Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

К читателям (4082)
Топ-10: сделано в ЮФО (4764)
Прописали успокоительное (4508)
Российские власти определили, как будут бороться с финансовым кризисом
Галина Андреева  
Удержать на заданном уровне (6738)
Автор Дмитрий Артёменко, гендиректор ООО АК «Бизнес-Консалтинг», к.э.н.
Тяжкий груз (6153)
Рынок лома черных металлов ожидает «перезагрузка»
Артем Васильев  
Торжество открытия (4436)
«Тагмет» официально запустил непрерывный трубопрокатный стан стоимостью 15 млрд. рублей. Реконструкция продолжается
Оксана Лебедева  
Поднялся при падении (4355)
Подконтрольная Вадиму Варшавскому ГК «Эстар» начала строительство еще одного метзавода в Шахтах
Сергей Родин   
Крылья на воде (4740)
Гидроавиасалон-2008 в Геленджике обозначил новый вектор в развитии отечественной авиации
Сергей Родин  
Владимир Княгинин: «С якорным инвестором власть ссориться не будет» (5654)
Максим Федоров
Взгляд в «одно окно» (4753)
Финансирование и взаимодействие между органами власти — основные проблемы внедрения МФЦ
Екатерина Минакова  
Идем своим путем (4651)
Административная реформа в Шахтах реализуется иначе, чем в других муниципальных образованиях не только Ростовской области, но и других российских регионов.
Один на всех (4669)
Шахтинский Центр коммунальных услуг, объединивший организации жилищно-коммунальной сферы, — единственный в России
Фаина Богатырева  
Многофункциональный центр — единое окно администрации (7501)
В режиме комфорта (4530)
Создание многофункционального центра «Социум» позволило упростить процедуру решения социальных вопросов в Шахтах
Фаина Богатырева  
Со знаком качества (4498)
Администрация города Шахты и городская дума — первые в России органы власти, получившие сертификат ИСО 9001:2000
Фаина Богатырева  
Сочинское наследство (4314)
При выборе габаритов олимпийских объектов нужно учитывать их востребованность в будущем
Максим Федоров  
Виктор Колодяжный: «Я не вижу того, чего мы не сделаем» (4270)
Максим Федоров   
Эрвин ХОФЕР: «Надеемся, что в дни Олимпиады в Сочи будет снег» (4280)
Максим Федоров  
Барометр экономики (5258)
Рост инвестиций, розничной торговли и промышленного производства на Юге России способствует развитию транспортно-логистических услуг
Оксана Лебедева  

 

Цементная растяжка

№ 9(23) (2008)
Количество просмотров: 5514
Версия для печати


По оценке экспертов, сейчас на рынке цемента перед производителями и экспортерами стоит вопрос: как пережить кризис с минимальными потерями? Основные причины сложившейся ситуации — слабый спрос на цемент и, как следствие, снижение цен — связаны с отсутствием денег у строительных компаний. ЮФО занимает особое место на российском рынке цемента — здесь производится более 15% этой продукции, кроме того, через порты региона ввозится более половины объемов импортного цемента. «Разбор полетов» по ситуации на рынке провели в Ростове участники VI международного семинара «Южные ворота-2008».

Испытание на прочность

Представители цементного рынка отмечают, что 2008 г. стал серьезным испытанием: на прочность бизнеса, умение ориентироваться в рыночной ситуации и работать в новых условиях. А рыночная ситуация изменилась достаточно быстро. Если в феврале эксперты прогнозировали рост потребления цемента на 7–15% и увеличение объема импорта почти до 6 млн. тонн, то уже в мае стало понятно: сценарий придется корректировать, поскольку все развивается не столь хорошо, как казалось три месяца назад.

