ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

“оп-10: сделано в ё‘ќ (4346)
Ќи шагу назад (4268)
ќтечественные и зарубежные компании подтвердили готовность реализовать на ƒону свои инвестпроекты
Ќикита Ћогвинов   
« ак реализуютс€ за€вленные на ƒону инвестпроекты?» (4415)
¬ести ё‘ќ (4805)
¬ режиме on-line (4318)
 роме адресной поддержки необходимы системные меры дл€ всей экономики
ќксана Ћебедева  
Ќашли героев (3741)
ƒмитрий ƒементьев: «¬ регионах не знают, что такое √„ѕ» (5259)
“имур —азонов   
ƒружить брендами (3950)
»ƒ «ћедиаёг» займетс€ комплексным обслуживанием клиентов, продава€ услуги своих партнеров
≈вгений ћилославский  
 ризис в помощь (3991)
Ёкономические проблемы прибавили желающих поучаствовать в освоении олимпийского бюджета в —очи
ћаксим ‘едоров   
 ризис ќлимпиаде не помеха? (4079)
ј у вас есть платежный календарь? (7975)
“ри простых шага к снижению затрат
«аработали меньше (4150)
÷ентробанк опубликовал результаты работы кредитных организаций в 2008 году: прибыль большинства южнороссийских банков снизилась
√алина јндреева  
¬ темпе аdagio (4659)
‘инансовые аналитики ожидают заметного снижени€ объемов розничного кредитовани€ в текущем году
Ћариса Ќикитина   
ќбща€ мобилизаци€ (4985)
ѕовышение страховой культуры населени€ — одно из главных антикризисных меропри€тий в отрасли, считают страховщики ё‘ќ
Ћариса Ќикитина  
„тобы не было мучительно мало (4210)
2009 год станет очередным этапом реформы российской пенсионной системы
ќксана Ћебедева  
–езервы есть (4005)
ќсобого внимани€ требуют имущественные налоги, Ђвмененкаї, налог на игорный бизнес
Ћариса Ќикитина  
»змненени€ в налоговом законодетельстве (6287)
ƒмитрий јртеменко, к.э.н., гендиректор ќќќ «јудиторска€ компани€ «Ѕизнес- онсалтинг», ≈лена ѕоролло, к.э.н, доцент кафедры финансов –√Ё” «–»Ќ’»  
“ать€на Ѕыковска€: Ђћы сохранили основные позиции затратї (4112)
—ветлана ћорозова  
Ѕудьте здоровы! (4518)
¬ Ѕатайске прин€та и реализуетс€ территориальна€ целева€ программа развити€ здравоохранени€
√алина Ўувалова   

 

¬зыскать не ƒќЋ√о

є 1(25) (2009)
 оличество просмотров: 4727
¬ерси€ дл€ печати


— общим падением платежеспособности компаний взыскать просроченные долги собственными силами становитс€ все сложнее. ѕоэтому к услугам профессионалов — коллекторов — стали прибегать не только банки, но и торговые, промышленные организации.  роме того, коллекторы ожидают роста числа обращений от предпри€тий сферы услуг, ∆ ’, телекоммуникаций, дл€ которых проблема неплатежей в будущем однозначно обостритс€. “ак что коллекторский бизнес — один из немногих, где можно уверенно прогнозировать рост в период кризиса.

”ж не взыщите!

Ќесмотр€ на то, что сфера коллекторских услуг на прот€жении последних трех лет динамично развиваетс€, потенциал этого рынка остаетс€ огромным: объем дебиторской задолженности растет, и все больше кредитных организаций, предпри€тий и простых граждан обращаютс€ к коллекторам за помощью.

ќдна из причин обращений к профессионалам — желание сохранить рабочие отношени€ с должником, избавив себ€ от необходимости вести непри€тные переговоры. « оллекторские агентства, опира€сь на действующее законодательство, знание психологии и опыт взыскани€ долгов, как независимые эксперты могут оценить возникшую долговую ситуацию и найти способы ее разрешени€, приемлемые дл€ обеих сторон спора, — уверена директор ќќќ « оллекторское агентство «÷ентр ё—Ѕ  раснодар» —ветлана —опильн€к. — Ќапример, в корпоративном секторе коллекторства должники — юридические лица — часто просто прикрывают «последстви€ми кризиса» нежелание воврем€ возвращать долги».

¬ прошлом году количество долговых портфелей, переданных коллекторам, возросло примерно в три раза, резкий рост участники рынка наблюдали в конце весны — начале лета. ¬ нынешнем году увеличению объема долгов, передаваемых коллекторам, способствуют банки, которые уже ощутили выгоду от такого сотрудничества. ѕричем если прежде работа по взысканию долгов передавалась только на аутсорсинг, теперь банки нередко продают коллекторам долговые пакеты, таким образом быстро избавл€€сь от головной боли по возврату средств и освобожда€ свои активы.

«”величение количества коллекторских фирм объ€сн€етс€ ростом процента невозвращенных долгов, возрастающим желанием банков передавать долги по кредитам специализированным агентствам, а также возникновением новых полей де€тельности (∆ ’, сотова€ св€зь, страхование, торговл€ в кредит). ѕо оценкам аналитиков, из примерно 55 млрд. руб. задолженности, наход€щейс€ в работе у коллекторов, 85% передано банками, — рассказал «¬естнику» гендиректор «–усЅизнесјктив- убань» ћихаил јбросимов. — ј основной поставщик «плохих» долгов в последнее врем€ — корпоративный сектор. » если до сих пор банки старались не портить отношени€ с предпри€ти€ми, то сейчас уже не до церемоний».

