Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10: Сделано в ЮФО (4771)
В поисках внутреннего резерва (4356)
Чтобы выйти из кризиса и обеспечить долгосрочное устойчивое развитие, России нужно найти внутренние источники роста
Артем Васильев   
Читатели о «Вестнике» (4491)
Бюджетный аскетизм (4668)
Региональные чиновники готовы экономить на себе ради выполнения социальных обязательств перед населением
Никита Логвинов  
Бюджет затрат (8061)
Практические рекомендации
Алексей Максимов, совладелец ООО «Статский советник»   
На всех не хватает (4272)
На одну вакансию в регионах ЮФО претендуют несколько безработных
Алла Демидова   
Вектор индивидуальности (4476)
Бороться за кошелек инвестора в регионах намерены с помощью индивидуального сопровождения проектов и снижения административных барьеров
Светлана Морозова   
Александр Мостаков: «Как только потребитель почувствует себя лучше, мы начнем вводить новые мощности» (6283)
Проект «Мегалоджикс» предполагает в течение 10 лет строительство более 2,5 млн. кв. м складов класса «А» оценочная стоимость инвестиций — порядка $2 млрд.
Оксана Лебедева   
Пятый пошел! (4323)
Ростовский офис Европейского банка реконструкции и развития стал пятым в России
Лариса Никитина  
Игорь Бураков: «Сейчас проявляется подлинная инвестиционная привлекательность регионов» (5209)
Лариса Никитина  
MIPIM-2009: антикризисный девелопмент (4157)
Ростовская область и Краснодарский край представили на выставке более 40 инвестпроектов на сумму около 500 миллиардов рублей
Екатерина Минакова  
Чистополевые баталии (5203)
Призывы сдвинуть сроки открытия игорных зон сопровождаются прогнозами о будущем расцвете скрытых форм азартных игр
Галина Андреева  
Сбыт или не сбыт — вот в чем угольный вопрос (5378)
Реализацию как текущих, так и новых проектов в Восточном Донбассе инвесторы «привязывают» к спросу на твердое топливо
Максим Федоров  
Подземная коррекция (4359)
Добыча углеводородов в ЮФО в 2009 году может сократиться на 20–45 процентов
Роман Карлов   
«Транснефтепродукт»: направление — Юг (8726)
По словам президента компании Михаила Меженцева, «Проект Юг» — вклад в реализацию экономической стратегии России по замещению сырьевого экспорта продуктами нефтепереработки
Кирилл Власенко  
Дерипаска подсел на керосин (6240)
После двухлетней подготовки Афипский нефтеперерабатывающий завод начал промышленное производство авиационного керосина
Петр Максимов   
Веерное сокращение (4581)
Инвестиционные планы генерирующих компаний на Юге России в текущем году претерпят изменения
Николай Минаев   
Электрические перспективы (4762)
«Элтехника-Юг» продолжает развивать в Азове производство электротехнического оборудования
Вера Семенова  
Энергосберегающие конструкции (6485)
Холдинг ARMAX GROUP противопоставил кризису новые строительные технологии
Галина Шувалова   

 

Виктор Дерябкин: «Кризис — своеобразный квалификационный экзамен»

№ 2 (26) (2009)
Количество просмотров: 4510
Версия для печати


В эксклюзивном интервью «Вестнику» председатель Законодательного собрания Ростовской области рассказал, что мировой финансовый кризис заставил секвестировать доходы и расходы регионального бюджета соответственно на 15,6 млрд. и 14,2 млрд. рублей. Несмотря на это, «социальные» его статьи будут профинансированы в полном объеме. Донская экономика не является моноориентированной, поэтому обвал рынка энергоносителей и металлургии сказался на ней не столь катастрофически. Если у некоторых субъектов потери запланированных бюджетов составили до 60%, то у Ростовской области — 16%.

— Виктор Ефимович, исполнился год с момента избрания законодательного собрания Ростовской области четвертого созыва. Ожидали ли вы, что эти 12 месяцев окажутся столь насыщенными? Какие законы, принятые донским парламентом с марта 2008-го, вы бы выделили?

— Действительно, по богатству событий и их разнообразию этот год сложно с чем-то сравнить. Во-первых, бюджет. По изначальному сценарию, уже в текущем году он должен был превысить по доходам и расходам исторический максимум — 100 миллиардов рублей. Причем более 50% этой суммы было запланировано для финансирования социальной сферы, примерно 60% предусматривалось потратить непосредственно в муниципальных образованиях. Таковы были наши планы, которые, к сожалению, скорректировал кризис.