— В мае 2008 года подсчитали, что импорт цемента с января по апрель составил чуть более 2 млн. тонн, поэтому оставили прежний прогноз по объемам импорта за год, — рассказывает гендиректор Rusmet Виктор Ковшевный. — Но тогда же появились первые предпосылки кризиса: за четыре месяца с начала года производство цемента в России, по данным статистики, снизилось на 0,6%. Правда, не все тогда увидели, что кризис коснется не только производителей, но и остальных участников рынка.

К сентябрю выпуск российского цемента снизился уже на 7%. По данным замдиректора Rusmet Михаила Родионова, наиболее заметным стало сокращение производства в центральном федеральном округе (минус 27,3%). Однако регион все же сохранил лидерские позиции: за 8 месяцев выпуск составил 7,9 млн. тонн цемента. Второе место занял Приволжский федеральный округ, где было произведено 7,7 млн. тонн, третье — Южный (6,8 млн. тонн).

Показатели видимого потребления вроде бы тоже выросли на 7%, но есть одна важная деталь, отмечает Виктор Ковшевный:

— В России скопилось достаточно большое количество лежалого цемента с датой производства, например, декабрь 2007 года. Поэтому реального роста потребления в январе-августе нынешнего года, скорее всего, не было.

Впрочем, это оценки в среднем по России. Что касается ЮФО, то при замедлении темпов роста потребления более чем вдвое оно все же подросло на 0,11 млн. тонн в сравнении с январем-августом 2007 г., приводит данные Михаил Родионов. Безусловно, на процесс влияет реализация в округе различных федеральных программ, одна из которых — подготовка к Олимпиаде-2014.

Достаточно красноречивыми данными иллюстрирует этот вывод Виктор Ковшевный: если в целом по России темпы роста потребления цемента за 4 года составили 43,5%, то в ЮФО — 109%, Краснодарском крае — 158%, а в Сочи — 165%.

Импорт в южные ворота

По данным Rusmet, к сентябрю 2008 г. в Россию было ввезено 5,3 млн. тонн цемента. Гендиректор IndexBox Александр Романенко, ссылаясь на данные Федеральной таможенной службы, говорит о суммарном объеме импорта 6,4 млн. тонн.

— Подогретые спекулятивными ожиданиями развития макроэкономических показателей в первом квартале 2008 года, импортные поставки показывали феноменальный рост. В мае они достигли исторического максимума, но затем пошли на снижение, — рассказывает Александр Романенко.

В структуре импорта в Россию более трети занимают турецкие производители, еще четверть — китайские, в пятерку лидеров также входят Молдавия, Украина и Германия. Основной объем импортного цемента поступает через южнороссийские порты: за 8 месяцев через них ввезено более 3 млн. тонн (то есть почти половина импорта). Для сравнения: через восточные порты России импортировано около 1,1 млн. тонн, по 790 тыс. тонн приходится на Калининград и таможни центрального федерального округа, еще около 300 тыс. тонн ввозится через города Сибирского, Приволжского и Уральского федеральных округов. Достаточно большой объем импортного цемента и снижение покупательского спроса привели к быстрому и существенному падению цен.

— Весной нынешнего года на российском рынке работало примерно 90 компаний, специализирующихся на импортных поставках цемента, сейчас количество импортеров сократилось в разы: ушли спекулянты, а оставшиеся участники рынка подсчитывают убытки в результате падения спроса и снижения цен, — характеризует ситуацию директор по развитию ростовской компании «Филд» (один из крупнейших импортеров цемента в России) Андрей Мазниченко. — Я считаю, что оставшихся 13, максимум 20 компаний вполне достаточно для обеспечения импорта турецкого цемента в Россию. Ведь один импортер вполне может работать с несколькими производителями.

Турецкие производители цемента, в свою очередь, отмечают, что сложившиеся цены существенно снижают прибыль компаний. Гендиректор Tracam Cimento Sanayi ve Ticaret A.S. (производит 1,65 млн. тонн клинкера и 2 млн. тонн цемента) Ирфан ЁРУЛМАЗ говорит, что турецкие компании идут на снижение цен, но и другие участники импортных поставок в Россию должны пересмотреть свое ценообразование.

