Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Сергей Алексашенко: «Нет оснований считать, что в 2009 году мы пройдем нижнюю точку» (4728)
Денис Давыдов  
Снижать эффективно (4501)
Кадрирование и аутсорсинг позволяют эффективно уменьшить издержки в условиях нестабильной ситуации на рынке, сохранив потенциал для развития
Алексей Максимов, совладелец ООО «Статский Советник»  
Вернули на рельсы (4322)
Похоже, финансовый кризис стал возможностью для сельхозмашиностроения достучаться до российских властей: меры господдержки отрасли приняты
Оксана Лебедева  
Как финансовый кризис влияет на деятельность компаний (7031)
Владимир Емельянов: «Сценариев два: переждать всемирное «цунами» или оседлать зверя» (4895)
Ольга Бульбич  
Счет — 21:16 (4275)
Региональные конкурсы на аренду земельных участков в игорной зоне «Азов-Сити» продолжаются
Оксана Лебедева   
Энергия нетрадиционной генерации (4507)
Нестабильная экономическая ситуация актуализирует вопросы энергосбережения и развития «альтернативной» генерации
Тимур Сазонов   
Лаки, трубы, ведра… (4742)
По новому европейскому техрегламенту многие отечественные продукты могут быть не допущены на рынки стран Евросоюза
Тимур Сазонов  
Без разрывов и узких мест (5409)
Планируется, что к 2025 году время доставки грузов в ЮФО сократится до трех дней, а совокупные транспортные издержки в себестоимости товаров — до 12–14%
Оксана Лебедева  
Пути к сообщению (4495)
Объем инвестпрограммы РЖД на ближайшие три года составит 1,6 триллиона рублей, это вдвое превышает затраты предыдущей трехлетки
Оксана Лебедева   
Ситуация — среднестабильная (5001)
Банкиры обещают рост ставок по депозитам и кредитам. По кредитам он ограничится возможностями заемщиков
Лариса Никитина   
Спор на 100 миллионов (4422)
Депутаты предлагают увеличить сумму финансовых гарантий туроператоров в 10 раз
Екатерина Минакова  
Вектор перемен (4714)
Потребительскому рынку стоит ожидать консолидации и снижения покупательского спроса, особенно в сегменте товаров длительного пользования
Лариса Никитина  
Расход или инвестиции? (4710)
Дополнительное бизнес-образование сотрудников компании поможет найти правильные решения в условиях сложной экономической ситуации
Ирина Белкина  
Донской фрегат причалит в Берлине (4437)
Чем удивят европейцев южнороссийские производители продуктов питания
Вливание в систему водоснабжения (4122)
В 2008 году на программу строительства и реконструкции водно-коммунального хозяйства Ростовской области Инвестфонд РФ перечислит более полумиллиарда рублей
Галина Шувалова  
Пищевая стандартизация (4475)
Будут ли техрегламенты лучше ГОСТов, покажут прилавки
Ольга Бульбич  
Госзакупки: от А до Я (6493)
Краткое руководство для начинающих
Ольга Бульбич   
На выход (4391)
Рекрутеры прогнозируют, что волна сокращений в первом квартале следующего года продолжится, процесс коснется всех сфер экономики
Наталья Бесхлебнова   

 

Соль земли

№ 10(24) (2008)
Количество просмотров: 5465
Версия для печати


В уходящем году в ЮФО по сделкам M&A лидировала транспортная отрасль: поменяли владельцев Ейский морской порт, ростовский Западный порт, Ейский аэропорт, со скандалом — международный аэропорт Астрахани, а у Новороссийского морского торгового порта появился новый владелец 10% акций. Самыми неожиданными сделками стали покупка Кириллом Подольским зернотрейдера «Югтранзитсервис», а также приобретение «Энергосбыта Ростовэнерго» агрохолдингом «Юг Руси». Сменил собственников и крупнейший производитель соли в стране — астраханская «Бассоль».

