Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Топ-10: сделано в ЮФО (4487)
Ни шагу назад (4402)
Отечественные и зарубежные компании подтвердили готовность реализовать на Дону свои инвестпроекты
Никита Логвинов   
«Как реализуются заявленные на Дону инвестпроекты?» (4544)
Вести ЮФО (4932)
В режиме on-line (4457)
Кроме адресной поддержки необходимы системные меры для всей экономики
Оксана Лебедева  
Нашли героев (3856)
Дмитрий Дементьев: «В регионах не знают, что такое ГЧП» (5397)
Тимур Сазонов   
Дружить брендами (4101)
ИД «МедиаЮг» займется комплексным обслуживанием клиентов, продавая услуги своих партнеров
Евгений Милославский  
Кризис Олимпиаде не помеха? (4235)
А у вас есть платежный календарь? (8110)
Три простых шага к снижению затрат
Заработали меньше (4288)
Центробанк опубликовал результаты работы кредитных организаций в 2008 году: прибыль большинства южнороссийских банков снизилась
Галина Андреева  
В темпе аdagio (4796)
Финансовые аналитики ожидают заметного снижения объемов розничного кредитования в текущем году
Лариса Никитина   
Взыскать не ДОЛГо (4853)
Прогнозируемый рост просроченной задолженности в 1,5–2 раза повышает спрос на услуги коллекторских агентств
Владислав Жуковский   
Общая мобилизация (5138)
Повышение страховой культуры населения — одно из главных антикризисных мероприятий в отрасли, считают страховщики ЮФО
Лариса Никитина  
Чтобы не было мучительно мало (4360)
2009 год станет очередным этапом реформы российской пенсионной системы
Оксана Лебедева  
Резервы есть (4155)
Особого внимания требуют имущественные налоги, «вмененка», налог на игорный бизнес
Лариса Никитина  
Измненения в налоговом законодетельстве (6426)
Дмитрий Артеменко, к.э.н., гендиректор ООО «Аудиторская компания «Бизнес-Консалтинг», Елена Поролло, к.э.н, доцент кафедры финансов РГЭУ «РИНХ»  
Татьяна Быковская: «Мы сохранили основные позиции затрат» (4250)
Светлана Морозова  
Будьте здоровы! (4679)
В Батайске принята и реализуется территориальная целевая программа развития здравоохранения
Галина Шувалова   

 

Кризис в помощь

№ 1(25) (2009)
Количество просмотров: 4139
Версия для печати


Правительство РФ сдержало обещание пересмотреть смету расходов на проект «Сочи-2014»: на февральской встрече с главой кабинета министров Владимиром Путиным вице-премьер Дмитрий Козак сообщил, что она сокращена на 15%.

«В отношении бюджетных объектов эффективно работает государственная экспертиза. Только по четырем Дворцам спорта, по которым подготовлена проектно-сметная документация и проведена экспертиза, выявлено завышение на 7,5 миллиарда рублей», — отметил высокопоставленный куратор, уточнив, что в прошлом году это позволило сэкономить для федеральной казны 300 миллиардов.

Ранее бюджет сочинской Олимпиады оценивался в $12 млрд., из которых $7 млрд. приходилось на долю частного капитала. Однако чиновники предполагают, а кризис располагает… Прошлой осенью президент ГК «Олимпстрой» Виктор Колодяжный прогнозировал, что реализация проекта обойдется на 7-9% дешевле, чем планировалось, но реальная экономия может оказаться почти вдвое больше. Причем цифра эта, наверняка, не окончательная. Основная причина — падение цен на стройматериалы, спровоцированное финансовым кризисом. «В этих условиях неразумно платить подрядчикам, выполняющим госзаказ, по ценам, ранее заложенным в договорах», — такова логика Виктора Колодяжного и его коллег. Впрочем, участники рынка не ропщут, и число компаний, желающих стать партнерами «Олимпстроя», постоянно растет. «Основные преимущества олимпийского строительства — гарантированное финансирование и загрузка производственных мощностей на ближайшие три года», — объяснил директор департамента торгов ГК «Олимпстрой» Алексей Березницкий. При этом он предупредил, что принять участие в конкурсах смогут только те компании, которые «пройдут системный отбор».

Главные критерии при определении победителей — квалификация, техническое оснащение и опыт возведения аналогичных объектов.

Завершение госэкспертизы и начало массового строительства олимпийских объектов приходится как раз на весну нынешнего года. «Объявлены первые отборы на первые крупные олимпийские объекты. Всего их — чуть больше сорока», — комментировал Алексей Березницкий в конце января. В списке на тот момент значились большая и малая ледовые арены для хоккея с шайбой, ледовый Дворец спорта для фигурного катания и шорт-трека, ледовая арена для керлинга. Активность потенциальных подрядчиков не могла не радовать.

За первые три дня «Олимпстрой» выдал около 50 комплектов конкурсной документации. Большую заинтересованность проявили ведущие отечественные и зарубежные компании, в том числе из Австрии, Сербии, Финляндии, Болгарии, Турции.

Одновременно был объявлен открытый отбор компаний для строительства четырех- и пятизвездочных гостиничных комплексов «Малый Ахун» в Имеретинской низменности на 3100 и 1300 номеров соответственно. Здесь ставка делается прежде всего на иностранцев. На заседании межгосударственного совета ЕврАзЭС Владимир Путин предложил странам-участницам построить на территории, прилегающей к олимпийскому парку, по гостинице, назвав ее именем своей столицы. «Это было бы привлекательно не только с экономической, но и с гуманитарной точки зрения», — считает российский премьер.

