Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10: Сделано в ЮФО (4779)
В поисках внутреннего резерва (4364)
Чтобы выйти из кризиса и обеспечить долгосрочное устойчивое развитие, России нужно найти внутренние источники роста
Артем Васильев   
Читатели о «Вестнике» (4499)
Бюджетный аскетизм (4677)
Региональные чиновники готовы экономить на себе ради выполнения социальных обязательств перед населением
Никита Логвинов  
Виктор Дерябкин: «Кризис — своеобразный квалификационный экзамен» (4519)
Никита Логвинов
Бюджет затрат (8077)
Практические рекомендации
Алексей Максимов, совладелец ООО «Статский советник»   
На всех не хватает (4279)
На одну вакансию в регионах ЮФО претендуют несколько безработных
Алла Демидова   
Вектор индивидуальности (4490)
Бороться за кошелек инвестора в регионах намерены с помощью индивидуального сопровождения проектов и снижения административных барьеров
Светлана Морозова   
Александр Мостаков: «Как только потребитель почувствует себя лучше, мы начнем вводить новые мощности» (6300)
Проект «Мегалоджикс» предполагает в течение 10 лет строительство более 2,5 млн. кв. м складов класса «А» оценочная стоимость инвестиций — порядка $2 млрд.
Оксана Лебедева   
Пятый пошел! (4329)
Ростовский офис Европейского банка реконструкции и развития стал пятым в России
Лариса Никитина  
Игорь Бураков: «Сейчас проявляется подлинная инвестиционная привлекательность регионов» (5221)
Лариса Никитина  
MIPIM-2009: антикризисный девелопмент (4168)
Ростовская область и Краснодарский край представили на выставке более 40 инвестпроектов на сумму около 500 миллиардов рублей
Екатерина Минакова  
Чистополевые баталии (5217)
Призывы сдвинуть сроки открытия игорных зон сопровождаются прогнозами о будущем расцвете скрытых форм азартных игр
Галина Андреева  
Сбыт или не сбыт — вот в чем угольный вопрос (5389)
Реализацию как текущих, так и новых проектов в Восточном Донбассе инвесторы «привязывают» к спросу на твердое топливо
Максим Федоров  
Подземная коррекция (4368)
Добыча углеводородов в ЮФО в 2009 году может сократиться на 20–45 процентов
Роман Карлов   
Дерипаска подсел на керосин (6251)
После двухлетней подготовки Афипский нефтеперерабатывающий завод начал промышленное производство авиационного керосина
Петр Максимов   
Веерное сокращение (4591)
Инвестиционные планы генерирующих компаний на Юге России в текущем году претерпят изменения
Николай Минаев   
Электрические перспективы (4773)
«Элтехника-Юг» продолжает развивать в Азове производство электротехнического оборудования
Вера Семенова  
Энергосберегающие конструкции (6496)
Холдинг ARMAX GROUP противопоставил кризису новые строительные технологии
Галина Шувалова   

 

«Транснефтепродукт»: направление — Юг

№ 2 (26) (2009)
Количество просмотров: 8736
Версия для печати


ОАО «Транснефтепродукт» приступило к разработке обоснования инвестиций в строительство магистрального нефтепродуктопровода (МНПП) «Сызрань — Саратов — Волгоград — Новороссийск». Его прогнозная стоимость — 80,6 млрд. рублей, сроки реализации — 2011–2013 годы. МНПП рассчитан на перекачку нефтепродуктов в направлении Черноморского побережья годовым объемом 8,7 млн. тонн, из них 8,1 млн. тонн — на экспорт.

— Михаил Геннадьевич, среди самых крупных и перспективных проектов ОАО «Транснефтепродукт» — строительство магистрального нефтепродуктопровода «Сызрань — Саратов — Волгоград — Новороссийск», получившего название «Юг». На решение каких задач, стоящих перед экономикой России в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе, он направлен?

