ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

—ергей јлексашенко: «Ќет оснований считать, что в 2009 году мы пройдем нижнюю точку» (4615)
ƒенис ƒавыдов  
—нижать эффективно (4374)
 адрирование и аутсорсинг позвол€ют эффективно уменьшить издержки в услови€х нестабильной ситуации на рынке, сохранив потенциал дл€ развити€
јлексей ћаксимов, совладелец ќќќ «—татский —оветник»  
¬ернули на рельсы (4199)
ѕохоже, финансовый кризис стал возможностью дл€ сельхозмашиностроени€ достучатьс€ до российских властей: меры господдержки отрасли прин€ты
ќксана Ћебедева  
 ак финансовый кризис вли€ет на де€тельность компаний (6888)
¬ладимир ≈мель€нов: «—ценариев два: переждать всемирное «цунами» или оседлать звер€» (4767)
ќльга Ѕульбич  
—оль земли (5281)
—амые крупные сли€ни€ и поглощени€ 2008 года
—ергей ѕавлов   
—чет — 21:16 (4169)
–егиональные конкурсы на аренду земельных участков в игорной зоне «јзов-—ити» продолжаютс€
ќксана Ћебедева   
Ёнерги€ нетрадиционной генерации (4389)
Ќестабильна€ экономическа€ ситуаци€ актуализирует вопросы энергосбережени€ и развити€ «альтернативной» генерации
“имур —азонов   
Ћаки, трубы, ведра… (4634)
ѕо новому европейскому техрегламенту многие отечественные продукты могут быть не допущены на рынки стран ≈вросоюза
“имур —азонов  
ѕути к сообщению (4364)
ќбъем инвестпрограммы –∆ƒ на ближайшие три года составит 1,6 триллиона рублей, это вдвое превышает затраты предыдущей трехлетки
ќксана Ћебедева   
—итуаци€ — среднестабильна€ (4874)
Ѕанкиры обещают рост ставок по депозитам и кредитам. ѕо кредитам он ограничитс€ возможност€ми заемщиков
Ћариса Ќикитина   
—пор на 100 миллионов (4298)
ƒепутаты предлагают увеличить сумму финансовых гарантий туроператоров в 10 раз
≈катерина ћинакова  
¬ектор перемен (4595)
ѕотребительскому рынку стоит ожидать консолидации и снижени€ покупательского спроса, особенно в сегменте товаров длительного пользовани€
Ћариса Ќикитина  
–асход или инвестиции? (4588)
ƒополнительное бизнес-образование сотрудников компании поможет найти правильные решени€ в услови€х сложной экономической ситуации
»рина Ѕелкина  
ƒонской фрегат причалит в Ѕерлине (4320)
„ем удив€т европейцев южнороссийские производители продуктов питани€
¬ливание в систему водоснабжени€ (3995)
¬ 2008 году на программу строительства и реконструкции водно-коммунального хоз€йства –остовской области »нвестфонд –‘ перечислит более полумиллиарда рублей
√алина Ўувалова  
ѕищева€ стандартизаци€ (4357)
Ѕудут ли техрегламенты лучше √ќ—“ов, покажут прилавки
ќльга Ѕульбич  
√осзакупки: от ј до я (6349)
 раткое руководство дл€ начинающих
ќльга Ѕульбич   
Ќа выход (4266)
–екрутеры прогнозируют, что волна сокращений в первом квартале следующего года продолжитс€, процесс коснетс€ всех сфер экономики
Ќаталь€ Ѕесхлебнова   

 

Ѕез разрывов и узких мест

є 10(24) (2008)
 оличество просмотров: 5283
¬ерси€ дл€ печати


—тратеги€ экономического развити€ ё‘ќ до 2025 года пока еще остаетс€ экспертным документом, который не прошел все официальные обсуждени€ и согласовани€, но ее достижени€ уже очевидны: определены отраслевые приоритеты и целева€ структура экономики регионов ёга –оссии. Ќа презентации «транспортно-логистического» раздела —тратегии разработчики еще раз напомнили, что использованию потенциала округа преп€тствуют инфраструктурные ограничени€. ¬ первую очередь транспортные.