— Я не очень понимаю, откуда берутся такие высокие цены при перевалке цемента в портах России, — говорит он. — Мы готовы сотрудничать, делиться технологиями. Ведь наша задача — оптимизировать затраты по всей цепочке.

В нынешней ситуации Ирфан Ёрулмаз рекомендует российским трейдерам инвестировать в развитие мощностей по перевалке навального цемента (перевозка тонны такого цемента на $10 дешевле, чем фасованного в биг-бэги), оптимизировать логистические затраты, а также держать минимальный запас цемента на складах, чтобы сбалансировать спрос и предложение.

Андрей Мазниченко «больших перспектив по навальному цементу» не видит из-за проблем с перевалкой и хранением его в портах. Тем не менее один терминал по перевалке навального цемента появится в Ростове. Турецкая компания Nuh Cimento Sanayi A.S. и ростовский «торговый порт» создали совместное предприятие для строительства балкерного терминала, инвестиции в проект составят более 20 млн. евро. Менеджер по экспорту Nuh Cimento Sanayi A.S. (производит 6 млн. тонн цемента и 1,2 млн. тонн клинкера) Абдулхамит Аксай говорит о первоначальном объеме перевалки примерно 200 тыс. тонн навального цемента в год.

Послекризисное перерождение

Участники российского рынка цемента признают: изменения сложившейся ситуации можно ожидать не ранее чем через 6-9 месяцев.

— На рынке останутся те поставщики серого турецкого цемента, которые смогут держать цены на уровне 3800–4000 рублей за тонну, — полагает директор по сбыту цементной торговой компании (Новороссийск) Бахри Кибаров. — Выше цена не поднимется раньше марта следующего года.

— Дальнейшая судьба импорта зависит от многих факторов. Могу предположить, что импорт останется жить, но уже не в тех объемах, которые прогнозировались ранее, — говорит Андрей Мазниченко. — и помимо спроса, который и сейчас не ажиотажный, на объемы поставок турецкого цемента будет оказывать прямое и существенное влияние ценообразование турецких производителей. Ирфан Ёрулмаз надеется, что цены «снова станут разумными и позволят обеспечивать прибыль производителям». Но, учитывая двукратный рост цен на уголь, который потребляют цементные компании, стоимость цемента у производителей не должна опускаться ниже$100 за тонну, иначе просто не выжить на рынке, добавляет он.

Учитывая поставки импортного цемента в течение первого полугодия, прирост импорта составит порядка 170% к 2007 г., резюмирует Виктор Ковшевный, в следующем году показатель, скорее всего, будет сопоставим с 2007 г. (то есть около 2 млн. тонн), а в 2010 г. опять пойдет рост. При этом Россия придет к уровню потребления 7–8 млн. тонн импортного цемента в год, и этот объем будет поддерживаться.

— В текущем году мы ожидаем, что производство российского цемента снизится примерно на 10% в сравнении с 2007 годом, в 2009-м снижение составит 5% к уровню 2007-го (это связано с тем, что российское правительство будет пытаться оказывать поддержку российским производителям), начиная с 2010 года цифры пойдут вверх, — прогнозирует Ковшевный. — Потребление цемента в России начиная с 2010 года будет увеличиваться на 15%.

— Несмотря на негативную ситуацию, в которой мы сейчас находимся, емкость российского рынка цемента будет расти, можно смело прогнозировать прирост потенциального спроса на 7–9% в ближайшие 5–7 лет. Думаю, он не будет плавным: в ближайшие 6–9 месяцев мы будем наблюдать продолжение нынешних тенденций, и это вызовет то, что экономисты называют отложенным спросом, — оценивает Александр Романенко. — Так или иначе заявленные планы по национальным проектам, стройкам в Сочи и другим будут в большей степени реализованы.

