Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Сергей Алексашенко: «Нет оснований считать, что в 2009 году мы пройдем нижнюю точку» (4758)
Денис Давыдов  
Снижать эффективно (4516)
Кадрирование и аутсорсинг позволяют эффективно уменьшить издержки в условиях нестабильной ситуации на рынке, сохранив потенциал для развития
Алексей Максимов, совладелец ООО «Статский Советник»  
Вернули на рельсы (4336)
Похоже, финансовый кризис стал возможностью для сельхозмашиностроения достучаться до российских властей: меры господдержки отрасли приняты
Оксана Лебедева  
Как финансовый кризис влияет на деятельность компаний (7045)
Владимир Емельянов: «Сценариев два: переждать всемирное «цунами» или оседлать зверя» (4912)
Ольга Бульбич  
Соль земли (5482)
Самые крупные слияния и поглощения 2008 года
Сергей Павлов   
Счет — 21:16 (4292)
Региональные конкурсы на аренду земельных участков в игорной зоне «Азов-Сити» продолжаются
Оксана Лебедева   
Энергия нетрадиционной генерации (4520)
Нестабильная экономическая ситуация актуализирует вопросы энергосбережения и развития «альтернативной» генерации
Тимур Сазонов   
Лаки, трубы, ведра… (4754)
По новому европейскому техрегламенту многие отечественные продукты могут быть не допущены на рынки стран Евросоюза
Тимур Сазонов  
Без разрывов и узких мест (5423)
Планируется, что к 2025 году время доставки грузов в ЮФО сократится до трех дней, а совокупные транспортные издержки в себестоимости товаров — до 12–14%
Оксана Лебедева  
Пути к сообщению (4504)
Объем инвестпрограммы РЖД на ближайшие три года составит 1,6 триллиона рублей, это вдвое превышает затраты предыдущей трехлетки
Оксана Лебедева   
Ситуация — среднестабильная (5012)
Банкиры обещают рост ставок по депозитам и кредитам. По кредитам он ограничится возможностями заемщиков
Лариса Никитина   
Вектор перемен (4727)
Потребительскому рынку стоит ожидать консолидации и снижения покупательского спроса, особенно в сегменте товаров длительного пользования
Лариса Никитина  
Расход или инвестиции? (4725)
Дополнительное бизнес-образование сотрудников компании поможет найти правильные решения в условиях сложной экономической ситуации
Ирина Белкина  
Донской фрегат причалит в Берлине (4450)
Чем удивят европейцев южнороссийские производители продуктов питания
Вливание в систему водоснабжения (4135)
В 2008 году на программу строительства и реконструкции водно-коммунального хозяйства Ростовской области Инвестфонд РФ перечислит более полумиллиарда рублей
Галина Шувалова  
Пищевая стандартизация (4490)
Будут ли техрегламенты лучше ГОСТов, покажут прилавки
Ольга Бульбич  
Госзакупки: от А до Я (6504)
Краткое руководство для начинающих
Ольга Бульбич   
На выход (4409)
Рекрутеры прогнозируют, что волна сокращений в первом квартале следующего года продолжится, процесс коснется всех сфер экономики
Наталья Бесхлебнова   

 

Спор на 100 миллионов

№ 10(24) (2008)
Количество просмотров: 4436
Версия для печати


Похоже, депутаты, общественные ассоциации, контрольные органы и представители туриндустрии все же найдут компромисс в вопросе о сумме финансовых гарантий туроператоров. Согласно поправкам в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в РФ», предложенным депутатами, фингарантии могли бы увеличиться с 10 до 100 или 150 миллионов рублей. Но участники рынка, отраслевые ассоциации и комитеты настаивают на дифференцированном подходе. Иначе не смогут работать небольшие туристические компании, рынок будет монополизирован, а цены на услуги вырастут.

Заботливые депутаты

История с повышением фингарантий для туроператоров началась еще в сентябре, когда депутаты Александр Коваль и Владислав Резник внесли в Госдуму сразу два законопроекта «О внесении изменений в статью 17.2 Федерального закона «Об основах туристской деятельности в РФ». Принципиальное отличие законопроектов — в сумме фингарантий для туроператоров: первый предлагал увеличить их с 10 до 100 млн. руб., второй — до 150 млн. Ответ, для чего это нужно, прост: чтобы усилить защиту потребителей туристских услуг в случае банкротства туроператора. В качестве примера депутаты приводили компанию «Детур»: летом этого года она обанкротилась, а финансового обеспечения (установленного законодательно на уровне 10 млн. руб.) не хватило на возмещение ущерба и половине пострадавших.

