ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

“оп-10: —делано в ё‘ќ (4661)
¬ поисках внутреннего резерва (4249)
„тобы выйти из кризиса и обеспечить долгосрочное устойчивое развитие, –оссии нужно найти внутренние источники роста
јртем ¬асильев   
„итатели о Ђ¬естникеї (4388)
Ѕюджетный аскетизм (4563)
–егиональные чиновники готовы экономить на себе ради выполнени€ социальных об€зательств перед населением
Ќикита Ћогвинов  
¬иктор ƒер€бкин: Ђ ризис Ч своеобразный квалификационный экзаменї (4406)
Ќикита Ћогвинов
Ѕюджет затрат (7948)
ѕрактические рекомендации
јлексей ћаксимов, совладелец ќќќ Ђ—татский советникї   
Ќа всех не хватает (4156)
Ќа одну вакансию в регионах ё‘ќ претендуют несколько безработных
јлла ƒемидова   
¬ектор индивидуальности (4359)
Ѕоротьс€ за кошелек инвестора в регионах намерены с помощью индивидуального сопровождени€ проектов и снижени€ административных барьеров
—ветлана ћорозова   
јлександр ћостаков: Ђ ак только потребитель почувствует себ€ лучше, мы начнем вводить новые мощностиї (6135)
ѕроект Ђћегалоджиксї предполагает в течение 10 лет строительство более 2,5 млн. кв. м складов класса Ђјї оценочна€ стоимость инвестиций Ч пор€дка $2 млрд.
ќксана Ћебедева   
ѕ€тый пошел! (4209)
–остовский офис ≈вропейского банка реконструкции и развити€ стал п€тым в –оссии
Ћариса Ќикитина  
»горь Ѕураков: Ђ—ейчас про€вл€етс€ подлинна€ инвестиционна€ привлекательность регионовї (5078)
Ћариса Ќикитина  
MIPIM-2009: антикризисный девелопмент (4068)
–остовска€ область и  раснодарский край представили на выставке более 40 инвестпроектов на сумму около 500 миллиардов рублей
≈катерина ћинакова  
„истополевые баталии (5089)
ѕризывы сдвинуть сроки открыти€ игорных зон сопровождаютс€ прогнозами о будущем расцвете скрытых форм азартных игр
√алина јндреева  
—быт или не сбыт Ч вот в чем угольный вопрос (5244)
–еализацию как текущих, так и новых проектов в ¬осточном ƒонбассе инвесторы Ђприв€зываютї к спросу на твердое топливо
ћаксим ‘едоров  
ѕодземна€ коррекци€ (4241)
ƒобыча углеводородов в ё‘ќ в 2009 году может сократитьс€ на 20Ц45 процентов
–оман  арлов   
ƒерипаска подсел на керосин (6077)
ѕосле двухлетней подготовки јфипский нефтеперерабатывающий завод начал промышленное производство авиационного керосина
ѕетр ћаксимов   
¬еерное сокращение (4465)
»нвестиционные планы генерирующих компаний на ёге –оссии в текущем году претерп€т изменени€
Ќиколай ћинаев   
Ёлектрические перспективы (4655)
ЂЁлтехника-ёгї продолжает развивать в јзове производство электротехнического оборудовани€
¬ера —еменова  
Ёнергосберегающие конструкции (6384)
’олдинг ARMAX GROUP противопоставил кризису новые строительные технологии
√алина Ўувалова   

 

Ђ“ранснефтепродуктї: направление Ч ёг

є 2 (26) (2009)
 оличество просмотров: 8569
¬ерси€ дл€ печати


ќјќ «“ранснефтепродукт» приступило к разработке обосновани€ инвестиций в строительство магистрального нефтепродуктопровода (ћЌѕѕ) «—ызрань — —аратов — ¬олгоград — Ќовороссийск». ≈го прогнозна€ стоимость — 80,6 млрд. рублей, сроки реализации — 2011–2013 годы. ћЌѕѕ рассчитан на перекачку нефтепродуктов в направлении „ерноморского побережь€ годовым объемом 8,7 млн. тонн, из них 8,1 млн. тонн — на экспорт.

— ћихаил √еннадьевич, среди самых крупных и перспективных проектов ќјќ «“ранснефтепродукт» — строительство магистрального нефтепродуктопровода «—ызрань — —аратов — ¬олгоград — Ќовороссийск», получившего название «ёг». Ќа решение каких задач, сто€щих перед экономикой –оссии в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, он направлен?

