Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10: сделано в ЮФО (4502)
Ни шагу назад (4415)
Отечественные и зарубежные компании подтвердили готовность реализовать на Дону свои инвестпроекты
Никита Логвинов   
«Как реализуются заявленные на Дону инвестпроекты?» (4557)
Вести ЮФО (4946)
В режиме on-line (4467)
Кроме адресной поддержки необходимы системные меры для всей экономики
Оксана Лебедева  
Нашли героев (3865)
Дмитрий Дементьев: «В регионах не знают, что такое ГЧП» (5413)
Тимур Сазонов   
Дружить брендами (4114)
ИД «МедиаЮг» займется комплексным обслуживанием клиентов, продавая услуги своих партнеров
Евгений Милославский  
Кризис в помощь (4155)
Экономические проблемы прибавили желающих поучаствовать в освоении олимпийского бюджета в Сочи
Максим Федоров   
Кризис Олимпиаде не помеха? (4248)
А у вас есть платежный календарь? (8127)
Три простых шага к снижению затрат
Заработали меньше (4303)
Центробанк опубликовал результаты работы кредитных организаций в 2008 году: прибыль большинства южнороссийских банков снизилась
Галина Андреева  
В темпе аdagio (4806)
Финансовые аналитики ожидают заметного снижения объемов розничного кредитования в текущем году
Лариса Никитина   
Взыскать не ДОЛГо (4873)
Прогнозируемый рост просроченной задолженности в 1,5–2 раза повышает спрос на услуги коллекторских агентств
Владислав Жуковский   
Общая мобилизация (5157)
Повышение страховой культуры населения — одно из главных антикризисных мероприятий в отрасли, считают страховщики ЮФО
Лариса Никитина  
Резервы есть (4168)
Особого внимания требуют имущественные налоги, «вмененка», налог на игорный бизнес
Лариса Никитина  
Измненения в налоговом законодетельстве (6442)
Дмитрий Артеменко, к.э.н., гендиректор ООО «Аудиторская компания «Бизнес-Консалтинг», Елена Поролло, к.э.н, доцент кафедры финансов РГЭУ «РИНХ»  
Татьяна Быковская: «Мы сохранили основные позиции затрат» (4262)
Светлана Морозова  
Будьте здоровы! (4693)
В Батайске принята и реализуется территориальная целевая программа развития здравоохранения
Галина Шувалова   

 

Чтобы не было мучительно мало

№ 1(25) (2009)
Количество просмотров: 4371
Версия для печати


С начала года у россиян появилась возможность не только подать заявление об участии в программе государственного софинансирования накопительной части трудовой пенсии, но и оплатить первые взносы. А весной правительство планирует вернуться к вопросу о замене ЕСН страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование по единой ставке.

Если российскую пенсионную систему не развивать, то трудовая пенсия по старости к 2050 г. не будет превышать 1,6–1,7 прожиточных минимумов, 14–15% пенсионеров не смогут получать даже прожиточного минимума, соотношение назначаемых трудовых пенсий с прежним заработком будет снижаться и составит не более 18% прежнего заработка, а расходы на выплату пенсий сократятся до 1,6% ВВП (сейчас — 4,6% ВВП, среднеевропейский показатель — 12% ВВП) при росте доли пенсионеров по возрасту с 26% до 34% населения страны.

Эти данные привела министр здравоохранения и социального развития РФ Татьяна Голикова на I ежегодном форуме «Приоритетные направления развития пенсионной системы в России». Но системное ухудшение положения пенсионеров никого не устраивает, кроме того, госполитика в сфере пенсионного обеспечения не может сводиться к ежегодному обсуждению необходимого объема бюджетных средств на покрытие дефицита Пенсионного фонда, отметила она. Среди целевых ориентиров, предложенных правительством, следующие.