— Целью проекта «Юг» является создание трубопроводной системы для экспорта светлых нефтепродуктов от Черноморского побережья в страны Западной и Южной Европы и другие регионы. В краткосрочной перспективе реализация проекта направлена на увеличение экспорта светлых нефтепродуктов, диверсификацию потоков, снижение издержек на транспортировку и, как следствие, повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке. В среднесрочной перспективе, кроме снижения зависимости экспортных возможностей страны от сопредельных государств, проект позволит стимулировать российских нефтепереработчиков на выпуск высококачественных продуктов глубокой переработки нефти. В долгосрочной перспективе — проект строительства МНПП «Юг» — вклад в реализацию экономической стратегии России по замещению сырьевого экспорта продуктами нефтепереработки.

— Идея строительства магистрального нефтепродуктопровода в южном направлении появилась еще в конце 1990-х. Готово ли к настоящему времени технико-экономическое обоснование проекта? Согласован ли он с профильными федеральными министерствами? Подписано ли соответствующее постановление Правительства РФ?

— Весной 2008 г. в рамках разработки предпроектной документации была подготовлена Декларация о намерениях строительства, которая рассмотрена и одобрена Техническим советом ОАО «АК «Транснефть». В декларации представлены основные технические характеристики продуктопровода, выполнена оценка стоимости реализации проекта, проанализирована экономическая эффективность строительства и эксплуатации системы. Проект распоряжения Правительства РФ о строительстве продуктопровода подготовлен и согласован с администрациями всех субъектов РФ, по территории которых проходит его трасса, а также с большинством федеральных министерств и ведомств. В настоящее время ОАО «АК «Транснефтепродукт» приступило к разработке обоснования инвестиций. К разработке ТЭО проекта планируется приступить в текущем году после подготовки обоснования инвестиций.

— По территории каких регионов пройдет трасса «южного» нефтепродуктопровода? Какова будет его протяженность? На какую он рассчитан производительность?

— Протяженность трассы магистрального нефтепродуктопровода диаметром Ду500 составляет 1450 км. Система включает в себя три головные перекачивающие станции (ГПС) и семь промежуточных (ППС). Трасса нефтепродуктопровода проходит по территории шести субъектов Федерации: Самарской, Ульяновской, Саратовской, Волгоградской, Ростовской областей и Краснодарского края и в основном находится в одном техническом коридоре с нефтепроводом «Куйбышев — Тихорецк — Новороссийск», за исключением участка «Сызрань — Саратов». ГПС «Журавлинская» будет являться началом магистрали.

Транспортировка нефтепродуктов в направлении Черноморского побережья предусмотрена в годовом объеме 8,7 млн. тонн дизельного топлива, из них 8,1 млн. тонн экспортной продукции и 0,6 млн. тонн — для потребителей внутреннего рынка. В случае увеличения подачи нефтепродуктов с подключаемых НПЗ проектом предусмотрена техническая возможность увеличения производительности системы до 10,5 млн. тонн в год. Общий объем резервуарного парка, который будет построен в рамках проекта, составит 530 тыс. кубометров.

— В середине 2008 г. стоимость проекта «Юг» оценивалась в 80 млрд. рублей. Насколько эта сумма корректна теперь, особенно в условиях кризиса?

— Начнем с того, что проект экономически выгоден и обоснован, он гораздо менее затратен, чем «Север», так как в данном случае речь идет лишь о строительстве трубопровода, и нет необходимости возводить терминал. Действительно, прогнозная стоимость проекта «Юг» оценивалась в 80,6 млрд. рублей. Поскольку строительство МНПП запланировано на 2011-2013 годы, говорить о влиянии кризиса на окончательную стоимость проекта сейчас достаточно сложно. В рассматриваемой финансово-экономической модели предусматривается привлечение заемных средств в размере 70% от планируемой стоимости проекта, остальные затраты будут оплачены за счет собственных средств.

— Потребуется ли в рамках проекта «Юг» модернизация транспортной инфраструктуры ОАО «Транснефтепродукт», расположенной на территории ЮФО?

— Поскольку трасса проектируемого МНПП проходит в новом коридоре, никакой значительной модернизации объектов транспортной инфраструктуры ОАО «Транснефтепродукт» при реализации проекта «Юг» не планируется.

