ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

—ергей јлексашенко: «Ќет оснований считать, что в 2009 году мы пройдем нижнюю точку» (4649)
ƒенис ƒавыдов  
—нижать эффективно (4413)
 адрирование и аутсорсинг позвол€ют эффективно уменьшить издержки в услови€х нестабильной ситуации на рынке, сохранив потенциал дл€ развити€
јлексей ћаксимов, совладелец ќќќ «—татский —оветник»  
¬ернули на рельсы (4234)
ѕохоже, финансовый кризис стал возможностью дл€ сельхозмашиностроени€ достучатьс€ до российских властей: меры господдержки отрасли прин€ты
ќксана Ћебедева  
 ак финансовый кризис вли€ет на де€тельность компаний (6923)
¬ладимир ≈мель€нов: «—ценариев два: переждать всемирное «цунами» или оседлать звер€» (4809)
ќльга Ѕульбич  
—оль земли (5334)
—амые крупные сли€ни€ и поглощени€ 2008 года
—ергей ѕавлов   
—чет — 21:16 (4203)
–егиональные конкурсы на аренду земельных участков в игорной зоне «јзов-—ити» продолжаютс€
ќксана Ћебедева   
Ёнерги€ нетрадиционной генерации (4422)
Ќестабильна€ экономическа€ ситуаци€ актуализирует вопросы энергосбережени€ и развити€ «альтернативной» генерации
“имур —азонов   
Ћаки, трубы, ведра… (4666)
ѕо новому европейскому техрегламенту многие отечественные продукты могут быть не допущены на рынки стран ≈вросоюза
“имур —азонов  
Ѕез разрывов и узких мест (5314)
ѕланируетс€, что к 2025 году врем€ доставки грузов в ё‘ќ сократитс€ до трех дней, а совокупные транспортные издержки в себестоимости товаров — до 12–14%
ќксана Ћебедева  
ѕути к сообщению (4399)
ќбъем инвестпрограммы –∆ƒ на ближайшие три года составит 1,6 триллиона рублей, это вдвое превышает затраты предыдущей трехлетки
ќксана Ћебедева   
—итуаци€ — среднестабильна€ (4908)
Ѕанкиры обещают рост ставок по депозитам и кредитам. ѕо кредитам он ограничитс€ возможност€ми заемщиков
Ћариса Ќикитина   
—пор на 100 миллионов (4334)
ƒепутаты предлагают увеличить сумму финансовых гарантий туроператоров в 10 раз
≈катерина ћинакова  
¬ектор перемен (4629)
ѕотребительскому рынку стоит ожидать консолидации и снижени€ покупательского спроса, особенно в сегменте товаров длительного пользовани€
Ћариса Ќикитина  
–асход или инвестиции? (4618)
ƒополнительное бизнес-образование сотрудников компании поможет найти правильные решени€ в услови€х сложной экономической ситуации
»рина Ѕелкина  
ƒонской фрегат причалит в Ѕерлине (4354)
„ем удив€т европейцев южнороссийские производители продуктов питани€
¬ливание в систему водоснабжени€ (4033)
¬ 2008 году на программу строительства и реконструкции водно-коммунального хоз€йства –остовской области »нвестфонд –‘ перечислит более полумиллиарда рублей
√алина Ўувалова  
ѕищева€ стандартизаци€ (4388)
Ѕудут ли техрегламенты лучше √ќ—“ов, покажут прилавки
ќльга Ѕульбич  
√осзакупки: от ј до я (6390)
 раткое руководство дл€ начинающих
ќльга Ѕульбич   
Ќа выход (4298)
–екрутеры прогнозируют, что волна сокращений в первом квартале следующего года продолжитс€, процесс коснетс€ всех сфер экономики
Ќаталь€ Ѕесхлебнова   

 

ѕродавцы настроени€

є 10(24) (2008)
 оличество просмотров: 3940
¬ерси€ дл€ печати


ћировой финансовый кризис спутал все карты российским туроператорам. “еперь делать предположени€ о том, что ждет их бизнес, не рискуют даже крупные игроки. √азеты и »нтернет пестр€т заголовками о том, что туристический бизнес вот-вот рухнет. —ами же туроператоры ожидают, что продажи новогодних туров, хот€ и с опозданием, но все же активизируютс€. ќднако смена туристических предпочтений уже налицо.

