Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10: Сделано в ЮФО (4771)
Читатели о «Вестнике» (4491)
Бюджетный аскетизм (4669)
Региональные чиновники готовы экономить на себе ради выполнения социальных обязательств перед населением
Никита Логвинов  
Виктор Дерябкин: «Кризис — своеобразный квалификационный экзамен» (4511)
Никита Логвинов
Бюджет затрат (8061)
Практические рекомендации
Алексей Максимов, совладелец ООО «Статский советник»   
На всех не хватает (4273)
На одну вакансию в регионах ЮФО претендуют несколько безработных
Алла Демидова   
Вектор индивидуальности (4476)
Бороться за кошелек инвестора в регионах намерены с помощью индивидуального сопровождения проектов и снижения административных барьеров
Светлана Морозова   
Александр Мостаков: «Как только потребитель почувствует себя лучше, мы начнем вводить новые мощности» (6284)
Проект «Мегалоджикс» предполагает в течение 10 лет строительство более 2,5 млн. кв. м складов класса «А» оценочная стоимость инвестиций — порядка $2 млрд.
Оксана Лебедева   
Пятый пошел! (4324)
Ростовский офис Европейского банка реконструкции и развития стал пятым в России
Лариса Никитина  
Игорь Бураков: «Сейчас проявляется подлинная инвестиционная привлекательность регионов» (5210)
Лариса Никитина  
MIPIM-2009: антикризисный девелопмент (4158)
Ростовская область и Краснодарский край представили на выставке более 40 инвестпроектов на сумму около 500 миллиардов рублей
Екатерина Минакова  
Чистополевые баталии (5204)
Призывы сдвинуть сроки открытия игорных зон сопровождаются прогнозами о будущем расцвете скрытых форм азартных игр
Галина Андреева  
Сбыт или не сбыт — вот в чем угольный вопрос (5379)
Реализацию как текущих, так и новых проектов в Восточном Донбассе инвесторы «привязывают» к спросу на твердое топливо
Максим Федоров  
Подземная коррекция (4359)
Добыча углеводородов в ЮФО в 2009 году может сократиться на 20–45 процентов
Роман Карлов   
«Транснефтепродукт»: направление — Юг (8726)
По словам президента компании Михаила Меженцева, «Проект Юг» — вклад в реализацию экономической стратегии России по замещению сырьевого экспорта продуктами нефтепереработки
Кирилл Власенко  
Дерипаска подсел на керосин (6241)
После двухлетней подготовки Афипский нефтеперерабатывающий завод начал промышленное производство авиационного керосина
Петр Максимов   
Веерное сокращение (4582)
Инвестиционные планы генерирующих компаний на Юге России в текущем году претерпят изменения
Николай Минаев   
Электрические перспективы (4763)
«Элтехника-Юг» продолжает развивать в Азове производство электротехнического оборудования
Вера Семенова  
Энергосберегающие конструкции (6486)
Холдинг ARMAX GROUP противопоставил кризису новые строительные технологии
Галина Шувалова   

 

В поисках внутреннего резерва

№ 2 (26) (2009)
Количество просмотров: 4356
Версия для печати


Спад ВВП в США в 2009 г. может достичь 2,6–2,7%, экономика Евросоюза может сократиться на 2,1–2,5%, в России ВВП также может упасть более чем на 2%, практически во всех странах будут значительно снижаться доходы населения — так оцениваются последствия глобального экономического кризиса. Особенности его воздействия на Россию связаны с накопленными деформациями структуры экономики и недостаточной развитостью рыночных институтов, признают федеральные власти. Чтобы активизировать борьбу с кризисными процессами, правительство обозначило семь основных приоритетов.

Семь антикризисных нот 

Антикризисные меры, которые реализует руководство страны, должны стать более четким планом, понятным не только федеральным властям, но и всему населению, отметил президент РФ Дмитрий Медведев на совещании по экономическим вопросам в начале марта: «Мы не должны стесняться наших действий, мы, наоборот, должны в максимальной степени их объяснять». Спустя две недели доработанный антикризисный план был опубликован на официальном сайте правительства (здесь же предлагается высказать свое мнение всем желающим), а премьер-министр Владимир Путин призвал своих коллег «включиться в работу по разъяснению предлагаемых мер».