Мы приложим максимальные усилия для оптимизации процесса строительства трубопроводной системы и будем использовать все возможности для прокладки трубопровода в одном коридоре с магистралями нашей головной компании АК «Транснефть». Это выгодно с точки зрения обеспечения безопасности нефтепродуктопроводов, их содержания, а также с точки зрения экономической целесообразности, ведь строительство обойдется гораздо дешевле, чем если бы прокладывались новые маршруты движения.

— Какие НПЗ должны обеспечить грузопоток светлых нефтепродуктов через «южный» нефтепродуктопровод?

— По МНПП «Сызрань — Саратов — Волгоград — Новороссийск» предполагается транспортировка нефтепродуктов от Волгоградского НПЗ (Лукойл) в объеме 2,5 млн. твг, Саратовского НПЗ (ТНК-ВР) в объеме 1,0 млн. твг, группы Самарских НПЗ (Роснефть) в объеме 1,5 млн. твг на экспорт и 0,6 млн. твг на внутренний рынок, Салаватнефтеоргсинтез — 0,6 млн. твг, Омский НПЗ (Газпром нефть) 2,5 млн. твг. Итого — 8,7 млн. твг. Таким образом, предположительно, транспортировка на экспорт составит 94% от общего объема, а остальные 6% — на внутренний рынок.

Нефтяные компании предоставили нам информацию, которая подтверждает возможность перспективной загрузки МНПП. Проект предусматривает подключение к системе нефтепродуктопроводного транспорта двух новых заводов — Волгоградского и Саратовского, и они в свою очередь обеспечат около 40% загрузки трубы (3,5 млн. тонн в год). Вообще, мы видим наши отношения с ВИНКами долгосрочными и перспективными и открыты для сотрудничества с любым новым клиентом.

— Сейчас светлые нефтепродукты поступают на южнороссийские терминалы по железной дороге. Однако рост тарифов РЖД сказывается на стоимости ГСМ и рентабельности добывающих компаний. Тарифы за прокачку нефтепродуктов по «южному» нефтепроводу будут дешевле? Насколько?

— Безусловно, перекачка нефтепродуктов трубопроводным транспортом гораздо выгоднее. Тарифы будут ниже, так как напрямую это связано с большей эффективностью трубы: ниже издержки, прямое плечо. Особенно это заметно ВИНКам: сказывается эффект масштаба.

— Помимо проекта «Юг», какие задачи стоят перед ОАО «АК «Транснефтепродукт» на ближайшую перспективу?

— Нам в первую очередь необходимо провести оптимизацию системы. Сегодня магистральные нефтепродуктопроводы загружены практически на 100% по своим техническим возможностям. Компании предстоит убрать те направления, которые не приносят прибыли, и заменить старые участки МНПП на новые. В ходе этих мероприятий мы обеспечим строгий и четкий контроль технического состояния системы.

Другая важная задача — реализовать обновление и усилить безопасность нефтепродуктопроводной системы. В ходе реализации проекта «Север» этому не уделялось должного внимания, теперь нам предстоит наверстывать упущенное. Это трудная задача, особенно в нынешних реалиях. Система ОАО «АК «Транснефтепродукт» должна быть управляемой и нацеленной на извлечение прибыли, что и является основной нашей задачей.

Справка

ОАО «АК «Транснефтепродукт» — дочернее предприятие ОАО «АК «Транснефть». Основным видом деятельности является координация и управление транспортировкой нефтепродуктов. ТНП эксплуатирует более 19 тыс. км магистральных нефтепродуктопроводов, которые проходят по территории России, Украины, Белоруссии, Литвы и Латвии. В составе компании 105 насосных станций, резервуарные парки для хранения нефтепродуктов общей вместимостью около 5 млн. куб. м; 43 пункта налива в железнодорожный и автомобильный транспорт; 9 трубопроводных и 6 специализированных сервисных компаний на территории России, а также трубопроводные компании в Белоруссии и на Украине. Штат сотрудников — более 17 тыс. человек.

В мае 2009 года компанией был успешно введен в эксплуатацию магистральный нефтепродуктопровод «Кстово (Второво) — Ярославль — Кириши — Приморск» — проект «Север» протяженностью 1056 км и морской терминал по перегрузке светлых нефтепродуктов в порту Приморск Ленинградской области.


Автор: Кирилл Власенко