Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Сергей Алексашенко: «Нет оснований считать, что в 2009 году мы пройдем нижнюю точку» (4758)
Денис Давыдов  
Вернули на рельсы (4335)
Похоже, финансовый кризис стал возможностью для сельхозмашиностроения достучаться до российских властей: меры господдержки отрасли приняты
Оксана Лебедева  
Как финансовый кризис влияет на деятельность компаний (7044)
Владимир Емельянов: «Сценариев два: переждать всемирное «цунами» или оседлать зверя» (4912)
Ольга Бульбич  
Соль земли (5482)
Самые крупные слияния и поглощения 2008 года
Сергей Павлов   
Счет — 21:16 (4291)
Региональные конкурсы на аренду земельных участков в игорной зоне «Азов-Сити» продолжаются
Оксана Лебедева   
Энергия нетрадиционной генерации (4519)
Нестабильная экономическая ситуация актуализирует вопросы энергосбережения и развития «альтернативной» генерации
Тимур Сазонов   
Лаки, трубы, ведра… (4753)
По новому европейскому техрегламенту многие отечественные продукты могут быть не допущены на рынки стран Евросоюза
Тимур Сазонов  
Без разрывов и узких мест (5422)
Планируется, что к 2025 году время доставки грузов в ЮФО сократится до трех дней, а совокупные транспортные издержки в себестоимости товаров — до 12–14%
Оксана Лебедева  
Пути к сообщению (4504)
Объем инвестпрограммы РЖД на ближайшие три года составит 1,6 триллиона рублей, это вдвое превышает затраты предыдущей трехлетки
Оксана Лебедева   
Ситуация — среднестабильная (5011)
Банкиры обещают рост ставок по депозитам и кредитам. По кредитам он ограничится возможностями заемщиков
Лариса Никитина   
Спор на 100 миллионов (4436)
Депутаты предлагают увеличить сумму финансовых гарантий туроператоров в 10 раз
Екатерина Минакова  
Вектор перемен (4727)
Потребительскому рынку стоит ожидать консолидации и снижения покупательского спроса, особенно в сегменте товаров длительного пользования
Лариса Никитина  
Расход или инвестиции? (4725)
Дополнительное бизнес-образование сотрудников компании поможет найти правильные решения в условиях сложной экономической ситуации
Ирина Белкина  
Донской фрегат причалит в Берлине (4450)
Чем удивят европейцев южнороссийские производители продуктов питания
Вливание в систему водоснабжения (4135)
В 2008 году на программу строительства и реконструкции водно-коммунального хозяйства Ростовской области Инвестфонд РФ перечислит более полумиллиарда рублей
Галина Шувалова  
Пищевая стандартизация (4490)
Будут ли техрегламенты лучше ГОСТов, покажут прилавки
Ольга Бульбич  
Госзакупки: от А до Я (6504)
Краткое руководство для начинающих
Ольга Бульбич   
На выход (4408)
Рекрутеры прогнозируют, что волна сокращений в первом квартале следующего года продолжится, процесс коснется всех сфер экономики
Наталья Бесхлебнова   

 

Снижать эффективно

№ 10(24) (2008)
Количество просмотров: 4515
Версия для печати


Глобальный финансовый кризис прямо или косвенно затронул каждое предприятие и отразился на жизни большинства граждан. Хотя бы в виде обывательской паники. В этой статье я не буду пытаться объяснить причины кризиса и строить прогнозы. Просто поделюсь своими мыслями и предложу проверенные методики, которые помогут существенно повысить конкурентоспособность компании в сегодняшних условиях и позволят избежать типичных ошибок.

Кризисы были, есть и будут, они происходят в политике, в экономике, в жизни каждого человека и в компаниях, избежать их невозможно. Кризис рано или поздно заканчивается, а выигрывают те, кто не поддался общей панике, кто сумел объективно оценить действительность. Ведь кризис — это состояние системы, при которой существующие средства достижения целей становятся неадекватными, в результате чего возникают непредсказуемые ситуации и проблемы.

Причина паники, охватившей многих, — непредсказуемость ситуации. Ведущие эксперты расходятся в прогнозах даже о длительности и степени глубины текущего финансового кризиса, не говоря уже о его влиянии на отдельные отрасли экономики конкретных стран. В условиях неопределенности мы рисуем себе страшные картины разорения и разрушения построенного за многие годы трудов предприятия. Мы представляем бегущих от нас клиентов, которые не способны приобретать наши товары и оплачивать услуги. Когда первая волна паники проходит, возникает вопрос: что делать? Чтобы ответить на него, надо понять, что произошло.

Основное изменение в том, что завершился период непрерывного роста потребления. В последние годы у нас в головах отложилось, что надо покупать сегодня, потому что завтра будет дороже, что надо планировать производство на перспективу, что деньги — «не вопрос», что рынок «все переварит». В этих условиях развитие многих компаний шло по экстенсивному пути, и это было оправдано. Сейчас ситуация изменилась в корне. Настало время учиться работать в условиях неопределенности. А для этого бизнес должен быть мобильным, очень быстро адаптироваться к изменяющейся ситуации. Один из острых вопросов, стоящих сегодня перед руководителями компаний, — снижение издержек.

