Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Сергей Алексашенко: «Нет оснований считать, что в 2009 году мы пройдем нижнюю точку» (4760)
Денис Давыдов  
Снижать эффективно (4518)
Кадрирование и аутсорсинг позволяют эффективно уменьшить издержки в условиях нестабильной ситуации на рынке, сохранив потенциал для развития
Алексей Максимов, совладелец ООО «Статский Советник»  
Вернули на рельсы (4337)
Похоже, финансовый кризис стал возможностью для сельхозмашиностроения достучаться до российских властей: меры господдержки отрасли приняты
Оксана Лебедева  
Как финансовый кризис влияет на деятельность компаний (7048)
Владимир Емельянов: «Сценариев два: переждать всемирное «цунами» или оседлать зверя» (4915)
Ольга Бульбич  
Соль земли (5485)
Самые крупные слияния и поглощения 2008 года
Сергей Павлов   
Счет — 21:16 (4297)
Региональные конкурсы на аренду земельных участков в игорной зоне «Азов-Сити» продолжаются
Оксана Лебедева   
Энергия нетрадиционной генерации (4526)
Нестабильная экономическая ситуация актуализирует вопросы энергосбережения и развития «альтернативной» генерации
Тимур Сазонов   
Лаки, трубы, ведра… (4757)
По новому европейскому техрегламенту многие отечественные продукты могут быть не допущены на рынки стран Евросоюза
Тимур Сазонов  
Без разрывов и узких мест (5424)
Планируется, что к 2025 году время доставки грузов в ЮФО сократится до трех дней, а совокупные транспортные издержки в себестоимости товаров — до 12–14%
Оксана Лебедева  
Ситуация — среднестабильная (5014)
Банкиры обещают рост ставок по депозитам и кредитам. По кредитам он ограничится возможностями заемщиков
Лариса Никитина   
Спор на 100 миллионов (4440)
Депутаты предлагают увеличить сумму финансовых гарантий туроператоров в 10 раз
Екатерина Минакова  
Вектор перемен (4732)
Потребительскому рынку стоит ожидать консолидации и снижения покупательского спроса, особенно в сегменте товаров длительного пользования
Лариса Никитина  
Расход или инвестиции? (4727)
Дополнительное бизнес-образование сотрудников компании поможет найти правильные решения в условиях сложной экономической ситуации
Ирина Белкина  
Донской фрегат причалит в Берлине (4456)
Чем удивят европейцев южнороссийские производители продуктов питания
Вливание в систему водоснабжения (4138)
В 2008 году на программу строительства и реконструкции водно-коммунального хозяйства Ростовской области Инвестфонд РФ перечислит более полумиллиарда рублей
Галина Шувалова  
Пищевая стандартизация (4491)
Будут ли техрегламенты лучше ГОСТов, покажут прилавки
Ольга Бульбич  
Госзакупки: от А до Я (6511)
Краткое руководство для начинающих
Ольга Бульбич   
На выход (4411)
Рекрутеры прогнозируют, что волна сокращений в первом квартале следующего года продолжится, процесс коснется всех сфер экономики
Наталья Бесхлебнова   

 

Пути к сообщению

№ 10(24) (2008)
Количество просмотров: 4509
Версия для печати


Железнодорожники подводят не только годовые итоги, но и результаты 10-летней реформы отрасли, а также заглядывают в «светлое завтра» 2030 года. Что касается планов на будущий год, то компаниям, входящим в структуру ОАО «РЖД», предстоит сократить издержки на 80 миллиардов рублей и исполнить инвестиционную программу стоимостью более 430 миллиардов.

Эволюция приоритетов

В оценках хода реформы власти и представители РЖД оптимистичны.

— Грузооборот за годы реформ увеличился более чем на 52%, пассажирооборот — на 12%, при этом доля железных дорог в грузообороте страны в отдельных сегментах устанавливаются на рыночной основе. Сегодня доля частного парка грузовых вагонов превышает 50%, в том числе около 380 тыс. вагонов принадлежит независимым частным компаниям. На сети дорог работают конкурирующие частные грузовые и пассажирские операторы, появляются частные локомотивы, — перечисляет зампредседателя правительства РФ, председатель совета директоров ОАО «РЖД» Александр Жуков.

За 5 лет по некоторым видам грузов транспортная составляющая в цене товара сокращена в 1,5­–2,3 раза, — заверяет президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин.

Председатель правительства РФ Владимир Путин отмечает, что на третьем этапе реформы нужно окончательно разделить функции госуправления и хозяйственной деятельности, совершенствовать систему тарифного регулирования, обеспечить равный доступ к объектам инфраструктуры для независимых перевозчиков, создать пригородные пассажирские компании (уже работают 11 компаний, в том числе ОАО «Дон-пригород» и ОАО «Волгоградтранспригород», создаются еще 12, в том числе ОАО «Кубаньэкспресс пригород» и ОАО «Каспийпригород». — Прим. «Вестника»), а также Федеральную пассажирскую компанию для дальних перевозок.

Оптимизм несколько омрачает экономический кризис. Министр транспорта РФ Игорь Левитин отмечает, что по итогам года из-за спада деловой активности прогнозируется «снижение динамики роста показателей основной деятельности железных дорог».

Однако в Институте проблем естественных монополий (ИПЕМ) считают, что структурная реформа железнодорожного транспорта нуждается в корректировке.

