Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10: Сделано в ЮФО (4771)
В поисках внутреннего резерва (4356)
Чтобы выйти из кризиса и обеспечить долгосрочное устойчивое развитие, России нужно найти внутренние источники роста
Артем Васильев   
Читатели о «Вестнике» (4491)
Бюджетный аскетизм (4669)
Региональные чиновники готовы экономить на себе ради выполнения социальных обязательств перед населением
Никита Логвинов  
Виктор Дерябкин: «Кризис — своеобразный квалификационный экзамен» (4511)
Никита Логвинов
Бюджет затрат (8061)
Практические рекомендации
Алексей Максимов, совладелец ООО «Статский советник»   
На всех не хватает (4273)
На одну вакансию в регионах ЮФО претендуют несколько безработных
Алла Демидова   
Вектор индивидуальности (4476)
Бороться за кошелек инвестора в регионах намерены с помощью индивидуального сопровождения проектов и снижения административных барьеров
Светлана Морозова   
Александр Мостаков: «Как только потребитель почувствует себя лучше, мы начнем вводить новые мощности» (6284)
Проект «Мегалоджикс» предполагает в течение 10 лет строительство более 2,5 млн. кв. м складов класса «А» оценочная стоимость инвестиций — порядка $2 млрд.
Оксана Лебедева   
Пятый пошел! (4324)
Ростовский офис Европейского банка реконструкции и развития стал пятым в России
Лариса Никитина  
Игорь Бураков: «Сейчас проявляется подлинная инвестиционная привлекательность регионов» (5210)
Лариса Никитина  
MIPIM-2009: антикризисный девелопмент (4158)
Ростовская область и Краснодарский край представили на выставке более 40 инвестпроектов на сумму около 500 миллиардов рублей
Екатерина Минакова  
Чистополевые баталии (5204)
Призывы сдвинуть сроки открытия игорных зон сопровождаются прогнозами о будущем расцвете скрытых форм азартных игр
Галина Андреева  
Сбыт или не сбыт — вот в чем угольный вопрос (5379)
Реализацию как текущих, так и новых проектов в Восточном Донбассе инвесторы «привязывают» к спросу на твердое топливо
Максим Федоров  
Подземная коррекция (4359)
Добыча углеводородов в ЮФО в 2009 году может сократиться на 20–45 процентов
Роман Карлов   
«Транснефтепродукт»: направление — Юг (8726)
По словам президента компании Михаила Меженцева, «Проект Юг» — вклад в реализацию экономической стратегии России по замещению сырьевого экспорта продуктами нефтепереработки
Кирилл Власенко  
Веерное сокращение (4581)
Инвестиционные планы генерирующих компаний на Юге России в текущем году претерпят изменения
Николай Минаев   
Электрические перспективы (4762)
«Элтехника-Юг» продолжает развивать в Азове производство электротехнического оборудования
Вера Семенова  
Энергосберегающие конструкции (6485)
Холдинг ARMAX GROUP противопоставил кризису новые строительные технологии
Галина Шувалова   

 

Дерипаска подсел на керосин

№ 2 (26) (2009)
Количество просмотров: 6240
Версия для печати


Предполагается, что основным источником сбыта авиатоплива станут подконтрольные «Базэлу» южнороссийские аэропорты Анапы, Сочи, Краснодара, Геленджика, а также базирующаяся в Краснодаре авиакомпания «Авиалинии Кубани». Таким образом, получив доступ к собственному топливу, авиационные и аэропортовские активы холдинга не только повышают рентабельность, но и приобретают значительное преимущество над конкурентами.

Светлый путь

Упор на выпуск светлых нефтепродуктов (авиационного керосина, судового и дизельного топлива, технологического бензина по стандартам «Евро-4» и «Евро-5», а также бункеровочного топлива и кокса) вместо мазута был сделан собственниками Афипского НПЗ в 2007 г. Это часть первого этапа модернизации предприятия, которая должна была привести к повышению глубины переработки нефти с 60 до 70%. Основную цель модернизации представители «Объединенной нефтяной группы» (ОНГ) объявляли как создание «сбалансированной вертикально интегрированной нефтяной компании с высокой рыночной стоимостью» с оборотом не менее $1 млрд. и прибылью $100 млн. в год.

