ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

  читател€м (3974)
“оп-10: сделано в ё‘ќ (4664)
ѕрописали успокоительное (4396)
–оссийские власти определили, как будут боротьс€ с финансовым кризисом
√алина јндреева  
”держать на заданном уровне (5593)
јвтор ƒмитрий јртёменко, гендиректор ќќќ ј  «Ѕизнес- онсалтинг», к.э.н.
“€жкий груз (6019)
–ынок лома черных металлов ожидает «перезагрузка»
јртем ¬асильев  
“оржество открыти€ (4331)
«“агмет» официально запустил непрерывный трубопрокатный стан стоимостью 15 млрд. рублей. –еконструкци€ продолжаетс€
ќксана Ћебедева  
ѕодн€лс€ при падении (4256)
ѕодконтрольна€ ¬адиму ¬аршавскому √  «Ёстар» начала строительство еще одного метзавода в Ўахтах
—ергей –один   
 рыль€ на воде (4620)
√идроавиасалон-2008 в √еленджике обозначил новый вектор в развитии отечественной авиации
—ергей –один  
÷ементна€ раст€жка (5390)
ѕадение спроса и цен на цемент в –оссии сохранитс€ не менее полугода, рост в отрасли ожидаетс€ не ранее 2010 года
ќксана Ћебедева  
¬згл€д в «одно окно» (4638)
‘инансирование и взаимодействие между органами власти — основные проблемы внедрени€ ћ‘÷
≈катерина ћинакова  
»дем своим путем (4550)
јдминистративна€ реформа в Ўахтах реализуетс€ иначе, чем в других муниципальных образовани€х не только –остовской области, но и других российских регионов.
ќдин на всех (4570)
Ўахтинский ÷ентр коммунальных услуг, объединивший организации жилищно-коммунальной сферы, — единственный в –оссии
‘аина Ѕогатырева  
ћногофункциональный центр — единое окно администрации (7399)
¬ режиме комфорта (4410)
—оздание многофункционального центра «—оциум» позволило упростить процедуру решени€ социальных вопросов в Ўахтах
‘аина Ѕогатырева  
—о знаком качества (4398)
јдминистраци€ города Ўахты и городска€ дума — первые в –оссии органы власти, получившие сертификат »—ќ 9001:2000
‘аина Ѕогатырева  
—очинское наследство (4209)
ѕри выборе габаритов олимпийских объектов нужно учитывать их востребованность в будущем
ћаксим ‘едоров  
¬иктор  олод€жный: «я не вижу того, чего мы не сделаем» (4153)
ћаксим ‘едоров   
Ёрвин ’ќ‘≈–: «Ќадеемс€, что в дни ќлимпиады в —очи будет снег» (4175)
ћаксим ‘едоров  
Ѕарометр экономики (5120)
–ост инвестиций, розничной торговли и промышленного производства на ёге –оссии способствует развитию транспортно-логистических услуг
ќксана Ћебедева  

 

¬ладимир  н€гинин: «— €корным инвестором власть ссоритьс€ не будет»

є 9(23) (2008)
 оличество просмотров: 5524
¬ерси€ дл€ печати


ƒиректор ÷ентра стратегических разработок «—еверо-«апад» — о замене браунфилдов гринфилдами, отличи€х между советскими промзонами и современными индустриальными парками, регионах, привлекательных дл€ создани€ новых предпри€тий, важности прихода €корного инвестора, требовани€х компаний к местам локализации проектов, дефиците профессиональных управленцев — промышленных ленддевелоперов, а также о кадрах, которые по-прежнему решают все.

— ѕоследние два-три года –остовска€ область презентует на международных форумах в —анкт-ѕетербурге и —очи проект «Ёра гринфилдов», и тот получает высокие оценки руководства страны. ѕохоже, браунфилды — уже вчерашний день?

— ƒвижение в сторону новых, неосвоенных площадок объ€снимо. –аньше, в эпоху советской индустриализации, промзоны разворачивались в теле городов. ¬округ их исторического €дра сначала образовывалс€ промышленный по€с, а потом — внешнее кольцо рабочих окраин. Ёто была обща€ ситуаци€ дл€ большинства достаточно крупных индустриальных городов.  ак только произошла реструктуризаци€ промышленности, начали осваиватьс€ внутренние промзоны — где-то под коммерческую, где-то под жилую недвижимость. “о есть стало мен€тьс€ функциональное назначение промзон.