Пенсии нынешних пенсионеров и застрахованных лиц, попадающих под правила дореформенной и новой пенсионной системы, должны увеличиться минимум до 2,5 прожиточных минимумов пенсионера к 2020 г. А для застрахованных, полностью попадающих под действие новой пенсионной системы, важно создать условия для получения трудовой пенсии по старости на уровне 40% утраченного заработка, на который начислялись страховые взносы. Чтобы эти целевые ориентиры были достигнуты, чиновники предлагают повышать пенсии старшему поколению (источник выплат — федеральный бюджет), усиливать страховые принципы и совершенствовать накопительную составляющую.

Перезагрузка-2002

Новое пенсионное законодательство действует в России с 2002 г. В отличие от предыдущей системы, в нем были усилены страховые принципы и введен накопительный компонент. Закон определяет, что трудовые пенсии по старости или инвалидности могут состоять из базовой, страховой и накопительной частей. Финансирование последних двух идет за счет страховых взносов, уплаченных в ПФР работодателем.

Размер этих платежей зависит от заработка сотрудника, а то, сколько денег поступит на страховую и накопительную части, — от его возраста. Например, с годового заработка до 280 тыс. руб. в ПФР уплачивается 14% от суммы. При этом у работников 1966 года рождения и старше все деньги пойдут на финансирование страховой части пенсии, у работников 1967 года рождения и моложе 8% поступят на страховую часть, а 6% — на накопительную. Пенсионные накопления ПФР передает в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды. Передача накоплений негосударственным управляющим компаниям и НПФ — дело добровольное и требует от застрахованного личного заявления в ПФР. Деньги «молчунов» автоматически переводятся под управление ВЭБа. Ряды «добровольцев» скромнее армии «молчунов», но все же их число из года в год растет. Так, по данным территориальных отделений ПФР, на Дону с начала пенсионной реформы частные инструменты инвестирования пенсионных накоплений выбрали более 249,5 тыс. человек, в Краснодарском крае — более 110,4 тыс., в Волгоградской области — 227 тыс. человек. Большинство заявили о переходе в НПФ.

Лично-государственное партнерство

В прошлом году россиянам предложили поучаствовать в программе государственного софинансирования накопительной части трудовой пенсии. Добровольный взнос — от 2000 руб. в год, государство обязалось перечислить равную этому взносу сумму, но не более 12 тыс. руб. в год. Для тех, кто достиг пенсионного возраста, но решил отодвинуть назначение пенсии на более дальний срок, государственная доплата превысит личный взнос в 4 раза (но не более 48 тыс. руб. в год). То есть участие в программе софинансирования дает доходность 100% и 400% годовых, отмечает ведущий консультант по праву «Финэкспертизы» Елена Антонова.

На 27 февраля 2009 г. территориальные органы ПФР приняли 1,118 млн. заявлений, и уже поступило 101,7 млн. руб. взносов. Как пояснил председатель правления ПФР Антон Дроздов, вступить в программу можно до 1 октября 2013 г. и платить взносы, получая при этом софинансирование в течение 10 лет, то есть до 2023 г. Дополнительно взносы могут вносить работодатели, причем для них ограничений по суммам нет. Предполагается, что стимулом для работодателей послужат налоговые льготы: сумма не более 12 тыс. руб. на одного работника не облагается ЕСН, кроме того, такие взносы не учитываются при налогообложении прибыли (в размере не более 12% от суммы расходов на оплату труда не будет облагаться единым социальным налогом), поясняет Елена Антонова. Участие в программе — мотивация для сотрудников, но в нынешних условиях немногие предприниматели пойдут на включение таких выплат в соцпакет, полагает она.

По мнению экспертов, экономическая нестабильность снизит и желание самих россиян участвовать в программе. «Количественный рост сохранится преимущественно за счет будущих пенсионеров, работающих в госучреждениях и госкомпаниях», — считает гендиректор УК «Финам Менеджмент» Андрей Шульга. «Молодые люди хотят копить на пенсию, но не верят, что эти деньги к моменту выхода на заслуженный отдых не растворятся, не обесценятся, не поменяется законодательство», — рассуждает Елена Антонова.

