Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10: Сделано в ЮФО (4749)
В поисках внутреннего резерва (4340)
Чтобы выйти из кризиса и обеспечить долгосрочное устойчивое развитие, России нужно найти внутренние источники роста
Артем Васильев   
Читатели о «Вестнике» (4477)
Виктор Дерябкин: «Кризис — своеобразный квалификационный экзамен» (4497)
Никита Логвинов
Бюджет затрат (8048)
Практические рекомендации
Алексей Максимов, совладелец ООО «Статский советник»   
На всех не хватает (4252)
На одну вакансию в регионах ЮФО претендуют несколько безработных
Алла Демидова   
Вектор индивидуальности (4457)
Бороться за кошелек инвестора в регионах намерены с помощью индивидуального сопровождения проектов и снижения административных барьеров
Светлана Морозова   
Александр Мостаков: «Как только потребитель почувствует себя лучше, мы начнем вводить новые мощности» (6269)
Проект «Мегалоджикс» предполагает в течение 10 лет строительство более 2,5 млн. кв. м складов класса «А» оценочная стоимость инвестиций — порядка $2 млрд.
Оксана Лебедева   
Пятый пошел! (4303)
Ростовский офис Европейского банка реконструкции и развития стал пятым в России
Лариса Никитина  
Игорь Бураков: «Сейчас проявляется подлинная инвестиционная привлекательность регионов» (5191)
Лариса Никитина  
MIPIM-2009: антикризисный девелопмент (4142)
Ростовская область и Краснодарский край представили на выставке более 40 инвестпроектов на сумму около 500 миллиардов рублей
Екатерина Минакова  
Чистополевые баталии (5183)
Призывы сдвинуть сроки открытия игорных зон сопровождаются прогнозами о будущем расцвете скрытых форм азартных игр
Галина Андреева  
Сбыт или не сбыт — вот в чем угольный вопрос (5358)
Реализацию как текущих, так и новых проектов в Восточном Донбассе инвесторы «привязывают» к спросу на твердое топливо
Максим Федоров  
Подземная коррекция (4336)
Добыча углеводородов в ЮФО в 2009 году может сократиться на 20–45 процентов
Роман Карлов   
«Транснефтепродукт»: направление — Юг (8708)
По словам президента компании Михаила Меженцева, «Проект Юг» — вклад в реализацию экономической стратегии России по замещению сырьевого экспорта продуктами нефтепереработки
Кирилл Власенко  
Дерипаска подсел на керосин (6225)
После двухлетней подготовки Афипский нефтеперерабатывающий завод начал промышленное производство авиационного керосина
Петр Максимов   
Веерное сокращение (4555)
Инвестиционные планы генерирующих компаний на Юге России в текущем году претерпят изменения
Николай Минаев   
Электрические перспективы (4745)
«Элтехника-Юг» продолжает развивать в Азове производство электротехнического оборудования
Вера Семенова  
Энергосберегающие конструкции (6470)
Холдинг ARMAX GROUP противопоставил кризису новые строительные технологии
Галина Шувалова   

 

Бюджетный аскетизм

№ 2 (26) (2009)
Количество просмотров: 4654
Версия для печати


В условиях экономической нестабильности тезис о социально ориентированном бюджете приобрел еще большую популярность. Уменьшая затраты на капитальное строительство и инвестиционную деятельность, субъекты РФ, в том числе на Юге, сохраняют и даже увеличивают ассигнования на соцсферу. Удивительно, но кризис и последовавшая за ним оптимизация расходов пошли местным администрациям на пользу: резервы для расширения «социальных» статей были, есть и остаются весьма значительными.

Правительство РФ одобрило поправки в федеральный бюджет на 2009 год. Глава минэкономразвития Эльвира Набиуллина рассказала, что по сравнению с ранее утвержденным объемом доходы снизятся на 4,3 трлн. руб. и составят 6,7 трлн. руб. Расходы, напротив, увеличатся на 667,3 млрд. руб. и достигнут 9,7 трлн. руб. «По сути, весь бюджет нынешнего года носит антикризисный характер: в условиях серьезного падения доходов мы не сокращаем, а увеличиваем расходы», — заметила министр.

Антикризисный характер носит и программа правительства, принятая на 2009 г. и направленная на поддержание сбалансированности бюджетной системы. По заявлению авторов документа, бюджеты субъектов РФ могут рассчитывать на финансовую помощь со стороны Центра, но при этом сами должны «проводить ответственную политику». Под таковой понимаются оптимизация бюджетных расходов и реструктуризация бюджетной сети, пересмотр параметров бюджета, в том числе путем отказа от «необязательных» капвложений, недопущение роста кредиторской задолженности по первоочередным обязательствам и отказ от пополнения доходной базы региональных бюджетов за счет снижения доходной базы бюджетов местных.