Ёто характерно почти дл€ всех российских городов, и –остов не исключение. — активным развитием экономики перед крупными городами встал вопрос: а где размещать новую промышленность?

«десь есть подвох: стандарты, по которым разворачивалась советска€ индустри€, совершенно другие — и архитектурные, и технологические. Ќовые инвесторы в машиностроении или химии не приход€т на старые промышленные площадки — им не нужны такие большие территории, цеха, которые не отопить ни при каких услови€х. ѕроизводственные мощности разворачиваютс€ с расчетом на то, что они будут функционировать 10-15 лет, а потом должны быть перестроены. —оответственно, используютс€ иные строительные и инфраструктурные решени€.

— Ќасколько распространена сегодн€ в –оссии практика создани€ промышленных зон (индустриальных парков)?

— √ода два-три назад эксперты утверждали: –оссии необходимо пор€дка 50 крупных парков, чтобы развернуть индустрию и привлечь инвестиции в традиционные индустриальные секторы экономики — машиностроение, химию, металлургию. —егодн€ те же эксперты настаивают уже на большей цифре: каждый крупный город должен иметь несколько парков, а например, ћосква и московска€ агломераци€ — минимум 10, —анкт-ѕетербург — минимум 5.   тому же в индустриальных парках размещаютс€ не только собственно индустриальные мощности — в них формируетс€ сеть логистических парков, где €корным арендатором земли и девелопером выступают крупные инвестиционные компании.

—  акие регионы наиболее привлекательны дл€ формировани€ индустриальных парков?

— ¬с€ московска€ агломераци€ — это примерно 300 км от ћосквы, все столицы соседних субъектов федерации. “юмень эффективно работает с учетом того, что нефтегазовый комплекс «ападной —ибири формирует гигантский спрос на технологическое обеспечение и сервисное обслуживание. ¬ ѕоволжье дл€ старых нефт€ных районов Ѕашкортостана и “атарстана вопросом выживани€ €вл€етс€ разворачивание нефтехимии: нефть не очень хорошего качества нужно перерабатывать, а не выбрасывать в трубу.

¬ —ибири, в зоне “ранссиба, остро стоит вопрос перехода к глубокой переработке сырь€. ¬  узбассе это обогатительные фабрики, в  расно€рске — металлурги€ и хими€, в »ркутской области — газохими€. ¬ центре внимани€ также припортовые зоны севера и северо-запада страны — јрхангельска, ћурманска, —анкт-ѕетербурга и Ћенинградской области,  алининграда. Ќа ёге это јстрахань, дл€ которой очень актуально технологическое обеспечение нефтегазового комплекса  аспи€, а также –остовска€ область и  раснодарский край с их портами. ¬ ÷ентрально-„ерноземном районе — Ѕелгород, Ћипецк, ¬оронеж.

— ј где индустриальные парки уже сформированы?

— ¬ ѕетербурге часть парков укомплектована полностью: пускай и из советского задела, но €корные инвесторы пришли в них только сейчас. Ёто, в частности, автопром и автокомпоненты. Ќесколько парков уже работают в “вери, ¬ологде. ќднако есть тонкий момент.  огда проектируетс€ нова€ промзона, она должна не сразу заполн€тьс€ на 100%, а иметь возможность расшир€тьс€. ќтмечу два обсто€тельства. ѕервое — частно-государственное партнерство. ≈сли бы это был чисто коммерческий проект, он должен был окупатьс€ в очень короткие сроки. Ќо государство частично берет на себ€ подготовку инфраструктуры этих территорий, а соответственно — риски относительно медленного заполнени€ парка. 3–5 лет — это нормальный срок.

¬торое обсто€тельство — отличие между старыми советскими промзонами и новыми индустриальными парками. „асто оно заключаетс€ в том, что индустриальные парки управл€ютс€ единой компанией. ќна отвечает за инфраструктурную подготовку всей территории. Ёта территори€ разбиваетс€ на участки, которые потом переход€т новым компани€м, новым девелоперам. ”правл€юща€ компани€ выступает в роли того, кого обычно называют ленддевелопер: он готовит землю и осуществл€ет маркетинг с привлечением инвестиций. ¬ некоторых случа€х управл€ющие компании могут в дальнейшем брать на себ€ и эксплуатацию общих инфраструктур парков.