«имний туризм обычно характеризуетс€ несколькими основными направлени€ми: горнолыжные курорты, пл€жный отдых и экскурсионные туры со встречей Ќового года. ѕо данным –оссийского союза туриндустрии, в јльпы (в јвстрию и Ўвейцарию) на Ќовый год езд€т состо€тельные люди: здесь дорого, но у таких туристов деньги на любимые горнолыжные курорты найдутс€. ¬ Ѕалканах кататьс€ дешевле, основной потребитель таких туров — средний класс, представители которого сейчас как раз и задумываютс€, до лыж ли им сейчас. ќтсюда резюме — спрос на туры в јльпы держитс€, на Ѕалканы — снижаетс€.

¬прочем, один из менеджеров ростовской туристической компании, пожелавший остатьс€ неназванным, считает, что горнолыжники — народ одержимый: они скорее сэконом€т на чем-либо другом, чем откажутс€ от зимнего отдыха. ћногие туры, св€занные с зимними видами спорта, были забронированы не то что за несколько недель, а за несколько мес€цев до разразившегос€ экономического кризиса. » теперь, когда нет четкого ответа на вопрос: «„то же будет дальше?», купленные путевки предпочитают не возвращать, опаса€сь: «ј вдруг больше не удастс€?»   тому же у тех, кто позаботилс€ о зимнем отдыхе заранее, ситуаци€ пока не настолько критическа€, чтобы повально забирать деньги у туроператоров.

” пл€жного направлени€ пока нет четкой картины, но, похоже, ситуаци€ не очень блест€ща€.  ак отмечает гендиректор туркомпании «–озовый слон» јлексан ћкртч€н, зарубежные предложени€ остались прежними: “аиланд, ≈гипет, ќјЁ, јнтали€… Ќо местные турагентства наблюдают спад спроса на туры, причем не только в эти страны:

— ѕродажи упали в среднем на 30–40 процентов, — признает јлексан ћкртч€н. — Ќа рынке произошло сокращение р€да чартерных программ. ‘ирма Pac Group отменила два рейса на  а€ни, Pegas Touristik — р€д рейсов на √оа, Anex и Tez Tour сократили программу по ’ургаде, «— -»нтур» уменьшил количество рейсов на горнолыжную јвстрию. «–озовый слон» сн€л два дополнительных рейса в ƒубаи, DSBW убрал рейсы на –им и “урин.

ќднако снижение объема продаж пока не привело к столь ожидаемому потенциальными туристами обвальному снижению цен. Ќо не исключено, что ситуаци€ несколько изменитс€.

— ÷ены, безусловно, мен€ютс€, и в большей степени у московских операторов, которые работают на ростовском рынке, — комментирует гендиректор турфирмы «–ейна-“ур Ќ“¬» “ать€на Ќечепаева. — ѕоследнее врем€ никто ни с кем особенно не считалс€, и на рынке зачастую было представлено чартеров гораздо больше, чем рынок мог поглотить. Ёто вызывало демпинг цен и привыкание клиентов к «гор€щим путевкам», цена которых опускалась зачастую ниже себестоимости. —егодн€ кризис приведет эту ситуацию в соответствие. ”же сн€ты несколько чартеров на Ќовый год в ћюнхен, ‘инл€ндию. ќператоры предлагают в подарок оформление виз. ƒумаю, во второй декаде декабр€ цены будут минимальными на те туры, которые не будут проданы на тот момент. Ќо снижени€ цен на сами туры могут быть не так ощутимы, как хотелось бы. ¬едь известно, что львина€ дол€ общей стоимости путевки — цена за авиаперелет: несмотр€ на недавнее внимание контролирующих органов к формированию цен на топливо, стоимость авиакеросина снижаетс€ незначительно.

Ќа стоимость авиабилета это практически не вли€ет. ѕри этом представить себе, что конкуренцию авиаторам состав€т иные виды транспорта, достаточно сложно: длительный железнодорожный переезд или путешествие теплоходом вр€д ли сможет позволить себе среднестатистический российский турист.

јльтернатива некоторым зарубежным направлени€м — внутренний туризм. ƒомбай, јрхыз, ѕриэльбрусье, „ерноморское побережье, јдыге€,  авминводы. Ќо, несмотр€ на массированную рекламу этих курортов туристическими компани€ми, жители ёга –оссии зачастую предпочитают напр€мую забронировать места размещени€, мину€ офисы турагентов.