Не сказать, что банкротства туристических компаний в России случаются часто, но ведь сейчас кризис, и ситуация может измениться. Вот, например, в середине ноября заметный игрок на египетском и греческом направлениях туроператор «Вояж-Люкс» приостановил деятельность до марта следующего года. Как говорится в официальном сообщении на сайте компании, причина — «резкое и существенное падение спроса на туристские услуги, убыточность туроператорской деятельности в последнее время и недостаток ликвидности, а также значительный материальный ущерб, который был причинен фирме египетским партнером в 2007 г.», кроме того, из-за финансового кризиса «дальнейшее использование кредитных ресурсов стало невозможно». До 1 марта компания рассчитывает через суд добиться от египетского партнера возврата денег, расплатиться по кредитам и возобновить деятельность. Клиенты «Вояж-Люкс», уже купившие путевки, могут обратиться за возмещением ущерба в страховую компанию. Однако эксперты уверены, что страховой суммы на полное возмещение ущерба не хватит.

Какие будут возражения?

Представители ТПП РФ, «ОПОРЫ России», Российского союза туриндустрии (РСТ), Конфедерации обществ потребителей (КонфОП), туристические компании заявляют, что и 100–150 млн. руб. не повысят защиту туристов, а рынку грозит передел.

Собравшись в октябре на совещание в ФАС России, заинтересованные организации пояснили, что заявленное увеличение финансовых гарантий «не отвечает целям законопроектов, указанных в пояснительных записках, так как не защищает потребителей туристических услуг крупных компаний и вместе с тем для средних компаний создает несоразмерные реальным рискам барьеры для работы туроператоров на рынке туристических услуг», передает пресс-служба ведомства мнение собравшихся.

По мнению председателя комитета ТПП РФ, вице-президента РСТ Юрия Барзыкина, размер финансового обеспечения должен быть адекватным объемам предлагаемых услуг, из-за увеличения суммы финобеспечения в 10 или 15 раз большинству российских туроператоров придется уйти с рынка совсем или работать нелегально.

— Если законопроект будет принят в сегодняшней редакции, то это повлечет за собой зачистку рынка. Предлагаемые изменения приведут к вытеснению малых предприятий из турбизнеса, монополизации рынка узким кругом крупных туроператоров, сокращению спектра турпродуктов и их удорожанию, — соглашается с коллегой председатель комитета по туризму Московской ассоциации предпринимателей (МАП) Марина Саушкина. — В то время как президент Дмитрий Медведев говорит о необходимости поддержки малого бизнеса, к которому, кстати, можно формально отнести почти всех российских туроператоров, предложенный законопроект этот бизнес убьет или уведет в тень. Очевидно, что этот законопроект лоббируется с двух сторон — страховыми компаниями и крупными туроператорами.

По информации МАП, среднегодовая выручка представителей малого турбизнеса (а это 80% всех туроператоров страны) не превышает 50 млн. руб. в год. Таким образом, увеличенные фингарантии превысят годовой оборот большинства туристических компаний страны.

При этом обороты крупных компаний зачастую превышают 100 млн. руб. в год, и в случае их банкротства даже «новых» фингарантий будет недостаточно для компенсаций всем туристам.

Представители КонфОП считают абсурдным предложение увеличить сумму фингарантий для защиты прав иностранных туристов: приезжающие в Россию иностранцы зачастую покупают путевки на территории своей страны и попадают под страховую защиту, действующую на территории страны- отправителя. КонфОП не располагает данными о судебных исках иностранных туристов к российским страховым компаниям с требованием возместить часть расходов из-за некачественного сервиса в туризме. Безусловно, претензии есть — туристическая инфраструктура неразвита, но рассматриваются они вне российского правового поля.

Поэтому организация предлагает вообще отменить финансовое обеспечение по обязательствам перед иностранными туристами по въездному туризму — как гарантии, не имеющие спроса.