¬зыскательные требовани€

«—уществует несколько направлений де€тельности коллекторов. Ќапример, банковское и корпоративное. ѕервое подразумевает большое количество должников — физических лиц с относительно небольшими суммами долга, второе — крупные долги юридических лиц, — по€снила —ветлана —опильн€к. — ѕолномочи€ коллекторских компаний — от телефонных переговоров с должником и претензионных работ до представлени€ интересов взыскател€ в суде и сопровождени€ исполнительного производства». ѕо ее словам, ставка вознаграждени€ агентства зависит от конкретной ситуации, с которой обращаетс€ заказчик, в среднем она составл€ет от 20 до 40% от суммы долга.

 руг клиентов коллекторских агентств посто€нно расшир€етс€ за счет таких секторов бизнеса, как телекоммуникации, страхование, финансы, торговл€, услуги, жилищно-коммунальное хоз€йство. «“о есть простор дл€ де€тельности существует везде, где возникает просроченна€ и проблемна€ дл€ возвращени€ задолженность, — отмечает ћихаил јбросимов. — Ќапример, учитыва€, что  раснодарский край — это один из самых быстро развивающихс€ аграрных регионов страны, то в первую очередь основными непрофильными заказчиками €вл€ютс€ сельхозпредпри€ти€, аграрные холдинги».

—тоит отметить, что подавл€ющее большинство коллекторских агентств, представленных сегодн€ на рынке ё‘ќ, €вл€ютс€ представительствами московских компаний. ќни работают с теми должниками, которых предоставл€ет им московское руководство, и не имеют «свободы маневра» с учетом региональных особенностей. Ёто, безусловно, сказываетс€ на эффективности их работы и дает определенную фору дл€ развити€ местным игрокам рынка. «ћы в силу большей самосто€тельности имеем возможность работать как с банковскими структурами, так и с отдельными юридическими и физическими лицами», — сравнивает ћихаил јбросимов.

ќценива€ структуру коллекторского рынка, кардинальных различий в работе региональных и столичных компаний его участники не отмечают. «ѕринципиальной разницы нет, есть свои особенности, — рассказывает —ветлана —опильн€к. —  рупные федеральные компании, представленные в регионах филиалами или обособленными подразделени€ми, отличаютс€ определенным бюрократизмом, который подчас затрудн€ет и тормозит работу на местах. ≈сли же региональные компании объединены общим федеральным брендом и общими подходами в работе, но самосто€тельны в приеме решений, то эффективность работы компаний, на мой взгл€д, выше. ќбусловлено это, в частности, отсутствием необходимости согласовани€ всех действий с головной компанией и полной финансовой независимостью».

 омплексный подход

ѕо оценке экспертов «¬естника», в целом российский рынок коллекторских услуг еще не насыщен, и компаний, способных предлагать клиентам широкий спектр информационных услуг и комплексную стратегию взыскани€ задолженности, пока недостаточно. ƒальнейшее развитие рынка возможно за счет по€влени€ групп компаний, имеющих юридические службы, охранные предпри€ти€ и прочие виды бизнеса. »менно они смогут обеспечить больший спектр коллекторских услуг и будут обладать более высокой конкурентоспособностью, чем узкопрофильные фирмы, массово открывающиес€ в последнее врем€. ј в нынешних услови€х коллекторским агентствам следует реально оценить вли€ние финансового кризиса на свою де€тельность. ѕока просроченна€ задолженность растет, но ведь банки корректируют свои кредитные продукты, ужесточа€ услови€ выдачи займов, совершенствуют схемы оценки финансовой стабильности своих заемщиков. Ёто снижает число заемщиков, и, соответственно, способствует уменьшению количества должников. “ак что работы у коллекторов может и поубавитьс€.

 роме того, затратность «взыскательного» бизнеса растет. «ƒаже вполне добросовестные заемщики в сегодн€шней ситуации оказываютс€ не в состо€нии исполн€ть свои об€зательства по кредитным договорам. ѕоэтому, несмотр€ на то, что в 2009 г. ожидаетс€ увеличение объема просроченной задолженности в 1,5–2 раза, взыскивать деньги коллекторам станет еще сложнее, — считает ћихаил јбросимов. — ¬едь с человека, у которого нет ни работы, ни имущества, которое он мог бы реализовать в счет погашени€ долга, вр€д ли удастс€ что-то взыскать. ”ровень задолженности будет расти, а возвращаемость долгов — уменьшатьс€, из-за чего на рынке останутс€ наиболее крупные и профессиональные агентства, не испытывающие проблем с финансированием, способные обрабатывать как можно больше разнообразных долгов: банков, физических и юрлиц, брать более объемные портфели и перерабатывать большее количество информации».

ƒосье

 оллекторское агентство (от англ. сollection — «собирание») — компани€, профессионально занимающа€с€ взысканием просроченной и проблемной задолженности. »ными словами, посредник между кредитором и должником, берущий на себ€ об€зательство проводить работу по возврату долга за определенный процент. ѕервые коллекторские агентства в –оссии создавались как «дочки» банков и работали исключительно с их задолженност€ми, активно на открытый рынок специализированные коллекторы стали выходить в 2004 г. Ocнoвy кoллeктopcтвa cocтaвл€eт cинтeз юpидичecкиx, пcиxoлoгичecкиx и opгaнизaциoнныx тexнoлoгий дл€ peшeни€ пpoблeмы зaдoлжeннocти: пpoвeдeниe c нeплaтeльщикoм бeceд, пepeгoвopoв, пpeтeнзиoнныx paбoт, a инoгдa дaжe oкaзaниe пcиxoлoгичecкoгo дaвлeни€ нa дeбитopa в рамках, пpeдycмoтpeнныx зaкoнoм.


јвтор: ¬ладислав ∆уковский

 

††