Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10: Сделано в ЮФО (4772)
В поисках внутреннего резерва (4360)
Чтобы выйти из кризиса и обеспечить долгосрочное устойчивое развитие, России нужно найти внутренние источники роста
Артем Васильев   
Читатели о «Вестнике» (4492)
Бюджетный аскетизм (4670)
Региональные чиновники готовы экономить на себе ради выполнения социальных обязательств перед населением
Никита Логвинов  
Виктор Дерябкин: «Кризис — своеобразный квалификационный экзамен» (4513)
Никита Логвинов
Бюджет затрат (8064)
Практические рекомендации
Алексей Максимов, совладелец ООО «Статский советник»   
На всех не хватает (4274)
На одну вакансию в регионах ЮФО претендуют несколько безработных
Алла Демидова   
Вектор индивидуальности (4478)
Бороться за кошелек инвестора в регионах намерены с помощью индивидуального сопровождения проектов и снижения административных барьеров
Светлана Морозова   
Александр Мостаков: «Как только потребитель почувствует себя лучше, мы начнем вводить новые мощности» (6289)
Проект «Мегалоджикс» предполагает в течение 10 лет строительство более 2,5 млн. кв. м складов класса «А» оценочная стоимость инвестиций — порядка $2 млрд.
Оксана Лебедева   
Пятый пошел! (4324)
Ростовский офис Европейского банка реконструкции и развития стал пятым в России
Лариса Никитина  
Игорь Бураков: «Сейчас проявляется подлинная инвестиционная привлекательность регионов» (5210)
Лариса Никитина  
MIPIM-2009: антикризисный девелопмент (4159)
Ростовская область и Краснодарский край представили на выставке более 40 инвестпроектов на сумму около 500 миллиардов рублей
Екатерина Минакова  
Чистополевые баталии (5207)
Призывы сдвинуть сроки открытия игорных зон сопровождаются прогнозами о будущем расцвете скрытых форм азартных игр
Галина Андреева  
Сбыт или не сбыт — вот в чем угольный вопрос (5382)
Реализацию как текущих, так и новых проектов в Восточном Донбассе инвесторы «привязывают» к спросу на твердое топливо
Максим Федоров  
Подземная коррекция (4361)
Добыча углеводородов в ЮФО в 2009 году может сократиться на 20–45 процентов
Роман Карлов   
«Транснефтепродукт»: направление — Юг (8726)
По словам президента компании Михаила Меженцева, «Проект Юг» — вклад в реализацию экономической стратегии России по замещению сырьевого экспорта продуктами нефтепереработки
Кирилл Власенко  
Дерипаска подсел на керосин (6243)
После двухлетней подготовки Афипский нефтеперерабатывающий завод начал промышленное производство авиационного керосина
Петр Максимов   
Веерное сокращение (4584)
Инвестиционные планы генерирующих компаний на Юге России в текущем году претерпят изменения
Николай Минаев   
Электрические перспективы (4765)
«Элтехника-Юг» продолжает развивать в Азове производство электротехнического оборудования
Вера Семенова  
Энергосберегающие конструкции (6487)
Холдинг ARMAX GROUP противопоставил кризису новые строительные технологии
Галина Шувалова   

 

Рыночные отношения

№ 2 (26) (2009)
Количество просмотров: 4992
Версия для печати


Предложения представителей компаний, управляющих рынками, похоже, были услышаны: уже в первом чтении депутаты Госдумы рассмотрели законопроект, который позволит передвинуть сроки перевода розничных рынков в капитальные здания и сооружения. Кроме того, предполагается вернуть льготный порядок предоставления торговых средств на рынках фермерам, владельцам личных подворий, садоводам и огородникам. Но оказалось, что перечень рыночных проблем этими пунктами не исчерпывается.

Упрощенный порядок предоставления торговых мест на рынках фермерам, владельцам личных подворий, садоводам и огородникам перестал действовать с 1 января 2009 г. Это сразу сказалось на ситуации: по данным минэкономики Ростовской области, на 29 декабря 2008 г. на рынках пустовали 10,9 тыс. торговых мест, сейчас — 11,5 тыс. Возвращение этой нормы поддерживается, успокоил во время недавнего визита в Ростов статс-секретарь, заместитель министра промышленностии торговли РФ Станислав Наумов. По его словам, упрощенный порядок предоставления льготных торговых мест будет разрабатываться субъектами Федерации, а соответствующие квоты — определяться органами местного самоуправления.

