Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10. Сделано в ЮФО (4122)
Контроль, еще контроль! (4410)
Крупные промышленные предприятия могут не получать прямой господдержки, но контролировать их социально-экономическое положение государство не перестанет
Галина Андреева  
Сергей Назаров: «Все не столь критично, как представляется» (4426)
Максим Федоров  
Огонь на себя (4134)
Олимпийские проекты, в которых «не просматривается коммерческая перспектива», государство профинансирует самостоятельно
Максим Федоров  
Фундаментальная концентрация (4062)
Антикризисные меры, которые предпринимает государство, должны сохранить доступность транспортных услуг и обеспечить устойчивость всего транспортного комплекса
Галина Андреева  
Все маршруты ведут в Сочи (4480)
Строительство инфраструктуры для XXII зимних Олимпийских игр ведется на земле, в небесах и на море
Максим Федоров  
«Первое правило бизнеса: защищай свои инвестиции» (9085)
«В будущем будет два вида компаний: быстрые и мертвые…»
Кьелл А. Нордстрем, Йонас Риддерстрале («Бизнес в стиле ФАНК»)  
Зерновой двигатель (4844)
Рост показателей южнороссийских портов идет в основном за счет перевалки зерновых
Петр Максимов  
Михаил Чернышев: «Проект «Чистый Дон» будет реализован в полном объеме» (4485)
Марина Субботина  
Мартин Шаккум: «Государство обязано решить проблему развития транспортной сети. С госкомпанией это будет дешевле и эффективнее» (4277)
Оксана Лебедева  
Дорогу осилит везущий (4531)
Представители автотранспортных предприятий считают, что создание саморегулируемых организаций решит большинство проблем рынка
Лариса Никитина  
Верность традициям (4164)
Неизменное качество смазочных материалов Shell для коммерческого транспорта
Прибавить газу (6778)
Развитию российского рынка газомоторного топлива мешает отсутствие необходимой инфраструктуры и государственного стимулирования
Оксана Лебедева  
Отправляясь в дальний путь, про первичку не забудь (4747)
Неверное заполнение или отсутствие транспортных документов может обернуться значительными проблемами
Иван Шептухов, начальник отдела консалтинга ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону», Оксана Гайдункова, начальник отдела аудита ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону»  
Без средств передвижения (4067)
К концу2009 года эксперты ожидают сокращения продаж легковых автомобилей на 30-50 процентов
Лариса Никитина  
Пациент скорее жив (4371)
Рынок автокредитования, который еще зимой многие называли «мертвым», начинает оживать
Лариса Никитина  
Прибавили в весе (4360)
Минздравсоцразвития предлагает меры по контролю цен в коммерческом сегменте фармацевтического рынка
Светлана Морозова  
Вне очереди (3748)
Сотрудники радиологического отделения Областной клинической больницы надеются на господдержку и спонсоров
«Семья» — не название, а концепция (4759)
www.mc-semya.ru
Олеся Чехомова, президент медицинского центра «Семья»  

 

Слились в диалоге

№ 3 (27) (2009)
Количество просмотров: 4174
Версия для печати


Апрель поистине можно назвать месяцем открытого общения бизнеса и власти. Площадками для диалога стали Всероссийский форум промышленников и предпринимателей и Всероссийский форум по малому и среднему предпринимательству, которые прошли с временной разницей в неделю. Кроме того, громкие решения продолжали выходить из стен Правительства РФ.

 

«Куда ни приедешь, первый вопрос на любом предприятии — как у нас функционирует финансовая система и уровень ставок?» — задал тему для обсуждения на одном из апрельских совещаний премьер-министр РФ Владимир Путин. Представителей бизнеса можно понять: реальные ставки порой вдвое превышают ставку рефинансирования Центробанка, а достичь той рентабельности, которая позволит вернуть такой дорогой кредит, зачастую было невозможно даже в более комфортных экономических условиях, чем сейчас.

Но и причины роста процентных ставок ясны. «Банки страдают от тех же проблем, что и реальный сектор: отсутствия длинных денег и высокого риска. Никто не может дать ответ, что будет с заемщиком через полгода. А банки рискуют не своими деньгами — это в том числе средства вкладчиков, которые надо возвращать», — отметил на Всероссийском форуме промышленников и предпринимателей президент РСПП Александр Шохин. Кроме того, многие банкиры сетовали на высокую ставку рефинансирования Центробанка и уверяли: они сразу снизят свои ставки, как только регулятор снизит свою.

Как заметил в интервью «Интерфаксу» первый зампред Банка России Алексей Улюкаев, при принятии любого решения «есть не только основания, связанные с необходимостью, но и основания, связанные с возможностью». Уже прошли девальвационные ожидания у бизнеса и населения, снизились инфляционные ожидания, перечислил он два необходимых условия для снижения ставки. Поэтому совет директоров Центробанка принял решение с 24 апреля снизить ставку рефинансирования с 13% до 12,5%, а с 14 мая — до 12% годовых.