«Конечно, в связи со сложными условиями на финансовом рынке многие пока размышляют о том, насколько целесообразным окажется вступление в программу, — признает управляющий ОПФР по Волгоградской области Владимир Сальный. — Однако пенсионные деньги по своей сути являются «длинными». Кризис вряд ли повлияет на них». «Наиболее дальновидные понимают, что рано или поздно пенсионером становится каждый, что о пенсии надо думать самим и не в последний год перед пенсией и что ни один банк не обеспечит 100-процентную доходность вложений», — добавляет замуправляющего ОПФР по Ставропольскому краю Ирина Шинкаренко. По мнению управляющего ОПФР по Ростовской области Андрея Харченко, даже если участвовать в программе за 1–2 года до пенсии, можно увеличить накопления на 24–48 тыс. руб. Ощутимой прибавкой будет в том случае, если участвовать в программе 10 лет и делать максимальные отчисления. «Если человек принял решение участвовать в программе софинансирования, ее возможностями надо пользоваться «по полной», инвестируя не менее 12 тыс. в год», — поддерживает это мнение Андрей Шульга.

Смена принципов

В бюджете ПФР прогнозируется, что доходы от уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии в 2009 г. составят 8,2 млрд. руб. Эти деньги, как и остальные пенсионные накопления, будут инвестироваться. Уровень доходов от вложений, по данным вице-спикера Госдумы РФ Владимира Катренко, рассчитывается от 5,27% в 2009 г., то есть ниже прогнозируемого уровня инфляции. Для наглядности: по итогам 2008 г. доходность пенсионных накоплений под управлением ВЭБа была отрицательной — минус 0,46% годовых. Но, как отметил председатель Внешэкономбанка Владимир Дмитриев, это третье место по доходности среди почти 60 управляющих компаний. В нынешней ситуации на фондовом рынке и с учетом имеющихся у ВЭБа инструментов инвестирования ожидать более высоких результатов не совсем корректно, подчеркнул он. Необходимость расширения инструментария при инвестировании пенсионных средств, в том числе для ВЭБа и ПФР, сомнений не вызывает.

Антон Дроздов надеется, что соответствующие нормативно-правовые акты будут приняты в этом году. «После принятия поправок к 101-му Федеральному закону, который определяет нашу инвестиционную декларацию, мы будем в состоянии диверсифицировать наш портфель и инвестировать средства в облигации высоконадежных российских эмитентов, размещать свободные средства на депозитах и инвестировать в ипотечные облигации, не обеспеченные государственной гарантией», — рассчитывает Владимир Дмитриев. Свои предложения вносят и НПФ. Представители Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ) говорят о повышении доли средств, которые НПФ могут направлять на банковские депозиты, расширении возможности вложений в ПИФы. По мнению президента НАПФ Константина Угрюмова, нужно создать систему государственного страхования пенсионных накоплений.

Впрочем, это не все обсуждаемые изменения пенсионной системы. Правительство предлагает с 2010 г. перевести обязательное пенсионное страхование от налогового к страховому принципу. То есть вместо регрессивной шкалы ЕСН установить для всех страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по единой ставке 26% с зарплаты работника до 415 тыс. руб. в год (свыше этой суммы взносы взиматься не будут).

Совокупный тариф на пенсионное, медицинское и социальное обязательное страхование увеличится до 34%, что, соответственно, повысит общую налоговую нагрузку на бизнес. Однако правительство думает о создании неких механизмов, которые позволят этого избежать. Возможно, за счет ресурсов Фонда национального состояния. А малым предприятиям, работающим в высокотехнологичных секторах экономики и сельском хозяйстве, обещают компенсировать рост страховых тарифов в течение 5 лет из федерального бюджета.

«Несмотря на позитивную направленность, увеличение тарифа на обязательное пенсионное страхование не решит дефицита пенсионной системы в будущем. Для этого требуется разработка государством целого комплекса решений, — рассуждает Андрей Шульга. — Кроме того, ПФР стоит обратить внимание на вопрос популяризации пенсионной реформы и проведение разъяснительной работы с населением. Без отсутствия маркетинговых и рекламных ходов внедрение новшеств со стороны государства будет носить затяжной характер».


Автор: Оксана Лебедева