Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10: Сделано в ЮФО (4771)
В поисках внутреннего резерва (4356)
Чтобы выйти из кризиса и обеспечить долгосрочное устойчивое развитие, России нужно найти внутренние источники роста
Артем Васильев   
Читатели о «Вестнике» (4491)
Бюджетный аскетизм (4668)
Региональные чиновники готовы экономить на себе ради выполнения социальных обязательств перед населением
Никита Логвинов  
Виктор Дерябкин: «Кризис — своеобразный квалификационный экзамен» (4511)
Никита Логвинов
Бюджет затрат (8061)
Практические рекомендации
Алексей Максимов, совладелец ООО «Статский советник»   
На всех не хватает (4273)
На одну вакансию в регионах ЮФО претендуют несколько безработных
Алла Демидова   
Вектор индивидуальности (4476)
Бороться за кошелек инвестора в регионах намерены с помощью индивидуального сопровождения проектов и снижения административных барьеров
Светлана Морозова   
Пятый пошел! (4323)
Ростовский офис Европейского банка реконструкции и развития стал пятым в России
Лариса Никитина  
Игорь Бураков: «Сейчас проявляется подлинная инвестиционная привлекательность регионов» (5209)
Лариса Никитина  
MIPIM-2009: антикризисный девелопмент (4157)
Ростовская область и Краснодарский край представили на выставке более 40 инвестпроектов на сумму около 500 миллиардов рублей
Екатерина Минакова  
Чистополевые баталии (5203)
Призывы сдвинуть сроки открытия игорных зон сопровождаются прогнозами о будущем расцвете скрытых форм азартных игр
Галина Андреева  
Сбыт или не сбыт — вот в чем угольный вопрос (5378)
Реализацию как текущих, так и новых проектов в Восточном Донбассе инвесторы «привязывают» к спросу на твердое топливо
Максим Федоров  
Подземная коррекция (4359)
Добыча углеводородов в ЮФО в 2009 году может сократиться на 20–45 процентов
Роман Карлов   
«Транснефтепродукт»: направление — Юг (8726)
По словам президента компании Михаила Меженцева, «Проект Юг» — вклад в реализацию экономической стратегии России по замещению сырьевого экспорта продуктами нефтепереработки
Кирилл Власенко  
Дерипаска подсел на керосин (6240)
После двухлетней подготовки Афипский нефтеперерабатывающий завод начал промышленное производство авиационного керосина
Петр Максимов   
Веерное сокращение (4581)
Инвестиционные планы генерирующих компаний на Юге России в текущем году претерпят изменения
Николай Минаев   
Электрические перспективы (4762)
«Элтехника-Юг» продолжает развивать в Азове производство электротехнического оборудования
Вера Семенова  
Энергосберегающие конструкции (6485)
Холдинг ARMAX GROUP противопоставил кризису новые строительные технологии
Галина Шувалова   

 

Александр Мостаков: «Как только потребитель почувствует себя лучше, мы начнем вводить новые мощности»

№ 2 (26) (2009)
Количество просмотров: 6283
Версия для печати


Заключив полтора года назад соглашение о сотрудничестве с администрацией Ростовской области, группа компаний «Авалон» и британский инвестфонд Raven Russia Holding запустили в конце марта первые 100 тысяч квадратных метров логистического центра класса А «Мегалоджикс Ростов-на-Дону». На сегодняшний день это самый крупный высококлассный терминал в Южном федеральном округе. О том, кто стал арендатором, как будет развиваться проект далее и как работает логистический оператор, «Вестнику» рассказали председатель совета директоров ГК «Авалон» Александр Мостаков и председатель совета директоров Avalon Logistics Стивен Кастелит.

— В сентябре 2007 г. после заключения инвестиционного договора с администрацией региона анонсировалось, что общая площадь логопарка составит 220 тыс. кв. метров, инвестиции превысят $200 млн. Эти цифры корректировались?

Александр Мостаков: — Весь проект «Мегалоджикс Ростов-на-Дону» предполагает строительство логистического комплекса площадью 228 тысяч квадратных метров. Земельный участок — 46 гектаров. Сейчас завершена первая фаза — это 100 тысяч квадратных метров площадей, инвестиции на этом этапе составили порядка $148 миллионов. Но эти средства инвестировались не только в строительство первой очереди, но и в инженерную инфраструктуру для второй очереди.

Фактически нас ничего не сдерживает для начала реализации следующего этапа. Единственный вопрос — сложившаяся экономическая ситуация. Поэтому к строительству второй очереди приступим после того, как полностью заполним арендаторами первую. Думаю, что к 2011 году весь проект будет завершен.