Правительство же взялось создать условия, при которых снижение базовых ставок не останется «символическим шагом», а приведет к меньшей стоимости кредитов. Для этого Владимир Путин поручил Минфину и ЦБ пересмотреть механизм госгарантий, на которые в бюджете предусмотрено 300 млрд. рублей, но сама схема не работала. Дело в том, что госгарантия составляет до 50% выданной ссуды, но получить деньги от государства банк может лишь после того, как реализует весь залог. Это требует времени, да и залоги зачастую ничего не стоят, отметил премьер. «Вариант решения мог бы быть следующим. В момент погашения долга — если предприятие окажется неплатежеспособным — банк сразу получает деньги по госгарантии и только потом начинает реализовывать залог. То есть гарантия станет более привлекательной, — пояснил Владимир Путин. — При этом государство становится кредитором предприятия-неплательщика и будет участвовать в дальнейших процедурах по урегулированию его задолженности, что для банка тоже является дополнительной и серьезной поддержкой». Но банки, получившие субординированные кредиты от государства, тоже должны взять на себя обязательства: объем кредитования граждан и юрлиц должен соответствовать объему полученной господдержки, стоимость кредита на срок не менее года должна быть не выше, чем ставка рефинансирования ЦБ плюс 3% с учетом всех комиссионных выплат.

По мнению Алексея Улюкаева, банки с большой долей средств Центробанка в пассивах могут быстро ретранслировать снижение ставки рефинансирования. От тех кредитных организаций, в балансах которых значительную долю занимают средства населения и юрлиц, ожидать такого сразу не стоит: ставки по депозитам очень высокие, чтобы уменьшить стоимость кредитования, нужно будет снизить проценты по депозитам.

Пока о готовности провести ревизию ставок по кредитам объявил только Сбербанк. «С июня мы поддержим тренд ЦБ и будем следовать политике снижения процентных ставок», — заявил президент банка Герман Греф. Сейчас, например, Сбербанк выдает потребительские кредиты на неотложные нужды под 19–24,5% годовых, владельцам личных подсобных хозяйств — под 15,5%, коммерческие автокредиты (без учета программы субсидирования государством) — под 15–17%. Стоимость займов предприятиям реального сектора банк обсуждает индивидуально. Насколько подешевеют кредиты с июня, в Сбербанке пока не комментируют.

Квоты на проверки

«Выборочные проверки необходимы, но бессмысленные, зачастую коррупционные проверки нужно пресекать», — выразил свою позицию президент РФ Дмитрий Медведев. Возможно, пресечь бессмысленность позволит вступивший в силу с 1 мая Федеральный закон «О защите прав юрлиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного и (или) муниципального контроля». Ранее предполагалось, что закон начнет действовать с 1 июля 2009 г.

Теперь плановые проверки должны проводиться не чаще одного раза в три года, исключение — юрлица и предприниматели, которые работают в здравоохранении, образовании, социальной сфере: их могут проверять два и более раза в три года. Не менее чем за три рабочих дня предприниматель должен получить уведомление о начале проверки. Еще одна, наверное, долгожданная новация — выездные внеплановые проверки субъектов малого и среднего бизнеса можно проводить только с разрешения прокуратуры.

«О том, что ограничивать количество проверок нужно, мы знаем не понаслышке, — говорит начальник управления развития малого предпринимательства и межрегиональных связей минэкономики Ростовской области Людмила Сечкарева. — По поручению губернатора нами были собраны сведения со всех региональных контролирующих органов. Оказалось, что в прошлом году было проведено 90 тысяч проверок. Это без учета налоговых. Причем многие контролеры как бы соревнуются: у всех планы, а планы по внеплановым проверкам даже перевыполнены. Мы намерены принять активное участие в реализации 294-го закона».

Больше всего, по данным опросов, предприниматели жалуются на проверки правоохранительных органов и налоговиков. В отношении последних воспринимать закон как панацею не стоит: он не распространяется на проведение финансового, налогового, валютного надзора, контроля за финансовыми рынками, банковского надзора, контроля за легализацией доходов, отмываемых преступным путем и т.д. «Но задачи замучить малый бизнес налоговыми проверками у нас нет, — уверяет замначальника отдела налогообложения юрлиц УФНС по Ростовской области Михаил Куцко. — В прошлом году выездных проверок малых предприятий было сделано 1718 на 44 тысячи налогоплательщиков, объем доначислений по ним к общей сумме поступлений от этой группы предприятий составил примерно 2%. В среднем по области этот показатель — 10%. Более того, существует концепция планирования налоговых проверок, в ней приведены критерии, если выдерживать которые, к вам вообще не придут никогда».

«Я очень рассчитываю, что этот закон действительно заработает. Я знаю, что многие люди, работающие в этой сфере, ждут, как он будет применяться на практике. Будем стараться делать все для того, чтобы он был эффективным», — заявил на пленарном заседании Форума по малому и среднему предпринимательству Владимир Путин.

