Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10: Сделано в ЮФО (4771)
В поисках внутреннего резерва (4356)
Чтобы выйти из кризиса и обеспечить долгосрочное устойчивое развитие, России нужно найти внутренние источники роста
Артем Васильев   
Читатели о «Вестнике» (4491)
Бюджетный аскетизм (4668)
Региональные чиновники готовы экономить на себе ради выполнения социальных обязательств перед населением
Никита Логвинов  
Виктор Дерябкин: «Кризис — своеобразный квалификационный экзамен» (4511)
Никита Логвинов
Бюджет затрат (8061)
Практические рекомендации
Алексей Максимов, совладелец ООО «Статский советник»   
На всех не хватает (4273)
На одну вакансию в регионах ЮФО претендуют несколько безработных
Алла Демидова   
Вектор индивидуальности (4476)
Бороться за кошелек инвестора в регионах намерены с помощью индивидуального сопровождения проектов и снижения административных барьеров
Светлана Морозова   
Александр Мостаков: «Как только потребитель почувствует себя лучше, мы начнем вводить новые мощности» (6284)
Проект «Мегалоджикс» предполагает в течение 10 лет строительство более 2,5 млн. кв. м складов класса «А» оценочная стоимость инвестиций — порядка $2 млрд.
Оксана Лебедева   
Пятый пошел! (4324)
Ростовский офис Европейского банка реконструкции и развития стал пятым в России
Лариса Никитина  
MIPIM-2009: антикризисный девелопмент (4157)
Ростовская область и Краснодарский край представили на выставке более 40 инвестпроектов на сумму около 500 миллиардов рублей
Екатерина Минакова  
Чистополевые баталии (5203)
Призывы сдвинуть сроки открытия игорных зон сопровождаются прогнозами о будущем расцвете скрытых форм азартных игр
Галина Андреева  
Сбыт или не сбыт — вот в чем угольный вопрос (5378)
Реализацию как текущих, так и новых проектов в Восточном Донбассе инвесторы «привязывают» к спросу на твердое топливо
Максим Федоров  
Подземная коррекция (4359)
Добыча углеводородов в ЮФО в 2009 году может сократиться на 20–45 процентов
Роман Карлов   
«Транснефтепродукт»: направление — Юг (8726)
По словам президента компании Михаила Меженцева, «Проект Юг» — вклад в реализацию экономической стратегии России по замещению сырьевого экспорта продуктами нефтепереработки
Кирилл Власенко  
Дерипаска подсел на керосин (6240)
После двухлетней подготовки Афипский нефтеперерабатывающий завод начал промышленное производство авиационного керосина
Петр Максимов   
Веерное сокращение (4581)
Инвестиционные планы генерирующих компаний на Юге России в текущем году претерпят изменения
Николай Минаев   
Электрические перспективы (4762)
«Элтехника-Юг» продолжает развивать в Азове производство электротехнического оборудования
Вера Семенова  
Энергосберегающие конструкции (6485)
Холдинг ARMAX GROUP противопоставил кризису новые строительные технологии
Галина Шувалова   

 

Игорь Бураков: «Сейчас проявляется подлинная инвестиционная привлекательность регионов»

№ 2 (26) (2009)
Количество просмотров: 5209
Версия для печати


Ростовская область не намерена экономить там, где речь идет о привлечении инвесторов. Это все равно что экономить на здоровье — потом обойдется дороже. Такую позицию региона в очередной раз подтвердила главная европейская инвестиционная выставка в сфере недвижимости МIPIM в Каннах. Об идее экспозиции и итогах участия в форуме «Вестнику» рассказал исполнительный директор Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игорь Бураков.

— Игорь Владимирович, по какому принципу подбирались проекты для экспозиции?

— У Ростовской области всегда очень прагматичный подход к тому, какие проекты, программы, темы представлять на форумах и выставках. Первый критерий при отборе проектов — их реалистичность. Мы представляем проекты, которые действительно могут быть реализованы. Второй критерий — не возить проекты, которые уже состоялись. Мы не делаем экспозицию в духе Выставки достижений народного хозяйства, мы выставляем только те программы, проекты, куда действительно могут прийти инвесторы и где каждый из них сможет найти возможность реализоваться. Кроме того, на МIPIM существует две категории участников: первая — это компании-профессиональные участники рынка (девелоперы, фонды, банки, отельеры, ритейл), вторая — регионы и города. Последние презентуют свои возможности по локализации проектов, собственную инвестиционную привлекательность, перспективы развития своего рынка недвижимости, отдельных его секторов. Если им удается быть убедительными, вызвать интерес, то появляются инвесторы.

Что касается упаковки проектов, здесь мы тоже используем прагматичный подход. Делаем упаковку не ради упаковки, понимая, что нужно наверняка выделиться на фоне большого числа экспонентов и заслужить внимание интересной нам аудитории. Не забывайте, ведь MIPIM — это несколько десятков тысяч участников. И, как нам кажется, Ростовской области всегда удается достичь нужного результата. Вот и на МIPIM-2009 область опять стала одним из самых заметных событий: донская экспозиция не просто хорошо смотрелась на общем фоне, а была неожиданной, не похожей ни на какую другую.