Показатель формирования конкурентной среды в железнодорожной отрасли — рост парка приватных вагонов. Однако частные операторы готовы конкурировать с РЖД только в сегменте высокодоходных грузов.

— Какой смысл сокращать долю более ответственного и эффективного публичного перевозчика в общем вагонном парке до 40%, как это записано в программе структурной реформы? Ведь для частного собственника на первом месте всегда будет стоять собственная прибыль, а не интересы грузовладельцев, — отмечает гендиректор ИПЕМ Юрий Саакян.

По мнению ведущего эксперта УК «Финам Менеджмент» Дмитрия Баранова, в общем реформа проходит нормально. Правда, часть мероприятий проходили дольше запланированного, сроки реализации оставшихся задач тоже могут быть сдвинуты.

Экономить и инвестировать

В чем единодушно сходятся мнения, так это в необходимости инвестиций в развитие сети дорог и обновления вагонного парка и локомотивов. С легкого слова Владимира Путина, параметры инвестплана на 2009 г. сохранены, «учитывая объективное удешевление строительства за счет снижения цен на основные конструкционные материалы».

Финплан компании при этом принят в самом жестком варианте: он предусматривает снижение грузоперевозок на 6% к уровню 2008 г. и, как следствие, сокращение доходов. Госкомпания будет оптимизировать расходы: в будущем году РЖД планирует сэкономить более 80 млрд. руб., рассказал Владимир Якунин.

Основной железнодорожный перевозчик на Юге России — СКЖД — сейчас разрабатывает программу снижения производственных издержек, которая позволит оптимизировать расходы в сумме 2,5 млрд. руб., сообщил «Вестнику» начальник службы по связям с общественностью СКЖД Кирилл Житенев.

Будут совершенствоваться производственные процессы, эксплуатационная работа, ремонтная база. Также планируется снизить расход топлива и электроэнергии, в том числе за счет применения ресурсосберегающих технологий.

— Перевозки востребованы всегда, и даже если сейчас наметилось их снижение, то уже весной-летом этого года они будут увеличиваться. Так что по итогам 2009 г. РЖД вполне по силам выполнить финплан, — считает Дмитрий Баранов. Объем инвестпрограммы ОАО «РЖД» в 2009 г. превысит более 434 млрд. руб. В программу включены инфраструктурные проекты из ФЦП развития транспортной системы до 2015 г., а также финансируемые с привлечением средств инвестфонда. В их числе есть южные: организация скоростного движения Центр — Юг для обхода Украины, повышения транспортной доступности черноморских курортов и разделения грузового и пассажирского движения, подходы к портам Тамань и Новороссийск, а также «сочинские» проекты.

По словам Кирилла Житенева, продолжить реконструкцию станций Таманского полуострова, подготовку проектной документации по реконструкции станций Новороссийск, Лихая, Тихорецкая, второго этапа строительства накопительной станции в районе разъезда «9-й км». Также планируется строить вторые пути на 11 перегонах (в 2008 г. такие работы завершены на 4 перегонах) с реконструкцией прилегающих станций.

Государство поддержит

Из каких источников поступят деньги на финансирование инвестпрограммы РЖД, в принципе решили. Впервые будут использоваться деньги инвестсоставляющей в тарифе на грузоперевозки, с помощью этого механизма в 2009 г. планируют получить 9 млрд. руб. Проекты по развитию железнодорожной инфраструктуры, связанные с подготовкой к Олимпиаде-2014, будут финансироваться за счет целевой дополнительной индексации тарифов на грузоперевозки в среднем на 1% (2009 г. — более 7 млрд. руб.), а также средств, внесенных в уставной капитал РЖД.

Компания продолжит распродажу акций дочерних и зависимых обществ: в следующем году от продажи акций «дочек» РЖД надеется получить 17 млрд. руб. Еще порядка 150 млрд. руб. монополия планирует привлечь в банках, с помощью допэмиссии и инфраструктурных облигаций. В декабре совет директоров РЖД одобрил проведение в 2009 г. допэмиссии акций в размере 41,5 млрд. руб. в пользу государства, а также размещение инфраструктурных облигаций на сумму 100 млрд. руб., которые будут размещены по открытой подписке на ММВБ.

По мнению старшего аналитика NetTrader Дениса Попова, в условиях мировой рецессии именно инвестпроекты государства или госкорпораций станут одним из главных инструментов поддержания развития внутренней экономики.

— В связи с этим Правительство РФ дало поручение минфину совместно с минтрансом изыскать источники по покрытию дефицита ресурсов на инвестпрограмму РЖД), — рассказывает Денис Попов. — Среди таких источников вполне могут оказаться и пенсионные накопления, находящиеся под управлением ВЭБ (так называемые средства «молчунов» — 350 млрд. руб.) и средства Фонда национального благосостояния (1667 млрд. руб. на 1 ноября 2008 г.), которые, согласно планам правительства, с 2009 г. будут частично инвестированы в российские акции и облигации.

Дмитрий Баранов считает, что РЖД по силам исполнить инвестпланы. — Сырье и материалы, машины и механизмы уже подешевели и продолжают дешеветь. К тому же компания может сэкономить на транспортных расходах по доставке необходимых грузов к местам реализации своих инвестпроектов, — аргументирует аналитик.


Автор: Оксана Лебедева