Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

К читателям (4085)
Топ-10: сделано в ЮФО (4765)
Прописали успокоительное (4508)
Российские власти определили, как будут бороться с финансовым кризисом
Галина Андреева  
Удержать на заданном уровне (6738)
Автор Дмитрий Артёменко, гендиректор ООО АК «Бизнес-Консалтинг», к.э.н.
Тяжкий груз (6154)
Рынок лома черных металлов ожидает «перезагрузка»
Артем Васильев  
Торжество открытия (4437)
«Тагмет» официально запустил непрерывный трубопрокатный стан стоимостью 15 млрд. рублей. Реконструкция продолжается
Оксана Лебедева  
Поднялся при падении (4356)
Подконтрольная Вадиму Варшавскому ГК «Эстар» начала строительство еще одного метзавода в Шахтах
Сергей Родин   
Крылья на воде (4741)
Гидроавиасалон-2008 в Геленджике обозначил новый вектор в развитии отечественной авиации
Сергей Родин  
Цементная растяжка (5516)
Падение спроса и цен на цемент в России сохранится не менее полугода, рост в отрасли ожидается не ранее 2010 года
Оксана Лебедева  
Владимир Княгинин: «С якорным инвестором власть ссориться не будет» (5655)
Максим Федоров
Взгляд в «одно окно» (4755)
Финансирование и взаимодействие между органами власти — основные проблемы внедрения МФЦ
Екатерина Минакова  
Идем своим путем (4652)
Административная реформа в Шахтах реализуется иначе, чем в других муниципальных образованиях не только Ростовской области, но и других российских регионов.
Один на всех (4672)
Шахтинский Центр коммунальных услуг, объединивший организации жилищно-коммунальной сферы, — единственный в России
Фаина Богатырева  
Многофункциональный центр — единое окно администрации (7503)
В режиме комфорта (4531)
Создание многофункционального центра «Социум» позволило упростить процедуру решения социальных вопросов в Шахтах
Фаина Богатырева  
Со знаком качества (4498)
Администрация города Шахты и городская дума — первые в России органы власти, получившие сертификат ИСО 9001:2000
Фаина Богатырева  
Сочинское наследство (4317)
При выборе габаритов олимпийских объектов нужно учитывать их востребованность в будущем
Максим Федоров  
Виктор Колодяжный: «Я не вижу того, чего мы не сделаем» (4272)
Максим Федоров   
Эрвин ХОФЕР: «Надеемся, что в дни Олимпиады в Сочи будет снег» (4280)
Максим Федоров  
Барометр экономики (5260)
Рост инвестиций, розничной торговли и промышленного производства на Юге России способствует развитию транспортно-логистических услуг
Оксана Лебедева  

 

Каспийский клуб

№ 9(23) (2008)
Количество просмотров: 4613
Версия для печати


На прошедшей в начале октября в Астрахани первой межправительственной экономической конференции прикаспийских государств с участием России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана главами правительственных делегаций подписан протокол о намерениях создать Организацию Каспийского экономического сотрудничества (ОКЭС).

Новый «клуб по интересам» призван облегчить реализацию крупнейших совместных проектов, которые не под силу финансовым возможностям одного государства. К примеру, прокладка трубопровода, развитие мультимодальных маршрутов, налаживание бесперебойного грузового и транзитного сообщения между каспийскими портами.

По словам министра экономического развития России Эльвиры НАБИУЛЛИНОЙ, только в 2007 году товарооборот между Россией и прикаспийскими странами вырос более чем на 50%, а в условиях развивающегося мирового экономического кризиса и пересмотра всей «мировой финансовой архитектуры» необходимо выстраивание новых отношений с соседями.

«Новые отношения» на форуме обозначил первый зампред правительства России Виктор ЗУБКОВ. Он заявил, что регион имеет важнейшее стратегическое значение для страны в условиях изменений геополитического баланса. Главная задача — создание общего рынка электроэнергетики с Казахстаном, подготовка новых проектов в области геологоразведки и добычи углеводородов на шельфе северного Каспия, общий транзит со странами СНГ и налаживание мультимодальных перевозок по морю на пересечении международных транспортных коридоров «Север — Юг» и «Запад — Восток». Также Россия заинтересована сохранить каспийские биоресурсы: здесь пока еще находятся 90% мировых запасов осетровых. Правда, проект соглашения о защите биоресурсов разработан в 1992 году, но ни один из членов «каспийской пятерки» до сих пор его не принял на государственном уровне. По мнению Виктора Зубкова, создание ОКЭС позволит «консолидировать потенциал пяти государств для их более динамичного развития». В частности, планируется создать совместный банк для финансовой поддержки региональных проектов.

