ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

  читател€м (3830)
“оп-10: сделано в ё‘ќ (4530)
ѕрописали успокоительное (4234)
–оссийские власти определили, как будут боротьс€ с финансовым кризисом
√алина јндреева  
”держать на заданном уровне (5429)
јвтор ƒмитрий јртёменко, гендиректор ќќќ ј  «Ѕизнес- онсалтинг», к.э.н.
“€жкий груз (5835)
–ынок лома черных металлов ожидает «перезагрузка»
јртем ¬асильев  
“оржество открыти€ (4185)
«“агмет» официально запустил непрерывный трубопрокатный стан стоимостью 15 млрд. рублей. –еконструкци€ продолжаетс€
ќксана Ћебедева  
ѕодн€лс€ при падении (4116)
ѕодконтрольна€ ¬адиму ¬аршавскому √  «Ёстар» начала строительство еще одного метзавода в Ўахтах
—ергей –один   
 рыль€ на воде (4465)
√идроавиасалон-2008 в √еленджике обозначил новый вектор в развитии отечественной авиации
—ергей –один  
÷ементна€ раст€жка (5231)
ѕадение спроса и цен на цемент в –оссии сохранитс€ не менее полугода, рост в отрасли ожидаетс€ не ранее 2010 года
ќксана Ћебедева  
¬ладимир  н€гинин: «— €корным инвестором власть ссоритьс€ не будет» (5328)
ћаксим ‘едоров
¬згл€д в «одно окно» (4502)
‘инансирование и взаимодействие между органами власти — основные проблемы внедрени€ ћ‘÷
≈катерина ћинакова  
»дем своим путем (4398)
јдминистративна€ реформа в Ўахтах реализуетс€ иначе, чем в других муниципальных образовани€х не только –остовской области, но и других российских регионов.
ќдин на всех (4427)
Ўахтинский ÷ентр коммунальных услуг, объединивший организации жилищно-коммунальной сферы, — единственный в –оссии
‘аина Ѕогатырева  
ћногофункциональный центр — единое окно администрации (7209)
¬ режиме комфорта (4250)
—оздание многофункционального центра «—оциум» позволило упростить процедуру решени€ социальных вопросов в Ўахтах
‘аина Ѕогатырева  
—о знаком качества (4270)
јдминистраци€ города Ўахты и городска€ дума — первые в –оссии органы власти, получившие сертификат »—ќ 9001:2000
‘аина Ѕогатырева  
—очинское наследство (4077)
ѕри выборе габаритов олимпийских объектов нужно учитывать их востребованность в будущем
ћаксим ‘едоров  
¬иктор  олод€жный: «я не вижу того, чего мы не сделаем» (4013)
ћаксим ‘едоров   
Ёрвин ’ќ‘≈–: «Ќадеемс€, что в дни ќлимпиады в —очи будет снег» (4038)
ћаксим ‘едоров  
Ѕарометр экономики (4972)
–ост инвестиций, розничной торговли и промышленного производства на ёге –оссии способствует развитию транспортно-логистических услуг
ќксана Ћебедева  

 

 аспийский клуб

є 9(23) (2008)
 оличество просмотров: 4304
¬ерси€ дл€ печати


Ќа прошедшей в начале окт€бр€ в јстрахани первой межправительственной экономической конференции прикаспийских государств с участием –оссии, »рана, јзербайджана,  азахстана и “уркменистана главами правительственных делегаций подписан протокол о намерени€х создать ќрганизацию  аспийского экономического сотрудничества (ќ Ё—).

Ќовый «клуб по интересам» призван облегчить реализацию крупнейших совместных проектов, которые не под силу финансовым возможност€м одного государства.   примеру, прокладка трубопровода, развитие мультимодальных маршрутов, налаживание бесперебойного грузового и транзитного сообщени€ между каспийскими портами.

ѕо словам министра экономического развити€ –оссии Ёльвиры ЌјЅ»”ЋЋ»Ќќ…, только в 2007 году товарооборот между –оссией и прикаспийскими странами вырос более чем на 50%, а в услови€х развивающегос€ мирового экономического кризиса и пересмотра всей «мировой финансовой архитектуры» необходимо выстраивание новых отношений с сосед€ми.

«Ќовые отношени€» на форуме обозначил первый зампред правительства –оссии ¬иктор «”Ѕ ќ¬. ќн за€вил, что регион имеет важнейшее стратегическое значение дл€ страны в услови€х изменений геополитического баланса. √лавна€ задача — создание общего рынка электроэнергетики с  азахстаном, подготовка новых проектов в области геологоразведки и добычи углеводородов на шельфе северного  аспи€, общий транзит со странами —Ќ√ и налаживание мультимодальных перевозок по морю на пересечении международных транспортных коридоров «—евер — ёг» и ««апад — ¬осток». “акже –осси€ заинтересована сохранить каспийские биоресурсы: здесь пока еще наход€тс€ 90% мировых запасов осетровых. ѕравда, проект соглашени€ о защите биоресурсов разработан в 1992 году, но ни один из членов «каспийской п€терки» до сих пор его не прин€л на государственном уровне. ѕо мнению ¬иктора «убкова, создание ќ Ё— позволит «консолидировать потенциал п€ти государств дл€ их более динамичного развити€». ¬ частности, планируетс€ создать совместный банк дл€ финансовой поддержки региональных проектов.