Во-вторых, Ростовская область вслед за федеральным центром приняла решение об увеличении минимального размера оплаты труда региональных бюджетников с 2300 до 4330 рублей. На эти цели было запланировано направить около 10% расходов бюджета. И, несмотря на кризис, мы от этих обязательств не отказались и не откажемся.

В-третьих, у нас один из самых низких в стране региональный стандарт для назначения субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. По России он составляет 22%, мы же еще в прошлом году ограничили его восемнадцатью процентами, с нового года планировали 12%. Но с учетом реалий сегодняшнего дня с 1 января 2009-го нам пришлось остановиться на 15%. Тем не менее разница, согласитесь, существенная.

В-четвертых, мы вновь приняли или пролонгировали более 30 областных целевых программ во всех сферах жизнедеятельности — жилье, село, молодежь, физкультура и спорт, демография и родовспоможение, казачество и т. д. В-пятых, мы приняли в первом чтении областной закон «Об основных направлениях противодействия коррупции». Сейчас он практически доработан с учетом изменений федерального законодательства в этой сфере, и есть все основания полагать, что на апрельской сессии он будет принят в окончательной редакции.

Кроме того, мы неоднократно вносили необходимые изменения в областное законодательство о межбюджетных отношениях, о государственной гражданской и муниципальной службе, о выборах в органы госвласти и местного самоуправления, существенно откорректировали Положение о Молодежном парламенте при Законодательном собрании, и 27 марта он уже начал работать в новом составе. За прошедший год мы существенно изменили схему работы с обеими палатами Федерального Собрания. Если в недалеком прошлом из нескольких наших законодательных инициатив принималась максимум одна, то сегодня мы прорабатываем свои предложения при поддержке фракции «Единая Россия» Госдумы, что существенно повышает вероятность их прохождения. Один из недавних примеров — продление сроков вступления ценных бумаг. В силу положений закона о розничных рынках, касающихся их перевода в капитальные строения. Это было насущно необходимо, и федеральный центр пошел нам навстречу. Говорить еще можно о многом. Сегодня главное — не снижать ритм и результативность работы.

— Кризис заставил скорректировать бюджет Ростовской области на 2009 год. Какие статьи расходов в этой связи будут финансироваться в первоочередном порядке, а какие будут урезаны либо вовсе заморожены? удастся ли выполнить все обязательства перед социальной сферой?

— Да, мы вынуждены были секвестировать доходы бюджета на 15,6 миллиарда рублей, а расходы — на 14,2 миллиарда, увеличить дефицит бюджета до 3,4 миллиарда, обеспеченный источниками покрытия. К сожалению, это объективная необходимость. Тем более что только по налогу на прибыль организаций мы недосчитываемся почти 12 миллиардов, а по НДФЛ — более 7 миллиардов. У некоторых регионов России потери запланированных доходов составили порядка 60%, у нас на сегодняшний день — 16%. И этому есть объяснение. Донская экономика всегда базировалась не на одной-двух отраслях (к примеру, металлургии, нефте- и газодобыче), а была в значительной степени диверсифицирована. Поэтому обвал рынка энергоносителей, металлургии и металлообработки не сказался на нашем бюджете столь катастрофически.

Заморозить на первое полугодие нам пришлось все новые капитальные стройки. Финансироваться будут исключительно «переходящие» объекты прошлых лет и то, что требует безотлагательного капремонта. Значительно сократили мы расходы на госаппарат. Но социальные расходы сохранены в полном объеме. Это касается и ветеранов труда области, и пенсий, и пособий, и льгот — всех социальных выплат.

— Ростовская область — один из первых регионов, откликнувшихся на призыв федерального центра о налоговых послаблениях: ставка налога по упрощенной системе налогообложения снижена с 15% до 10%. Какие еще антикризисные меры были разработаны исполнительной и законодательной ветвями власти Дона?

— Да, мы снизили на треть налог по «упрощенке» для наших предпринимателей. Уверен, что, несмотря на сегодняшние потери бюджета из-за этих «выпадающих» доходов, нам удастся в эти трудные времена реально поддержать систему малого предпринимательства, создать новые рабочие места, расширить налогооблагаемую базу и в дальнейшем получать в бюджет гораздо больше поступлений. В ноябре 2008 года была создана комиссия по обеспечению устойчивого социально-экономического развития Ростовской области. В декабре при региональном политсовете «Единой России» была сформирована рабочая антикризисная группа по мониторингу социально-экономической ситуации в муниципальных образованиях Дона для оперативного реагирования в связи с возможным влиянием мирового финансового кризиса. Аналогичные группы созданы при политсоветах всех 63 местных отделений «Единой России». Остальные антикризисные меры предлагаются с нашей стороны в рамках рабочих антикризисных групп партии. Есть, кстати, очень любопытные предложения. Например, аграрная антикризисная группа предложила минэкономики и минсельхозпроду области мониторить цены не только на основные продукты питания, включенные в федеральный список, но и на сахар и овощи. Кроме того, группа ставит задачу разобраться детально во всех нюансах ценообразования на эти продукты и внести конкретные предложения контролирующим и надзорным органам.

