Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10: сделано в ЮФО (4419)
Ни шагу назад (4339)
Отечественные и зарубежные компании подтвердили готовность реализовать на Дону свои инвестпроекты
Никита Логвинов   
«Как реализуются заявленные на Дону инвестпроекты?» (4479)
Вести ЮФО (4874)
В режиме on-line (4388)
Кроме адресной поддержки необходимы системные меры для всей экономики
Оксана Лебедева  
Нашли героев (3801)
Дмитрий Дементьев: «В регионах не знают, что такое ГЧП» (5334)
Тимур Сазонов   
Дружить брендами (4026)
ИД «МедиаЮг» займется комплексным обслуживанием клиентов, продавая услуги своих партнеров
Евгений Милославский  
Кризис в помощь (4066)
Экономические проблемы прибавили желающих поучаствовать в освоении олимпийского бюджета в Сочи
Максим Федоров   
Кризис Олимпиаде не помеха? (4159)
А у вас есть платежный календарь? (8048)
Три простых шага к снижению затрат
Заработали меньше (4221)
Центробанк опубликовал результаты работы кредитных организаций в 2008 году: прибыль большинства южнороссийских банков снизилась
Галина Андреева  
В темпе аdagio (4731)
Финансовые аналитики ожидают заметного снижения объемов розничного кредитования в текущем году
Лариса Никитина   
Общая мобилизация (5066)
Повышение страховой культуры населения — одно из главных антикризисных мероприятий в отрасли, считают страховщики ЮФО
Лариса Никитина  
Чтобы не было мучительно мало (4289)
2009 год станет очередным этапом реформы российской пенсионной системы
Оксана Лебедева  
Резервы есть (4075)
Особого внимания требуют имущественные налоги, «вмененка», налог на игорный бизнес
Лариса Никитина  
Измненения в налоговом законодетельстве (6361)
Дмитрий Артеменко, к.э.н., гендиректор ООО «Аудиторская компания «Бизнес-Консалтинг», Елена Поролло, к.э.н, доцент кафедры финансов РГЭУ «РИНХ»  
Татьяна Быковская: «Мы сохранили основные позиции затрат» (4184)
Светлана Морозова  
Будьте здоровы! (4600)
В Батайске принята и реализуется территориальная целевая программа развития здравоохранения
Галина Шувалова   

 

Взыскать не ДОЛГо

№ 1(25) (2009)
Количество просмотров: 4794
Версия для печати


С общим падением платежеспособности компаний взыскать просроченные долги собственными силами становится все сложнее. Поэтому к услугам профессионалов — коллекторов — стали прибегать не только банки, но и торговые, промышленные организации. Кроме того, коллекторы ожидают роста числа обращений от предприятий сферы услуг, ЖКХ, телекоммуникаций, для которых проблема неплатежей в будущем однозначно обострится. Так что коллекторский бизнес — один из немногих, где можно уверенно прогнозировать рост в период кризиса.

Уж не взыщите!

Несмотря на то, что сфера коллекторских услуг на протяжении последних трех лет динамично развивается, потенциал этого рынка остается огромным: объем дебиторской задолженности растет, и все больше кредитных организаций, предприятий и простых граждан обращаются к коллекторам за помощью.

Одна из причин обращений к профессионалам — желание сохранить рабочие отношения с должником, избавив себя от необходимости вести неприятные переговоры. «Коллекторские агентства, опираясь на действующее законодательство, знание психологии и опыт взыскания долгов, как независимые эксперты могут оценить возникшую долговую ситуацию и найти способы ее разрешения, приемлемые для обеих сторон спора, — уверена директор ООО «Коллекторское агентство «Центр ЮСБ Краснодар» Светлана Сопильняк. — Например, в корпоративном секторе коллекторства должники — юридические лица — часто просто прикрывают «последствиями кризиса» нежелание вовремя возвращать долги».

В прошлом году количество долговых портфелей, переданных коллекторам, возросло примерно в три раза, резкий рост участники рынка наблюдали в конце весны — начале лета. В нынешнем году увеличению объема долгов, передаваемых коллекторам, способствуют банки, которые уже ощутили выгоду от такого сотрудничества. Причем если прежде работа по взысканию долгов передавалась только на аутсорсинг, теперь банки нередко продают коллекторам долговые пакеты, таким образом быстро избавляясь от головной боли по возврату средств и освобождая свои активы.

«Увеличение количества коллекторских фирм объясняется ростом процента невозвращенных долгов, возрастающим желанием банков передавать долги по кредитам специализированным агентствам, а также возникновением новых полей деятельности (ЖКХ, сотовая связь, страхование, торговля в кредит). По оценкам аналитиков, из примерно 55 млрд. руб. задолженности, находящейся в работе у коллекторов, 85% передано банками, — рассказал «Вестнику» гендиректор «РусБизнесАктив-Кубань» Михаил Абросимов. — А основной поставщик «плохих» долгов в последнее время — корпоративный сектор. И если до сих пор банки старались не портить отношения с предприятиями, то сейчас уже не до церемоний».