»дею поддерживают и соседи.  ак после непременных славословий по адресу вновь избранного президента из династии јлиевых поэтично выразилс€ первый заместитель премьер-министра јзербайджана ягуб јбдулла ќглы ЁёЅќ¬, « аспий — это кладезь богатств, и  аспийское море должно стать морем добрососедства, дружбы и взаимопонимани€». ќн полагает, что создание ќ Ё— откроет широкие перспективы дл€ инвестировани€ в р€д важнейших нефтегазовых проектов региона.

ѕравда, обожающий своего президента и  аспийское море якуб јбдулла ќглы Ёюбов не преминул намекнуть, что его правительство делает основной упор на строительство трубопроводов «мимо» –оссии (Ѕаку — “билиси — ƒжейхан и Ѕаку — “билиси — Ёрзерум — —упса) дл€ транзита казахских и туркменских углеводородов.

»менно на развитие добычи нефти и газа, как основной составл€ющей сотрудничества, делает ставку и правительство  азахстана. ѕо словам заместител€ премьер-министра страны ”мирзака Ў” ≈≈¬ј, общий объем грузоперевозок по  аспию через территорию республики уже составл€ет 30 млн тонн, а к 2012 году он будет увеличен до 65 млн тонн. ¬ первую очередь это произойдет за счет увеличени€ добычи нефти на шельфе и на месторождении  ашаган с 14,5 до 23 млн тонн. —ейчас активно стро€тс€ нефтеналивной порт  урык и порт Ѕаутино, наращиваютс€ мощности порта јктау, прошлогодний объем перевалки которого составил 11 млн тонн зерна, металла, нефтепродуктов и другой продукции. ¬ планах  азахстана на 2010-2015 годы — перевалить через порт  урык пор€дка 20 млн тонн нефти. –астут грузоперевозки и в »ране. ѕо данным замминистра транспорта јли “ј’≈–», в стране прин€та 10-летн€€ программа развити€ каспийских портов — Ёнзели, јмирабад, Ќоушахр, Ѕендер-“уркемен, объем привлеченных частных инвестиций оцениваетс€ в $1 млрд. ¬ результате грузооборот через эти порты должен увеличитьс€ с 130 млн до 200 млн тонн.

„тобы не отстать от соседей, –осси€ в срочном пор€дке собираетс€ модернизировать собственные «морские ворота». ѕо словам министра транспорта –‘ »гор€ Ћ≈¬»“»Ќј, в ближайшие годы государство намерено не распыл€ть инвестиции, а «сосредоточить все средства на развитии двух каспийских портов — ќл€ и ћахачкала». »х модернизаци€ и реконструкци€ позволит контролировать 36% торгового потока на  аспии (сейчас не более 16%).

—ейчас паспортные мощности порта ќл€, создававшегос€ как главные восточные морские ворота дл€ стран —реднего ¬остока и »ндии и стратегический пункт в международном транспортном коридоре «—евер — ёг», составл€ют 2,5 млн тонн.

Ќо реально в этом году порт надеетс€ достичь перевалки 1 млн тонн грузов. ‘едеральные целевые программы развити€ транспортной системы –оссии предполагают, что к 2010 году ќл€ сможет переваливать не менее 4 млн тонн грузов, а в перспективе — до 30 млн тонн. Ќо пока здесь работают три причальные стенки, которые переваливают генеральные грузы. ќстальные — либо только начинают строитьс€, либо затормозились на этапе проектных работ, не найд€ финансировани€.

јстраханское правительство предпринимало попытки получить средства на развитие порта из инвестиционного фонда, а затем создать на его базе особую экономическую зону портового типа. Ќо они не увенчались успехом. ”читыва€ непростую нынешнюю ситуацию на финансовых рынках, наде€тьс€, что портовые мощности расшир€тс€ значительно, тоже не стоит. ¬ реконструкцию и развитие второго по значению каспийского порта ћахачкала уже вложено более 1,9 млрд руб. (65% — бюджетные средства). —уммарна€ мощность двух нефтепирсов, введенных в эксплуатацию, составл€ет 7 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год. “акже открыты перва€ очередь железнодорожной паромной переправы, автомобильна€ паромна€ переправа, зерновой комплекс, работает система управлени€ движением судов. —ейчас порт ћахачкала переваливает не более 6 млн тонн ежегодно.   2010 году, по планам минтранса –‘, ежегодно сухогрузные гавани порта смогут обрабатывать 5 млн тонн, нефтеналивные — 10 млн тонн.

≈сли российское правительство, несмотр€ на мировой финансовый кризис, найдет в ближайшие годы устойчивую «денежную струю», страна успеет за наращиванием мощностей соседей и не станет камнем преткновени€ на маршруте «—евер — ёг». ¬полне возможно, что совместными финансовыми усили€ми заинтересованных в увеличении транзитных потоков стран  аспийского региона транспортные проекты смогут быть реализованными. „ему хорошим подспорьем станет создание ќ Ё—. ѕока об окончательном его юридическом оформлении вопрос не решен.  ак сообщила Ёльвира Ќабиуллина, иде€ будет прорабатыватьс€ правительствами этих государств и продолжитс€ в рамках следующего саммита в Ѕаку в 2009 году. ѕока замысел на астраханском форуме только обсуждалс€, но никаких преп€тствий дл€ его реализации со стороны руководства наших стран не предвидитс€, считает министр.


јвтор: Ќиколай ћинаев

 

††