 Для этого в течение двух лет руководство ОНГ намеревалось вложить порядка$40 млн., чтобы установить резервуар для хранения нефти объемом 10 тыс. тонн и подготовить площадку для разворачивания второго резервуара такого же объема. Одновременно предполагалось закончить установку двух резервуаров для хранения дизельного топлива объемом по 5 тыс. тонн и одной емкости для хранения прямогонного бензина на 5 тыс. тонн с перспективой установки еще трех таких емкостей. В результате резервуарный парк Афипского НПЗ должен был увеличиться на 20 тыс. тонн сырья и 30 тыс. тонн светлых нефтепродуктов, а завод мог бы перерабатывать не 2,5, а 3 млн. тонн в год. Вся же программа модернизации, по расчетам ОНГ, должна была завершиться в течение 5 лет, ее стоимость оценивалась в сумму не более 1,3 млрд. руб. Результатом должно было стать достижение к 2012 г. глубины переработки до 91% при мощности 3,5 млн. тонн.

Правда, уже тогда эксперты высказывали сомнения относительно ожидаемых результатов даже первого этапа модернизации. По расчетам аналитика ИК «Финам» Михаила ФРОЛОВА, для достижения поставленной лишь на первом этапе глубины переработки Афипскому НПЗ необходимо будет не менее$100 млн. (по курсу 2007 г. — 2,5 млрд. руб.), на реконструкцию потребуется от полутора до трех лет. Также уже к концу 2007 г. на заводе предполагалось приступить к промышленному выпуску авиакеросина для собираемых «Базэлом» в отдельное подразделение аэропортов и авиакомпаний. Однако выпустить смогли лишь пробную партию авиакеросина — 1,1 тыс. тонн, что никак не подходило к понятию «промышленное производство». После этого об авиатопливе не говорили почти год.

Как объяснил «Вестнику» представитель Еn+ Group (управляет энергетическими активами «Базэла») Андрей Петрушинин, задержка с реализацией программы выпуска этого продукта связана с длительной бюрократической процедурой получения разрешительных документов на использование афипского авиакеросина на гражданских лайнерах. Получено лишь разрешение на производство авиакеросина под наблюдением (это период порядка года, в течение которого ограниченное количество самолетов летает на этом топливе), после чего завод должен был получить постоянное разрешение на промышленное производство.

Кроме того, «Базэл» не получил, как ожидалось в 2007 г., собственных добывающих активов на Юге России для снабжения сырьем Афипского НПЗ (холдинг рассчитывал получить контроль над калмыкской компанией «Калмнефть», находящейся в стадии банкротства). Прошлым летом заместитель гендиректора ОНГ Дмитрий Сизов отметил: «Пока еще планы модернизации только разрабатываются. Определяется, куда пойдет рынок и какой из продукции отдать предпочтение — дизтопливу или автомобильным бензинам».

Весьма вероятно, что более веской причиной сдвига сроков модернизации стала борьба руководства «Базэла» с транснациональным холдингом Glenkor за обладание ОАО «РуссНефть» (владелец компании Михаил Гуцериев сейчас скрывается в Великобритании). В «РуссНефть» входит еще один привлекательный южнороссийский перерабатывающий актив — Краснодарский НПЗ. Противоборство, потребовавшее отвлечения значительного количества сил и средств, пока еще не завершилось, но российская ФАС в начале года уже дала разрешение «Базэлу» на покупку этой нефтяной компании. Это с большой долей вероятности означает, что экс-гуцериевская «РуссНефть» перейдет в ведение Олега Дерипаски. Дополнительное подтверждение таких ожиданий — кадровые перестановки. Так, в конце января председателем совета директоров НК «РуссНефть» стал руководитель холдинга En+ Владислав Соловьев. Исполняющим обязанности президента уже назначен Яков Ицков, также работавший на разных постах в структурах «Базэла». Олег Гордеев, прежде временно исполнявший обязанности президента «РуссНефти», перейдет на должность старшего вице-президента по поставкам нефти и нефтепродуктов. Впрочем, в En+ по-прежнему уверяют, что официально никакого отношения к «РуссНефти» не имеют, группа заинтересована в ее приобретении, но сделка будет закрыта только после того, как ее согласует правительственная комиссия. Если правительство одобрит сделку, то «Базэл» получит 51% нефтяной компании, а Glencore — 25–49% акций (в зависимости от того, как трейдер сумеет договориться с ФАС).

В этом случае Краснодарский НПЗ мощностью переработки 3,1 млн. тонн в год может фактически воссоединиться с Афипским НПЗ, как это было в советские времена (с 1975 г. это был единый перерабатывающий комплекс). По мнению экспертов, с приобретением «хозяйства Гуцериева» «Базэл» автоматически выдвигается в число ТОП-10 отечественной нефтянки с совокупной добычей 14 млн. тонн в год, став полноценным ВИНКом и замкнув технологическую цепочку «добыча — переработка — сбыт». С приобретением Краснодарского НПЗ холдинг значительно сокращает издержки, связанные с процессингом, получает единственного в стране производителя топлива повышенной плотности для реактивных двигателей, а также возможность работать на собственном сырье. К тому же с объединением заводов Афипский НПЗ мог бы сосредоточиться только на выпуске авиатоплива, а Краснодарский — заняться производством нефтебитума.