Поправки в закон «О розничных рынках» должны снять еще одну головную боль многих управляющих компаний. Речь идет о сроках перевода работы рынков в капитальные здания и сооружения. Нынешний закон определяет, что начать работать по-новому розничные рынки должны уже с 1 января 2010 г., исключение — сельскохозяйственные (где 80% и более торговых мест заняты продажей сельхозпродукции) и сельскохозяйственные кооперативные рынки (управляет рынком УК, зарегистрированная в форме сельскохозяйственного потребительского кооператива). Для них обозначенный срок перехода — 1 января 2012 г. «Никакой рынок, ни городской, ни сельский, не уложится в эти сроки. Вообще, по-хорошему, эта статья должна быть отменена, ведь рынок подразумевает упрощенную форму торговли: человек должен приехать на рынок, продать свою продукцию в приемлемых условиях за небольшие деньги, — считает президент Ассоциации рынков Ростовской области Юрий Муковоз. — Даже если построить капитальные строения, цена вопроса будет играть немаловажную роль. Разовый сбор будет уже не 100–120 рублей, как сейчас в наших регионах, а 1000–1500 руб., как на рынках столицы».

Проанализировав оперативные сводки регионов, специалисты минпромторга сделали вывод: выполнить требование о переводе рынков в капитальные здания сейчас затруднительно. Основных причин две. Во-первых, управляющим компаниям закон запрещает заниматься торгово-закупочной деятельностью, свободных средств для начала строительства объектов у них нет, поэтому деньги нужно привлекать извне. Но получить кредит сложно: условия кредитования серьезно ужесточились, а процентные ставки выросли. Во-вторых, основные рынки расположены в районах с плотной застройкой, что затрудняет разработку проектной документации и делает строительство дороже.

«Учитывая экономическую ситуацию, сроки надо менять, — признает Станислав Наумов. — Мы согласовываем сейчас такой вариант: для сельскохозяйственных рынков перенести сроки на четыре года, то есть на 1 января 2014 г. При этом мы понимаем, что для ряда территорий, особенно сельских районов, и эта дата, скорее всего, будет некоторым ориентиром. Что касается универсальных рынков, где доля продаж продовольственной продукции составляет менее 25% (основную долю занимают промтовары. — Прим. «Вестника»), сроки надо перенести на 1 января 2012 г.».

Поправки в закон о рынках в первом чтении прошли голосование в Госдуме. Впрочем, представители управляющих компаний озабочены не только сроками перевода в капитальные строения. Процентные ставки по кредитам и короткие сроки их выдачи, налоги, применение контрольно-кассовой техники, бюрократия, перечисляют они свои проблемы.

По словам гендиректора ТФ «Донские зори» Геннадия Николаева, при строительстве капитального здания часть рынка нужно закрыть, а земельный налог при этом платить как за действующий рынок. «Мы сейчас строим в Ростове крытый продовольственный рынок, поэтому закрыли половину торговой площади — 10 тыс. кв. метров. Нельзя ли сделать льготные ставки налога для той части, где идет строительство?» — предлагает он. Затраты на проект Геннадий Николаев оценивает в 200 млн. руб. Учитывая, что налог на имущество после ввода объекта в эксплуатацию будет составлять порядка 400 тыс. руб. в год, а платежей за аренду не хватит даже на покрытие эксплуатационных расходов, срок окупаемости вложений будет достаточно длительным. «По земельному налогу вопрос вполне правомерный, его надо решать с муниципалитетом. Будем думать. Кроме того, нужно рассмотреть какие-то ускоренные варианты амортизации», — пообещал Станислав Наумов.

«Если точка не открытый бокс, а предполагает возможность показа и сохранности продукции, то необходимо использовать кассовый аппарат. А ведь большинство предпринимателей, торгующих на рынках, уплачивают единый налог на вмененный доход (ЕНВД)», — включился в дискуссию гендиректор компании «Рынок-Лихая» Евгений Матико. «Вопрос сложный, его и руководство области ставило…» — заметил Станислав Наумов. «В первом чтении поправки в 54-й закон «О применении контрольно-кассовой техники…» были приняты еще в 2007 г., но с тех пор лежат без движения, — пояснила начальник отдела регионального развития торговли минпромторга РФ Валентина Супонина. — В профильном комитете Госдумы обещали, что в весеннюю сессию состоится второе чтение. Предполагается, что перечень работающих по ЕНВД предприятий, которые смогут работать без кассового аппарата, будет расширен». «Тема с ЕНВД применением контрольно-кассовой техники не ограничивается. Сами управляющие компании уплачивают налог исходя из количества торговых мест, обозначенных в план-схеме, но часть мест может быть занята 2–3 раза в неделю, остальное время они пустуют, — рассказывает директор каменск-шахтинского МУП «Рынок-3» Сергей Сеньшин. — Налоговики предлагают убрать места, а куда я потом бабушку с молоком поставлю? Мы же не хотим отказаться от уплаты налогов, но как-то же надо решать».