— ÷елью проекта «ёг» €вл€етс€ создание трубопроводной системы дл€ экспорта светлых нефтепродуктов от „ерноморского побережь€ в страны «ападной и ёжной ≈вропы и другие регионы. ¬ краткосрочной перспективе реализаци€ проекта направлена на увеличение экспорта светлых нефтепродуктов, диверсификацию потоков, снижение издержек на транспортировку и, как следствие, повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. ¬ среднесрочной перспективе, кроме снижени€ зависимости экспортных возможностей страны от сопредельных государств, проект позволит стимулировать российских нефтепереработчиков на выпуск высококачественных продуктов глубокой переработки нефти. ¬ долгосрочной перспективе — проект строительства ћЌѕѕ «ёг» — вклад в реализацию экономической стратегии –оссии по замещению сырьевого экспорта продуктами нефтепереработки.

— »де€ строительства магистрального нефтепродуктопровода в южном направлении по€вилась еще в конце 1990-х. √отово ли к насто€щему времени технико-экономическое обоснование проекта? —огласован ли он с профильными федеральными министерствами? ѕодписано ли соответствующее постановление ѕравительства –‘?

— ¬есной 2008 г. в рамках разработки предпроектной документации была подготовлена ƒеклараци€ о намерени€х строительства, котора€ рассмотрена и одобрена “ехническим советом ќјќ «ј  «“ранснефть». ¬ декларации представлены основные технические характеристики продуктопровода, выполнена оценка стоимости реализации проекта, проанализирована экономическа€ эффективность строительства и эксплуатации системы. ѕроект распор€жени€ ѕравительства –‘ о строительстве продуктопровода подготовлен и согласован с администраци€ми всех субъектов –‘, по территории которых проходит его трасса, а также с большинством федеральных министерств и ведомств. ¬ насто€щее врем€ ќјќ «ј  «“ранснефтепродукт» приступило к разработке обосновани€ инвестиций.   разработке “Ёќ проекта планируетс€ приступить в текущем году после подготовки обосновани€ инвестиций.

— ѕо территории каких регионов пройдет трасса «южного» нефтепродуктопровода?  акова будет его прот€женность? Ќа какую он рассчитан производительность?

— ѕрот€женность трассы магистрального нефтепродуктопровода диаметром ƒу500 составл€ет 1450 км. —истема включает в себ€ три головные перекачивающие станции (√ѕ—) и семь промежуточных (ѕѕ—). “расса нефтепродуктопровода проходит по территории шести субъектов ‘едерации: —амарской, ”ль€новской, —аратовской, ¬олгоградской, –остовской областей и  раснодарского кра€ и в основном находитс€ в одном техническом коридоре с нефтепроводом « уйбышев — “ихорецк — Ќовороссийск», за исключением участка «—ызрань — —аратов». √ѕ— «∆уравлинска€» будет €вл€тьс€ началом магистрали.

“ранспортировка нефтепродуктов в направлении „ерноморского побережь€ предусмотрена в годовом объеме 8,7 млн. тонн дизельного топлива, из них 8,1 млн. тонн экспортной продукции и 0,6 млн. тонн — дл€ потребителей внутреннего рынка. ¬ случае увеличени€ подачи нефтепродуктов с подключаемых Ќѕ« проектом предусмотрена техническа€ возможность увеличени€ производительности системы до 10,5 млн. тонн в год. ќбщий объем резервуарного парка, который будет построен в рамках проекта, составит 530 тыс. кубометров.

— ¬ середине 2008 г. стоимость проекта «ёг» оценивалась в 80 млрд. рублей. Ќасколько эта сумма корректна теперь, особенно в услови€х кризиса?

— Ќачнем с того, что проект экономически выгоден и обоснован, он гораздо менее затратен, чем «—евер», так как в данном случае речь идет лишь о строительстве трубопровода, и нет необходимости возводить терминал. ƒействительно, прогнозна€ стоимость проекта «ёг» оценивалась в 80,6 млрд. рублей. ѕоскольку строительство ћЌѕѕ запланировано на 2011-2013 годы, говорить о вли€нии кризиса на окончательную стоимость проекта сейчас достаточно сложно. ¬ рассматриваемой финансово-экономической модели предусматриваетс€ привлечение заемных средств в размере 70% от планируемой стоимости проекта, остальные затраты будут оплачены за счет собственных средств.

— ѕотребуетс€ ли в рамках проекта «ёг» модернизаци€ транспортной инфраструктуры ќјќ «“ранснефтепродукт», расположенной на территории ё‘ќ?

— ѕоскольку трасса проектируемого ћЌѕѕ проходит в новом коридоре, никакой значительной модернизации объектов транспортной инфраструктуры ќјќ «“ранснефтепродукт» при реализации проекта «ёг» не планируетс€.

