Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Сергей Алексашенко: «Нет оснований считать, что в 2009 году мы пройдем нижнюю точку» (4761)
Денис Давыдов  
Снижать эффективно (4523)
Кадрирование и аутсорсинг позволяют эффективно уменьшить издержки в условиях нестабильной ситуации на рынке, сохранив потенциал для развития
Алексей Максимов, совладелец ООО «Статский Советник»  
Вернули на рельсы (4341)
Похоже, финансовый кризис стал возможностью для сельхозмашиностроения достучаться до российских властей: меры господдержки отрасли приняты
Оксана Лебедева  
Как финансовый кризис влияет на деятельность компаний (7050)
Владимир Емельянов: «Сценариев два: переждать всемирное «цунами» или оседлать зверя» (4918)
Ольга Бульбич  
Соль земли (5486)
Самые крупные слияния и поглощения 2008 года
Сергей Павлов   
Счет — 21:16 (4298)
Региональные конкурсы на аренду земельных участков в игорной зоне «Азов-Сити» продолжаются
Оксана Лебедева   
Энергия нетрадиционной генерации (4528)
Нестабильная экономическая ситуация актуализирует вопросы энергосбережения и развития «альтернативной» генерации
Тимур Сазонов   
Лаки, трубы, ведра… (4763)
По новому европейскому техрегламенту многие отечественные продукты могут быть не допущены на рынки стран Евросоюза
Тимур Сазонов  
Без разрывов и узких мест (5427)
Планируется, что к 2025 году время доставки грузов в ЮФО сократится до трех дней, а совокупные транспортные издержки в себестоимости товаров — до 12–14%
Оксана Лебедева  
Пути к сообщению (4513)
Объем инвестпрограммы РЖД на ближайшие три года составит 1,6 триллиона рублей, это вдвое превышает затраты предыдущей трехлетки
Оксана Лебедева   
Ситуация — среднестабильная (5017)
Банкиры обещают рост ставок по депозитам и кредитам. По кредитам он ограничится возможностями заемщиков
Лариса Никитина   
Спор на 100 миллионов (4442)
Депутаты предлагают увеличить сумму финансовых гарантий туроператоров в 10 раз
Екатерина Минакова  
Вектор перемен (4737)
Потребительскому рынку стоит ожидать консолидации и снижения покупательского спроса, особенно в сегменте товаров длительного пользования
Лариса Никитина  
Расход или инвестиции? (4730)
Дополнительное бизнес-образование сотрудников компании поможет найти правильные решения в условиях сложной экономической ситуации
Ирина Белкина  
Донской фрегат причалит в Берлине (4460)
Чем удивят европейцев южнороссийские производители продуктов питания
Вливание в систему водоснабжения (4142)
В 2008 году на программу строительства и реконструкции водно-коммунального хозяйства Ростовской области Инвестфонд РФ перечислит более полумиллиарда рублей
Галина Шувалова  
Пищевая стандартизация (4492)
Будут ли техрегламенты лучше ГОСТов, покажут прилавки
Ольга Бульбич  
Госзакупки: от А до Я (6516)
Краткое руководство для начинающих
Ольга Бульбич   
На выход (4414)
Рекрутеры прогнозируют, что волна сокращений в первом квартале следующего года продолжится, процесс коснется всех сфер экономики
Наталья Бесхлебнова   

 

Продавцы настроения

№ 10(24) (2008)
Количество просмотров: 4067
Версия для печати


Мировой финансовый кризис спутал все карты российским туроператорам. Теперь делать предположения о том, что ждет их бизнес, не рискуют даже крупные игроки. Газеты и Интернет пестрят заголовками о том, что туристический бизнес вот-вот рухнет. Сами же туроператоры ожидают, что продажи новогодних туров, хотя и с опозданием, но все же активизируются. Однако смена туристических предпочтений уже налицо.