— Какая часть площадей уже сдана в аренду?

А.М.: — Сейчас (интервью записано 25 марта. — Прим. «Вестника») у нас контрактных обязательств по первому комплексу порядка 75%.

— Кто в числе арендаторов?

А.М.: — Договоры заключены с Avalon Logistics («дочка» ГК «Авалон», заняла 28 тыс. кв. м складских площадей. — Прим. «Вестника»), «Ашан» и «Х5». Ведем переговоры с другими компаниями, но пока договоры не подписаны, называть их не буду. Планируем, что к концу этого года складской комплекс будет полностью заполнен арендаторами.

— Каковы арендные ставки?

А.М.: — Ставки колеблются в зависимости от срока договора с арендатором и объема площадей, которые он займет. В среднем — около $120–130 за 1 квадратный метр в год.

— За какое время планируете окупить затраты на проект?

А.М.: — Когда мы год назад презентовали проект «Мегалоджикс» в Москве, то говорили о расчетной окупаемости 7–8 лет. Но понятно, что могут быть коррективы, которые накладывает кризис, мы ведь не изолированы от мира. Изменения происходят по различным направлениям: как в стоимости инвестиции стройматериалов, финансирования, так и в наличии адекватных ресурсов, например, строительных и других компаний, которые оказывают нам те или иные услуги.

С финансовой точки зрения, кризис нам не нанес ущерба, так что все коррекции происходят исходя из потребностей рынка. Рынок на сегодняшний день сжимается и сжимается крайне существенно. Надеемся, что ситуация изменится достаточно быстро.

— Где еще планируете строить логопарки?

А.М.: — Проект «Мегалоджикс» предполагает в течение 10 лет строительство 20 объектов на территории России, частично Украины, Белоруссии и Казахстана. Это более 2,5 миллиона квадратных метров складских помещений класса А. Оценочная стоимость инвестиций — порядка$2 миллиардов. Сейчас у нас 10 проектов находятся на разных стадиях готовности к началу строительства: по четырем необходимые документы уже готовы, еще по шести, думаю, получим все бумаги этим летом. Регионы — Саратов, Челябинск, Хабаровск, Нижний Новгород, Омск, Уфа, Минск. Как я уже сказал, единственный тормоз — сокращение спроса. Как только потребитель почувствует себя лучше, спрос пусть и не достигнет докризисного уровня, но начнет увеличиваться, мы начнем вводить новые мощности.

— На ЮФО у компании планы есть или ростовского логопарка будет достаточно?

А.М.: — Конечно же, планы есть. Следующим шагом в Южном федеральном округе у нас будет Краснодар, также рассматриваются вопросы по Новороссийску и Сочи.

— Уже есть земельные участки?

А.М.: — Нет, мы пока в процессе подбора. Есть определенные сложности: участки сильно раздроблены. Так, как в Ростове — пришли и купили 48 гектаров у одного владельца, не получается. В Краснодаре земельные участки разделены на мелкие паи, на то, чтобы купить большой участок, оформить документы, уйдет еще несколько лет. С такой спецификой мы столкнулись в первый раз на территории России.

— В Ростове и Краснодаре анонсировалось достаточно большое количество логистических проектов. Это каким-то образом учитывается в ваших планах?

А.М.: — Сейчас в Ростове и Ростовской области есть склады, построенные еще в советское время, есть современный складской комплекс Национальной логистической компании. Но наш комплекс — единственный в регионе такого масштаба.

Что касается других заявленных проектов, то мы считаем, что здоровая конкуренция никогда не помешает. Да, заявлено было много, но, полагаю, в ближайшее время вряд ли кто-то начнет строительство.

— Процесс перевода земель из категории сельхозназначения в промышленные, говорят, сложный и занимает долгое время…

А.М.: — В Ростовской области процесс выглядел следующим образом. Сначала мы заявили о желании построить склад администрации региона, при этом обозначив определенные проектные условия. В соответствии с этими проектными требованиями подобрали участок, затем был осуществлен перевод земли из одной категории в другую. Без поддержки руководства области это было гораздо труднее и медленнее.

— Какая компания будет заниматься переработкой грузов?