»нфраструктурные помехи

ёг –оссии имеет наиболее благопри€тные услови€ дл€ сельского хоз€йства, высокий рекреационный потенциал, относительно низкие издержки развити€ предпри€тий обрабатывающей промышленности, напомнил тезисы —тратегии развити€ ё‘ќ помощник полпреда в ё‘ќ, руководитель департамента по экономической и социальной политике —ергей —ерга.

— Ќо всем нам известно, что пока эти преимущества реализованы далеко не в полной мере. ѕо многим социально-экономическим показател€м, включа€ ¬–ѕ на душу населени€, производительность труда, доходы населени€, мы отстаем от большинства федеральных округов и вообще от среднероссийских показателей, — добавил он.

ќдна из существенных помех — инфраструктурные ограничени€, в том числе ограничени€ в транспортно-логистической отрасли. ѕритом что на фоне других федеральных округов транспортный комплекс ё‘ќ развит как минимум не хуже, определенные (а в сравнении с развитыми странами — весьма значительные) проблемы есть.

— –егиональна€ транспортна€ система на ёге сегодн€ характеризуетс€ сла-бой технической оснащенностью морских портов, дефицитом накопительных и складских терминалов, недостаточной пропускной способностью припортовых железнодорожных станций, — перечисл€ет —ергей —ерга, — имеютс€ нерешенные проблемы в дорожном хоз€йстве (по магистрал€м «ƒон», « авказ»), в авиационном транспорте, вопросах транспортного обеспечени€ подготовки и проведени€ ќлимпиады в —очи, развитии международных транспортных коридоров, реализации экспортного потенциала.

— —овершенно неудовлетворительным €вл€етс€ уровень логистического, информационного обеспечени€ грузовых перевозок, практически отсутствуют мультимодальные транспортно-логистические комплексы на магистральных направлени€х грузопотоков. ћы наблюдаем продолжающийс€ износ основных фондов, и €сно, что пока эти тенденции не преодолены, — продолжает характеризовать реальное положение на рынке транспортных услуг замруководител€ аппарата  —ѕѕ ё‘ќ јлександр ѕотер€хин, отметив, что исход€ из этого формировались цели раздела «–азвитие транспортно-логистического комплекса ё‘ќ до 2025 г.».

  сожалению, не успеваем…

ѕроблема практически всех видов транспорта — недостаток финансировани€.

— ¬о всех странах мира на строительство дорог идет пор€дка 2–3%, а в японии — 8% ¬¬ѕ (это при том, какие у них уже существуют дороги, разв€зки и так далее). ” нас в последние 7 лет на дороги шло не более 1,5% ¬¬ѕ, причем не на строительство, его почти не было, а на латание дыр, — рассказывает начальник отдела экономики и развити€ северо-кавказского филиала ќјќ «гипродорЌ»»» Ќаталь€ Ќечаева. — —ейчас темпы дорожного строительства усилились: выдел€етс€ пор€дка 2–2,5% ¬¬ѕ. Ќо, к сожалению, не успеваем с проектами, не успеваем строить…

“о есть по-прежнему остаемс€ в позиции догон€ющего.   примеру, пор€дка 300 км федеральной трассы «ƒон» сейчас реконструируютс€ по нормативам 1-й категории, то есть с четырехполосным движением. Ќо уже через несколько лет некоторые участки нужно будет переводить в шести-, а то и восьмиполосные, ведь транспортные потоки растут. ј делать это сразу — нереально, поскольку дорого. ћагистрали « авказ» необходима реконструкци€ до нормативов 1-2-й категории: 359 км дороги должны хот€ бы соответствовать уровню сегодн€шней интенсивности движени€. ј дл€ федеральной трассы « аспий» наиболее актуально устранение 110 км грунтового разрыва на участке јстрахань — ћахачкала. –азвитие транспортно-логистического комплекса ё‘ќ до 2025 г., безусловно, предполагает строительство новых автодорог (например, ћинводы — „еркесск — јдлер,  раснодар — јбинск —  абардинка, обходы крупных городов), но за констатацией специалистами факта, что «этими маршрутами заниматьс€ надо», следует, что «это сумасшедшие затраты» или «в свете фи-нансовых трудностей отодвигаетс€ проектирование».

