Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Сергей Алексашенко: «Нет оснований считать, что в 2009 году мы пройдем нижнюю точку» (4757)
Денис Давыдов  
Снижать эффективно (4515)
Кадрирование и аутсорсинг позволяют эффективно уменьшить издержки в условиях нестабильной ситуации на рынке, сохранив потенциал для развития
Алексей Максимов, совладелец ООО «Статский Советник»  
Вернули на рельсы (4335)
Похоже, финансовый кризис стал возможностью для сельхозмашиностроения достучаться до российских властей: меры господдержки отрасли приняты
Оксана Лебедева  
Как финансовый кризис влияет на деятельность компаний (7044)
Владимир Емельянов: «Сценариев два: переждать всемирное «цунами» или оседлать зверя» (4912)
Ольга Бульбич  
Соль земли (5482)
Самые крупные слияния и поглощения 2008 года
Сергей Павлов   
Счет — 21:16 (4291)
Региональные конкурсы на аренду земельных участков в игорной зоне «Азов-Сити» продолжаются
Оксана Лебедева   
Энергия нетрадиционной генерации (4519)
Нестабильная экономическая ситуация актуализирует вопросы энергосбережения и развития «альтернативной» генерации
Тимур Сазонов   
Лаки, трубы, ведра… (4753)
По новому европейскому техрегламенту многие отечественные продукты могут быть не допущены на рынки стран Евросоюза
Тимур Сазонов  
Без разрывов и узких мест (5422)
Планируется, что к 2025 году время доставки грузов в ЮФО сократится до трех дней, а совокупные транспортные издержки в себестоимости товаров — до 12–14%
Оксана Лебедева  
Пути к сообщению (4504)
Объем инвестпрограммы РЖД на ближайшие три года составит 1,6 триллиона рублей, это вдвое превышает затраты предыдущей трехлетки
Оксана Лебедева   
Ситуация — среднестабильная (5011)
Банкиры обещают рост ставок по депозитам и кредитам. По кредитам он ограничится возможностями заемщиков
Лариса Никитина   
Спор на 100 миллионов (4436)
Депутаты предлагают увеличить сумму финансовых гарантий туроператоров в 10 раз
Екатерина Минакова  
Вектор перемен (4727)
Потребительскому рынку стоит ожидать консолидации и снижения покупательского спроса, особенно в сегменте товаров длительного пользования
Лариса Никитина  
Расход или инвестиции? (4725)
Дополнительное бизнес-образование сотрудников компании поможет найти правильные решения в условиях сложной экономической ситуации
Ирина Белкина  
Донской фрегат причалит в Берлине (4450)
Чем удивят европейцев южнороссийские производители продуктов питания
Вливание в систему водоснабжения (4135)
В 2008 году на программу строительства и реконструкции водно-коммунального хозяйства Ростовской области Инвестфонд РФ перечислит более полумиллиарда рублей
Галина Шувалова  
Госзакупки: от А до Я (6504)
Краткое руководство для начинающих
Ольга Бульбич   
На выход (4408)
Рекрутеры прогнозируют, что волна сокращений в первом квартале следующего года продолжится, процесс коснется всех сфер экономики
Наталья Бесхлебнова   

 

Пищевая стандартизация

№ 10(24) (2008)
Количество просмотров: 4489
Версия для печати


20 декабря начинает действовать первый из пищевых технических регламентов — на молоко и молочную продукцию. Затем наступает очередь для масложировой продукции (28 декабря) и соков (29 апреля). По большому счету это — локальная революция, о которой потребители пока мало осведомлены. Зато для переработчиков и надзорных органов наступают горячие дни.

Новые документы должны заменить несколько сотен (а может, и тысяч) ГОСТов, ТУ и ведомственых инструкций. Вряд ли рядовой потребитель был в силах освоить прежние нормы (по большому счету они понятны и доступны только специалистам). Новые же технические регламенты приняты в форме федеральных законов, то есть становятся общедоступными после публикации в открытой печати. Правда, и законы содержат специальные термины и логику, которые в состоянии понять «без перевода» лишь узкие специалисты. Так что потребителю опять остается довериться производителям и контролерам.

Потребителю предстоит, например, усвоить, что молоко — это только «живой» продукт, который еще не был в обработке, бывает сырым или цельным. По выходу из молзавода это уже иной продукт: питьевое пастеризованное молоко или топленое, или обезжиренное, или вовсе молочный напиток. Также нельзя называть маслом маргарины, спреды, масляные пасты, если в них содержатся растительные жиры. По этой же причине мороженое нельзя классифицировать как молочное, сливочное или пломбир. Установлены различия между майонезом и майонезным соусом. По новой классификации по видам будут различаться и соки: прямого отжима, свежеотжатые, восстановленные, концентрированные. Для нектаров, сокосодержащих напитков и морсов установлены минимально допустимые объемы содержания сока или фруктового пюре. Например, для апельсинового нектара — 50%, для вишневого — 25%, клубничного — 40%.

