Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10: сделано в ЮФО (4434)
Ни шагу назад (4354)
Отечественные и зарубежные компании подтвердили готовность реализовать на Дону свои инвестпроекты
Никита Логвинов   
«Как реализуются заявленные на Дону инвестпроекты?» (4500)
Вести ЮФО (4888)
В режиме on-line (4403)
Кроме адресной поддержки необходимы системные меры для всей экономики
Оксана Лебедева  
Нашли героев (3815)
Дмитрий Дементьев: «В регионах не знают, что такое ГЧП» (5353)
Тимур Сазонов   
Дружить брендами (4048)
ИД «МедиаЮг» займется комплексным обслуживанием клиентов, продавая услуги своих партнеров
Евгений Милославский  
Кризис в помощь (4080)
Экономические проблемы прибавили желающих поучаствовать в освоении олимпийского бюджета в Сочи
Максим Федоров   
Кризис Олимпиаде не помеха? (4180)
А у вас есть платежный календарь? (8061)
Три простых шага к снижению затрат
Заработали меньше (4234)
Центробанк опубликовал результаты работы кредитных организаций в 2008 году: прибыль большинства южнороссийских банков снизилась
Галина Андреева  
В темпе аdagio (4742)
Финансовые аналитики ожидают заметного снижения объемов розничного кредитования в текущем году
Лариса Никитина   
Взыскать не ДОЛГо (4807)
Прогнозируемый рост просроченной задолженности в 1,5–2 раза повышает спрос на услуги коллекторских агентств
Владислав Жуковский   
Чтобы не было мучительно мало (4308)
2009 год станет очередным этапом реформы российской пенсионной системы
Оксана Лебедева  
Резервы есть (4088)
Особого внимания требуют имущественные налоги, «вмененка», налог на игорный бизнес
Лариса Никитина  
Измненения в налоговом законодетельстве (6377)
Дмитрий Артеменко, к.э.н., гендиректор ООО «Аудиторская компания «Бизнес-Консалтинг», Елена Поролло, к.э.н, доцент кафедры финансов РГЭУ «РИНХ»  
Татьяна Быковская: «Мы сохранили основные позиции затрат» (4201)
Светлана Морозова  
Будьте здоровы! (4626)
В Батайске принята и реализуется территориальная целевая программа развития здравоохранения
Галина Шувалова   

 

Общая мобилизация

№ 1(25) (2009)
Количество просмотров: 5090
Версия для печати


Экономический кризис не помешает росту рынка добровольного страхования, но сложностей в работе страховщикам не избежать. О проблемах, которые стоят перед участниками страхового рынка, и мерах, которые позволят обеспечить развитие рынка в неблагоприятных условиях, говорили участники круглого стола, организованного ИД «МедиаЮг».

По информации заместителя руководителя Инспекции страхового надзора по ЮФО Галины Корниенко, доля добровольного страхования в регионе составляет чуть менее 30% от общего объема рынка. Наиболее динамично в этом направлении развиваются региональные рынки в Ростовской и Волгоградской областях и Краснодарском крае. В последнем квартале 2008 г. — начале 2009-го динамика роста рынка несколько замедлилась, но продолжает оставаться положительной. Так, темпы роста добровольного страхования по итогам 2008 г. составили 103%. Наблюдается тенденция к сокращению количества игроков — у одних отозваны лицензии, другие региональные компании закрылись, а у федеральных сократилось число филиалов.

Рычаги мотивации

Наиболее популярными видами добровольного страхования являются ДМС и КАСКО. По итогам года сегмент добровольного медицинского страхования демонстрирует рост, однако проблемы, которые отмечались 5–6 лет назад, существуют до сих пор, констатирует начальник управления ДМС ООО МСК «АсСтра» Николай Дорофеев. В числе основных факторов, тормозящих развитие ДМС в регионе и в целом по стране, он называет низкий уровень страховой культуры населения, несовершенство страхового законодательства и уровень реальных доходов населения.

В портфеле компании «АсСтра», по словам Николая Дорофеева, доли корпоративного и личного добровольного медицинского страхования примерно равны. Но такое соотношение не характерно для других участников страхового рынка. Если «АсСтра» специализируется на медицинском страховании и активно продвигает все его виды, то многие страховщики, для которых это направление не является определяющим, неохотно работают с физлицами.

