Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10: Сделано в ЮФО (4779)
В поисках внутреннего резерва (4364)
Чтобы выйти из кризиса и обеспечить долгосрочное устойчивое развитие, России нужно найти внутренние источники роста
Артем Васильев   
Читатели о «Вестнике» (4499)
Бюджетный аскетизм (4677)
Региональные чиновники готовы экономить на себе ради выполнения социальных обязательств перед населением
Никита Логвинов  
Виктор Дерябкин: «Кризис — своеобразный квалификационный экзамен» (4519)
Никита Логвинов
Бюджет затрат (8077)
Практические рекомендации
Алексей Максимов, совладелец ООО «Статский советник»   
На всех не хватает (4279)
На одну вакансию в регионах ЮФО претендуют несколько безработных
Алла Демидова   
Александр Мостаков: «Как только потребитель почувствует себя лучше, мы начнем вводить новые мощности» (6300)
Проект «Мегалоджикс» предполагает в течение 10 лет строительство более 2,5 млн. кв. м складов класса «А» оценочная стоимость инвестиций — порядка $2 млрд.
Оксана Лебедева   
Пятый пошел! (4329)
Ростовский офис Европейского банка реконструкции и развития стал пятым в России
Лариса Никитина  
Игорь Бураков: «Сейчас проявляется подлинная инвестиционная привлекательность регионов» (5221)
Лариса Никитина  
MIPIM-2009: антикризисный девелопмент (4168)
Ростовская область и Краснодарский край представили на выставке более 40 инвестпроектов на сумму около 500 миллиардов рублей
Екатерина Минакова  
Чистополевые баталии (5217)
Призывы сдвинуть сроки открытия игорных зон сопровождаются прогнозами о будущем расцвете скрытых форм азартных игр
Галина Андреева  
Сбыт или не сбыт — вот в чем угольный вопрос (5389)
Реализацию как текущих, так и новых проектов в Восточном Донбассе инвесторы «привязывают» к спросу на твердое топливо
Максим Федоров  
Подземная коррекция (4368)
Добыча углеводородов в ЮФО в 2009 году может сократиться на 20–45 процентов
Роман Карлов   
«Транснефтепродукт»: направление — Юг (8736)
По словам президента компании Михаила Меженцева, «Проект Юг» — вклад в реализацию экономической стратегии России по замещению сырьевого экспорта продуктами нефтепереработки
Кирилл Власенко  
Дерипаска подсел на керосин (6251)
После двухлетней подготовки Афипский нефтеперерабатывающий завод начал промышленное производство авиационного керосина
Петр Максимов   
Веерное сокращение (4591)
Инвестиционные планы генерирующих компаний на Юге России в текущем году претерпят изменения
Николай Минаев   
Электрические перспективы (4773)
«Элтехника-Юг» продолжает развивать в Азове производство электротехнического оборудования
Вера Семенова  
Энергосберегающие конструкции (6496)
Холдинг ARMAX GROUP противопоставил кризису новые строительные технологии
Галина Шувалова   

 

Вектор индивидуальности

№ 2 (26) (2009)
Количество просмотров: 4488
Версия для печати


Если прежде говорили о конкуренции регионов за привлечение инвестиций, то теперь, видимо, придется развернуть целые сражения: количество инвесторов, желающих вложиться в тот или иной проект, серьезно поубавилось. Власти ставят задачу минимум — сохранить уровень притока инвестиций, обеспечить реализацию инвестпроектов высокой степени готовности, создать максимально комфортные условия для инвесторов.

Во многих регионах сформированы реестры инвестпроектов, реализация которых должна завершиться в ближайшие 1–2 года. В Ростовской области, например, в этом году планируется окончить 17 проектов общей стоимостью порядка 62 млрд. руб., они обеспечат около 5,5 тыс. новых рабочих мест. В списке — заводы по производству соленых закусок «Фрито Лей», по выпуску безалкогольных напитков «Кока-Кола», агропромышленные предприятия «Русской свинины» и «Евродона», три завода по производству стройматериалов «Металл-Дон», Новошахтинский нефтеперерабатывающий завод (инвестор — «Юг Руси»), 2-я очередь мелкосортно-проволочного стана Ростовского металлургического завода («Эстар»), реконструкция Миллеровского МЭЗа («Астон»), несколько торгово-развлекательных и логистических комплексов. Министр экономики, торговли, международных и внешнеэкономических связей Ростовской области Владимир Бартеньев пояснил, что в реестр вошли социально и экономически эффективные проекты (стоимостью от 200 млн. руб., численность новых рабочих мест — от 100), при этом учитывались обещания инвесторов соблюсти сроки ввода объектов в эксплуатацию, а также подтверждения фактической реализации проекта (справки о наличии экспертизы, сметы, договоры с ресурсоснабжающими организациями и т. д.). В Краснодарском крае статус приоритетных (они должны быть тоже реализованы в этом году) и право на первоочередную поддержку властей получили 25 крупных проектов стоимостью 33,8 млрд. руб. Ввод объектов в эксплуатацию дополнительно создаст порядка 3,5 тыс. рабочих мест. А в каталог Волгоградской области на 2009 г. включены более 40 инвестпроектов на общую сумму свыше 110 млрд. руб.