Крылья родины

Теперь, когда вопрос со слиянием «РуссНефти» практически решен, руководство ОНГ выступило с заявлением о возобновлении выпуска авиатоплива. Уже в январе Афипский НПЗ выпустил 6 тыс. тема номера тонн авиакеросина, а с мая, как сообщил пресс-секретарь «Базэла» Сергей Рыбак, предполагает запустить вторую линию. Таким образом, до конца 2009 г. завод может произвести порядка 120 тыс. тонн топлива.

По словам Сергея Рыбака, в декабре-январе авиакеросин дважды поставлялся компании «Базэл-аэро» в аэропорт Краснодара, а в феврале начались поставки в аэропорт Сочи. Он уверен, что промышленное производство керосина позволит компании экономить на закупках топлива порядка 500–600 руб. за тонну (ныне его закупают по 15,1 тыс. руб. за тонну). По данным специалистов «Базэла», сейчас Афипский НПЗ рассчитывает покрывать потребности в авиатопливе в регионе на 50%, в разгар сезона с увеличением авиарейсов — на 25%. Предполагается, что доступ к собственному авиатопливу позволит «Базэлу» практически полностью уйти от зависимости сторонних топливно-заправочных компаний в аэропортах, а также получить возможность значительно повысить рентабельность и конкурентоспособность собственной авиакомпании «Авиалинии Кубани».

К примеру, в аэропорту Сочи с июля 2007 г. топливно-заправочной компанией владеет базэловская структура ЗАО «Сочи-авиа-инвест», через которую ежегодно проходит порядка 60–70 тыс. тонн топлива, которые компания получает от «Роснефти», «Сургутнефтегаза» и др. «Авиалинии Кубани» также получают керосин от стороннего торгового дома «Топливное обеспечение аэропортов». После выхода Афипского НПЗ на проектную мощность «Базэл» сможет полностью обеспечить потребности аэропортов Сочи, Краснодара и Анапы собственным авиатопливом. А если компания создаст условия, при которых топливо в аэропорты смогут поставлять и другие производители, то заодно удастся избежать претензий ФАС, отмечает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Эксперт ИК «Файнешнл Бридж» Дмитрий Александров полагает, что Афипский НПЗ не покроет потребности в авиакеросине всего ЮФО. Кроме того, вряд ли топливно-заправочные компании, работающие в других южных аэропортах, согласятся потесниться. По мнению эксперта, помочь холдингу может лишь воплощение в жизнь правительственных планов по расширению мощностей аэропортов в регионе: тогда он сможет создавать в них собственные «заправки». Но все это, безусловно, потребует значительных инвестиций. А у «Базэла» и так достаточно сфер для финансовых вложений, отмечает аналитик ИК «Атон» Антон Кончин. «Хотя бы погашение собственной огромной задолженности. Поэтому в ближайшие годы вряд ли стоит ожидать от холдинга крупных капиталовложений в модернизацию его нефтеперерабатывающих активов. Многие компании, которые объявляли о своих планах реконструкции НПЗ, уже пересмотрели свои инвестиционные программы».

Сегодня увязший в долгах «Базэл» (в прессе мелькают данные о $12–14 млрд.), конечно, больше внимания уделяет не авиации и нефти, а попыткам войти в металлургический суперхолдинг. На это, вероятнее всего, и будут потрачены его основные усилия. Однако все же не исключено, что поглощение НК «РуссНефть» подстегнет собственников и к выделению средств на «направление ТЭКа». Кроме того, как основное действующее лицо строительства и обслуживания олимпийских объектов в Сочи, «Базэл» будет обязан привести в порядок свои южнороссийские активы.

Справка

ООО «Афипский НПЗ» входит в ООО «Объединенная нефтяная группа» (ОНГ), которое является составной частью энергетического подразделения холдинга «Базовый элемент». Кроме нефтезавода в Афипке (Краснодарский край) в ОНГ также входят ЗАО «Кубаньнефть-Ресурсы», ОАО «Самараинвестнефть», ООО «ВАИ-ГАРАНТ». Управляет активами Еn+ Group. По ее данным, выручка ОНГ в 2006 г. составляла $0,8 млрд., в 2007 г. — $ 1,02 млрд. В течение 2006–2008 гг. ОНГ направила на развитие Афипского НПЗ более 1 млрд. руб.


Автор: Петр Максимов