— –оссийские регионы в буквальном смысле соревнуютс€ за привлечение инвесторов. ѕо вашему наблюдению, какие факторы €вл€ютс€ решающими при выборе компани€ми площадок дл€ локализации проектов?

—  ритериев — более полутора дес€тка: подготовленна€ площадка, тарифы на электроэнергию, транспортные возможности, экологические ограничени€, свобода от инфраструктурных обременений, наличие рабочей силы… » еще — чтобы промзона выдерживала специализацию. ћожно привести в «металлургическую» промзону и пищевую промышленность, но насколько это будет логично и оправданно?.. ƒа, за инвестора, особенно €корного (флажкового), приходитс€ битьс€. ѕриход в промзону флагмана дл€ остальных инвесторов — знак того, что сюда надо двигатьс€. ≈сли пришел €корный инвестор, то в значительной степени будут преодолены проблемы с использованием инфраструктуры, административными барьерами, кадрами. — таким лидером власть ссоритьс€ не будет. Ќаоборот, будет учитывать его пожелани€.

Ќапример, когда решалс€ вопрос, в каком из городов ѕодмосковь€ разместитс€ автосборочное производство,  алуга была не единственным претендентом (нар€ду с “верью и –€занью). Ќо усили€ калужской власти привели к тому, что Volkwagen пришел именно к ним. “еперь в  алуге — и автосборочное производство, и автокомпоненты. ѕо сути, там формируетс€ не только промзона, а целый рабочий район.

— —реди ключевых факторов эксперты называют также близость к центрам рынков…

— ќдной только подготовленной площадки действительно не хватит. »нвестиции есть смысл размещать, если центр рынков еще не заполнен. ј на периферию инвестиции стекаютс€, когда центр уже переполнен и дальше двигатьс€ некуда. –остов с этой точки зрени€ — один из центров рынков в –оссии.  раснодар — тоже, но там есть сво€ специфика: рынки друг на друга наслаиваютс€. ≈сли брать св€зку  раснодар — –остов, то вместе они €вл€ютс€ центрами экспортоориентированного сельскохоз€йственного кластера –оссии. —таврополье находитс€ в более сложной ситуации, хот€ по климатическим услови€м и производственной специализации схоже с ƒоном и  убанью.

— ј кадры дл€ промзон?

—  рупные города и агломерации подразумевают более динамичный рынок труда. ” него есть минусы — работник в крупном городе претендует на высокую зарплату, но есть и плюсы — можно легко заместить любую кадровую позицию. ѕопробуйте сделать это в маленьком городе — там и уволитьс€-то невозможно: нет альтернативы. ѕри этом потер€ кадров дл€ работодател€ в провинции означает сворачивание производства… ќтсюда — значимость профсистемы.  огда Toyota размещалась в ѕитере, €понцы задавали нам вопрос: « ак вы смотрите на то, что —анкт-ѕетербургский университет — один из мировых вузов?» ƒл€ нас в этом не было ничего удивительного: университетов в —еверной столице — множество. ј дл€ €понцев вузовска€ система, система профподготовки €вл€етс€ аспектом характеристики рынка труда и повышает привлекательность с точки зрени€ размещени€ активов.

Ћегко стремитьс€ к центру рынка и обеспечить логистику развити€, если это все — в пределах миллионника с почти таким же окружением. » очень сложно, если идти на периферию: издержки будут на пор€док выше. ѕослушайте, что говор€т сами инвесторы. ≈сли компани€, приход€ща€ в регион, забирает больше 1% зан€тых, ей надо серьезно думать: значительно возрастает социальна€ ответственность, давление со стороны бюджета. ≈сли компани€ забирает больше 5% зан€тых, она оказываетс€ в оранжевой зоне — зоне опасности: регион начинает очень сильно зависеть от нее. ј если больше 10% — это уже красна€ (критическа€) зона… ƒвинувшись на периферию, вы всегда будете либо в оранжевой, либо в красной зоне.

— ќп€ть же ради прихода инвесторов местные власти берут на себ€ затраты по сн€тию инфраструктурных ограничений, которые исчисл€ютс€ дес€тками, а то и сотн€ми миллионов рублей. Ќе слишком ли велики преференции? јдекватна ли отдача?