На поддержку регионов в период кризиса федеральная казна-2009 готова выделить 300 млрд. руб. Деньги — большие, но не настолько, чтобы решить все возникшие на местах проблемы. Поэтому территориям ничего не остается, кроме как подвергать свои бюджеты существенному секвестру. Некоторые делают это уже по второму и даже по третьему кругу.

Миссия выполнима

«В 2009 г. необходимо обеспечить поступление доходов в региональный бюджет не ниже объема прошлого года, то есть 110 млрд. руб., а по отдельным территориям и отраслям экономики даже прибавить», — поставил губернатор Краснодарского края Александр Ткачев в начале года задачу, считая ее выполнимой, поскольку бюджетные итоги-2008 оказались «впечатляющими»: кубанская казна потяжелела до 140 млрд. руб., из них собственные доходы достигли рекордных 110,2 млрд. руб.

Локомотивы у краснодарской экономики, несмотря на кризис, остались прежние — сельское хозяйство и санаторно-курортный комплекс. Но региональные чиновники надеются расширить список. «Прирост ВРП составит 6,5%, промышленного производства — 4%, объема услуг связи — 12%, транспортных услуг — 11%», — ожидает Александр Ткачев. На инженерную инфраструктуру, необходимую для строительства жилья, в бюджете края предусмотрен 1 млрд. руб., на поддержку сельхозпроизводителей — 3 млрд. руб., на развитие малого бизнеса — 400 млн. руб. По информации первого вице-губернатора края Джамбулата Хатуова, в 2009 г. на Кубани должно быть реализовано 25 крупных инвестпроектов. При общей стоимости 33,8 млрд. руб. они обеспечат дополнительно около 3,5 тыс. рабочих мест.

«Бюджет края останется социально ориентированным», — заверил председатель кубанского Заксобрания Владимир Бекетов. Он уточнил, что в 2009 г. запланировано повышение оплаты труда работникам бюджетных учреждений (на 22%), индексация социальных выплат (минимум на 10%) и повышение оплаты социальных услуг (на 30%).

Сэкономить кубанские власти решили на другом. По словам вице-губернатора Ивана ПЕРОНКО, в среднем на 30% сокращено финансирование краевых целевых программ; на 10% урезаны расходы на содержание госучреждений; на 300 человек уменьшена численность работников региональной администрации.

Секвестр во благо

По данным регионального минэкономики, в 2006 г. доходы бюджета Ростовской области составили 57,5 млрд. руб., в 2007 г. — 78,7 млрд. руб., а в 2008 г. — уже 105,6 млрд. руб. Согласно первоначальным прогнозам, в 2009 г. сумма должна была превысить 130 млрд. руб., но теперь очевидно, что она окажется скромнее. Как рассказала председатель комитета по бюджету, налогам и собственности Законодательного собрания области Наталья Стаценко, доходная часть региональной казны на нынешний год уменьшена на 15,6 млрд. руб., что связано с сокращением налоговых и неналоговых поступлений (17 млрд. руб.), прежде всего — налога на прибыль организаций (11 млрд. руб.); расходная — на 14,2 млрд. руб. После корректив, внесенных донскими парламентариями, доходы и расходы составляют соответственно 86,67 млрд. руб. и 90,83 млрд. руб. «Мы хотя и уменьшили план по доходам, но заложили их на 10% больше прошлогодних. Вырастут на 16% и расходы. То есть говорить о том, что мы приняли кризисный бюджет, нет никаких предпосылок», — уверен первый заместитель губернатора Сергей Назаров. Как сообщила глава регионального минфина Нина Сверчкова, увеличению доходной статьи донского бюджета способствовали в первую очередь безвозмездные поступления из Федерации: по сравнению с 2008 г. они выросли на 1% и достигли 32,9 млрд. руб. Значительную долю — 87% от этой суммы — составляют субсидии на инвестиции в «Комплексную программу строительства и реконструкции объектов водоотведения Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области», которая реализуется при софинансировании из Инвестфонда РФ.

Донской бюджет сохранил социальную направленность: 75% от общего объема запланированных расходов. «Имеющиеся финансовые ресурсы позволяют выполнить все социальные программы», — заверила Наталья Стаценко. Один из приоритетов — сокращение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума. «Если в 2006 г. таких людей в области насчитывалось 788 тыс., в 2007 г. — 672 тыс., в 2008 г. — 590 тыс., то по итогам 2009 г. их должно остаться не более 560 тыс.», — прокомментировал председатель комитета Заксобрания по социальной политике Владимир Катальников.