Программа антикризисных мер правительства на 2009 г. констатирует, что основная проблема российской экономики — очень высокая зависимость от экспорта природных ресурсов: до сих пор «ключевую роль все еще играет нефтегазовый экспорт, экспорт иного сырья и металлов». Но во время кризиса практически на все экспортные товары снизились не только цены, но и спрос.

Несырьевые сектора экономики недостаточно конкурентоспособны, и когда у экспортеров сырья начались проблемы, «не нашлось отраслей, способных поддержать экономику». Это вторая проблема. Третью проблемную позицию занимает недостаточно развитой финансовый сектор. Кредиты российской банковской системы всегда были дороже, а сроки кредитования меньше, чем на внешних рынках, поэтому крупные российские компании заимствовали за рубежом. Но сейчас эти рынки капитала стали для предприятий недоступными.

То есть национальная экономика развивалась во многом за счет внешних источников — высоких цен на сырье, дешевых кредитов иностранных банков, но теперь стране нужно найти внутренние источники роста, говорится в документе.

Правительство определяет семь основных приоритетов. Первым пунктом значатся усиление социальной защиты населения, противодействие росту безработицы, развитие программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения. Например, предполагается проиндексировать социальные выплаты и пособия с учетом нового прогноза инфляции: как заявил Владимир Путин, материнский капитал и детские пособия будут увеличены не на 8,5%, как планировалось, а на 13%. А средний размер социальных пенсий повысится до прожиточного минимума пенсионера (4294 руб. в конце года). Только эффективные и нацеленные на развитие производства и создание новой продукции предприятия «вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом» — это второй приоритет для правительства. Для поддержки системообразующих предприятий, вошедших в федеральный и региональный перечни (295 и 1148 компаний соответственно), будут использоваться такие инструменты, как дополнительная капитализация, прямая господдержка, госгарантии по кредитам.

Пункты три и четыре — повышение внутреннего спроса (в условиях кризиса, прежде всего со стороны государства, по мере стабилизации ситуации — со стороны частного бизнеса и населения) и поддержка инновационных процессов.

Еще один ориентир правительства направлен на снижение административных барьеров для бизнеса, которые являются «одной из причин коррупции». А последние две позиции связаны с нормализацией ситуации в финансовом секторе (что необходимо «для поступления в экономику необходимых объемов кредитных ресурсов»), поддержанием макроэкономической стабильности и созданием стимулов для роста сбережений граждан, повышения инвестиционной привлекательности экономики.

Нужно «достичь консенсуса»

Эксперты в оценках программы неоднозначны. Это первый по-настоящему комплексный документ по противодействию кризису, и само его появление, безусловно, положительный факт, считает директор Департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. Однако, по его мнению, программе не хватает системности, а главный недостаток «состоит в том, что избранная форма самоотчета о проделанной антикризисной работе предопределила сохранение прежней стратегии борьбы с кризисом, которая была дорогостоящей, бессистемной и хаотичной». «Надо определиться, что мы понимаем под выходом из кризиса. Если нам надо переждать период низких цен на нефть и дождаться восстановления зарубежных рынков, то эти меры укладываются в данную логику документа. Если мы исходим из необходимости построения другой модели экономики, устойчивой к падению сырьевых цен, то такого подхода пока не просматривается. Впрочем, для этого может потребоваться время», — полагает директор представительства ОАО «Брокерский дом «Открытие» в Ростове Александр Жуков. Антикризисная программа определяет, что «один из приоритетов макроэкономической политики состоит в постепенном сокращении инфляции», поэтому «правительство ставит задачу удержать рост цен в 2009 г. примерно в тех пределах, которые были зафиксированы в прошлом году». Министр финансов РФ Алексей Кудрин уверен, что правительству удастся удержать рост потребительских цен на уровне 13–14%.