Рекорд от друга Путина

На Юге России крупнейшая сделка по вхождению в капитал компании коснулась ОАО «Новороссийский морской торговый порт». Ее трудно даже назвать слиянием-поглощением — весной предприниматель Аркадий Ротенберг купил всего 20% компании Kadina Ltd, что позволило ему установить контроль над 10% НМТП. Но так как капитализация компании на Лондонской фондовой бирже и российских площадках тогда составляла примерно $5 млрд., то размер сделки составляет примерно $500 млн. Это делает ее абсолютным лидером южных слияний и поглощений в этом году.

Интерес сделке придает и то, что Аркадий Ротенберг считается другом Владимира Путина. Именно это соображение связывают с тем, что собственники (бенефициарами контрольного пакета являются, по крайней мере до этой сделки, Александр Пономарев, Александр Скоробогатько и члены их семей) согласились продать в одни руки 10% такого уникального актива, как НМТП.

Во все порты

Сделки в транспортной отрасли совершались в этом году как ни в какой другой часто. «Дочка» РЖД — «Трансконтейнер» приобрела ООО «Западный порт», которое работает в ростовском порту. Это небольшой оператор с выручкой 79 млн. руб. и чистой прибылью 13,8 млн. руб. в 2007 г. (по данным СПАРК), его стоимость оценивается в несколько миллионов долларов.

Интереснее будущее Западного порта: «Трансконтейнер» начал развивать в нем перевалку контейнеров, через год планируется выйти на максимальную перевалку в 8 тыс. TEU в месяц. учитывая мощный ресурс РЖД и их проверенные временем возможности влиять на грузоотправителей, можно смело утверждать, что недостатков в грузах у Западного порта не будет.

Покупка ОАО «Ейский морской порт» (крупнейший стивидор в кубанской части Азовского моря) была более громкой. Весной экспедиторская компания «Совфрахт» установила контроль над 53,2% его акций (такой пакет принадлежал суммарно двум офшорным компаниям). ЕМП перевалил в 2007 г. 1,47 млн. тонн грузов, выручка и чистая прибыль составили 229,8 и 8,8 млн. руб. соответственно. Его рыночную стоимость оценивают в $20–25 млн., следовательно, контрольный пакет мог стоить $10–13 млн. Но «Совфрахт» вошел в капитал компании на фоне ее тяжелых тяжб с Росимуществом, которое фактически требует деприватизации активов порта. Этот факт наверняка снизил цену ЕМП.

Вслед за крупными аэропортами Краснодарского края в этом году сменил собственника и региональный аэропорт Ейска. Как и другие кубанские аэропорты, он также отошел «Базовому элементу» Олега Дерипаски. Структуры «Базэла» купили целиком ООО «Аэропорт-Ейск», ООО «Юг-Лайн» и ООО «Ганимед», которые владели на тот момент частью активов аэропорта и девятью самолетами АН-2 (выполняют химические работы). Доходы маленького аэропорта составили в 2007 г. 44 млн. руб., чистая прибыль — 37 млн. руб. Активы куплены с прицелом на игорную зону «Азов-Сити» и развитие туристической отрасли. Новый собственник планирует развивать пассажирские перевозки и бизнес-авиацию, в том числе на вертолетах.

Поводом к смене владельца 42% акций ОАО «международный аэропорт Астрахань» (51% принадлежит Росимуществу) стал визит премьер-министра Владимира Путина. Во время инспектирования им готовности города к празднованию 450-летия министр транспорта РФ Игорь Левитин доложил, что у аэропорта есть какие-то непонятные миноритарии, из-за которых в него не идут частные инвестиции. Губернатор Александр Жилкин тут же заверил, что миноритарии уже за решеткой, а новый собственник вот-вот будет найден. Фактический владелец 42% акций аэропорта местный предприниматель Андрей Мельников отбывал срок за мошенничество еще с 2004 г., а новый владелец отыскался в течение недели. Им стал Aeon Corporarion предпринимателя Романа Троценко, который управляет пакетами акций некоторых аэропортов Сибири.

С мыслью о родине

Структуры Олега Дерипаски в этом году продолжили скупку и других небольших активов на малой родине предпринимателя — в Краснодарском крае. Кроме транспортных активов в Ейске, был куплен контрольный пакет строительной компании в Краснодаре ОАО «Промтранстехмонтаж» и ОАО «Сочинский завод ЖБИ».

