Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

К читателям (4082)
Топ-10: сделано в ЮФО (4764)
Прописали успокоительное (4508)
Российские власти определили, как будут бороться с финансовым кризисом
Галина Андреева  
Удержать на заданном уровне (6738)
Автор Дмитрий Артёменко, гендиректор ООО АК «Бизнес-Консалтинг», к.э.н.
Тяжкий груз (6153)
Рынок лома черных металлов ожидает «перезагрузка»
Артем Васильев  
Торжество открытия (4436)
«Тагмет» официально запустил непрерывный трубопрокатный стан стоимостью 15 млрд. рублей. Реконструкция продолжается
Оксана Лебедева  
Поднялся при падении (4355)
Подконтрольная Вадиму Варшавскому ГК «Эстар» начала строительство еще одного метзавода в Шахтах
Сергей Родин   
Цементная растяжка (5514)
Падение спроса и цен на цемент в России сохранится не менее полугода, рост в отрасли ожидается не ранее 2010 года
Оксана Лебедева  
Владимир Княгинин: «С якорным инвестором власть ссориться не будет» (5654)
Максим Федоров
Взгляд в «одно окно» (4753)
Финансирование и взаимодействие между органами власти — основные проблемы внедрения МФЦ
Екатерина Минакова  
Идем своим путем (4651)
Административная реформа в Шахтах реализуется иначе, чем в других муниципальных образованиях не только Ростовской области, но и других российских регионов.
Один на всех (4669)
Шахтинский Центр коммунальных услуг, объединивший организации жилищно-коммунальной сферы, — единственный в России
Фаина Богатырева  
Многофункциональный центр — единое окно администрации (7501)
В режиме комфорта (4530)
Создание многофункционального центра «Социум» позволило упростить процедуру решения социальных вопросов в Шахтах
Фаина Богатырева  
Со знаком качества (4498)
Администрация города Шахты и городская дума — первые в России органы власти, получившие сертификат ИСО 9001:2000
Фаина Богатырева  
Сочинское наследство (4314)
При выборе габаритов олимпийских объектов нужно учитывать их востребованность в будущем
Максим Федоров  
Виктор Колодяжный: «Я не вижу того, чего мы не сделаем» (4270)
Максим Федоров   
Эрвин ХОФЕР: «Надеемся, что в дни Олимпиады в Сочи будет снег» (4280)
Максим Федоров  
Барометр экономики (5258)
Рост инвестиций, розничной торговли и промышленного производства на Юге России способствует развитию транспортно-логистических услуг
Оксана Лебедева  

 

Крылья на воде

№ 9(23) (2008)
Количество просмотров: 4739
Версия для печати


Очередной гидроавиафорум на Черноморском побережье повторно доказал необходимость и востребованность таганрогских амфибий как в России, так и за рубежом. Ожидается, что уже в будущем году заказы на самолеты ТАНТК имени Бериева поступят минимум с трех континентов. Для таганрогского КБ это не только возможность заработать, но и шанс реализовать свои самые смелые задумки по разработке проектов пассажирских и сверхтяжелых авиалайнеров.

Несмотря на прогнозы скептиков, геленджикский авиасалон за прошедшие годы подтвердил свою жизнеспособность. Сейчас форум является уникальным с точки зрения удобства показа гидроавиационной техники, и эту возможность нужно использовать максимально. По мнению руководства Объединенной авиастроительной корпорации, у авиафорума в Геленджике есть потенциальные возможности стать в ближайшем будущем ведущим международным салоном, ориентированным на гидроавиацию и ее коммерческую составляющую.

В нынешнем году на авиафоруме впервые присутствовали студенты ведущих аэрокосмических вузов страны — из Москвы, Новосибирска, Казани, Самары, Уфы. Такая заинтересованность очень важна, поскольку авиастроению, как и многим другим отраслям российской экономики, необходимо решать одну из главных проблем — кадровую. Еще одно отличие от предыдущих лет — участие в форуме мировых производителей. Прежде основу экспозиции составляла отечественная техника, теперь в Геленджике были представлены шведские амфибии Ceccna, американские гидровертолеты Robinson и другие машины. География иностранных делегаций тоже значительно расширилась: Бельгия, Швеция, Сингапур, Франция, Филиппины, Белоруссия, Индия, Германия, КНР, Италия, США.

Впервые собравшихся приветствовали не только на земле и на воде, но и в стратосфере, и в космосе: к участникам форума обращались космонавты с МКС, а развлекали — пилотажные группы «Стрижей» и «Русских витязей».

