ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

“оп-10: —делано в ё‘ќ (4662)
¬ поисках внутреннего резерва (4250)
„тобы выйти из кризиса и обеспечить долгосрочное устойчивое развитие, –оссии нужно найти внутренние источники роста
јртем ¬асильев   
„итатели о Ђ¬естникеї (4390)
Ѕюджетный аскетизм (4563)
–егиональные чиновники готовы экономить на себе ради выполнени€ социальных об€зательств перед населением
Ќикита Ћогвинов  
¬иктор ƒер€бкин: Ђ ризис Ч своеобразный квалификационный экзаменї (4406)
Ќикита Ћогвинов
Ѕюджет затрат (7949)
ѕрактические рекомендации
јлексей ћаксимов, совладелец ќќќ Ђ—татский советникї   
Ќа всех не хватает (4156)
Ќа одну вакансию в регионах ё‘ќ претендуют несколько безработных
јлла ƒемидова   
¬ектор индивидуальности (4359)
Ѕоротьс€ за кошелек инвестора в регионах намерены с помощью индивидуального сопровождени€ проектов и снижени€ административных барьеров
—ветлана ћорозова   
јлександр ћостаков: Ђ ак только потребитель почувствует себ€ лучше, мы начнем вводить новые мощностиї (6136)
ѕроект Ђћегалоджиксї предполагает в течение 10 лет строительство более 2,5 млн. кв. м складов класса Ђјї оценочна€ стоимость инвестиций Ч пор€дка $2 млрд.
ќксана Ћебедева   
ѕ€тый пошел! (4209)
–остовский офис ≈вропейского банка реконструкции и развити€ стал п€тым в –оссии
Ћариса Ќикитина  
»горь Ѕураков: Ђ—ейчас про€вл€етс€ подлинна€ инвестиционна€ привлекательность регионовї (5079)
Ћариса Ќикитина  
MIPIM-2009: антикризисный девелопмент (4068)
–остовска€ область и  раснодарский край представили на выставке более 40 инвестпроектов на сумму около 500 миллиардов рублей
≈катерина ћинакова  
„истополевые баталии (5089)
ѕризывы сдвинуть сроки открыти€ игорных зон сопровождаютс€ прогнозами о будущем расцвете скрытых форм азартных игр
√алина јндреева  
—быт или не сбыт Ч вот в чем угольный вопрос (5245)
–еализацию как текущих, так и новых проектов в ¬осточном ƒонбассе инвесторы Ђприв€зываютї к спросу на твердое топливо
ћаксим ‘едоров  
ѕодземна€ коррекци€ (4241)
ƒобыча углеводородов в ё‘ќ в 2009 году может сократитьс€ на 20Ц45 процентов
–оман  арлов   
Ђ“ранснефтепродуктї: направление Ч ёг (8570)
ѕо словам президента компании ћихаила ћеженцева, Ђѕроект ёгї Ч вклад в реализацию экономической стратегии –оссии по замещению сырьевого экспорта продуктами нефтепереработки
 ирилл ¬ласенко  
ƒерипаска подсел на керосин (6078)
ѕосле двухлетней подготовки јфипский нефтеперерабатывающий завод начал промышленное производство авиационного керосина
ѕетр ћаксимов   
¬еерное сокращение (4465)
»нвестиционные планы генерирующих компаний на ёге –оссии в текущем году претерп€т изменени€
Ќиколай ћинаев   
Ёлектрические перспективы (4656)
ЂЁлтехника-ёгї продолжает развивать в јзове производство электротехнического оборудовани€
¬ера —еменова  
Ёнергосберегающие конструкции (6384)
’олдинг ARMAX GROUP противопоставил кризису новые строительные технологии
√алина Ўувалова   

 

ќчевидно и факт

є 2 (26) (2009)
 оличество просмотров: 4803
¬ерси€ дл€ печати


Ѕолее 57 миллиардов рублей — совокупный объем государственного и муниципального заказа в –остовской области в минувшем году. Ёто почти на 27% больше, чем в 2007-м. –ассчитывать на такой же рост в нынешнем году не приходитс€: исход€ из финансовых условий нужно рачительнее относитьс€ к бюджетным средствам, говор€т власти. ƒа, в общем, и сама иде€ госзакупок состоит не в том, чтобы увеличивать затраты, а в том, чтобы расходовать деньги эффективно. “о есть закупать за те же средства больше товаров и услуг.

Ќарушаете, товарищ!