Первое специализируется на инженерной инфраструктуре, его выручка в 2007 г. составила 492 млн. руб., чистый убыток — 7 млн. руб. (СПАРК). Выручка ЖБИ составила 140 млн. руб., чистая прибыль — 10 млн. руб. Актив куплен с прицелом на олимпийскую стройку, и больше не как завод, а как площадка — в его модернизацию «Базэл» планирует вложить 400 млн. руб. Каждое из приобретений обошлось компаниям Дерипаски, по данным «Вестника», примерно в $10 млн.

Удивили

Самой неожиданной сделкой стала покупка 100% таганрогского «Югтранзитсервиса». Продавец — ЗАО «Ай Ти Эф Груп Холдинг», покупатель — холдинг Кирилла Подольского Valars Group. Выручка ключевых подразделений ЮТС — ООО «Югтранзитсервис-Агро» и ООО «Югтранзитсервис» — в 2007 г. составила 5,9 млрд. и 3,9 млрд. руб. соответственно. Всего два года назад Кирилл Подольский был гендиректором и миноритарием таганрогского зернотрейдера. Но из-за конфликта с основным собственником он продал свои 30% акций, владельцем которых еще через полгода стал «Ай Ти Эф Груп Холдинг», а сам основал новую компанию.

Valars Group по итогам этого года обогнала по объемам продаж и выручке ЮТС, но никто не предполагал такого быстрого поглощения. Как признается Кирилл Подольский, он и сам этого не ожидал: предложение появилось внезапно и переговоры прошли быстро. В ЮТС бизнесмена привлекли прежде всего сельхозугодия (140 тыс. га в России и 40 тыс. на Украине). Вместе с ними к Valars перешли три элеватора мощностью 450 тыс. т и ОАО «Таганрогский судоремонтный завод», который имеет два зерновых терминала (1,2 млн. тонн в сумме) и мазутный терминал на 2 млн. тонн. Рыночную стоимость этих активов можно оценить примерно в$250 млн., но они были куплены с дисконтом. «Иначе не покупали бы», — говорит Кирилл Подольский.

Другое удивительное приобретение — покупка контрольного пакета ОАО «Энергосбыт Ростовэнерго», которое является гарантирующим поставщиком электроэнергии в Ростовской области. 48,43% уставного капитала купило с аукциона ООО «Сельскохозяйственный торговый дом», аффилированное с «Югом Руси». При стартовой цене 475 млн. руб. компания заплатила за пакет акций 500,1 млн. руб. Это не первый энергосетевой актив «Юга Руси». Еще раньше ООО «Сельскохозяйственный торговый дом» купило 65% «Донэнергосбыта», также имеющего статус гарантирующего поставщика в Ростовской области.

Олимпийский водопровод

ОАО «Евразийский», уже арендующее через дочерние структуры водоканал Ростова и южных городов области, продолжило экспансию на юг. Компания приобрела 100% ООО «Югводоканал», которое арендует водопроводы Сочи и обеспечивает водой более 80% жителей будущей олимпийской столицы. Прийти в Сочи «Евразийский» подтолкнули как раз олимпийские перспективы города: строящиеся объекты в будущем будут платить за воду, не говоря уже о плате за техприсоединение. Выручка «Югводоканала» в 2007 г. составила 977 млн. руб., чистая прибыль — 21 млн. Покупка оценивается примерно в $50 млн.

Солянку перекупили

Сменил собственника и крупнейший российский производитель соли — астраханская «Бассоль». В 2007 г. она произвела 1,16 млн. тонн соли, что составило 52% всей российской добычи. В январе кипрская компания RusSalt Ltd, аффилированная с P-Holding Group предпринимателя Максима Протасова, начала скупать у юридических и физических лиц акции «Бассоли». Первые 25% обошлись RusSalt в $12–15 млн., соответственно, 96%, которые компания консолидировала к октябрю, могли стоить $48–60 млн. Выручка «Бассоли» составила в 2007 г. 1,22 млрд. руб., чистая прибыль — 295 млн. руб.


Автор: Сергей Павлов