Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10: Сделано в ЮФО (4779)
В поисках внутреннего резерва (4364)
Чтобы выйти из кризиса и обеспечить долгосрочное устойчивое развитие, России нужно найти внутренние источники роста
Артем Васильев   
Читатели о «Вестнике» (4499)
Бюджетный аскетизм (4677)
Региональные чиновники готовы экономить на себе ради выполнения социальных обязательств перед населением
Никита Логвинов  
Виктор Дерябкин: «Кризис — своеобразный квалификационный экзамен» (4519)
Никита Логвинов
Бюджет затрат (8076)
Практические рекомендации
Алексей Максимов, совладелец ООО «Статский советник»   
На всех не хватает (4278)
На одну вакансию в регионах ЮФО претендуют несколько безработных
Алла Демидова   
Вектор индивидуальности (4488)
Бороться за кошелек инвестора в регионах намерены с помощью индивидуального сопровождения проектов и снижения административных барьеров
Светлана Морозова   
Александр Мостаков: «Как только потребитель почувствует себя лучше, мы начнем вводить новые мощности» (6299)
Проект «Мегалоджикс» предполагает в течение 10 лет строительство более 2,5 млн. кв. м складов класса «А» оценочная стоимость инвестиций — порядка $2 млрд.
Оксана Лебедева   
Пятый пошел! (4329)
Ростовский офис Европейского банка реконструкции и развития стал пятым в России
Лариса Никитина  
Игорь Бураков: «Сейчас проявляется подлинная инвестиционная привлекательность регионов» (5221)
Лариса Никитина  
MIPIM-2009: антикризисный девелопмент (4168)
Ростовская область и Краснодарский край представили на выставке более 40 инвестпроектов на сумму около 500 миллиардов рублей
Екатерина Минакова  
Чистополевые баталии (5217)
Призывы сдвинуть сроки открытия игорных зон сопровождаются прогнозами о будущем расцвете скрытых форм азартных игр
Галина Андреева  
Сбыт или не сбыт — вот в чем угольный вопрос (5389)
Реализацию как текущих, так и новых проектов в Восточном Донбассе инвесторы «привязывают» к спросу на твердое топливо
Максим Федоров  
Подземная коррекция (4368)
Добыча углеводородов в ЮФО в 2009 году может сократиться на 20–45 процентов
Роман Карлов   
«Транснефтепродукт»: направление — Юг (8736)
По словам президента компании Михаила Меженцева, «Проект Юг» — вклад в реализацию экономической стратегии России по замещению сырьевого экспорта продуктами нефтепереработки
Кирилл Власенко  
Дерипаска подсел на керосин (6251)
После двухлетней подготовки Афипский нефтеперерабатывающий завод начал промышленное производство авиационного керосина
Петр Максимов   
Веерное сокращение (4591)
Инвестиционные планы генерирующих компаний на Юге России в текущем году претерпят изменения
Николай Минаев   
Электрические перспективы (4773)
«Элтехника-Юг» продолжает развивать в Азове производство электротехнического оборудования
Вера Семенова  
Энергосберегающие конструкции (6496)
Холдинг ARMAX GROUP противопоставил кризису новые строительные технологии
Галина Шувалова   

 

Очевидно и факт

№ 2 (26) (2009)
Количество просмотров: 4908
Версия для печати


Более 57 миллиардов рублей — совокупный объем государственного и муниципального заказа в Ростовской области в минувшем году. Это почти на 27% больше, чем в 2007-м. Рассчитывать на такой же рост в нынешнем году не приходится: исходя из финансовых условий нужно рачительнее относиться к бюджетным средствам, говорят власти. Да, в общем, и сама идея госзакупок состоит не в том, чтобы увеличивать затраты, а в том, чтобы расходовать деньги эффективно. То есть закупать за те же средства больше товаров и услуг.

Нарушаете, товарищ!