Взыскательные требования

«Существует несколько направлений деятельности коллекторов. Например, банковское и корпоративное. Первое подразумевает большое количество должников — физических лиц с относительно небольшими суммами долга, второе — крупные долги юридических лиц, — пояснила Светлана Сопильняк. — Полномочия коллекторских компаний — от телефонных переговоров с должником и претензионных работ до представления интересов взыскателя в суде и сопровождения исполнительного производства». По ее словам, ставка вознаграждения агентства зависит от конкретной ситуации, с которой обращается заказчик, в среднем она составляет от 20 до 40% от суммы долга.

Круг клиентов коллекторских агентств постоянно расширяется за счет таких секторов бизнеса, как телекоммуникации, страхование, финансы, торговля, услуги, жилищно-коммунальное хозяйство. «То есть простор для деятельности существует везде, где возникает просроченная и проблемная для возвращения задолженность, — отмечает Михаил Абросимов. — Например, учитывая, что Краснодарский край — это один из самых быстро развивающихся аграрных регионов страны, то в первую очередь основными непрофильными заказчиками являются сельхозпредприятия, аграрные холдинги».

Стоит отметить, что подавляющее большинство коллекторских агентств, представленных сегодня на рынке ЮФО, являются представительствами московских компаний. Они работают с теми должниками, которых предоставляет им московское руководство, и не имеют «свободы маневра» с учетом региональных особенностей. Это, безусловно, сказывается на эффективности их работы и дает определенную фору для развития местным игрокам рынка. «Мы в силу большей самостоятельности имеем возможность работать как с банковскими структурами, так и с отдельными юридическими и физическими лицами», — сравнивает Михаил Абросимов.

Оценивая структуру коллекторского рынка, кардинальных различий в работе региональных и столичных компаний его участники не отмечают. «Принципиальной разницы нет, есть свои особенности, — рассказывает Светлана Сопильняк. — Крупные федеральные компании, представленные в регионах филиалами или обособленными подразделениями, отличаются определенным бюрократизмом, который подчас затрудняет и тормозит работу на местах. Если же региональные компании объединены общим федеральным брендом и общими подходами в работе, но самостоятельны в приеме решений, то эффективность работы компаний, на мой взгляд, выше. Обусловлено это, в частности, отсутствием необходимости согласования всех действий с головной компанией и полной финансовой независимостью».

Комплексный подход

По оценке экспертов «Вестника», в целом российский рынок коллекторских услуг еще не насыщен, и компаний, способных предлагать клиентам широкий спектр информационных услуг и комплексную стратегию взыскания задолженности, пока недостаточно. Дальнейшее развитие рынка возможно за счет появления групп компаний, имеющих юридические службы, охранные предприятия и прочие виды бизнеса. Именно они смогут обеспечить больший спектр коллекторских услуг и будут обладать более высокой конкурентоспособностью, чем узкопрофильные фирмы, массово открывающиеся в последнее время. А в нынешних условиях коллекторским агентствам следует реально оценить влияние финансового кризиса на свою деятельность. Пока просроченная задолженность растет, но ведь банки корректируют свои кредитные продукты, ужесточая условия выдачи займов, совершенствуют схемы оценки финансовой стабильности своих заемщиков. Это снижает число заемщиков, и, соответственно, способствует уменьшению количества должников. Так что работы у коллекторов может и поубавиться.

Кроме того, затратность «взыскательного» бизнеса растет. «Даже вполне добросовестные заемщики в сегодняшней ситуации оказываются не в состоянии исполнять свои обязательства по кредитным договорам. Поэтому, несмотря на то, что в 2009 г. ожидается увеличение объема просроченной задолженности в 1,5–2 раза, взыскивать деньги коллекторам станет еще сложнее, — считает Михаил Абросимов. — Ведь с человека, у которого нет ни работы, ни имущества, которое он мог бы реализовать в счет погашения долга, вряд ли удастся что-то взыскать. Уровень задолженности будет расти, а возвращаемость долгов — уменьшаться, из-за чего на рынке останутся наиболее крупные и профессиональные агентства, не испытывающие проблем с финансированием, способные обрабатывать как можно больше разнообразных долгов: банков, физических и юрлиц, брать более объемные портфели и перерабатывать большее количество информации».

Досье

Коллекторское агентство (от англ. сollection — «собирание») — компания, профессионально занимающаяся взысканием просроченной и проблемной задолженности. Иными словами, посредник между кредитором и должником, берущий на себя обязательство проводить работу по возврату долга за определенный процент. Первые коллекторские агентства в России создавались как «дочки» банков и работали исключительно с их задолженностями, активно на открытый рынок специализированные коллекторы стали выходить в 2004 г. Ocнoвy кoллeктopcтвa cocтaвляeт cинтeз юpидичecкиx, пcиxoлoгичecкиx и opгaнизaциoнныx тexнoлoгий для peшeния пpoблeмы зaдoлжeннocти: пpoвeдeниe c нeплaтeльщикoм бeceд, пepeгoвopoв, пpeтeнзиoнныx paбoт, a инoгдa дaжe oкaзaниe пcиxoлoгичecкoгo дaвлeния нa дeбитopa в рамках, пpeдycмoтpeнныx зaкoнoм.


Автор: Владислав Жуковский