— ѕроблем масса, и на реализацию нужны очень-очень большие деньги, — признает Ќаталь€ Ќечаева. — „естно говор€, только дорожной отрасли нужно 2 трлн рублей, чтобы как-то и что-то было сделано…

Ќо даже при финансировании вдвое меньше, подсчитали разработчики транспортного раздела —тратегии развити€ ё‘ќ, реализаци€ программных меропри€тий должна обеспечить в автодорожном комплексе и на автотранспорте до 2025 г. круглогодичный доступ всех населенных пунктов регионов ё‘ќ к основным коммуникаци€м и к объектам курортно-рекреационного и туристического комплексов —еверного  авказа и „ерноморского побережь€, а также завершено создание единой опорной сети без разрывов и узких мест.

ё‘ќ в иллюминаторе

—ложивша€с€ ситуаци€ на воздушном транспорте «диагностируетс€ как особо сложна€», продолжает тему временно и.о. руководител€ ёжного окружного управлени€ воздушного транспорта –осавиации Ќиколай „убаров. ѕеред воздушным комплексом ё‘ќ разработчики —тратегии став€т, можно сказать, две сверхзадачи. ќдна — формирование региональной опорной аэродромной сети, дл€ чего нужно реконструировать и построить аэропорты во всех центрах субъектов ё‘ќ, а также аэропорты внутреннего и местного значени€.

— –азвитие воздушных перевозок будет св€зано с созданием сети узловых распределительных центров, формируемых в первую очередь на базе ростовского и краснодарского аэропортов. Ёто должно привести к развитию объектов наземной инфраструктуры гражданской авиации, формированию мультимодальных транспортно-логистических центров и систем стыковки региональных рейсов с рейсами, определ€ющими основные пассажиропотоки, — рассказывает Ќиколай „убаров. — Ѕез активного участи€ государства решить эту задачу ни сегодн€, ни в ближайшем будущем не удастс€. –ешение базируетс€ на опыте других территорий: нужно создать сеть казенных предпри€тий как эксплуатантов малой авиации, так и системы казенных аэропортов с центром в –остове.

ѕо данным руководител€ аналитической службы »ј «јвиапорт» ќлега ѕантелеева, сейчас на ёге не осталось крупных авиакомпаний федерального уровн€, кроме «јэрофлот-ƒона» и «јвиалиний  убани», но и у них нет развернутой маршрутной сети в ё‘ќ. Ѕез своих авиакомпаний остались ¬олгоград, јстрахань, в ƒагестане и „ечне авиакомпании маленькие, оп€ть же не выполн€ющие перевозки внутри региона. ¬ то же врем€ необходимость в полетах между городами внутри ё‘ќ сохран€етс€, считает он.

„то касаетс€ создани€ казенного предпри€ти€, то в якутии это дало положительный результат, предполагаетс€, что аналогичные предпри€ти€ будут создаватьс€ на —евере и ƒальнем ¬остоке.

— Ќо в этих регионах решение транспортной проблемы более приоритетно, чем на ёге, поэтому будут ли у федеральных властей средства на поддержание южных аэропортов, причем в нужных объемах, пока говорить рано, — подытоживает ќлег ѕантелеев.