Нам удалось донести главную идею, которая была в центре всего форума. Все вокруг говорили о мировом кризисе, о том, что «все заморожено», «проекты замерзли». Мы уловили эту витавшую в воздухе идею, выступив под слоганом «Ростовская область: весна придет к нам первой» и обыграв его в оформлении экспозиции. Все было стилизовано под замерзшую планету, на которой есть заманчивая, привлекательная, согретая солнцем, покрытая проталинами и первыми весенними цветами полянка — там начинается весна. Причем это был не просто художественный образ, а отображение реального положения дел на рынке недвижимости и девелопмента Ростовской области, о котором мы стремились рассказать участникам форума. Дело в том, что в Ростовской области на рынке недвижимости не успели надуться большие «пузыри», здесь нет диспропорции цен, спроса и предложения, поэтому у нас рынок восстановится быстро.

— Какие проекты больше всего привлекали внимание?

— Наибольший интерес со стороны участников форума был проявлен к игорной зоне «Азов-Сити», программе комплексного развития Приазовской рекреационно-туристической зоны, «Южному хабу» и проектам, связанным с освоением территорий в центре Ростова-на-Дону. Это реконструкция исторического центра и проект «Ростов-Сити» на левом берегу Дона.

— Можно сказать, что выставка в Каннах была для Ростовской области успешной?

— Успехом можно считать уже то, что Ростовская область участвовала в этом форуме. Это очень важно, и вот почему. Прошлогодний МIPIM стал рекордным по количеству российских участников. Если говорить о регионах, то их было больше 40, причем «отметиться» в Каннах посчитали необходимым даже те, где рынок недвижимости, девелоперские проекты в принципе не могут вызвать интереса иностранных компаний в силу разных причин. Например, это регионы вечной мерзлоты, которым уместнее было бы появиться на каком-нибудь энергетическом форуме.

В этом смысле кризис почистил MIPIM. Если еще год назад в России едва ли не каждая вторая компания считала себя девелопером, имела в своем портфеле в том числе и девелоперские проекты, то с приходом кризиса все эти компании ушли с рынка, остались только сильные, профильные, те, кто в этом разбирается, работает в сфере девелопмента много лет и поэтому могут быть успешными в любой точке экономического цикла — будь то рост или падение рынка. Соответственно, и регионы в этом году на MIPIM приехали только те, для кого эта выставка действительно актуальна. На форуме собрались регионы-лидеры, наиболее инвестиционно привлекательные, те, к которым иностранные участники форума проявляют интерес и в конечном итоге придут или уже приходят туда со своими проектами. И Ростовская область — в числе таких регионов.

Мы считаем, что участвовать в крупнейших международных экономических форумах, демонстрировать свои экономические успехи важнее не в период, когда рынок и мир растет, а тогда, когда глобальная экономика падает. Именно в это время проявляется сила регионов, их подлинная инвестиционная привлекательность. И то, что Ростовская область осталась в обойме сильнейших, — это уже достижение.

Если мы говорим о других территориях России, то сильные позиции традиционно держат Москва, Санкт-Петербург, а также Краснодарский край и отдельно Сочи, Нижегородская область. Если брать иностранных экспонентов, то девелоперам действительно интересны Париж, Лондон, Франкфурт, Лион, Барселона. Было бы странно, если бы на MIPIM были представлены маленькие города, где рынок недвижимости двигают местные и российские девелоперы, но где вряд ли появятся «Мариотт», «Аккор», ведущие девелоперские компании Великобритании, Италии. Просто потому, что эти рынки — периферийные.

— Результаты участия в выставке подтвердили тезис «весна придет к нам первой»?

Важно, что вся работа официальной делегации Ростовской области на МIPIM была насыщена встречами и контактами. Честно говоря, еще накануне поездки в Канны оставались некоторые опасения, что из-за «глобальных заморозков» в мировой экономике никто из интересных нам компаний не приедет, не с кем и не о чем будет говорить. Но такие опасения стали напрасными. Все сильные компании сейчас стремятся войти в проектную стадию, использовать кризис для того, чтобы заниматься выбором места для своего проекта, проектированием, согласованиями, разрешениями. Именно так нужно использовать нынешнюю ситуацию: когда рынки оттают, можно будет сразу войти в активную стадию строительства и «снимать сливки» с рынка. Компании-лидеры так сегодня и поступают.

Сейчас как раз есть возможность заманить как можно больше таких лидеров в Ростовскую область. И эти возможности мы стараемся не упустить. Борьба за инвестиции обостряется — это действительно так. Но, с другой стороны, многие регионы снижают свою активность на этом фронте, начинают экономить и в итоге проигрывают эту борьбу. А те, кто остается, захватывают долю менее активных и успешных конкурентов.


Автор: Лариса Никитина