Безусловно, недостаточно отработаны механизмы ввода государственных денег в экономику, нет правовой базы взаимодействия частного и государственного капитала, не отработаны административные механизмы. Учитывая, как это происходит в российской действительности, нам нужно готовиться к тому, что федеральные программы и планы будут реализовываться в срочном порядке. Именно периоды освоения федеральных денег станут фактором для резких скачков цен на цемент, которые будут сменяться столь же резким падением, считает Виктор Ковшевный. При всей скачкообразности рынка он уверен, что среднегодовые цены на цемент в перспективе будут показывать рост.

— Думаю, несмотря ни на что профессионалы останутся на рынке, будут работать. Может быть, не так эффективно, как хотелось бы. Абсолютно точно, что вслед за ситуацией кризиса придет оттепель. Я хочу, чтобы все мы благополучно добрались до тех времен, когда будет лучше и легче, — говорит председатель правления Ассоциации поставщиков и потребителей цемента Владимир Муров.

Территориальная структура производства цемента

Данные: Rusmet

Федеральный округ

Январь-август 2007 г., млн. т

Доля,%

Январь-август 2008 г., млн. т

Доля,%

Федеральный округ

Январь-август 2007 г., млн. т

Доля,%

Январь-август 2008 г., млн. т

Доля,%

Всего

40,3

100

37,5

100

Центральный

10,9

25

7,9

21

Приволжский

8,8

22

7,7

21

Южный

6,7

17

6,8

18

Сибирский

5,5

14

6,5

17

Уральский

4,4

11

4

11

Северо-Западный

2,9

7

2,5

7

Дальневосточный

1,2

3

2

5

Территориальная структура потребления цемента

Данные: Rusmet

Федеральный округ

Январь-август 2007 г., млн. т

Доля,%

Январь-август 2008 г., млн. т

Доля,%

Федеральный округ

Январь-август 2007 г., млн. т

Доля,%

Январь-август 2008 г., млн. т

Доля,%

Всего

39,6

100

42,5

100

Центральный

15,54

40

16,21

37

Приволжский

6,13

15

6,74

16

Южный

6,09

15

6,2

15

Сибирский

3,96

10

4,47

11

Уральский

3,72

9

4,27

10

Северо-Западный

3,49

9

3,93

9

Дальневосточный

0,74

2

0,68

2

Объемы потребления цемента в 2004–2008 гг.

Данные: Rusmet

2004 г., млн. т

2008 г. (оценка), млн. т

Прирост,%

2004 г., млн. т

2008 г. (оценка), млн. т

Прирост,%

Россия

43,7

62,7

+ 43,5

ЮФО

6,67

13,98

+109

Краснодарский край

1,8

4,65

+158

Сочи

0,55

1,46

+165

Прогноз 2008–2010 гг.

Данные: Rusmet на сентябрь 2008 г.

2008/2007 г.

2009/2007 г.

2010/2007 г.

2008/2007 г.

2009/2007 г.

2010/2007 г.

Производство цемента в РФ

- 10%

- 5%

+ 5%

Потребление цемента в РФ

+ 2%

- 5%

+ 15%

Импорт цемента в РФ

+ 170%

0

+100%

Импорт цемента в РФ, млн. т

менее 6

менее 2

менее 4

Территориальная структура импорта цемента в РФ, январь-август 2008 г.

Данные: IndexBox

Страна-производитель

Доля,%

Страна-производитель

Доля,%

Турция

34,86

Китай

24,06

Молдавия

13,36

Украина

5,54

Германия

4,17

Корея

4,05

Эстония

3,13

Латвия

2,19

Другие страны

8,65

География поставок цемента, январь-август 2008 г.

Данные: IndexBox

Объем, тыс. т

Объем, тыс. т

Южные порты

3068

Восточные порты

1143

Таможни ЦФО

790

Калининград

790

Города СФО, УФО, ПФО

294


Автор: Оксана Лебедева