Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10: сделано в ЮФО (4419)
Ни шагу назад (4337)
Отечественные и зарубежные компании подтвердили готовность реализовать на Дону свои инвестпроекты
Никита Логвинов   
«Как реализуются заявленные на Дону инвестпроекты?» (4478)
Вести ЮФО (4874)
В режиме on-line (4388)
Кроме адресной поддержки необходимы системные меры для всей экономики
Оксана Лебедева  
Нашли героев (3800)
Дмитрий Дементьев: «В регионах не знают, что такое ГЧП» (5334)
Тимур Сазонов   
Дружить брендами (4026)
ИД «МедиаЮг» займется комплексным обслуживанием клиентов, продавая услуги своих партнеров
Евгений Милославский  
Кризис в помощь (4066)
Экономические проблемы прибавили желающих поучаствовать в освоении олимпийского бюджета в Сочи
Максим Федоров   
Кризис Олимпиаде не помеха? (4159)
А у вас есть платежный календарь? (8048)
Три простых шага к снижению затрат
Заработали меньше (4221)
Центробанк опубликовал результаты работы кредитных организаций в 2008 году: прибыль большинства южнороссийских банков снизилась
Галина Андреева  
В темпе аdagio (4730)
Финансовые аналитики ожидают заметного снижения объемов розничного кредитования в текущем году
Лариса Никитина   
Взыскать не ДОЛГо (4794)
Прогнозируемый рост просроченной задолженности в 1,5–2 раза повышает спрос на услуги коллекторских агентств
Владислав Жуковский   
Общая мобилизация (5066)
Повышение страховой культуры населения — одно из главных антикризисных мероприятий в отрасли, считают страховщики ЮФО
Лариса Никитина  
Чтобы не было мучительно мало (4289)
2009 год станет очередным этапом реформы российской пенсионной системы
Оксана Лебедева  
Резервы есть (4075)
Особого внимания требуют имущественные налоги, «вмененка», налог на игорный бизнес
Лариса Никитина  
Измненения в налоговом законодетельстве (6361)
Дмитрий Артеменко, к.э.н., гендиректор ООО «Аудиторская компания «Бизнес-Консалтинг», Елена Поролло, к.э.н, доцент кафедры финансов РГЭУ «РИНХ»  
Татьяна Быковская: «Мы сохранили основные позиции затрат» (4183)
Светлана Морозова  
Будьте здоровы! (4600)
В Батайске принята и реализуется территориальная целевая программа развития здравоохранения
Галина Шувалова   

 

Подписано в печать

№ 1(25) (2009)
Количество просмотров: 5112
Версия для печати


В последние годы донской рынок полиграфических услуг рос преимущественно за счет заказов на производственно-техническую продукцию (упаковку, этикетку и т.д.) и рекламы в прессе. Но для дальнейшего развития необходимо кардинально изменить принципы государственного стимулирования инвестиций в отрасль. О состоянии рынка и его перспективах полиграфисты говорили за круглым столом, организованным при поддержке департамента по делам печати, ТРВ и СМК администрации Ростовской области.

«На Дону работают свыше 250 издательств и полиграфических предприятий различных форм собственности, — отметил во вступительной речи ведущий специалист сектора печатных СМИ, издательств и типографий департамента по делам печати, ТРВ и СМК администрации Ростовской области Сергей Назаров. — На рынке полиграфических работ области продолжают занимать активную позицию целый ряд традиционных типографий — «Молот», «Книга», «Военный вестник Юга России», «Полиграфист» (Шахты), Батайское полиграфическое предприятие, Волгодонское полиграфобъединение. За последние 15 лет произошли серьезные структурные преобразования в системе городских и районных типографий, значительная часть которых была приватизирована. Около 90% всех полиграфических предприятий региона — это частные или смешанные структуры, которые созданы в последнее время заново или образованы на базе государственных типографий.

Среди них «Омега-принт», «Аверс», «Печатный двор», «Лаки Пак», Технический центр «Крестьянин», «Типография №1», «Евро-М», «Сервис-связь», «Принт-сервис», «АркОл» и другие».