ѕо прогнозу, в нынешнем году объем продукции, закупаемой дл€ государственных нужд за счет бюджета –остовской области и внебюджетных источников, составит 20,7 млрд. руб., дл€ муниципальных нужд — 38,1 млрд. руб. ќдна из возможностей добитьс€ экономии средств и эффективности при размещении госзаказа — минимизировать вли€ние субъективного фактора, считают эксперты. », похоже, это позвол€ют сделать электронные формы размещени€.   примеру, в 2008 г. в –остовской области на электронных аукционах размещено более 1,7 млрд. руб., экономи€ в среднем составила 19,3%. ѕри проведении запросов котировок в положительной репутации, расчет цен электронной форме размещено пор€дка 4,5 млрд. руб., экономи€ — 16,2%. ѕор€док размещенных средств на открытых аукционах в разы больше — около 32,7 млрд. руб., а экономи€ в среднем составила всего 4,9%. ѕри этом еще год назад показатель был на уровне 14,9%. ѕо словам министра экономики, торговли, международных и внешнеэкономических св€зей –остовской области ¬ладимира Ѕартеньева, открытые аукционы как форма размещени€ заказа дискредитированы. «ѕовсеместную практику приобрело заключение контрактов по результатам проведени€ открытого аукциона по начальной (максимальной) цене контракта или с минимальным снижением цены контракта при участии аффилированных лиц в самой процедуре проведени€ аукциона, — рассказал он на конференции «√осзаказ –остовской области-2009». —  роме того, имеютс€ факты коммерческого подкупа поставщиков (подр€дчиков) дл€ отказа от участи€ в торгах. Ёто нашло отражение в р€де возбужденных уголовных дел».

ѕо данным ”‘ј— по –остовской области, в прошлом году рассмотрено 638 жалоб на действи€ заказчиков, из них 127 возвращены как несоответствующие требовани€м жалобы, 42 — отозваны за€вител€ми, 255 — признаны необоснованными. ѕолучаетс€, что лишь треть жалоб имели основание. «Ќа мой взгл€д, эти цифры свидетельствуют, что участники размещени€ заказов слабо знают законодательство, регулирующее процесс», — отмечает руководитель ”‘ј— по –остовской области ¬адим  орнеев.

 ѕо его словам, допущенные нарушени€ можно объединить в несколько групп. ѕрежде всего это незаконные требовани€ к поставщикам, их продукции, товарам, работам и услугам. Ќапример, есть примеры, когда от поставщика требовали предоставить документы о движении рабочей силы и оборудовани€, о положительной репутации, расчет цен или сертификаты соответстви€.

”частились случаи необоснованного отказа в допуске к участию в размещении заказа или, наоборот, необоснованного допуска. «¬ частности, допускались лица, которые не имели лицензий на выполнение соответствующих работ, не предлагающие заказчику выполнить все требуемые работы и не представившие в составе за€вки документы, подтверждающие их полномочи€, — по€сн€ет ¬адим  орнеев. — ’очу обратить внимание, что повторное проведение торгов по тем лотам, где были вы€влены нарушени€, закончилось существенной экономией бюджетных средств».

 роме собственно законодательства о госзакупках, ‘ј— контролирует соблюдение закона «ќ защите конкуренции». Ќедобросовестна€ конкуренци€ со стороны поставщика, например, может содержатьс€ в предложени€х миллиарда лет гарантии на свою продукцию или работу, выполнени€ подр€дных работ за день, хот€ в такой срок уложитьс€ в принципе невозможно. Ќо нарушени€ антимонопольного законодательства не только в этом. «Ќа открытых аукционах экономи€ составл€ет менее 5%, хот€ даже на открытых конкурсах, где при определении победител€ учитываютс€ и неденежные критерии, экономи€ составл€ет 9%. —овершенно пон€тно и очевидно, что это вызвано либо согласованными действи€ми, картельными сговорами участников торгов, либо участием в этих сговорах самих заказчиков, — считает руководитель ”‘ј— по –остовской области. — Ѕуквально в течение мес€ца, проанализировав р€д открытых аукционов, управлением возбуждено четыре дела о нарушении закона о конкуренции. –ечь идет о закупках угл€, строительных и проектных работах. ѕока эти дела не рассмотрены».

ѕоправки в поправки

ћногие поставщики, работающие (или желающие работать) в системе госзаказа, называют в числе основных проблем этой сферы не только практику «протаскивани€ своих», но и несовершенство законодательства. ѕоследнее подтверждает тот факт, что поправки в закон вносились уже неоднократно. ««а два года с момента прин€ти€ закона о госзакупках было прин€то несколько пакетов поправок, причем часть из них — это внесение поправок в поправки», — отмечает руководитель проекта «¬2¬-Ёнерго» (торгова€ площадка на базе системы электронных торгов ¬2¬-Center) ¬адим ѕотрашков.

ќднако все равно остаетс€ много вопросов. Ќапример, почему на отмеченных множеством нарушений открытых аукционах объем размещени€ в разы больше, чем на электронных? ќтвет прост: размер лотов на электронных аукционах законодательно ограничен миллионом рублей. —ейчас власти –остовской области предлагают федеральным сумму увеличить. «ћы считаем, что эта форма наиболее интересна€, поскольку минимизирован процесс участи€ заказчика в проведении закупок: есть электронна€ площадка, на которой соревнуютс€ потенциальные поставщики, — по€снил ¬ладимир Ѕартеньев.

