ми-28Н, Ми-8, Ми-2.

Но, видимо, опасения в некотором снижении стабильности все же были: в конце прошлого года компания подала заявку на получение средств господдержки. По словам Виктора Христенко, в антикризисную программу правительства заложена возможность субсидирования процентных ставок по кредитам на текущую деятельность предприятиям ОПК, «Роствертол» может рассчитывать на 150–160 млн. руб. в качестве таких субсидий. Еще одна мера господдержки — субсидирование экспортных поставок, и ростовский завод сможет еще дополнительно получить около 10 млн. руб.

По словам гендиректора ОАО «Вертолеты России» Андрея Шибитова, критическим периодом для отрасли могут стать 2009–2010 гг., когда федеральные целевые программы, старт которых намечен на 2011 г., а также госпрограмма вооружения на 2011–2020 гг. еще не начнут работать. Поэтому не исключено, что перечень государственных антикризисных мер для предприятий вертолетостроения расширится. Например, обсуждается возможность субсидирования процентных ставок по кредитам на техперевооружение. «Такая мера действует в самолетостроении. Сейчас мы до конца оценим возможности по тем ресурсам, которые у нас есть. Но мне кажется вполне уместным распространение этого инструмента на вертолетостроение», — заявил Виктор Христенко. Впрочем, в поле зрения правительства не только аспекты, связанные с повышением эффективности текущей деятельности предприятий отрасли. Как отметил Виктор Христенко, принято решение о подготовке предложений по поддержке инвестпрограмм в вертолетостроении на перспективу до 2020 г.

Расчет и понимание

Объемы производства за 1-й квартал 2009 г. как в черной, так и в трубной металлургии упали примерно на 30%.

Основная проблема — низкий спрос на продукцию. «По большому счету все те меры, которые правительство предпринимает для поддержки автомобильной промышленности, нефтяников, строительства трубопроводов, РЖД, так или иначе поддерживают металлургов через спрос на их продукцию, — подчеркнул Виктор Христенко, осмотрев несколько цехов «Тагмета». — Но никогда усилия государства не смогут заместить частный спрос. Наша задача постараться минимизировать последствия и создать дополнительные стимулы для возрождения этого спроса».

Несмотря на общую ситуацию, собственники предприятий совсем от планов развития не отказываются. Так, на «Тагмете» (входит в ТМК) продолжают третий этап модернизации производства, который предполагает строительство электросталеплавильной печи и ликвидацию производства стали мартеновским методом. Стоимость проекта превысит 6,5 млрд.руб.

«Это означает, что компании даже в этих сложных условиях выбирают те проекты, не реализовывать которые просто нельзя — ни по экономике, ни по смыслу, — заметил Виктор Христенко. — Это базируется и на их расчетах, и на нашем понимании того, что кризисы приходят и уходят, но все равно нужно обновлять лицо черной металлургии, надо модернизировать и совершенствовать процесс». Правда, приходится корректировать сроки. «В 2009 г. «Тагмет» планировал завершить реконструкцию и пустить печь. Теперь же завершение проекта здесь вынуждены перенести на 2010 г.», — сожалеет вице-губернатор Ростовской области Сергей Назаров.

Вышли в поля

По словам Сергея Назарова, проблем у промышленных предприятий Ростовской области немало, и все они известны федеральному центру. Некоторые предприятия уже получили господдержку. Другие вопросы нуждаются в поэтапном решении. В числе тех предприятий, которые ощутили реальную помощь государства, — «Ростсельмаш». «Не хочу пытаться нарисовать сценарий, который бы следовал за непринятием никаких мер поддержки отрасли в декабре прошлого года. Это был бы тяжелый прогноз для всех предприятий сельхозмашиностроения. Самое главное, что принятые решения были абсолютно своевременны и с точки зрения финансовых средств для прямой закупки сельхозтехники, и с точки зрения регулятивных решений по ужесточению режимов доступа на российский рынок иностранной сельхозтехники», — охарактеризовал ситуацию Виктор Христенко.

«В этом году в России будет произведено и продано сельхозмашин примерно на 40% меньше, чем в 2008 г. Но принятые правительством меры позитивно сказываются: практически все российские производители говорят, что нащупали дно, и сейчас пошел определенный рост», — признает президент ПС «Новое содружество» Константин Бабкин.

Объемы производства в этом году компания снизит примерно на 25%: запланировано, что будет выпущено порядка 4900 сельхозмашин (против 6300 в 2008 г.). Кроме зерноуборочных комбайнов Acros, Vector и Don, в это число входят роторный комбайн Torum и энергосредство ES1 (их серийное производство началось в апреле). По словам директора по производству «Ростсельмаш» Алексея Швейцова, до августа компания планирует выпустить 200 роторных комбайнов и порядка 90 энергосредств. «Производство может быть увеличено при росте заказов», — отметил он.

Отдельный план — по сборке тракторов Versatile из канадских комплектующих: на свой конвейер «Ростсельмаш» поставил машины также в апреле и до конца года планирует выпустить 200 единиц. В перспективе значится постепенная локализация производства тракторов. «Но сегодня нужны четкие критерии относительно того, какая техника при локализации производства в России будет считаться отечественной, и получать поддержку государства. Правительство обещает российским и иностранным производителям дать определенные ориентиры, — говорит Константин Бабкин. — Наше предложение будет состоять в том, что трактор можно будет считать российским, если здесь варится и окрашивается рама, то есть идет полноценная сборка, а не просто ввозятся крупно-узловые агрегаты».

По словам президента «Нового содружества», инвестиции в производственное развитие «Ростсельмаша» в 2009 г. составят 1,5 млрд. руб. Соответственно, предприятие может рассчитывать на субсидирование процентных ставок по кредитам, привлеченным на развитие, также государство будет поддерживать экспортные программы сельхозмашиностроителей, заключил Виктор Христенко.

P.S. Сейчас в списке системообразующих значится 295 гражданских предприятий, а также важнейшие предприятия оборонно-промышленного комплекса. Общее число превышает тысячу. Получение господдержки каждый раз сопряжено с существенной открытостью: предоставлением оперативных данных о текущей деятельности, планов финансового оздоровления, доказательства жизнеспособности и необходимости поддержки. «Если не нужна поддержка, по большому счету можно не обращаться за ней и, соответственно, не раскрываться. Это, правда, не означает, что с нашей стороны контроль за системообразующими предприятиями, за их социально-экономическим положением будет как-то утрачен. Мы все равно будем такой контроль вести», — заявил Виктор Христенко.


Автор: Галина Андреева