Идею поддерживают и соседи. Как после непременных славословий по адресу вновь избранного президента из династии Алиевых поэтично выразился первый заместитель премьер-министра Азербайджана Ягуб Абдулла Оглы ЭЮБОВ, «Каспий — это кладезь богатств, и Каспийское море должно стать морем добрососедства, дружбы и взаимопонимания». Он полагает, что создание ОКЭС откроет широкие перспективы для инвестирования в ряд важнейших нефтегазовых проектов региона.

Правда, обожающий своего президента и Каспийское море Якуб Абдулла Оглы Эюбов не преминул намекнуть, что его правительство делает основной упор на строительство трубопроводов «мимо» России (Баку — Тбилиси — Джейхан и Баку — Тбилиси — Эрзерум — Супса) для транзита казахских и туркменских углеводородов.

Именно на развитие добычи нефти и газа, как основной составляющей сотрудничества, делает ставку и правительство Казахстана. По словам заместителя премьер-министра страны Умирзака ШУКЕЕВА, общий объем грузоперевозок по Каспию через территорию республики уже составляет 30 млн тонн, а к 2012 году он будет увеличен до 65 млн тонн. В первую очередь это произойдет за счет увеличения добычи нефти на шельфе и на месторождении Кашаган с 14,5 до 23 млн тонн. Сейчас активно строятся нефтеналивной порт Курык и порт Баутино, наращиваются мощности порта Актау, прошлогодний объем перевалки которого составил 11 млн тонн зерна, металла, нефтепродуктов и другой продукции. В планах Казахстана на 2010-2015 годы — перевалить через порт Курык порядка 20 млн тонн нефти. Растут грузоперевозки и в Иране. По данным замминистра транспорта Али ТАХЕРИ, в стране принята 10-летняя программа развития каспийских портов — Энзели, Амирабад, Ноушахр, Бендер-Туркемен, объем привлеченных частных инвестиций оценивается в $1 млрд. В результате грузооборот через эти порты должен увеличиться с 130 млн до 200 млн тонн.

Чтобы не отстать от соседей, Россия в срочном порядке собирается модернизировать собственные «морские ворота». По словам министра транспорта РФ Игоря ЛЕВИТИНА, в ближайшие годы государство намерено не распылять инвестиции, а «сосредоточить все средства на развитии двух каспийских портов — Оля и Махачкала». Их модернизация и реконструкция позволит контролировать 36% торгового потока на Каспии (сейчас не более 16%).

Сейчас паспортные мощности порта Оля, создававшегося как главные восточные морские ворота для стран Среднего Востока и Индии и стратегический пункт в международном транспортном коридоре «Север — Юг», составляют 2,5 млн тонн.

Но реально в этом году порт надеется достичь перевалки 1 млн тонн грузов. Федеральные целевые программы развития транспортной системы России предполагают, что к 2010 году Оля сможет переваливать не менее 4 млн тонн грузов, а в перспективе — до 30 млн тонн. Но пока здесь работают три причальные стенки, которые переваливают генеральные грузы. Остальные — либо только начинают строиться, либо затормозились на этапе проектных работ, не найдя финансирования.

Астраханское правительство предпринимало попытки получить средства на развитие порта из инвестиционного фонда, а затем создать на его базе особую экономическую зону портового типа. Но они не увенчались успехом. Учитывая непростую нынешнюю ситуацию на финансовых рынках, надеяться, что портовые мощности расширятся значительно, тоже не стоит. В реконструкцию и развитие второго по значению каспийского порта Махачкала уже вложено более 1,9 млрд руб. (65% — бюджетные средства). Суммарная мощность двух нефтепирсов, введенных в эксплуатацию, составляет 7 млн тонн нефти и нефтепродуктов в год. Также открыты первая очередь железнодорожной паромной переправы, автомобильная паромная переправа, зерновой комплекс, работает система управления движением судов. Сейчас порт Махачкала переваливает не более 6 млн тонн ежегодно. К 2010 году, по планам минтранса РФ, ежегодно сухогрузные гавани порта смогут обрабатывать 5 млн тонн, нефтеналивные — 10 млн тонн.

Если российское правительство, несмотря на мировой финансовый кризис, найдет в ближайшие годы устойчивую «денежную струю», страна успеет за наращиванием мощностей соседей и не станет камнем преткновения на маршруте «Север — Юг». Вполне возможно, что совместными финансовыми усилиями заинтересованных в увеличении транзитных потоков стран Каспийского региона транспортные проекты смогут быть реализованными. Чему хорошим подспорьем станет создание ОКЭС. Пока об окончательном его юридическом оформлении вопрос не решен. Как сообщила Эльвира Набиуллина, идея будет прорабатываться правительствами этих государств и продолжится в рамках следующего саммита в Баку в 2009 году. Пока замысел на астраханском форуме только обсуждался, но никаких препятствий для его реализации со стороны руководства наших стран не предвидится, считает министр.


Автор: Николай Минаев