Вместе с тем весьма существенному секвестру подверглись ассигнования на инвестиционную деятельность: в нынешнем году они сокращены на 70% и составляют 21 млрд. руб. «Мы поступились инвестиционными затратами, — признал Сергей Назаров, — но, думаю, это будет даже полезно. Мы четче обозначим приоритеты, и средства по статье «Капстроительство» направим туда, где они будут наиболее эффективны, чтобы не плодить незавершенное строительство».

Инвестиции в покупательскую способность

Изначально бюджет Ставрополья на 2009 г. был принят бездефицитным — с доходами и расходами в объеме 53,153 млрд. руб. Однако спустя три месяца его «привели к оптимальной при нынешней ситуации сбалансированности»: соответственно 53,05 млрд. и 54,46 млрд. руб. Образовался дефицит в 1,413 млрд. руб. Но глава регионального минфина Владимир Шаповалов успокоил: для его покрытия хватит остатков, сформировавшихся на бюджетных счетах края.

Коррективы потребовались, в частности, после принятия краевого закона, предусматривающего снижение ставки налога для субъектов малого бизнеса, работающих по упрощенной системе налогообложения, — с 15% до 5%. «В условиях кризиса это весьма важно для предпринимателей, поскольку создает дополнительную мотивацию для их развития», — считает Владимир Шаповалов.

При этом, правда, выпадающие доходы ставропольской казны оцениваются в 271,4 млн. руб. Но губернатора Валерия Гаевского это не пугает: «В кризисных условиях лучше оставлять деньги бизнесу, чем забирать в бюджет. Предприниматели смогут распорядиться ими более эффективно, нежели чиновники».

Финансирование краевых целевых программ сокращено на Ставрополье по сравнению с 2008 г. на 50% — с 2,2 млрд. руб. до 1,08 млрд. руб. «В прошлом году финансирование было определено по 36 программам, в этом — по 21», — конкретизировал Владимир Шаповалов. Секвестированы также расходы на обслуживание государственного долга (299,7 млн. руб.), приобретение и содержание имущества, находящегося в государственной собственности (150 млн. руб.). Вместе с тем ставропольский бюджет принял на себя дополнительные социальные обязательства на 1,9 млрд. руб. Ассигнования на лекарственное обеспечение населения выросли на 232,9 млн. руб., на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан — на 203 млн. руб. Но самые затратные «социальные» статьи — продолжающаяся монетизация льгот и увеличение зарплаты бюджетникам. «Нагрузка на краевой бюджет составит соответственно 1,4 млрд. рублей и 2,4 млрд. рублей. Однако это позволит сохранить покупательскую способность значительной части населения при росте потребительских цен», — подчеркнул Владимир Шаповалов.

«Моя цель — побывать у Путина»

Консолидированный бюджет Волгоградской области-2009 сокращен на 8 млрд. руб. Общая сумма расходов утверждена в размере 60,7 млрд. руб. Из них 10,4 млрд. руб. будет направлено на развитие экономики, 9,9 млрд. — на социальную политику, 6,1 млрд. — на здравоохранение, физическую культуру и спорт, 3,9 млрд. — на образование, 0,8 млрд. руб. — на культуру. «Министерство финансов еще в январе предложило нам сократить расходы и доходы на 18 млрд. рублей. Я категорически отказался это делать. Сократить — значит убрать строительство больниц, дорог и мостов, капитальные вложения, оставив только зарплату», — эмоционально прокомментировал губернатор Николай Максюта.

По мнению председателя комитета Волгоградской облдумы по бюджету, налогам и финансам Владимира Попова, бюджет-2009 «является бюджетом стабильности». «Но мы готовы следовать рекомендациям антикризисного комитета, оперативно помогая тем или иным отраслям», — подчеркнул он.

Владимир Попов рассказал, что на антикризисные мероприятия волгоградские власти направят в первую очередь средства из регионального резервного фонда, составляющего на сегодня свыше 600 млн. руб. Для промышленных предприятий предусмотрена финансовая помощь в форме субсидирования процентной ставки по кредитам, полученным в рублях, а также государственных гарантий области: в нынешнем бюджете на это запланировано 200 млн. руб. Для малого и среднего бизнеса пересмотрена ставка налога по упрощенной системе налогообложения: она снижена с 15% до 5%. По признанию Николая Максюты, дабы сохранить финансирование основных статей бюджета, по линии исполнительных структур сокращены заявки на покупку компьютеров, транспорта, расходных материалов, ремонт зданий и т. д. Но целиком проблемы это не снимает. «Моя цель — побывать у Путина и в Министерстве финансов и попросить на 2009 год дополнительно около 8 млрд. рублей, чтобы мы могли выполнить бюджетные обязательства», — проанонсировал Николай Максюта.


Автор: Никита Логвинов