По прогнозу, в нынешнем году объем продукции, закупаемой для государственных нужд за счет бюджета Ростовской области и внебюджетных источников, составит 20,7 млрд. руб., для муниципальных нужд — 38,1 млрд. руб. Одна из возможностей добиться экономии средств и эффективности при размещении госзаказа — минимизировать влияние субъективного фактора, считают эксперты. И, похоже, это позволяют сделать электронные формы размещения. К примеру, в 2008 г. в Ростовской области на электронных аукционах размещено более 1,7 млрд. руб., экономия в среднем составила 19,3%. При проведении запросов котировок в положительной репутации, расчет цен электронной форме размещено порядка 4,5 млрд. руб., экономия — 16,2%. Порядок размещенных средств на открытых аукционах в разы больше — около 32,7 млрд. руб., а экономия в среднем составила всего 4,9%. При этом еще год назад показатель был на уровне 14,9%. По словам министра экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области Владимира Бартеньева, открытые аукционы как форма размещения заказа дискредитированы. «Повсеместную практику приобрело заключение контрактов по результатам проведения открытого аукциона по начальной (максимальной) цене контракта или с минимальным снижением цены контракта при участии аффилированных лиц в самой процедуре проведения аукциона, — рассказал он на конференции «Госзаказ Ростовской области-2009». — Кроме того, имеются факты коммерческого подкупа поставщиков (подрядчиков) для отказа от участия в торгах. Это нашло отражение в ряде возбужденных уголовных дел».

По данным УФАС по Ростовской области, в прошлом году рассмотрено 638 жалоб на действия заказчиков, из них 127 возвращены как несоответствующие требованиям жалобы, 42 — отозваны заявителями, 255 — признаны необоснованными. Получается, что лишь треть жалоб имели основание. «На мой взгляд, эти цифры свидетельствуют, что участники размещения заказов слабо знают законодательство, регулирующее процесс», — отмечает руководитель УФАС по Ростовской области Вадим Корнеев.

 По его словам, допущенные нарушения можно объединить в несколько групп. Прежде всего это незаконные требования к поставщикам, их продукции, товарам, работам и услугам. Например, есть примеры, когда от поставщика требовали предоставить документы о движении рабочей силы и оборудования, о положительной репутации, расчет цен или сертификаты соответствия.

Участились случаи необоснованного отказа в допуске к участию в размещении заказа или, наоборот, необоснованного допуска. «В частности, допускались лица, которые не имели лицензий на выполнение соответствующих работ, не предлагающие заказчику выполнить все требуемые работы и не представившие в составе заявки документы, подтверждающие их полномочия, — поясняет Вадим Корнеев. — Хочу обратить внимание, что повторное проведение торгов по тем лотам, где были выявлены нарушения, закончилось существенной экономией бюджетных средств».

Кроме собственно законодательства о госзакупках, ФАС контролирует соблюдение закона «О защите конкуренции». Недобросовестная конкуренция со стороны поставщика, например, может содержаться в предложениях миллиарда лет гарантии на свою продукцию или работу, выполнения подрядных работ за день, хотя в такой срок уложиться в принципе невозможно. Но нарушения антимонопольного законодательства не только в этом. «На открытых аукционах экономия составляет менее 5%, хотя даже на открытых конкурсах, где при определении победителя учитываются и неденежные критерии, экономия составляет 9%. Совершенно понятно и очевидно, что это вызвано либо согласованными действиями, картельными сговорами участников торгов, либо участием в этих сговорах самих заказчиков, — считает руководитель УФАС по Ростовской области. — Буквально в течение месяца, проанализировав ряд открытых аукционов, управлением возбуждено четыре дела о нарушении закона о конкуренции. Речь идет о закупках угля, строительных и проектных работах. Пока эти дела не рассмотрены».

Поправки в поправки

Многие поставщики, работающие (или желающие работать) в системе госзаказа, называют в числе основных проблем этой сферы не только практику «протаскивания своих», но и несовершенство законодательства. Последнее подтверждает тот факт, что поправки в закон вносились уже неоднократно. «За два года с момента принятия закона о госзакупках было принято несколько пакетов поправок, причем часть из них — это внесение поправок в поправки», — отмечает руководитель проекта «В2В-Энерго» (торговая площадка на базе системы электронных торгов В2В-Center) Вадим Потрашков.

Однако все равно остается много вопросов. Например, почему на отмеченных множеством нарушений открытых аукционах объем размещения в разы больше, чем на электронных? Ответ прост: размер лотов на электронных аукционах законодательно ограничен миллионом рублей. Сейчас власти Ростовской области предлагают федеральным сумму увеличить. «Мы считаем, что эта форма наиболее интересная, поскольку минимизирован процесс участия заказчика в проведении закупок: есть электронная площадка, на которой соревнуются потенциальные поставщики, — пояснил Владимир Бартеньев.