ѕо данным «¬естника», цены — очень вариативны.   примеру, 3–4 дн€ нового года можно встретить в ƒубае за 7500 руб. с человека, дополнительно оплатив 2500 руб. за праздничный банкет, но уже размещение в SPA-отеле на тот же срок обойдетс€ в сумму от 26 тыс. руб. (при этом цена банкета увеличиваетс€ до 6000 руб., плюс добавл€ютс€ транспортные расходы). ¬ городах  авминвод все новогодние каникулы можно провести за 10–18 тыс. руб. с человека, праздничные банкеты — разумеетс€, за отдельную плату. ¬стретить Ќовый год в «јквалоо» (два дн€) — от 6700 руб. с человека, если продлить отдых до четырех дней, то минимальна€ планка — от 14 тыс. руб.

ѕо данным департамента курортов и туризма  раснодарского кра€, региональные предпри€ти€ туриндустрии предлагают более 200 различных по уровню комфорта, местонахождению и продолжительности новогодних туров.

¬ среднем цены колеблютс€ от 4000 до 20 тыс. руб. ѕри этом чиновники увер€ют, что все места на горнолыжных курортах в  расной ѕол€не и Ћагонаки уже полностью забронированы, в √еленджике, “уапсинском районе новогодние туры раскуплены примерно на 70%, в —очи, јнапе места заполнены более чем на 80%. ѕриэльбрусье тоже готовитс€ к зимнему сезону. ѕо данным главы Ёльбрусского района  абардино-Ѕалкарии  урмана —оттаева, в начале 2009 г. будет запущена втора€ очередь канатной дороги на гору Ёльбрус, расширены горнолыжные трассы, установлено оборудование искусственного оснежени€ трасс.

ќднако представители турфирм отмечают, что большинство новогодних поездок на внутритуристических направлени€х рассчитаны на эконом-класс. Ќо именно эти потребители, опаса€сь дальнейших последствий экономического кризиса, решают встречать Ќовый год и проводить каникулы дома.

— —итуаци€ в нашем бизнесе изменилась: уменьшились продажи на Ќовый год и изменились предпочтени€ клиентов, — рассказывает “ать€на Ќечепаева. — ≈сли в дорогом сегменте все осталось без изменений, то средний класс — переместилс€ на внутреннее направление. “о есть те туристы, которые покупали экономичные туры за рубеж, сегодн€ едут на российские курорты. Ќо в целом ситуацию нельз€ назвать критичной: общие продажи существенно не изменились. Ѕолее того, положение дел мы оцениваем таким образом, что люди просто ждут понижени€ цен и продажи активизируютс€ в декабре.

ќ том, что ожидание — это своеобразный тренд, говор€т многие эксперты. —обирательный портрет состо€ни€ рынка можно описать так: люди стали осторожнее и тщательнее планировать свои траты, их беспокоит экономическа€ ситуаци€ в стране, цар€т пессимистические настроени€.  акие бы шаги ни предпринимали туроператоры — резкое увеличение расходов на рекламу, маркетинговые акции и так далее, это не даст взрывного роста продаж.

ѕоэтому многие туроператоры идут не на конкурентные войны, а наоборот, сокращают расходы на рекламу, сокращают персонал и площади офисов. ѕо определению участников рынка, туризм «просел», стоит ожидать сокращени€ федеральных и региональных игроков.

— рынка уйдут фирмы, которые работали на оборотах, а останутс€ те, кто стратегически правильно сделал акценты. ѕо словам гендиректора « апитал “ур» »нны Ѕельтюковой, во всех городах, где есть представительства компании (в том числе в –остове и  раснодаре), стартовала антикризисна€ программа поддержки розничных продавцов:

— ћы призываем агентства диверсифицировать бизнес, предлагать клиентам дополнительные услуги: авиабилеты, аренду машин, посещение меропри€тий и проч., привлекать корпоративных клиентов.

ѕредлагаем агентствам технологические решени€ дл€ того, чтобы те пр€мо в присутствии клиента могли не только забронировать онлайн-тур, но и оплатить его.

–остовские туркомпании, как уже отмечалось, не склонны драматизировать ситуацию. ј уверенность в собственных силах — одна из составл€ющих успеха. ќсобенно в бизнесе, где, по словам јлексана ћкртч€на, товаром €вл€ютс€ не путевки, а настроение.


јвтор: Ќаталь€ Ѕесхлебнова

 

††