Техрегламенты также устанавливают требования к безопасности молочной, масложировой и соковой продукции при ее производстве, расфасовке, транспортировке и хранении. Жестко регламентируется использование в производстве пищевых добавок, ароматизаторов, красителей и прочих компонентов — так называемых «улучшителей вкуса». Качество воды, используемой для восстановления соков, также строго регламентировано. Отдельная статья посвящена безопасности и пищевой ценности продукции для детского питания. Ужесточив требования к производству продуктов питания, законодатели, по их же словам, радели о потребителе. Но похоже, что он же в конечном счете эту заботу и оплатит. Впрочем, следует разобраться, только ли регламент в этом виноват.

По мнению представителей молочной отрасли, сейчас ситуация на молочном рынке близка к катастрофической. Основная причина — низкое потребление россиянами молока и молочных продуктов, причем с тенденцией к дальнейшему снижению. Ведущий эксперт ИКАР Татьяна Рыбалова отмечает, что в сравнении с советским периодом, когда потребление молочных продуктов достигло 390 кг на человека в год, нынешние показатели снизились на 40% — до 230 кг. Данные первого зампредседателя комитета Госдумы по аграрным вопросам Айрата Хайрулина еще ниже: учитывая, что в России в переработку поступает 11-12 млн. тонн молока, а в стране проживает около 100 млн. человек, то каждый из них потребляет 120 литров молока в год. Спрос на молоко и молочные продукты в этом году значительно сократил летний рост цен. По данным исследователей Nielsen Russia, молочный сегмент оказался единственным среди продуктов питания, который не вырос, а сократился на 8% в натуральном выражении. Участники рынка считают, что государству необходимо разработать программу стимулирования потребления молока и молочных продуктов.

Но вернемся к техрегламенту. Помимо прочего в нем содержатся жесткие требования, касающиеся маркировки и оформления товарно-транспортных документов на сырое молоко, сырые сливки, реализуемые юрлицами или физлицами для переработки. В числе восьми обязательных пунктов — «показатели идентификации таких продуктов». Это массовая доля жира и белка, кислотность, консистенция, плотность, температура замерзания.

Очевидно, авторы закона ориентировались только на крупных товаропроизводителей и не брали в расчет множество мелких частников, основной источник дохода которых — 2-3 коровы.

Начальник мясной и молочной переработки минсельхоза Ростовской области Алексей Лысоченко говорит, что донские предприятия психологически и организационно готовы к работе в новых условиях: министерство проводило обучающие семинары. Но этого явно недостаточно. Нужны средства, чтобы оснастить лаборатории, заменить упаковку, переделать техдокументацию… Притом что повысились банковские ставки по кредитам и ужесточились требования к заемщикам, получить необходимые средства очень трудно.

— Перерабатывающее предприятие без пополнения кредитных средств просто не выживет. Так как молзавод с поставщиками сырья рассчитывается сразу (иначе завтра они уйдут), а торговля — только после реализации, да и то с задержкой. Сегодня трудно прогнозировать последствия нововведений. И я согласен с теми, кто настаивает на продлении переходного периода, — добавляет Алексей Лысоченко.

Гендиректор Кагальницкого молзавода Валерий Панасенко считает, что новый техрегламент затронет и поставщиков, и переработчиков. В отличие от дальневосточных предприятий, большинство которых работает на сухом молоке и теперь имеет право выпускать только молочный напиток, южнороссийским — проще.

— Наше предприятие изначально было технологически ориентировано на натуральный продукт. И мы наверняка даже выиграем. До сих пор было несправедливо: на рынке существовали два продукта — натуральный и восстановленный, цены на них — одинаковые, а затраты на производство — разные. Порошком можно запастись хоть на год вперед… у нас же — 25 поставщиков сырого молока, из них только 5 — крупных. И это без ЛПХ, а если их посчитать — около 400 наберется. Вероятно, некоторую коррекцию ожидает и рынок соков. Правда, он, в отличие от молочного, более консолидирован: по данным аналитиков, более 80% рынка занимают крупные производители — «Лебедянский» (принадлежит PepsiCo), «Мултон» (Coca-Cola), «Нидан» (Lion Capital), «Вимм-Билль-Данн». Остальные 20% занимают локальные торговые марки. Так, на южнороссийском рынке неплохие позиции у местных производителей — «Интерагросистемы» (соки «Вико», «Сочная долина»), «Сады Придонья» («Золотая Русь», «мой», «Сады Придонья»), «Донской привоз» («мири Пак», «Донской привоз»).

В эфире «Эха Москвы» председатель совета Директоров «Вимм-Билль-Данн» Давид Якобашвили отмечал, что все соки в мире производятся из концентрированного сока, который после отжима сохраняет 25% влаги. На перерабатывающих предприятиях он восстанавливается, при этом, по международному законодательству, никаких добавок производитель делать не вправе. Крупные соковые производители пока не заявляли о сокращении объемов производства, но и прогнозируют развитие ситуации достаточно сдержанно. Гендиректор «Нидан Соки» Андрей Яновский предполагает, что двигателем развития рынка в следующем году станет рост спроса на напитки в низкоценовом сегменте, но мелким игрокам придется уйти с рынка в связи с принятием техрегламента на соковую продукцию.


Автор: Ольга Бульбич