— ≈сли качественно подготовлена конкурсна€ документаци€, то выигрывают все: заказчик получает минимальную цену, поставщик — возможность получить государственный заказ».

≈ще один вопрос — эффективность использовани€ реестра недобросовестных поставщиков: реестр пополн€етс€, но компании, вошедшие в него, все равно вправе участвовать в госзакупках. Ќедавно в список недобросовестных поставщиков вошла компани€ «ћолвест» (торгова€ марка «¬куснотеево»), но это не помешало заключить ей контракты на сумму более 900 млн. руб., приводит пример ¬адим  орнеев. «Ќа наш взгл€д, это неправильно. Ќеобходимо внести изменени€ в закон, которые не позвол€т недобросовестным поставщикам участвовать в госзакупках два года, — предлагает он. — “акже в реестр нужно включать и нарушителей антимонопольного законодательства при проведении торгов».

ѕока эти возможности только обсуждаютс€, а «внедр€ть» во втором полугодии нужно будет другие положени€. Ќововведени€ св€заны с пор€дком проведени€ открытых аукционов в электронной форме. “ак, участники аукциона будут делать первое предложение о цене контракта уже при регистрации; в извещении будет устанавливатьс€ шаг аукциона, который не может быть менее 0,5% и более 1% от начальной (максимальной) цены контракта, а если на момент начала проведени€ аукциона зарегистрирован только один участник, заказчик будет об€зан заключить с ним контракт. Ќо многие изменени€ в процедуре размещени€ заказа в форме электронного аукциона, по словам ¬ладимира Ѕартеньева, вызывают недоумение. ѕредполагаетс€, что в результате конкурса будут выбраны п€ть операторов электронных площадок федерального масштаба, где будет размещатьс€ весь госзаказ, при этом тарифы у всех должны быть разные. «¬озникает вопрос, чем должен руководствоватьс€ госзаказчик, выбира€ дл€ себ€ площадку.  ритерии оценки, согласно проекту постановлени€ правительства, распределены следующим образом: 20% — качество услуг, 25% — квалификаци€ претендента, 55% — цена предложени€. —кладываетс€ впечатление, что оп€ть ищем похуже, но подешевле, — удивл€етс€ ¬адим ѕотрашков. — ≈сли должен выиграть самый дешевый оператор, тогда зачем будут отобраны п€ть?»

“акже остаетс€ пока загадкой, как оператор будет взимать комиссию: из закона четко не следует, фиксированна€ это сумма или процент от стоимости контракта. ѕо мнению представител€ ¬2¬-Center, процентна€ комисси€ противоречит здравому смыслу, ведь дл€ электронной системы все равно, на какую сумму прошел аукцион, тогда почему вознаграждение за проведение аукциона на 500 млн. руб. должно многократно отличатьс€ от вознаграждени€ за аукцион стоимостью 1 млрд.?  роме того, коммерческий оператор, которому гарантирован процент от оборота, вр€д ли будет ратовать за снижение цены размещаемых сделок на 20–30%. «ј ведь именно экономи€ бюджетных средств €вл€етс€ одной из целей закона о госзакупках. «алогом эффективного размещени€ госзаказа должно быть развитие конкуренции, то есть привлечение на коммерческую площадку большего количества участников. ј этому может способствовать умеренна€ фиксированна€ абонентска€ плата, “аковы основные задачи ќјќ «ƒонецкий экскаватор» — одного из динамично развивающихс€ предпри€тий машиностроительной отрасли –оссии госзаказ котора€ взималась бы не с победител€, а с любого участника процесса», — считает ¬адим ѕотрашков. «ѕеревод на коммерческие рельсы и контроль со стороны коммерческих организаций электронных площадок аукционов €вл€ютс€ как минимум шагом назад в развитии системы размещени€ заказа, — считает ¬ладимир Ѕартеньев.

— –остовска€ область в течение последних трех лет планомерно развивала и совершенствовала систему проведени€ аукционов в электронной форме. —ейчас она полностью соответствует действующему законодательству». —хожие системы дл€ проведени€ электронных аукционов есть и у других субъектов, ведь прежнее законодательство предписывало госзаказчикам закупать программное обеспечение и внедр€ть локальные электронные площадки практически в каждом муниципалитете. “о есть сотни миллионов рублей будут выброшены на ветер. ѕо мнению донских властей, если у субъекта –‘ работает собственна€ площадка дл€ проведени€ электронных аукционов, то они должны самосто€тельно определ€ть необходимость взаимодействи€ с коммерческим оператором. —вои предложени€ они намерены направить в федеральный ÷ентр.


јвтор: √алина јндреева

 

††