Многие начали с сокращения затрат на персонал и непрофильных расходов, кроме того, сильно пострадали инвестпроекты. Но при этом зачастую руководители совершают две ошибки: бездумные сокращения персонала и сокращение видимых статей расхода, которые мозолят глаз, но при этом не дают существенной экономии. Например, смена поставщиков питьевой воды и канцтоваров, введение жестких лимитов на интернет и телефонию. Или что еще хуже — отказ от имиджевых расходов. А такие сигналы рынок и персонал воспринимает как слабость позиций. Какое настроение будет у сотрудников, когда они узнают, что жертвой экономии пало мыло, а в целях «экономии» из кабинета директора убирают любимый аквариум?

В лучшем случае воспримут как дешевый популизм. Многие компании уже начали масштабные сокращения персонала, и зачастую проводят их в панике, по принципу «сократим всех, кого можно», а когда наступят «лучшие времена», быстро наберем с рынка свободных кандидатов. К сожалению, часто сокращают именно те 20% высокооплачиваемых сотрудников, которые дают 80% результата, сокращают дорогую рекламу, которая приводила лучших клиентов. А ведь компании, которая хочет выжить в условиях кризиса, важно организовать процессы так, чтобы не только свести к минимуму постоянную составляющую затрат, не потеряв функциональности, но и иметь возможность оперативно увеличить выпуск продукции и оказания услуг при возникновении благоприятной конъюнктуры.

Сегодня мы рекомендуем нашим клиентам использовать две стратегии: кадрирование и аутсорсинг.

В результате правильно проведенного кадрирования та часть компании, которая временно оказалась «не у дел», напоминает кадрированное армейское подразделение, где сохранена вся инфраструктура, но количество персонала сведено к минимуму, необходимому для проведения регламентных и профилактических работ в законсервированных подразделениях. А оставшаяся часть предприятия функционирует в штатном режиме. Кадрировать целесообразнее основное производство, структура которого обычно хорошо знакома руководителю. Отличие «кадрирования» от панического сокращения заключается в том, что компания остается работоспособной и сохраняет потенциал для быстрого развертывания при изменении ситуации, например, при получении крупных заказов.

Аутсорсинг, как вы знаете, — это передача определенных бизнес-процессов или производственных функций сторонним специализированным организациям. На аутсорсинг имеет смысл передавать «сервисные» подразделения компании: юридическую и кадровую службы, IT-отдел, бухгалтерию и пр. Это связано с тем, что обычно производительность этих подразделений в непрофильной компании в разы ниже, чем в специализированной компании, для которой этот вид деятельности является основным. Экономия достигается не только за счет меньшей стоимости тех же объемов работ, но и за счет экономии на площадях, оборудовании рабочих мест, программном обеспечении, налогах с ФОТ, затратах на поддержание инфраструктуры, канцтоварах, интернете и т.д. Кроме того, учтите, сколько времени и сил вы сэкономите на подборе кадров, их обучении и контроле. Если решение о передаче части функций на аутсорсинг принято, как найти правильную компанию-партнера? Следуйте простым рекомендациям. Во-первых, проведите предварительный отбор и составьте список не менее чем из 10 компаний, собрав по возможности данные о репутации компании и отзывы ее клиентов, опыте работы с предприятиями, аналогичными вашему.

Типичная ошибка, которую совершают заказчики на этом этапе, — ориентация на заявленную цену услуг. Запомните: на этом этапе вы просто знакомитесь с предложениями, платить за это никто не заставляет.

Второй этап — посещение офиса компании, чтобы понять, как построена работа в ней (ведь технология эффективной работы с большим количеством клиентов в корне отличается от обслуживания 2–3 компаний), умеет ли ваш потенциальный партнер говорить на понятном вам языке (ведь перевод с профессионального языка бухгалтеров или жаргона программистов — это непростая задача), будет ли компания решать ваши задачи, а не просто выполнять «объемы работ» по договору, насколько бережно будут обращаться с вашими данными и документами и т.д. Обычно после общения с 2–3 компаниями кажется, что все ясно. Но я настоятельно рекомендую встретиться со всеми компаниями из списка, и только после этого выбирать партнера. За это время у вас должно сформироваться четкое понимание той формы взаимодействия, которая подходит именно вам, и того, каким должна быть ваша компания-партнер. Если же ни один аутсорсер не подойдет, проведите новый поиск.

Таким образом, кадрирование и аутсорсинг — две простые стратегии, позволяющие компаниям эффективно уменьшить издержки в условиях нестабильной ситуации на рынке, сохранив при этом потенциал для развития. Скорейшее их применение не только позволит сократить издержки сегодня и создать хорошую базу для взлета при первой же представившейся возможности, но и освободит от груза дополнительных проблем и сэкономит время. А время вы сможете использовать для поиска новых каналов сбыта и повышения качества работы со старыми клиентами.

Удачи вам! И помните, что дорогу осилит идущий!

г. Ростов-на-Дону, пр. Ворошиловский, 87/65
Тел.: (863)
300-04-04
Факс: (863)
300-04-06
E-mail:
sovetnik@aaanet.ru, a_maximov@aaanet.ru
www.statsovet.ru


Автор: Алексей Максимов, совладелец ООО «Статский Советник»