— Если качественно подготовлена конкурсная документация, то выигрывают все: заказчик получает минимальную цену, поставщик — возможность получить государственный заказ».

Еще один вопрос — эффективность использования реестра недобросовестных поставщиков: реестр пополняется, но компании, вошедшие в него, все равно вправе участвовать в госзакупках. Недавно в список недобросовестных поставщиков вошла компания «Молвест» (торговая марка «Вкуснотеево»), но это не помешало заключить ей контракты на сумму более 900 млн. руб., приводит пример Вадим Корнеев. «На наш взгляд, это неправильно. Необходимо внести изменения в закон, которые не позволят недобросовестным поставщикам участвовать в госзакупках два года, — предлагает он. — Также в реестр нужно включать и нарушителей антимонопольного законодательства при проведении торгов».

Пока эти возможности только обсуждаются, а «внедрять» во втором полугодии нужно будет другие положения. Нововведения связаны с порядком проведения открытых аукционов в электронной форме. Так, участники аукциона будут делать первое предложение о цене контракта уже при регистрации; в извещении будет устанавливаться шаг аукциона, который не может быть менее 0,5% и более 1% от начальной (максимальной) цены контракта, а если на момент начала проведения аукциона зарегистрирован только один участник, заказчик будет обязан заключить с ним контракт. Но многие изменения в процедуре размещения заказа в форме электронного аукциона, по словам Владимира Бартеньева, вызывают недоумение. Предполагается, что в результате конкурса будут выбраны пять операторов электронных площадок федерального масштаба, где будет размещаться весь госзаказ, при этом тарифы у всех должны быть разные. «Возникает вопрос, чем должен руководствоваться госзаказчик, выбирая для себя площадку. Критерии оценки, согласно проекту постановления правительства, распределены следующим образом: 20% — качество услуг, 25% — квалификация претендента, 55% — цена предложения. Складывается впечатление, что опять ищем похуже, но подешевле, — удивляется Вадим Потрашков. — Если должен выиграть самый дешевый оператор, тогда зачем будут отобраны пять?»

Также остается пока загадкой, как оператор будет взимать комиссию: из закона четко не следует, фиксированная это сумма или процент от стоимости контракта. По мнению представителя В2В-Center, процентная комиссия противоречит здравому смыслу, ведь для электронной системы все равно, на какую сумму прошел аукцион, тогда почему вознаграждение за проведение аукциона на 500 млн. руб. должно многократно отличаться от вознаграждения за аукцион стоимостью 1 млрд.? Кроме того, коммерческий оператор, которому гарантирован процент от оборота, вряд ли будет ратовать за снижение цены размещаемых сделок на 20–30%. «А ведь именно экономия бюджетных средств является одной из целей закона о госзакупках. Залогом эффективного размещения госзаказа должно быть развитие конкуренции, то есть привлечение на коммерческую площадку большего количества участников. А этому может способствовать умеренная фиксированная абонентская плата, Таковы основные задачи ОАО «Донецкий экскаватор» — одного из динамично развивающихся предприятий машиностроительной отрасли России госзаказ которая взималась бы не с победителя, а с любого участника процесса», — считает Вадим Потрашков. «Перевод на коммерческие рельсы и контроль со стороны коммерческих организаций электронных площадок аукционов являются как минимум шагом назад в развитии системы размещения заказа, — считает Владимир Бартеньев.

— Ростовская область в течение последних трех лет планомерно развивала и совершенствовала систему проведения аукционов в электронной форме. Сейчас она полностью соответствует действующему законодательству». Схожие системы для проведения электронных аукционов есть и у других субъектов, ведь прежнее законодательство предписывало госзаказчикам закупать программное обеспечение и внедрять локальные электронные площадки практически в каждом муниципалитете. То есть сотни миллионов рублей будут выброшены на ветер. По мнению донских властей, если у субъекта РФ работает собственная площадка для проведения электронных аукционов, то они должны самостоятельно определять необходимость взаимодействия с коммерческим оператором. Свои предложения они намерены направить в федеральный Центр.


Автор: Галина Андреева