Параллельно в Сочи обустраиваются объекты транспортной и энергетической инфраструктуры. «Строятся два грузовых двора, реконструируется железнодорожная линия Туапсе — Адлер, ведутся работы на Сочинской ТЭЦ, подстанциях «Псоу», «Поселковая», «Бытха», — перечисляют в «Олимпстрое». Во время февральского визита в Россию членам комиссии МОК во главе с Жаном-Клодом Килли показали участок объездной дороги вокруг Сочи, которая стоит 37,5 млрд. руб. и призвана разгрузить движение в олимпийской столице в дни Игр. «Дорога занимает 17,7 км, из которых на сегодня уже построено 8,2 км», — с гордостью рассказал глава профильной дирекции Владимир Кужель, добавив, что здесь располагаются 15 мостов и 5 тоннелей общей протяженностью свыше 10 км. По прогнозу министра транспорта РФ Игоря Левитина, объект должен быть сдан в ноябре 2009 г., после чего начнется развитие городской части автодорог. «Главное, чтобы не было «развесистой клюквы», чтобы все было в реальности», — призвал сопровождавший международных инспекторов Владимир Путин. Реальность — создание необходимой транспортной инфраструктуры Сочи к 2014 г. обойдется в сумму около 400 млрд. руб.: таковы последние данные Минтранса РФ.

Отдавая должное активности подрядчиков, чиновники вместе с тем сетуют на пассивность инвесторов. Примеров для подражания пока не так много. В январе 2009 г. ВТБ открыл столичному ОАО «УСК МОСТ» кредитную линию на 10 млрд. руб. для приобретения оборудования и техники, необходимых при строительстве совмещенной железнодорожной и шоссейной дороги от Адлера до нижней станции горнолыжного курорта Роза Хутор. Практически одновременно Сбербанк предоставил ОАО «Красная Поляна» первый транш в размере 1 млрд. руб. из кредитной линии в 2,5 млрд. руб. для возведения третьей спортивно-туристического очереди комплекса «Горная карусель», включающей олимпийскую медиадеревню на 2,2 тыс. мест. Однако «одним из основных кредиторов строительства олимпийских объектов должен стать» Внешэкономбанк (ВЭБ), считает Владимир Путин.

«В условиях мирового кризиса такой шаг позволит застройщикам привлечь долгосрочные финансовые ресурсы на приемлемых условиях», — заявил премьер-министр, уточнив, что кредитные ресурсы ВЭБ пойдут «исключительно на оплату фактически выполненных работ с постоянным контролем их реальных объемов и стоимости».

Председатель ВЭБ Владимир Дмитриев отметил в свою очередь, что соотношение кредитных средств к доле частных инвесторов по таким проектам должно составлять 30/70. «Процентные ставки, которые ВЭБ готов предложить заинтересованным инвесторам, будут ориентированы на ставку рефинансирования ЦБ, увеличенную на маржу, в целом не превышающую 1,5%», — проанонсировал Дмитриев.

Согласно планам Оргкомитета «Сочи-2014», ключевые объекты должны быть готовы к 2012 г. Времени, учитывая заявленный масштаб, всего ничего. Однако президент Оргкомитета Дмитрий Чернышенко настроен очень оптимистично: «Успеем!» Он утверждает, что 10 инвестпроектов реализуются даже с опережением графика. Речь, в частности, о горнолыжном центре в Красной Поляне и новом пассажирском комплексе аэропорта Сочи. По данным Дмитрия Чернышенко, бюджет олимпийской стройки составляет на сегодня $1,8 млрд., планируется привлечь еще около $2 млрд. Три четверти затрат предполагается покрыть за счет спонсорских пакетов. В январе были названы первые генеральные партнеры Оргкомитета «Сочи-2014» в номинации «Телекоммуникации» — ими стали «Ростелеком» и «Мегафон». Вместе они внесут в олимпийскую копилку $260 млн. — рекордную для Игр сумму. Причем в нее не входят$200 млн., которые компании собираются инвестировать в развитие инфраструктуры города и региона. В феврале список спонсоров пополнили «Роснефть» (номинация «Нефть») и Сбербанк (номинация «Банки»): их вклад соответственно $180 млн. $100 млн.. На очереди — определение генеральных партнеров в номинациях «Металлургия», «Газ», «Спортивная экипировка».

Аудитор Счетной палаты РФ Александр Пискунов рассказал, что базовый бюджет XXII зимних Игр будет определен в самое ближайшее время. Тогда «появится ясность по годам, объемам и объектам строительства». «В 2008 году на подготовку к Олимпиаде государство направило 113 млрд. руб., а в 2009 г. сумма составит 127 млрд.», — напомнил Пискунов.

Высшее руководство РФ признает влияние глобального кризиса на российскую экономику, но при этом заверяет, что на Олимпиаде он нисколько не отразится. «Ни одна из российских и иностранных компаний не отказалась от первоначальных планов инвестирования в Олимпиаду», — заявил Владимир Путин на очередной встрече с Жаном-Клодом Килли. Тот в очередной раз поверил: «Общее впечатление — очень хорошее. И хотя Россия технически пока не готова принять Игры, мы уверены — все будет завершено».


Автор: Максим Федоров