— ¬ большей или меньшей степени так делают в ѕетербурге, “вери,  алининграде… ƒругое дело, что, как правило, это гарантии по кредитам, а не благотворительность за бюджетный счет.  стати, по ѕетербургу есть данные о том, что инвестиции, которые были вложены в промзоны, с точки зрени€ налогового потока уже окупились.

— ƒо сих пор, если в каком-то регионе по€вл€лс€ индустриальный парк, то это была заслуга самого региона. ј федераци€, по вашему мнению, заинтересована в «эре гринфилдов»?

— ѕолагаю, да.  ак только по€вл€етс€ индустриальный парк, по€вл€етс€ и пон€тный формат работы с инвестици€ми. ƒо этого вы можете сколько угодно говорить инвестору о том, что заинтересованы в его приходе. ќднако, выйд€ из вашего кабинета, он должен бегать и заниматьс€ правовой очисткой территории, разбиратьс€ в специфике местного законодательства, вникать в управленческие процессы и т. д. Ќе только дл€ региона, но и дл€ федерации в целом наличие индустриальных парков — конкурентное преимущество. Ќо тут возникает друга€ проблема: нет профессиональных управленцев — тех самых промышленных девелоперов. ќщущаетс€ гигантский дефицит специалистов, которые бы не землю на куски резали и расторговку проводили, а могли управл€ть парком как целостным образованием. ”правл€ть индустриальным парком — это только-только осваиваемое искусство. ѕоэтому сложности и сбои здесь могут возникать еще достаточно длительный период.

— ѕриход всех ли инвесторов дл€ регионов — благо? ¬озможно, стоит «фильтровать» их, разработав специальные критерии?

—  огда встает вопрос: «ѕочему одних инвесторов следует активно звать в регион, а с другими лучше не стремитьс€ устанавливать отношени€?», ответ часто простой: «ѕриход одних гарантирует эффективное использование земли и трудовых ресурсов на прот€жении длительного времени, а приход другого всего этого не обеспечит, хот€ бизнес, производство может существовать».

„ем, например, ћосква аргументирует вытеснение промышленного производства за пределы ћ јƒ? “ем, что активы города можно более эффективно использовать, предположим, дл€ развити€ сферы услуг… ¬ данном случае регион и инвестор — партнеры, хот€ они и не забывают про специфику собственных интересов. ѕартнеры, союзники, но не брать€…

Ѕизнес должен об€зательно прийти в промзоны, и не дело государства, региона за средства бюджета строить заводы. ћежду тем мы знаем регионы, где производственные мощности построили, а что с ними делать — не знают. — другой стороны, бизнес ни при каких услови€х не будет рисковать своими деньгами, если государство не пойдет ему навстречу и не снимет часть рисков. Ёксплуатаци€ промзоны должна быть безубыточной. ѕромзона должна выйти на точку самоокупаемости, тогда она сама как индустриальный объект, а не предпри€тие, пришедшее в нее, будет считатьс€ состо€вшейс€.

—правка

÷ентр стратегических разработок «—еверо-запад» — независимый общественный институт. —пециализируетс€ на стратегических исследовани€х и выработке экспертных рекомендаций по широкому кругу социально-экономических вопросов. Ѕыл учрежден в —анкт-ѕетербурге в 2000 г. с целью содействи€ развитию северо-западных субъектов –‘ и обеспечени€ стратегических преимуществ этого макрорегиона в системе российского и мирового хоз€йства. ¬последствии географи€ проектов ÷ентра вышла далеко за пределы —еверо-запада. ¬ насто€щее врем€ он имеет опыт исследовательской и консультационной работы более чем в 20 регионах –‘. ѕартнерами ÷ентра €вл€ютс€ федеральные министерства и ведомства, региональные и муниципальные органы власти, общественные и научные организации, бизнес-структуры.

ƒосье

¬ладимир  н€гинин. –одилс€ в 1961 г. ¬ыпускник юридического факультета Ћенинградского госуниверситета, кандидат юридических наук. ƒиректор ÷ентра стратегических разработок «—еверо-запад». ¬ 2005–2008 гг. руководил разработкой долгосрочных стратегий развити€ ѕриморского кра€, –еспублики јлтай, “верской, »ркутской,  емеровской, јстраханской, “юменской, –остовской, —моленской, ѕензенской, ¬оронежской областей. јвтор более 40 научных публикаций. —фера научных интересов: региональное и пространственное развитие, промышленна€ политика, современные тенденции в сфере образовани€, развитие туристического потенциала регионов.

 

††