Зимний туризм обычно характеризуется несколькими основными направлениями: горнолыжные курорты, пляжный отдых и экскурсионные туры со встречей Нового года. По данным Российского союза туриндустрии, в Альпы (в Австрию и Швейцарию) на Новый год ездят состоятельные люди: здесь дорого, но у таких туристов деньги на любимые горнолыжные курорты найдутся. В Балканах кататься дешевле, основной потребитель таких туров — средний класс, представители которого сейчас как раз и задумываются, до лыж ли им сейчас. Отсюда резюме — спрос на туры в Альпы держится, на Балканы — снижается.

Впрочем, один из менеджеров ростовской туристической компании, пожелавший остаться неназванным, считает, что горнолыжники — народ одержимый: они скорее сэкономят на чем-либо другом, чем откажутся от зимнего отдыха. Многие туры, связанные с зимними видами спорта, были забронированы не то что за несколько недель, а за несколько месяцев до разразившегося экономического кризиса. И теперь, когда нет четкого ответа на вопрос: «Что же будет дальше?», купленные путевки предпочитают не возвращать, опасаясь: «А вдруг больше не удастся?» К тому же у тех, кто позаботился о зимнем отдыхе заранее, ситуация пока не настолько критическая, чтобы повально забирать деньги у туроператоров.

У пляжного направления пока нет четкой картины, но, похоже, ситуация не очень блестящая. Как отмечает гендиректор туркомпании «Розовый слон» Алексан Мкртчян, зарубежные предложения остались прежними: Таиланд, Египет, ОАЭ, Анталия… Но местные турагентства наблюдают спад спроса на туры, причем не только в эти страны:

— Продажи упали в среднем на 30–40 процентов, — признает Алексан Мкртчян. — На рынке произошло сокращение ряда чартерных программ. Фирма Pac Group отменила два рейса на Каяни, Pegas Touristik — ряд рейсов на Гоа, Anex и Tez Tour сократили программу по Хургаде, «СК-Интур» уменьшил количество рейсов на горнолыжную Австрию. «Розовый слон» снял два дополнительных рейса в Дубаи, DSBW убрал рейсы на Рим и Турин.

Однако снижение объема продаж пока не привело к столь ожидаемому потенциальными туристами обвальному снижению цен. Но не исключено, что ситуация несколько изменится.

— Цены, безусловно, меняются, и в большей степени у московских операторов, которые работают на ростовском рынке, — комментирует гендиректор турфирмы «Рейна-Тур НТВ» Татьяна Нечепаева. — Последнее время никто ни с кем особенно не считался, и на рынке зачастую было представлено чартеров гораздо больше, чем рынок мог поглотить. Это вызывало демпинг цен и привыкание клиентов к «горящим путевкам», цена которых опускалась зачастую ниже себестоимости. Сегодня кризис приведет эту ситуацию в соответствие. Уже сняты несколько чартеров на Новый год в Мюнхен, Финляндию. Операторы предлагают в подарок оформление виз. Думаю, во второй декаде декабря цены будут минимальными на те туры, которые не будут проданы на тот момент. Но снижения цен на сами туры могут быть не так ощутимы, как хотелось бы. Ведь известно, что львиная доля общей стоимости путевки — цена за авиаперелет: несмотря на недавнее внимание контролирующих органов к формированию цен на топливо, стоимость авиакеросина снижается незначительно.

На стоимость авиабилета это практически не влияет. При этом представить себе, что конкуренцию авиаторам составят иные виды транспорта, достаточно сложно: длительный железнодорожный переезд или путешествие теплоходом вряд ли сможет позволить себе среднестатистический российский турист.

Альтернатива некоторым зарубежным направлениям — внутренний туризм. Домбай, Архыз, Приэльбрусье, Черноморское побережье, Адыгея, Кавминводы. Но, несмотря на массированную рекламу этих курортов туристическими компаниями, жители Юга России зачастую предпочитают напрямую забронировать места размещения, минуя офисы турагентов.