Однако этот оптимизм разделяют далеко не все. «С учетом девальвации и повышения потребительских цен на импортные товары, с учетом решения правительства не замораживать тарифы на услуги ЖКХ (их рост остается на уровне 25%) инфляция составит не менее 20%», — полагает первый заместитель руководителя фракции «Справедливой России» в Госдуме Оксана Дмитриева.

Совершенно правильно отмечается, что основой восстановления экономики должен стать внутренний спрос, но тезис не находит реального подкрепления в основных мероприятиях программы, говорит Игорь Николаев. Наибольший мультипликативный эффект для стимулирования внутреннего спроса могло бы дать государственное финансирование объектов транспортной и коммунальной инфраструктуры, но реально объем финансирования ФЦП «Модернизация транспортной системы России (2002–2010 гг.)» сокращается на 29%. «Стимулирование внутреннего спроса — необходимая задача, однако это не должно рассматриваться как панацея. Скорее необходимо решать другую задачу — жизнь по средствам. К этой мысли придется прийти по мере уменьшения резервов», — продолжает Александр Жуков.

«Сегодня ситуация в экономике по сравнению с осенью прошлого года кардинально иная. Финансовый сектор благодаря господдержке вполне устойчив и не испытывает дефицита ликвидности, при этом определились ключевые отрасли экономики и сферы, требующие особого внимания со стороны государства. В частности, это «системообразующие» предприятия, ВПК, автомобильная промышленность, транспорт и инфраструктура», — отмечает аналитик ИК «Финам» Константин Романов. Всего на поддержку указанных отраслей, финансового сектора (в виде субординированных кредитов, госгарантий, допэмиссии и пр.), а также компенсацию выпадающих доходов субъектов РФ антикризисная программа правительства предусматривает выделение 1,6 трлн. руб. «Это достаточно крупная сумма, способная оказать положительный эффект на развитие российской экономики, однако важным условием является контроль за эффективностью расходования указанных средств», — добавляет аналитик. Предлагая подключиться к обсуждению антикризисного плана экспертам, политикам и бизнес-сообществу, премьер Владимир Путин отметил, что нужно достичь консенсуса: «Ясно, что будут разные предложения. Так же и то ясно, что многие из них должны быть в ходе совместной работы учтены». Планируется, что программный документ будет внесен в Госдуму в апреле вместе с корректированным бюджетом на нынешний год

Красноречивые цифры

Уточненный прогноз социально-экономического развития страны, а также поправки в федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов на 2009 г., которые правительство планирует внести в Госдуму в апреле, учитывают снижение цен на традиционные для экспорта товары, уменьшение бюджетных доходов и дополнительные расходы на антикризисные меры. Основные характеристики федерального бюджета таковы: доходы составят 6,7 трлн., расходы — 9,7 трлн. руб. Дефицит бюджета, таким образом, составит 3 трлн. руб. (7,4% ВВП). «Это немало, но не запредельно, — заявил премьер-министр Владимир Путин. — Согласно принятому решению весь дефицит будет покрыт из Резервного фонда». При необходимости (пока таковой нет), по прогнозу Минфина, можно заимствовать на внутреннем рынке. Заимствований на внешних рынках правительство не рассматривает. Прибегать к помощи «печатного станка», по словам Владимира Путина, тоже «неразумно и крайне опасно», поскольку результатом станет «тривиальный рост цен и в конечном итоге обман граждан страны».

Ключевая роль в наполнении бюджета отведена регулярным налогам, которые уплачиваются предприятиями и гражданами. При этом правительство обещает вернуться к совершенствованию налоговой системы и, несмотря на все трудности, не допустить возвращения к практике «территоризирования» бизнеса со стороны фискальных органов. Но бизнес тоже должен вести себя ответственно. «Выходить из кризиса нужно за счет реструктуризации производства, внедрения новых технологий, организации выпуска конкурентоспособной продукции, а не за счет всякого рода «оптимизации» налоговых платежей, а по сути дела — ухода от налогообложения. Любые попытки «уйти в тень» под предлогом трудностей кризисного периода должны самым серьезным образом пресекаться», — подчеркнул Владимир Путин.


Автор: Артем Васильев