¬ интервью «¬естнику» гендиректор «јэрофлот-ƒона» ћихаил  рицкий говорил, что авиакомпани€ рассматривает возможность возобновлени€ регул€рных авиаперевозок в ё‘ќ. Ќо кроме инфраструктуры, парка воздушных судов, подготовки пилотов, основным критерием €вл€етс€ наличие платежеспособного спроса, который может по€витьс€ не ранее чем через 3–5 лет. Ќо оп€ть же, если на сроки не повли€ет разгон€ющийс€ экономический кризис. ¬тора€ сверхзадача — обновление воздушного парка. ѕри этом Ќиколай „убаров отмечает, что авиапром не может обеспечить устойчивое производство востребованных и конкурентоспособных воздушных судов. ќлег ѕантелеев говорит, что дл€ местных линий подход€т воздушные суда вместимостью 30–50 кресел, но серийно отечественный авиапром их пока не выпускает.

— ¬есьма интересным в этом случае €вл€етс€ разработанный “јЌ“  им. Ѕериева проект самолета Ѕе-32 м. Ќамерени€ приступить к производству этого самолета было лично подтверждено гендиректором предпри€ти€ ¬иктором  обзевым, — утверждает Ќиколай „убаров.

–езультат развити€ воздушного транспорта — рост к 2025 г. объема перевозок и обслуживаемых пассажиров в 1,9–3,3 раза. «атраты на реализацию планов в жизнь оцениваютс€ в 49 млрд. рублей.

ѕридем к инноваци€м

≈стественно, свои проблемы развити€ есть и в железнодорожной отрасли, и у морских и речных портов. –еализаци€ железнодорожных проектов, обозначенных в —тратегии, позволит сн€ть ограничени€ провозных способностей на магистральных лини€х, будут созданы отраслевые логистические центры и терминальна€ инфраструктура, рост средней скорости доставки грузов составит 16–26%, а по контейнерным отправкам скорость увеличитс€ в 2,2–3,7 раза, объем пассажиропотока вырастет до 92–109 млн. человек.

ј если развить инфраструктуру азово-черноморских и каспийских портов, обеспечить подготовку водных путей на международных транспортных коридорах, восстановить региональные и международные пассажирские и круизные морские и речные перевозки, то перевозки грузов морским транспортом возрастут в 2,7–4,6 раза, внутренним водным транспортом — в 1,9–3,1 раза. –азвитие железнодорожной и морской инфраструктуры потребует 742 млрд. руб. инвестиций.

 — Ќо большое заблуждение сказать, что мы выберем какие-то точки роста и все силы бросим на то, чтобы построить еще один порт, какой-то участок дороги… ≈сли не будет скоординированного развити€ транспортной инфраструктуры всего макрорегиона, то это будут попросту неэффективно затраченные деньги, — отмечает јлександр ѕотер€хин.

ѕо подсчетам, объем инвестиций, необходимых дл€ реализации южнороссийских транспортных проектов до 2025 г., составл€ет почти 2,5 трлн. руб. —редства федерального и регионального бюджетов — 845 млрд. руб., остальное — частные вложени€.

—  аких результатов мы ожидаем? ћы имеем возможность говорить, что в основном к 2025 г. будет завершен переход к инновационному и социально ориентированному пути развити€ транспортно-логистического комплекса, будут сформированы зоны опережающего роста и крупные транспортные узлы, — говорит јлександр ѕотер€хин. ѕланируетс€, что врем€ доставки грузов в пределах макрорегиона не будет превышать трех дней, совокупные транспортные издержки в себестоимости отечественных товаров сниз€тс€ до 12–14%, объем отправлений грузов всеми видами транспорта увеличитс€ в 2,2–2,6 раза, а объем отправлений пассажиров — в 1,4–1,9 раза.

” раздела «–азвитие транспортно-логистического комплекса ё‘ќ до 2025 г.» уже есть положительное заключение минтранса –‘, также учтены замечани€ всех 13 субъектов ё‘ќ.

— ћы видим, что некоторые векторы сегодн€ будут корректироватьс€, смещатьс€ (в св€зи с экономическим кризисом. — ѕрим. «¬естника»), поэтому то, что мы сегодн€ предлагаем, это некий экспертный документ, востребованность которого будет определена в следующем году, — резюмировал јлександр ѕотер€хин.


јвтор: ќксана Ћебедева

 

††