А антикризисная группа по дольщикам и вкладчикам банков объявила конкурс «Молодежь — против кризиса», в рамках которого студентам предложено в доходчивой для их сверстников форме представить наглядные материалы и пособия о том, как не стать обманутым дольщиком или вкладчиком, как действовать на рынках ипотеки, банковских услуг, ценных бумаг и т. д. Этот опыт уже востребован на федеральном уровне.

— Согласно планам, озвученным до кризиса, в 2010 году в Ростовскую область должны были быть привлечены инвестиции в размере свыше 174 миллиардов рублей. Очевидно, что теперь эта цифра будет скромнее. на ваш взгляд, какие еще структуры, помимо Агентства инвестиционного развития (АИР), должны быть «заточены» на поиск новых инвесторов для донского региона?

— АИР с целью привлечения инвестиций и создавалось. Это его прямая обязанность. Но немалую поддержку в данном направлении могут оказывать муниципалитеты, их экономические службы. Ведь суть реформы местного самоуправления в том и заключалась, чтобы заставить местную власть эффективно работать, стремиться к самодостаточности и успешности. Кризис в этом отношении — не только сложное испытание, но и своеобразный «квалификационный» экзамен. И для глав или руководителей отдельных подразделений, и для каждого конкретного специалиста.

Те, кто не справляется со своими обязанностями и занимает чужое место, вынуждены будут переквалифицироваться или уйти. А те, кто соответствует занимаемым должностям, получат дополнительные конкурентные преимущества вместе со своими территориями. Это, возможно, жестко, но иначе нельзя.

— Один из приоритетов донских властей — обеспечение доступа предпринимателей к финансовым ресурсам. на какую поддержку региона может рассчитывать малый и средний бизнес?

— Это субсидирование процентной ставки по привлеченным кредитам и займам; возмещение части лизинговых платежей, части стоимости приобретенных основных средств и программного обеспечения, части арендных платежей; предоставление субсидий начинающим предпринимателям для возмещения части затрат по организации собственного дела; субсидии на возмещение части стоимости присоединения к инженерным сетям; возмещение части затрат, связанных с участием в зарубежных и российских выставочно-ярмарочных мероприятиях и т. д.

— На заседании расширенной коллегии, посвященном итогам социально-экономического развития Ростовской области в 2008 году, губернатор Владимир Чуб раскритиковал глав городов и районов, действия которых оказались неадекватными в сложившейся экономической ситуации. По вашему мнению, как должны действовать сегодня депутаты представительных органов на местах? Какую помощь способны оказать им коллеги из донского парламента?

— Первое — работать в тесной связке с исполнительной властью на местах, органами местного самоуправления. Все политические амбиции и межпартийные распри должны быть отложены в сторону. Второе — столь же тесно и слаженно взаимодействовать с депутатами вышестоящего уровня и с областной администрацией. Третье — чтобы все это делалось не «для галочки», а приносило реальный эффект. Депутатам органов местного самоуправления необходимо владеть ситуацией на местах в той же степени, как ею владеет исполнительная власть. И, разумеется, нужно работать с населением, не бояться идти к людям, выслушивать все их проблемы и пожелания, находить возможности их решения.

— Большинство членов законодательного собрания Ростовской области нынешнего созыва — руководители предприятий, топ-менеджеры крупных компаний, представители бизнеса, банковского сектора. Как это отразилось на качестве работы донского парламента, особенно в условиях экономической нестабильности?

— Профессионалы в управлении, как во всем мире, так и у нас, способны эффективно работать в различных отраслях. Поэтому наши топ-менеджеры, уверен, повысили качество работы Законодательного собрания. Принимаемые на заседаниях донского парламента законы и постановления являются взвешенными и профессионально подготовленными. Недаром ни одно из них не было опротестовано прокуратурой и не было подвергнуто сомнению другими контролирующими и надзорными органами. Кроме того, в условиях кризиса, на мой взгляд, ни одно из принятых нами решений нельзя назвать поспешным или неадекватным. В области сегодня ситуация непростая, но полностью контролируемая и стабильная. Это, наверное, и есть профессионализм. Как наших депутатов, так и администрации области.