По данным «Вестника», цены — очень вариативны. К примеру, 3–4 дня нового года можно встретить в Дубае за 7500 руб. с человека, дополнительно оплатив 2500 руб. за праздничный банкет, но уже размещение в SPA-отеле на тот же срок обойдется в сумму от 26 тыс. руб. (при этом цена банкета увеличивается до 6000 руб., плюс добавляются транспортные расходы). В городах Кавминвод все новогодние каникулы можно провести за 10–18 тыс. руб. с человека, праздничные банкеты — разумеется, за отдельную плату. Встретить Новый год в «Аквалоо» (два дня) — от 6700 руб. с человека, если продлить отдых до четырех дней, то минимальная планка — от 14 тыс. руб.

По данным департамента курортов и туризма Краснодарского края, региональные предприятия туриндустрии предлагают более 200 различных по уровню комфорта, местонахождению и продолжительности новогодних туров.

В среднем цены колеблются от 4000 до 20 тыс. руб. При этом чиновники уверяют, что все места на горнолыжных курортах в Красной Поляне и Лагонаки уже полностью забронированы, в Геленджике, Туапсинском районе новогодние туры раскуплены примерно на 70%, в Сочи, Анапе места заполнены более чем на 80%. Приэльбрусье тоже готовится к зимнему сезону. По данным главы Эльбрусского района Кабардино-Балкарии Курмана Соттаева, в начале 2009 г. будет запущена вторая очередь канатной дороги на гору Эльбрус, расширены горнолыжные трассы, установлено оборудование искусственного оснежения трасс.

Однако представители турфирм отмечают, что большинство новогодних поездок на внутритуристических направлениях рассчитаны на эконом-класс. Но именно эти потребители, опасаясь дальнейших последствий экономического кризиса, решают встречать Новый год и проводить каникулы дома.

— Ситуация в нашем бизнесе изменилась: уменьшились продажи на Новый год и изменились предпочтения клиентов, — рассказывает Татьяна Нечепаева. — Если в дорогом сегменте все осталось без изменений, то средний класс — переместился на внутреннее направление. То есть те туристы, которые покупали экономичные туры за рубеж, сегодня едут на российские курорты. Но в целом ситуацию нельзя назвать критичной: общие продажи существенно не изменились. Более того, положение дел мы оцениваем таким образом, что люди просто ждут понижения цен и продажи активизируются в декабре.

О том, что ожидание — это своеобразный тренд, говорят многие эксперты. Собирательный портрет состояния рынка можно описать так: люди стали осторожнее и тщательнее планировать свои траты, их беспокоит экономическая ситуация в стране, царят пессимистические настроения. Какие бы шаги ни предпринимали туроператоры — резкое увеличение расходов на рекламу, маркетинговые акции и так далее, это не даст взрывного роста продаж.

Поэтому многие туроператоры идут не на конкурентные войны, а наоборот, сокращают расходы на рекламу, сокращают персонал и площади офисов. По определению участников рынка, туризм «просел», стоит ожидать сокращения федеральных и региональных игроков.

С рынка уйдут фирмы, которые работали на оборотах, а останутся те, кто стратегически правильно сделал акценты. По словам гендиректора «Капитал Тур» Инны Бельтюковой, во всех городах, где есть представительства компании (в том числе в Ростове и Краснодаре), стартовала антикризисная программа поддержки розничных продавцов:

— Мы призываем агентства диверсифицировать бизнес, предлагать клиентам дополнительные услуги: авиабилеты, аренду машин, посещение мероприятий и проч., привлекать корпоративных клиентов.

Предлагаем агентствам технологические решения для того, чтобы те прямо в присутствии клиента могли не только забронировать онлайн-тур, но и оплатить его.

Ростовские туркомпании, как уже отмечалось, не склонны драматизировать ситуацию. А уверенность в собственных силах — одна из составляющих успеха. Особенно в бизнесе, где, по словам Алексана Мкртчяна, товаром являются не путевки, а настроение.


Автор: Наталья Бесхлебнова