Часть участников рынка предлагает альтернативу предложенным законопроектам, причем в двух вариантах. Первый предполагает дифференцированный подход к установке сумм фингарантий туроператоров в сфере выездного туризма. Сумма должна быть пропорциональна реальному объему обязательств, принятых туркомпаниями по заключенным договорам о реализации турпродукта, в размере от 5 до 10% годового оборота, но не менее 10 млн. руб., говорится в решении профильного комитета ТПП РФ. Но вот Ассоциация туроператоров России (АТОР) на своем официальном сайте выступает против такого варианта: они не исключают, что в этом случае турфирмы начнут скрывать реальные цифры оборота, чтобы оформить более дешевые фингарантии.

Второй вариант — дробная шкала для компаний, занимающихся въездным туризмом. По данным RATA-news (электронная газета Российского союза туриндустрии. — Прим. «Вестника»), рассматривается вариант шкалы с двумя «порогами»: 30 млн. руб. для операторов выездного туризма, применяющих упрощенную систему налогообложения, и 100 млн. руб. — для всех остальных.

— Такая дифференциация не сможет облегчить ситуацию для туроператоров.

Особенно в регионах. Например, в северных, дальневосточных районах туркомпании работают всего три месяца, их годовой оборот едва достигает 30-50 млн. рублей. О каких 100 миллионах может идти речь?! Против принятия этого документа выступает минспорта во главе с Виталием Мутко, ФАС, общественные организации и объединения туроператоров со всей страны. Все надеются, что суммы фингарантий все-таки будут снижены, — говорит Марина Саушкина. 

Вперед к монополизации

Туристические компании, в том числе работающие на Юге России, сходятся во мнении, что увеличение фингарантий приведет к монополизации рынка и будет выгодно только крупным игрокам.

— Новости об увеличении финансового обеспечения для российских туроператоров огорчили нашу компанию. Причина увеличения фингарантий, скорее всего, в том, что некоторые крупные фирмы решили убрать своих мелких конкурентов, — полагает менеджер по туризму компании «Росинтур» Ксения Никанорова. — Заявления о том, что фингарантии помогут туристам в случае невыполнения оператором своих обязательств, сомнительны. Крупным компаниям ничего не грозит, в случае банкротства судиться с ними будет бесполезно. Скорее всего, теперь туры по-настоящему станут «турпродуктом». Это означает, что услуг по организации «индивидуальных путешествий» станет значительно меньше, так как их предлагают в основном небольшие агентства.

После закрытия мелких компаний качество предлагаемых услуг, может быть, и не упадет, но точно упадет количество предлагаемых услуг. И компании в большинстве своем будут продавать только групповые туры.

 По мнению директора турагентства «Оптима Тревел» Николая Манукало, если этот законопроект будет принят в существующей редакции, то произойдет искусственное укрупнение туроператорского рынка. Это негативно скажется на уровне конкуренции в отрасли, в результате пострадает и бизнес, и потребители.

Эксперты уверены, что после принятия законопроекта об увеличении фингарантий многие туроператоры перестанут самостоятельно формировать услуги и перейдут в разряд турагентств.

Некоторые уже так поступили.

— Недавно мы отказались от формирования собственных турпродуктов, теперь только сотрудничаем с туроператорами и реализуем их предложения. На деятельности турагентств увеличение фингарантий никак не отразится, мы будем по-прежнему работать с теми туроператорами, которые будут соблюдать все нормы законодательства, — пояснила замдиректора турагентства «Тур-Дон» Ирина Яцук.

Но фингарантиями дело может не ограничиться. Законодатели говорят о необходимости сформировать требования к минимальному размеру уставного капитала для компаний, работающих на рынке выездного туризма. Предложения значительно разнятся — от 800 тыс. до 20 млн. руб. Эксперты уверяют: вероятно, размер уставного капитала составит несколько миллионов рублей. Эти требования будут предъявляться прежде всего к новым компаниям, а для остальных, возможно, будет установлен переходный период для приведения уставных капиталов в соответствие новым требованиям.

В Ростуризме считают, что с учетом столь радикальных изменений концепции законопроект логично было бы внести заново, скорректировав его на основе достигнутых договоренностей.

Сейчас рассмотрение документа отложено до 8 декабря, что будет дальше — покажет время.

Некоторые эксперты уверены, что законопроект ждут еще значительные доработки и принят он будет не раньше марта 2009 года.


Автор: Екатерина Минакова