По данным вице-губернатора — председателя комитета экономики региона Александра Плотникова, основными остаются строительство горнообогатительного комбината по производству калийных удобрений мощностью 4,6 млн. тонн в год («ЕвроХим»), комплексная реконструкция завода «Лукойл-Волгограднефтепереработка», модернизация ряда других предприятий. Чтобы сроки сдачи объектов не сбились, в Ростовской области обновили схему работы с инвесторами. Как рассказал Владимир Бартеньев, за каждым инвестпроектом закреплены отраслевой министр и глава муниципалитета, на территории которого должно заработать новое производство, выезды ответственных «на места» для обсуждения и устранения каких-либо препятствий при реализации проектов обязательны минимум раз в две недели. Основной инструмент контроля — межведомственная комиссия во главе с первым вице-губернатором Сергеем Назаровым, которая собирается еженедельно. Каждый месяц о результатах докладывают губернатору Владимиру Чубу. «Новая схема работы с инвесторами более жестко регламентирована, адресна, и мы надеемся, что это позволит более эффективно реагировать нам на вызовы времени», — считает Владимир Бартеньев.

Процесс реализации проектов, «выходящих за пределы 2009–2010 годов», тоже не оставлен без внимания. «Например, крупный завод «Лафарж» — срок его реализации 2012 г., но мы понимаем, что нужно ему помочь сейчас в оформлении всех землеотводных документов, с выбором трасс под инфраструктуру, с адаптацией проекта под условия нашего законодательства, в том числе под условия законодательства о преференции», — добавил министр экономики Ростовской области.

Напомнив, что локомотивами развития Астраханской области являются сельское хозяйство, строительство и судостроение, губернатор региона Александр ЖИЛКИН заявил о создании «творческих групп» по каждой отрасли. Их задача — генерировать новые идеи для инвестпроектов, акцент должен быть на инновации. При этом губернатор призвал астраханских парламентариев взять ответственность за реализацию конкретного инвестпроекта, использовать для работы над ним свои контакты в федеральной Думе.

В Краснодарском крае муниципалитетам поставлена задача провести инвентаризацию всех заключенных ранее инвестиционных соглашений, исключить те, которые невозможно реализовать в условиях кризиса, принять план действий по проблемным объектам. В общем, главное — грамотно организовать работу с инвесторами. «Хочу напомнить: время бюрократизма, хождения по кабинетам прошло. Вы должны быть готовы к встрече с инвесторами. Для реализации проектов подготовить площадки с качественной инфраструктурой, — обратил внимание муниципальных властей вице-губернатор Краснодарского края Алексей Агафонов. — Отговорка: «Нет средств», — не принимается. Вы же прекрасно понимаете, что все затраченные деньги — возвратные. Это и новые рабочие места, и рост экономических показателей. А пока не будет качественных площадок, вы не увидите у себя сильных инвесторов».

Ростовская область также нацелена на реализацию инфраструктурных проектов, именно они будут одним из приоритетов бюджетных инвестиций. «При этом мы ведем инфраструктуру не в чистое поле, а под конкретные инвестиционные проекты, в первую очередь расположенные на территориях интенсивного развития», — отметил Владимир Бартеньев.

Таких территорий в Ростовской области пять — Новоалександровская, Азовская, Южно-Батайская, Октябрьская и Красносулинская.

Инженерная инфраструктура и коммуникации всегда были камнем преткновения для инвесторов. По оценке, до 40% стоимости всего проекта приходилось на подведение коммуникаций. Теперь предполагается, что часть этих затрат будут финансировать из бюджетов разных уровней. Направляя бюджетные инвестиции в инфраструктурные объекты, власти регионов стараются решить несколько задач: наличие инфраструктуры обеспечит создание новых бизнесов, а появление новых налогоплательщиков увеличит не только доходную часть бюджета, но и число рабочих мест. Но и сами инфраструктурные проекты, по словам первого исполнительного вице-президента РСПП Александра Мурычева, являются важным условием создания дополнительного рынка труда и спроса в экономике, кроме государства никто в нынешних условиях с такой задачей не справится.

Однако оценивая инвестиционную политику регионов в общем, эксперты отмечают, что каких-либо принципиально новых подходов в ней нет. «Необходимо понимать, что эффективная инвестиционная политика возможна при сбалансированной экономической политике в целом. Говорить же об эффективности экономической модели взаимодействия власти и бизнеса в регионах можно будет только после создания таковой на федеральном уровне, — рассуждает директор представительства «Брокерского дома «Открытие» в Ростове Александр Жуков. — Предложенные меры больше напоминают косметический ремонт, и в нынешних условиях малоэффективны. Современная ситуация указывает на необходимость принципиально новых подходов».


Автор: Светлана Морозова