Крупные игроки предпочитают осваивать поле корпоративного ДМС, отмечает директор ОСАО «Россия» Галина Морозова. Ведь гораздо проще заключить договор с предприятием и застраховать сразу всех сотрудников, чем вовлечь в систему ДМС аналогичное количество клиентов-физлиц.

Экономический спад в 2009 г., по мнению аналитиков, спровоцирует обострение конкуренции в сегменте корпоративного страхования. Одна из объективных причин — общее уменьшение числа работающих. Вместе с рабочим местом автоматически исчезают оплачиваемые предприятиями полисы добровольного медстрахования, страхования жизни и от несчастного случая. Другая причина тоже вызвана объективными обстоятельствами, но основывается на человеческом факторе. «Важно говорить с предпринимателями о том, что нельзя экономить на соцпакете, — объясняет замдиректора по корпоративным продажам ростовского филиала ОАО «РОСНО» Элина Пронина. — Тотальная экономия, к которой прибегнут едва ли не все предприятия, кампании по оптимизации расходов могут существенно сократить количество фирм, участвующих в добровольном страховании. Расходы на полисы сотрудникам будут сокращаться в первую очередь».

Один из путей преодоления проблемы предложил председатель Комитета по социальной защите и страхованию ростовского регионального отделения Опора России Владимир Бабаев. По его мнению, добровольное корпоративное страхование может стать одним из рычагов мотивации сотрудников предприятия. «Уровень социальной защиты населения сегодня снижается, поэтому инициатива руководителей предприятий по предоставлению работникам социальных гарантий должна встретить понимание с их стороны, — полагает Владимир Бабаев. — Руководитель имеет возможность сохранить «докризисный» уровень доходов своих работников, предоставляя определенную часть заработной платы в виде полисов добровольного страхования. Финансовую выгоду от системы корпоративного страхования тогда получит и работодатель, и работник».

Представители страхового сообщества считают, что необходимо активизировать работу и в секторе личного ДМС. Директор территориального управления компании «ЮГОРИЯ» Юрий Кулик приводит в пример европейский опыт организации семейного страхования, когда каждый гражданин с рождения уже обеспечен пятью полисами с таким же количеством видов страховки. По мнению эксперта, это пример высокой страховой культуры населения и грамотной индивидуальной работы страховщика с клиентом.

Среди популярных услуг по добровольному страхованию, по мнению участников рынка, останется и КАСКО. Проблемы в этом направлении обусловлены сокращением спроса на новые автомобили, что также связано с падением реальных доходов населения. Поскольку по программам КАСКО страховали до 70% именно новых автомобилей, динамика снизится, но на общем фоне останется позитивной.

Четкого представления нет

Перспективы развития рынка добровольного страхования в строительном сегменте эксперты напрямую связывают с созданием в России саморегулируемых организаций (СРО). По их мнению, создание СРО может кардинально изменить ситуацию. «Раньше строительные организации уклонялись от оформления страховки, выдвигая самые разные причины, тогда как сегодня страхование в строительной отрасли становится мерой добровольно-обязательной», — подчеркивает исполнительный директор компании «Страховой Дом ВСК» Сергей Демин. Институт СРО предъявляет серьезные требования к строителям в части ответственности, а в связи со сложившейся экономической ситуацией их риски возрастают. По словам Сергея Демина, для страховых компаний строительный рынок интересен, но недостаточно изучен: не хватает статистики по страховым случаям. Когда тенденция примет массовый характер, страховые компании столкнутся с целым рядом сложностей.

Страховщикам придется разрабатывать новые виды услуг — конкретно для строительных рисков. При этом эксперт не скрывает, что сейчас в страховом сообществе нет четкого представления о том, как и по какой классификации будут определяться и классифицироваться страховые случаи.