По общей оценке, рынок полиграфии в Ростовской области уже почти близок к насыщению. В условиях высококонкурентного рынка (например, в Ростове) крупные типографии все чаще отдают предпочтение диверсифицированному производству: они имеют как офсетную, так и оперативную (цифровую) и флексопечать, и сфера их деятельности охватывает весь спектр полиграфических услуг. Это книжно-журнальная и рекламная продукция, производство газет, брошюр, листовок и буклетов, изготовление плакатов, этикеток, визиток, бланков и упаковок, сувениров, печатей и штампов. Как и в других отраслях экономики, конкурентные преимущества полиграфистов напрямую зависят от современности и технологичности оборудования. Однако, по словам участников круглого стола, массового технологического прорыва пока не происходит. «Новую современную технику приобрести, к сожалению, невозможно: охоту обращаться за помощью к банкам отбивают уж очень завышенные кредитные ставки, а собственных оборотных средств для развития производства у нас не хватает. Стоимость листовой печатной машины, к примеру, зашкаливает за миллион рублей, а рулонной — приближается к пяти миллионам. Импортное оборудование стоит еще дороже, — рассказала гендиректор ЗАО «Волгодонское производственное объединение» Наталья Коновалова. — Постоянное повышение цен на расходные материалы — бумагу, пластины, химикаты, краски, энергоносители, тепло, воду — не позволяет поднять производство на значительный уровень. Отсюда — высокая себестоимость печатной продукции и низкая прибыль». «Если в начале девяностых годов прошлого века она достигала 200%, то сегодня наблюдается, по данным экспертов, устойчивое падение прибыльности, а рентабельность этого бизнеса в среднем по отрасли не превышает и 15%, — добавляет Сергей Назаров. — Поэтому в донской столице, и особенно в городах и районах области, предприятия полиграфии ведут гибкую ценовую политику по отношению к своим клиентам, идут на определенные ценовые уступки, предоставляют бонусы и льготы».

Впрочем, финансовыми вопросами проблемы печатников не ограничиваются. Даже купив высокотехнологичное оборудование, многие полиграфисты не могут использовать его возможности в полной мере — уровень технологической дисциплины невысокий, не хватает высококвалифицированных рабочих кадров, а также управленцев младшего и среднего звена, констатирует первый заместитель гендиректора ОАО «Издательство «Молот» Вячеслав Синдин. Но сих пор слабо развита общая инфраструктура отрасли и кооперация между предприятиями разного профиля при выполнении сложных заказов. Кроме модернизации производства и совершенствования кадровой политики, успех полиграфистов также во многом будет зависеть от характера ведения налоговой и таможенной политики в стране, в том числе от тарифных ставок на импорт мелованных бумаг и картона, которые не производятся в России.

По мнению вице-президента Межрегиональной ассоциации полиграфистов (МАП) России Дмитрия Закирова, искусственно создаваемый 15-процентной ввозной пошлиной низкий уровень потребления мелованной бумаги сдерживает инвестиции в организацию производства этой продукции в России и влечет за собой стагнацию полиграфии. Он считает, что единственный способ стимулировать производство мелованной бумаги в России — это наращивание собственного полиграфического рынка путем выравнивания конкурентного поля с иностранными полиграфическими предприятиями, в том числе через отмену пошлин на бумагу. «Их можно снять или уменьшить до момента ввода в строй соответствующих отечественных производственных мощностей при одновременном поэтапном повышении экспортных таможенных пошлин на круглый лес. Далее надо установить единую сквозную льготную ставку НДС на все виды печатной продукции (кроме рекламной и эротической)», — предложил план действий вице-президент МАП.

По словам коммерческого директора типографии «Лаки Пак» Евгения Могилевского, иностранные поставщики полиграфических услуг до сих пор имеют существенные конкурентные преимущества перед отечественными типографиями: из-за меньших цен на мелованную бумагу, полиграфическое оборудование и материалы они могут предложить издателям цены на 10-20% ниже российских. «Как нам при этом можно конкурировать с иностранцами?!» — сетует Евгений Могилевский.

По словам президента МАП Бориса Кузьмина, кризисные явления серьезно отразились на полиграфической отрасли: падают объемы заказов, недоиспользуются производственные мощности, многие переходят на режим работы по сокращенной неделе. Значительное количество типографий останавливают реализуемые инвестиционные проекты и снижают свои производственные программы. Все это сопровождается процессами неплатежей по цепочке: заказчик — типография и типография — поставщик расходных материалов. По неофициальной информации, из 13 крупных поставщиков бумаги в Ростове продолжили работу всего три. Причем цены на бумагу ими зафиксированы в евро, что снижает конкурентоспособность полиграфических производств, ориентированных на производство больших тиражей. В беседе с корреспондентом «Вестника» один из участников рынка высказал мнение, что кризис будет способствовать консолидации рынка. Наиболее уверенно себя чувствуют те, кто имеет минимальную долговую нагрузку (кредиты или лизинговые платежи по оборудованию), диверсифицированный портфель заказов и большие запасы бумаги, закупленной по докризисным, не зафиксированным в европейской валюте ценам. Также по распространенному на рынке мнению, многие полиграфисты, скорее всего, все чаще будут отдавать предпочтение оперативной (цифровой) печати, которая используется для быстрого изготовления небольших тиражей.

По словам Бориса Кузьмина, дальнейшее развитие ситуации без принятия конкретных мер поддержки отечественной полиграфии угрожает целым рядом иных негативных последствий. В частности, полным исключением инвестиционной и инновационной составляющей из деятельности ведущих полиграфических предприятий, ликвидацией целого ряда средних и малых типографий, значительным сокращением доходов федерального и регионального бюджетов, усилением социальной напряженности в трудовых коллективах и в целом в отрасли.


Автор: Семен Ракитин