Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10: Сделано в ЮФО (4779)
В поисках внутреннего резерва (4364)
Чтобы выйти из кризиса и обеспечить долгосрочное устойчивое развитие, России нужно найти внутренние источники роста
Артем Васильев   
Читатели о «Вестнике» (4499)
Бюджетный аскетизм (4677)
Региональные чиновники готовы экономить на себе ради выполнения социальных обязательств перед населением
Никита Логвинов  
Виктор Дерябкин: «Кризис — своеобразный квалификационный экзамен» (4519)
Никита Логвинов
На всех не хватает (4279)
На одну вакансию в регионах ЮФО претендуют несколько безработных
Алла Демидова   
Вектор индивидуальности (4488)
Бороться за кошелек инвестора в регионах намерены с помощью индивидуального сопровождения проектов и снижения административных барьеров
Светлана Морозова   
Александр Мостаков: «Как только потребитель почувствует себя лучше, мы начнем вводить новые мощности» (6300)
Проект «Мегалоджикс» предполагает в течение 10 лет строительство более 2,5 млн. кв. м складов класса «А» оценочная стоимость инвестиций — порядка $2 млрд.
Оксана Лебедева   
Пятый пошел! (4329)
Ростовский офис Европейского банка реконструкции и развития стал пятым в России
Лариса Никитина  
Игорь Бураков: «Сейчас проявляется подлинная инвестиционная привлекательность регионов» (5221)
Лариса Никитина  
MIPIM-2009: антикризисный девелопмент (4168)
Ростовская область и Краснодарский край представили на выставке более 40 инвестпроектов на сумму около 500 миллиардов рублей
Екатерина Минакова  
Чистополевые баталии (5217)
Призывы сдвинуть сроки открытия игорных зон сопровождаются прогнозами о будущем расцвете скрытых форм азартных игр
Галина Андреева  
Сбыт или не сбыт — вот в чем угольный вопрос (5389)
Реализацию как текущих, так и новых проектов в Восточном Донбассе инвесторы «привязывают» к спросу на твердое топливо
Максим Федоров  
Подземная коррекция (4368)
Добыча углеводородов в ЮФО в 2009 году может сократиться на 20–45 процентов
Роман Карлов   
«Транснефтепродукт»: направление — Юг (8736)
По словам президента компании Михаила Меженцева, «Проект Юг» — вклад в реализацию экономической стратегии России по замещению сырьевого экспорта продуктами нефтепереработки
Кирилл Власенко  
Дерипаска подсел на керосин (6251)
После двухлетней подготовки Афипский нефтеперерабатывающий завод начал промышленное производство авиационного керосина
Петр Максимов   
Веерное сокращение (4591)
Инвестиционные планы генерирующих компаний на Юге России в текущем году претерпят изменения
Николай Минаев   
Электрические перспективы (4773)
«Элтехника-Юг» продолжает развивать в Азове производство электротехнического оборудования
Вера Семенова  
Энергосберегающие конструкции (6496)
Холдинг ARMAX GROUP противопоставил кризису новые строительные технологии
Галина Шувалова   

 

Бюджет затрат

№ 2 (26) (2009)
Количество просмотров: 8076
Версия для печати


В прошлом номере «Вестника» мы сделали первые шаги к формированию бюджета затрат и платежного календаря. В поступивших в мой адрес письмах встречается несколько общих вопросов, на которые я постараюсь ответить в этой статье.

Насколько глубокой должна быть проработка бюджета?

Действительно, бюджет — это не самоцель. Любое нововведение должно продвигать компанию к ее целям и быть экономически оправданным, а составление классических бюджетов, по учебникам — процесс длительный и дорогостоящий. Чтобы определить разумную степень детализации бюджета, можно воспользоваться ABC-анализом. В его основе лежит принцип Парето, который также известен как правило 20/80. В нашем случае он формулируется так: 20% статей бюджета составляют 80% затрат, оставшиеся 80% бюджета — остальные 20% расходов.

В ABC-анализе выделяются 3 группы затрат. Группа A — несколько статей затрат, дающие 75% расходов. К группе B относят чуть большее количество статей затрат, которые дают 20% от общей суммы. Остальные статьи (5% затрат) относят к группе C. Очевидно, что состав групп будет отличаться для разных компаний, как и фактическое соотношений долей в бюджете. Например, аренда помещения для магазина электроники в центре города обычно попадает в группу A, а для интернет-магазина с тем же ассортиментом — в группу C.

Особо тщательно надо прорабатывать бюджет группы A, поработать стоит и с группой B. А вот группе С следует уделять внимание по остаточному принципу: какой бы заманчивой ни была идея оптимизировать расход туалетной бумаги или питьевой воды, но если они попадают в группу C — не тратьте на них время.

Для компаний с ярко выраженной сезонностью или серьезными колебаниями затрат по статьям очень полезно дополнительно использовать еще и XYZ-анализ.

Нужно ли распределять общеорганизационные затраты между подразделениями?

Ответ однозначен: да, нужно. Иначе мы не сможем оценить, каков вклад этих затрат в себестоимость продукции различных подразделений и какую прибыль реально приносят отдельные подразделения и продукты. Ведь сегодня, когда перед многими компаниями стоит вопрос выживания, именно эта информация жизненно важна.

Существует множество методик распределения общекорпоративных затрат. Сегодня я хочу обратить внимание на не получивший до сих пор широкого распространения в России метод трансфертных (или попросту внутренних) цен. Разберем это на конкретном примере. Допустим, в компании существует автопарк, который используется в основном для доставки закупленных материалов на склады, а готовой продукции — потребителям. При введении трансфертных цен следует рассматривать его как независимую организацию, оказывающую транспортные услуги другим подразделениям: рассчитываем себестоимость услуг и относим эти затраты на подразделения, потреблявшие услуги.

Такой подход позволит дополнительно оценить и эффективность работы автопарка. При этом расчет себестоимости обязательно должен быть «честным»: необходимо учитывать амортизацию, фонд заработной платы, налоги и пр.

Часто после внедрения такого метода менеджеры «отказываются» пользоваться услугами собственного транспорта, использование которого оказывается дороже, чем у специализированных компаний.

Если будет рассчитано, во сколько обходится час работы штатного программиста, составленный собственными юристами договор или обработка одной накладной, то можно понять, насколько экономически оправданы затраты на содержание этих подразделений. Конечно, во внимание стоит принимать и такие факторы, как стабильность, безопасность и пр., но зачастую большинство неэффективно реализуемых в компании процессов можно без потерь передать на аутсорсинг с существенной экономией денег и времени, а другие оптимизировать, проведя реорганизацию на основе полученных в результате анализа данных. И здесь тоже следует помнить о принципе Парето, и в первую очередь работать с теми статьями, которые дают основной объем затрат.

(Задать вопросы или принять участие в обсуждении можно на сайте www.statsovet.ru в специальном разделе для читателей «Вестника»)

г. Ростов-на-Дону,  пр. Ворошиловский, 87/65
Тел.: (863) 3000-404, 3000-406,
294-01-01
E-mail: info@statsovet.ru,
amaximov@aaanet.ru
www.statsovet.ru


Автор: Алексей Максимов, совладелец ООО «Статский советник»