Элина Пронина считает, что основой страховых программ для строителей может стать услуга по страхованию профессиональных рисков, которая существует в портфеле страховщиков уже давно и может быть адаптирована под потребности и возможности клиента. Строительные организации, со своей стороны, также заинтересованы в сотрудничестве со страховыми компаниями. «Нас интересует адекватный и надежный страховой продукт, — объясняет директор НП «южное объединение проектных организаций «Южпроект» Александр Веремчук. — Мы разработали пакет предложений для страховых компаний с возможностями взаимовыгодного сотрудничества и ждем теперь ответных шагов с их стороны».

Еще одна проблема в этой области — размер страховых выплат. При этом на первом этапе развития взаимоотношений со строительными организациями неизбежны недобросовестная конкуренция и демпинг со стороны отдельных игроков страхового рынка, которые не хотят учитывать, что с повышением рисков строительных компаний повышаются и риски страховщиков. «И ответственность там станет даже не в десятки, а в сотни миллионов рублей», — подчеркивает Сергей Демин. Возможность страховщика выполнить обязательства перед клиентом в ряде случаев может стать проблематичной.

Страховщики акцентируют внимание строителей на таком факте — дешевый продукт не может быть надежным. Кроме того, страховые компании, в чьем портфеле сосредоточится большое количество строительных рисков, сами рискуют оказаться в затруднительной ситуации, вплоть до банкротства. «Особенность страхового рынка Ростовской области — преобладание региональных игроков, — добавляет Николай Дорофеев. — Учитывая различные финансовые возможности федеральных и региональных компаний, в развитии страхования строительных рисков на Дону возможны нюансы».

PR идеи, а не бренда

В перспективе страховщики Юга России не исключают и структурных изменений рынка. Директор филиала «Ростовский» СК «Царица» Татьяна Мокеева беспокоится о судьбе региональных компаний, которые специализируются на страховании сельскохозяйственных рисков: сложная финансовая ситуация у сельхозпроизводителей и новые положения законодательства могут исключить региональных страховщиков из списка активных игроков на этом поле. Кстати, федеральные компании-лидеры считают свои позиции довольно устойчивыми и в ближайшее время не планируют сокращать количество офисов в регионе.

Например, «РОСНО» даже объявила об открытии нового офиса в Волгодонске, «чтобы быть ближе к клиенту». Индивидуальный подход, клиенториентированные программы, повышение качества обслуживания — лейтмотив планов страховщиков по организации работы в нынешнем году. Директор департамента страхования ООО «Адмирал» Марина Крутова считает, что компании должны сформировать консолидированные резервы для работы в условиях экономического спада. «Я надеюсь, что все изменения, которые мы сейчас наблюдаем, оздоровят обстановку в сфере страхования», — добавляет она.

Некоторые участники круглого стола высказали оптимистический прогноз: самым болезненным станет первое полугодие 2009 г., но в это время страховым компаниям удастся отрегулировать основные принципы деятельности в сложившихся условиях, а затем рынок войдет в состояние «здоровой стагнации».

Заместитель гендиректора ОАО ГСК «Югория» Ольга Семенова отмечает, что спрос на страхование в ЮФО, по оценкам компании, хоть и упал, но остается достаточно высоким. Эксперт ожидает сложностей в части выплат, которые «догонят страховые премии». «Наши приоритеты — сохранение активов компании и строгое выполнение обязательств перед клиентами. Имидж сохранить сейчас очень важно», — уверена Ольга Семенова. «На рынке появилось и еще появится много демпингующих компаний. Конечно, в итоге такие компании прогорят, но сейчас они очень мешают продуктивно работать. Со своей стороны мы можем противопоставить им только качество», — согласен Сергей Демин.

В качестве главной задачи страховые компании, работающие на Юге России, называют улучшение и расширение страхового портфеля. Прежде всего за счет создания новых страховых продуктов. Стратегия «нарастить портфель и продать» сегодня не работает, уверены страховщики. Перспектива — в новых, качественных и актуальных предложениях, которыми можно заинтересовать потенциального клиента. Важную роль в дальнейшей судьбе страхования играет развитие страховой культуры населения, которому следует уделять гораздо больше внимания, считают эксперты. В сложившихся условиях, по словам Николая Дорофеева, страховщикам следует «продвигать не собственные бренды, а страхование вообще».


Автор: Лариса Никитина