А.М.: — Мы строим и сдаем в аренду складские помещения для организаций, переработкой грузов занимаются либо собственно сами компании-арендаторы, либо 3PL-операторы. Во всем мире идет тенденция — развитие 3PL-операторов. Это сторонние независимые операторы, которые при системе гарантий и договоров получают и перерабатывают грузы, при этом они никак не заинтересованы в продвижении товара. Операторы оказывают порядка 60 видов услуг, то есть занимаются не только банальными погрузками и разгрузками, хранением, но и предлагают целый комплекс мероприятий по переупаковке, даже частичного процесса производства. В частности, 3PL-оператором в логопарке «Мегалоджикс Ростов» будет Avalon Logistics.

— Пока здесь еще нет ни стеллажного оборудования, ни какого-либо другого. Когда логопарк реально начнет работать?

А.М.: — Мы специально просили арендаторов немного позже начать монтаж оборудования. Хотели показать нашим гостям все пространство, чтобы как-то визуально подкрепить масштаб. Если бы здесь стояли стеллажи, этого невозможно было бы увидеть.

— Стивен, ваша компания как раз является арендатором площадей. называли среднюю стоимость аренды $120–130 за 1 кв. метр в год. эти деньги включают все платежи?

Стивен Кастелит: — $120–130 — это базовая часть аренды, сюда не включены операционные расходы: коммунальные платежи и налоги (например, налог на землю). Для такого склада операционные расходы составляют приблизительно $35-45 за 1 квадратный метр в год. Также нужно добавить НДС — сейчас это 18%.

Кроме того, есть ставки на мезонин. В нашем понимании, он предназначен для организации легких производств (например, сборка, упаковка). Арендная плата в мезонине обычно идет с коэффициентом 0,7–0,8 от стоимости аренды склада. Сдаются еще и офисные помещения: базовая ставка —$200–240 за 1 квадратный метр в год.

— А каким образом строится ценовая политика логистического оператора?

С.К.: — Учитывается отношение 1 квадратного метра к паллето-месту: мы ведь используем всю высоту склада. Для примера: в боксе площадью 9 тысяч квадратных метров мы можем разместить 14–14,5 тысячи паллетных мест. Клиентам мы предлагаем ставку за 1 паллето-место в сутки. Обычно заключаем договоры на хранение не менее 2 тысяч паллето-мест на срок не менее года.

— Сколько в среднем клиент платит в сутки?

С.К.: — В среднем — 12–13 рублей за 1 паллето-место, в эту сумму входят услуги по погрузке, разгрузке, ответственному хранению, охране, учетной инвентаризации, страховке груза. Но средний расчет не очень правильно оценивает картину: есть разница в самих паллетах — легкие, тяжелые, низкие, высокие… Есть такие продукты, которые быстро оборачиваются, тогда можно дать скидку и на хранение в том числе. То есть обязателен индивидуальный расчет.

— Компания организует интермодальные перевозки?

С.К.: — 60–70% нашего дохода связаны со складским бизнесом. Еще 15-20% — с внутрироссийскими перевозками, в том числе разными видами транспорта: по железной дороге (перевозка вагонами и контейнерами) и автомобильным транспортом. Также у нас есть лицензия федерального таможенного брокера, таможенные склады компании расположены в Самаре, Москве, Санкт-Петербурге. Сейчас еще смотрим объект на юге, в Новороссийке. Это тоже часть нашего бизнеса, но она рассматривается как дополнительные услуги.

— Как растет спрос на комплексные логистические услуги?

С.К.: — Большинство клиентов, особенно крупные компании, хотят убрать головную боль: работать с одним провайдером, который все сделает. Например, есть западные компании, которые до сих пор стараются нанять агента или брокера для решения таможенных вопросов, есть такие, кто старается передать на аутсорсинг железнодорожные перевозки. С точки зрения решений на будущее, предложение комплексных решений намного лучше для всех.

— Как вы оцениваете рынок логистических услуг в ЮФО? Можно ли сказать, что конкуренция невысока и у вас будут определенные преимущества?

С.К.: — С одной стороны, мы одна из первых крупных компаний, которая начинает здесь работать, кроме того, у нас есть сетевые клиенты, которым тоже интересен Юг России. Это хорошо. Но с другой стороны, есть много местных провайдеров, в том числе в Краснодаре, Новороссийске, Ростове, со своей инфраструктурой. Они давно известны на рынке, у них сложившаяся ценовая политика: например, амортизация у них идет давно, поэтому местные провайдеры могут более гибко решать вопросы цены. А ведь иногда для клиента цена играет большую роль, особенно в нынешнее время. То есть в любом случае нам нужно чувствовать рынок и воевать за свои позиции каждый день.


Автор: Оксана Лебедева