«То есть налоги платите не с чека, а по план-схеме? — удивлен Станислав Наумов. — Аналогично ситуации с ростовским коллегой — будем задавать вопросы (регуляторам)». По его словам, власти понимают, что «нужно не усложнять закон, а упрощать в интересах тех людей, которые будут этот закон соблюдать».

Виктор Хайченко, директор Батайского городского рынка: «Закон не совершенен»

— Батайский городской рынок — крупнейший в городе, здесь организовано 701 торговое место. Однако работать становится сложнее: из-за общего экономического спада снижается покупательская способность, конкуренция усиливается в связи с открытием крупных гипермаркетов. Но предприниматели пока не оставляют торговых мест и даже увеличивают время работы. В нынешний закон, который регулирует деятельность рынков, нужно вносить изменения.

Вот, например, вопрос с кассовыми аппаратами. По нашим подсчетам, покупка, программирование и обслуживание аппарата обходится в 30 тыс. руб. ежегодно. Для сельхозпроизводителей это накладно. Для рыночного чека необходим минимум информации — ИНН предпринимателя, номер места и имя, но таких простых и недорогих аппаратов в реестре нет. Сложности и с запретом торговли с автомашин. Чтобы каким-то образом обойти требования, приходится организовывать ярмарки или торговые зоны. Есть вопросы и к требованию закона о переводе рынков в капитальные здания. Понятно, что нужно стремиться к развитию цивилизованных форм торговли, но где управляющим компаниям взять деньги на строительство? Кроме того, вести строительство, когда рядом идет торговля, достаточно проблематично, а закрыть на это время рынок — вообще нереально. Совещания, где присутствуют представители федеральных властей, нужно почаще проводить. На них есть реальная возможность обсудить многие нюансы, донести свои предложения.

346880, Ростовская обл., г. Батайск, ул. М. Горького, 133
Тел.: (86354) 5-75-60

Владимир Галицкий, гендиректор ОАО «Ленгородской рынок»: «Для нас закон не актуален»

— При рассмотрении закона «О розничных рынках» вообще не учитывали специфику торговли. А ведь радиорынок — это как клуб по интересам. Сюда люди приходили и приходят не просто для того, чтобы что-то продать, а пообщаться, обменяться идеями. Поэтому для нас самые активные рабочие дни — это суббота и воскресенье, зачем мы должны строить для этого капитальное здание?! Строительство обойдется в сумму не менее 500 миллионов рублей. Где такие деньги взять управляющей компании, когда в банках нереальные проценты? Введение 271-го федерального закона привело к оттоку предпринимателей.

Так, на Ленгородском рынке в декабре 2006 года было 370 мест, сейчас занято только 275. Кроме того, нормы закона порождают бюрократизм: управляющие компании обязаны собирать множество копий документов предпринимателей и хранить их вместе с договорами (в которых, кстати, все необходимые данные повторяются) целых пять лет. И это притом, что мы все живем в пору компьютеризации и развития высоких технологий. Желание законодателей помочь управляющим компаниям все организовать и структурировать понятно. Но реально это выливается в новые расходы: нам пришлось организовать новое рабочее место для еще одного сотрудника, купить программное обеспечение… Налоги постоянно растут. Если в 2007 году мы заплатили 3 миллиона 74 тысячи рублей, то в 2008 году налоговые отчисления составили 3 миллиона 815 тысяч 500 рублей. Думаю, закон актуален для столиц — Москвы и Санкт-Петербурга, а для всех остальных российских регионов — нет.

344001, г. Ростов-на-Дону, ул. Кручинина, 69
Тел.: (863) 240-63-15

Досье

Закон «О розничных рынках» принят в декабре 2006 г. Тогда власти всех уровней разъясняли, что он направлен на развитие цивилизованных форм торговли, повышение прозрачности деятельности рынков и защиту прав потребителей. Контролировать работу рынка стали управляющие компании, которые состоят на учете в налоговой и имеют необходимые разрешения. Управляющие компании ведут реестры продавцов и заключают с ними договоры аренды. Также закон был призван решить вопрос с нелегальными мигрантами: как и в строительной отрасли, проверки на рынках фиксировали достаточно большое количество нарушений миграционного законодательства. С апреля 2007 г. иностранцы могут торговать на рынках только в том случае, если имеют вид на жительство или разрешение на временное проживание, при этом места для иностранных работников квотированы. Выполнить законодательные требования смогли не все рынки. Так, по данным минэкономики Ростовской области, на 1 января 2009 г. в регионе работало 128 розничных рынков, это на 12,5% меньше, чем на 1 января 2007 г.


Автор: Оксана Лебедева