Маячит на горизонте

Но создание благоприятной среды для предпринимательства 294-м законом государство не ограничивает. Как известно, с начала года некоторые регионы установили пониженную ставку для упрощенной системы налогообложения (УСН): например, в Ростовской области для тех, кто работает в режиме «доходы минус расходы», теперь действует ставка 10%, в Волгоградской области — 5% вместо пятнадцати. Однако аналогичные решения приняли далеко не все регионы: по данным президента Опоры России Сергея Борисова, это сделали только 25 субъектов РФ, 27 — отказались рассматривать.

Но все же бизнес может ожидать дальнейших послаблений. Так, правительство предлагает уменьшить базу для расчета налога на прибыль, исключив из нее полученные предпринимателями государственные гранты в качестве поддержки. Кроме того, использовать УСН вскоре смогут предприятия с годовыми доходами не как сейчас — до 30 млн., а до 60 млн. рублей.

Не исключено, что вскоре будет решен уже набивший оскомину вопрос применения контрольно-кассовой техники (ККТ) плательщиками единого налога на вмененный доход (ЕНВД).

«Около 10 млрд. рублей в год, по нашим оценкам, идет только на обслуживание контрольно-кассовой техники и ежегодную замену электронной контрольной ленты защиты», — отмечает Сергей Борисов. «Действительно, у нас бывает так, что кассовый аппарат стоит дороже, чем продаваемый товар. Плательщики этого вида налога используют около 2 млн. контрольно-кассовых машин по средней цене кассовой машины в 15 тысяч рублей. Совокупный расход бизнеса — 30 млрд. рублей, — согласился Владимир Путин. — Понятно, что при вмененном доходе величина налога не зависит от выручки. Поэтому эта мера (освободить предпринимателей, уплачивающих ЕНВД, от необходимости использовать ККТ. — Прим. «Вестника») является абсолютно обоснованной. <…> Законопроект по данному вопросу принят в первом чтении полтора года назад. Постараемся в контакте с Госдумой завершить работу над ним не позднее 1 июля текущего года».

Конечно, хорошо, если только не будет отменен сам ЕНВД. Президент Опоры России говорит о необходимости понять актуальность этой налоговой системы вообще. «В условиях кризиса уплата налога с «неполученного» дохода становится для многих предпринимателей непосильной ношей в силу того, что муниципалитеты принялись латать бюджетные дыры, повышая коэффициент базовой доходности К2 до максимального предела. Нужно взвесить все «за» и «против» и, возможно, принять решение о переходе плательщиков ЕНВД на «упрощенку» или патент», — предложил Сергей Борисов.

Многоголовый дракон

Принятых нынешней весной решений (причем некоторые еще не обрели законодательной силы) все же значительно меньше, чем у бизнеса ожиданий. Например, издержки малых предприятий связаны не только с применением ККТ. «На лицензирование фармацевтической деятельности затрачивается 14 млрд. рублей, а взрывопожароопасных объектов в хлебопечении — 5 млрд., еще 30 млрд. рублей уходит на разработку проектов нормативов образования отходов для предприятий общепита, — перечисляет Сергей Борисов. — И это только законные платежи. А есть еще и незаконные выплаты. И их доля — это примерно 6% от выручки предприятия».

Уже стал притчей во языцех рост тарифов естественных монополий. По мнению Александра Шохина, так естественные монополии решают проблемы собственной неэффективности, а надо искать пути оптимизации расходов. О том, что индексация тарифов с нового года была нужна для поддержания инвестпрограмм энергокомпаний, федеральные власти говорили не раз.

Министр экономического развития РФ Эльвира Набиуллина пообещала, что в нынешнем году решения по тарифам будут приниматься только по итогам реализации программ эффективности расходов.

«Что ожидает власть от бизнеса — уплаты налогов, создания рабочих мест и воспроизводства экономических ресурсов. Что ожидает бизнес от власти — создания условий для нормального функционирования бизнеса, — рассуждает завкафедрой инновационного и антикризисного управления Высшей школы приватизации и предпринимательства Наталья Рондарь. — У нас в стране очень много проблем. Но не только у нас. Даже в странах с развитой демократией и установившейся рыночной экономикой проблемы взаимодействия бизнеса и власти существуют. Поэтому в период становления очень важны общественные объединения, которые так или иначе дают понять власти, что необходимо учитывать интересы бизнеса».

«К сожалению, все положительные сдвиги могут быть «убиты» элементарным отсутствием согласованности действий. Пока органы власти напоминают многоголового дракона. Одна голова «пышет» в сторону бизнеса огнем увеличения налоговых нагрузок, вторая — рассказывает сказки о будущих налоговых льготах, третья — усыпляет внимание бизнеса системным и стратегическим подходом. Список можно продолжать», — сожалеет Александр Шохин.

Впрочем, власти признают значимость диалога с бизнесом. «Не только по уже принятым решениям, как это в значительной степени было до сих пор, но и в процессе выработки новых решений. <… > Со стороны государства мы работаем и будем продолжать работать над формированием и укреплением институтов такого партнерства», — утверждает Эльвира Набиуллина.


Автор: Галина Андреева