ћы приложим максимальные усили€ дл€ оптимизации процесса строительства трубопроводной системы и будем использовать все возможности дл€ прокладки трубопровода в одном коридоре с магистрал€ми нашей головной компании ј  «“ранснефть». Ёто выгодно с точки зрени€ обеспечени€ безопасности нефтепродуктопроводов, их содержани€, а также с точки зрени€ экономической целесообразности, ведь строительство обойдетс€ гораздо дешевле, чем если бы прокладывались новые маршруты движени€.

—  акие Ќѕ« должны обеспечить грузопоток светлых нефтепродуктов через «южный» нефтепродуктопровод?

— ѕо ћЌѕѕ «—ызрань — —аратов — ¬олгоград — Ќовороссийск» предполагаетс€ транспортировка нефтепродуктов от ¬олгоградского Ќѕ« (Ћукойл) в объеме 2,5 млн. твг, —аратовского Ќѕ« (“Ќ -¬–) в объеме 1,0 млн. твг, группы —амарских Ќѕ« (–оснефть) в объеме 1,5 млн. твг на экспорт и 0,6 млн. твг на внутренний рынок, —алаватнефтеоргсинтез — 0,6 млн. твг, ќмский Ќѕ« (√азпром нефть) 2,5 млн. твг. »того — 8,7 млн. твг. “аким образом, предположительно, транспортировка на экспорт составит 94% от общего объема, а остальные 6% — на внутренний рынок.

Ќефт€ные компании предоставили нам информацию, котора€ подтверждает возможность перспективной загрузки ћЌѕѕ. ѕроект предусматривает подключение к системе нефтепродуктопроводного транспорта двух новых заводов — ¬олгоградского и —аратовского, и они в свою очередь обеспечат около 40% загрузки трубы (3,5 млн. тонн в год). ¬ообще, мы видим наши отношени€ с ¬»Ќ ами долгосрочными и перспективными и открыты дл€ сотрудничества с любым новым клиентом.

— —ейчас светлые нефтепродукты поступают на южнороссийские терминалы по железной дороге. ќднако рост тарифов –∆ƒ сказываетс€ на стоимости √—ћ и рентабельности добывающих компаний. “арифы за прокачку нефтепродуктов по «южному» нефтепроводу будут дешевле? Ќасколько?

— Ѕезусловно, перекачка нефтепродуктов трубопроводным транспортом гораздо выгоднее. “арифы будут ниже, так как напр€мую это св€зано с большей эффективностью трубы: ниже издержки, пр€мое плечо. ќсобенно это заметно ¬»Ќ ам: сказываетс€ эффект масштаба.

— ѕомимо проекта «ёг», какие задачи сто€т перед ќјќ «ј  «“ранснефтепродукт» на ближайшую перспективу?

— Ќам в первую очередь необходимо провести оптимизацию системы. —егодн€ магистральные нефтепродуктопроводы загружены практически на 100% по своим техническим возможност€м.  омпании предстоит убрать те направлени€, которые не принос€т прибыли, и заменить старые участки ћЌѕѕ на новые. ¬ ходе этих меропри€тий мы обеспечим строгий и четкий контроль технического состо€ни€ системы.

ƒруга€ важна€ задача — реализовать обновление и усилить безопасность нефтепродуктопроводной системы. ¬ ходе реализации проекта «—евер» этому не удел€лось должного внимани€, теперь нам предстоит наверстывать упущенное. Ёто трудна€ задача, особенно в нынешних реали€х. —истема ќјќ «ј  «“ранснефтепродукт» должна быть управл€емой и нацеленной на извлечение прибыли, что и €вл€етс€ основной нашей задачей.

—правка

ќјќ «ј  «“ранснефтепродукт» — дочернее предпри€тие ќјќ «ј  «“ранснефть». ќсновным видом де€тельности €вл€етс€ координаци€ и управление транспортировкой нефтепродуктов. “Ќѕ эксплуатирует более 19 тыс. км магистральных нефтепродуктопроводов, которые проход€т по территории –оссии, ”краины, Ѕелоруссии, Ћитвы и Ћатвии. ¬ составе компании 105 насосных станций, резервуарные парки дл€ хранени€ нефтепродуктов общей вместимостью около 5 млн. куб. м; 43 пункта налива в железнодорожный и автомобильный транспорт; 9 трубопроводных и 6 специализированных сервисных компаний на территории –оссии, а также трубопроводные компании в Ѕелоруссии и на ”краине. Ўтат сотрудников — более 17 тыс. человек.

¬ мае 2009 года компанией был успешно введен в эксплуатацию магистральный нефтепродуктопровод « стово (¬торово) — ярославль —  ириши — ѕриморск» — проект «—евер» прот€женностью 1056 км и морской терминал по перегрузке светлых нефтепродуктов в порту ѕриморск Ћенинградской области.


јвтор:  ирилл ¬ласенко

 

††