Хитами салона традиционно стали амфибии, разработанные КБ ТАНТК имени Бериева. Сегодня именно с этим предприятием связаны основные экспортные надежды «Рособоронэкспорта» и Объединенной авиастроительной корпорации. Но пока «главная экспортная составляющая» — самолет Бе-200 — ожидает сертификации по Европейскому авиарегистру и Федеральному авиарегистру США. Предположительно документы ТАНТК получит к концу 2008 года, и это позволит ему выйти на рынки Северной Америки и Евросоюза.

Уже есть результаты маркетинговых исследований, которые определили, что общая емкость рынка всех модификаций Бе-200 до 2025 г. составляет более 300 единиц. Свои данные приводит эксплуатант Бе-200 в Канаде — компания Canair: объем рынка амфибии в этой стране оценивается в 25 единиц. На 4 машины претендует Греция. Но наибольший экспортный потенциал таганрогского самолета эксперты британской JANE`S INFORMATION GROUP, итальянской ALENIA (Италия) и швейцарской ILTA Trade Finance видят в Азиатско-тихоокеанских странах.

Для сравнения: емкость этого рынка до 2010 г. оценивается в 300 амфибий, рынка европейских стран — в 50–70 самолетов. Гендиректор ТАНТК имени Бериева Виктор Кобзев говорит, что на самолеты Бе-200 из-за рубежа поступило 36 заявок, причем 18 — «реальные». Рыночная стоимость серийного Бе-200 оценивается на уровне $25 миллионов. Не исключено, что экспорт таганрогских амфибий в Европу увеличится после создания международного противопожарного центра — «Евроэскадрилии».

По сообщению президента Объединенной авиастроительной корпорации Алексея Федорова, планируется, что к очагам возгорания будут вылетать 5–7 Бе-200, работающих в центре на постоянной основе. Технические детали создания «Евроэскадрилии» сейчас обсуждаются.

Кроме того, некоторые европейские страны предполагают приобрести Бе-200 для своих военно-морских сил как патрульный и поисково-спасательный самолет-амфибия.

У противопожарного самолета-амфибии есть и пассажирские перспективы. Самолет уже сертифицирован для коммерческой перевозки до 43 человек, а сейчас идет работа над чисто пассажирской версией Бе-200 на 68 мест. Проект финансируется из госбюджета. В настоящее время сборочное производство Бе-200 переводится из Иркутска в Таганрог. Этот проект с учетом сборки 10 амфибий оценивается в 4,8 млрд руб. После получения зарубежных сертификатов и увеличения объемов заказов самолеты будут собирать на таганрогском ОАО «Тавиа» (в рамках Объединенной авиастроительной корпорации оно должно стать одним юрлицом с ТАНТК имени Бериева).

— Самолет будет занимать свою достаточно узкую и специфическую нишу. Масштабы его производства не будут столь значительными, поэтому мы не планируем разворачивать крупносерийное или даже среднесерийное производство этого самолета, — отметил Алексей Федоров. — Это будет мелкосерийное производство по несколько единиц в год, что оптимально для завода «Тавиа». Рыночной привлекательностью обладают и другие модели ТАНТК: потенциальные заказчики интересуются многоцелевыми самолетами А-42ПЭ (создана на базе А-40 «Альбатрос») и А-50ЭИ.

А-42ПЭ также демонстрировался на авиасалоне в Геленджике. По словам Алексея Федорова, заказ на него сделан морской авиацией ВмФ. Первый А-42ПЭ должен быть принят на вооружение в 2010 г., а до 2013 г. — еще три.

Еще одна таганрогская модель — амфибия дальнего радиолокационного обнаружения А-50Э. Пять лет назад Индия подписала контракт на покупку трех А-50Э, оснащенных электроникой израильского производства. Сумма контракта — $300 млн. Ожидается, что в начале 2009 г. индийские ВВС получат первый готовый самолет. Последующие будут передаваться с интервалом в один год.

Удачные сделки по продвижению этих моделей позволят таганрогским конструкторам продвинуться в создании давно запланированных пассажирских моделей на базе Бе-200 и сверхтяжелого Бе-2500 (полетный вес более 50 тонн).

Виктор Кобзев считает, что создание Бе-2500 — очень крупный проект, который востребован при разработках биоресурсов и углеводородов. По его данным, американская General Electrik уже приступила к разработке подобного самолета весом 54 тонны. В Таганроге же при наличии средств реально приступить к нему лет через пять. Параллельно конструкторы ТАНТК имени Бериева ведут разработку легких гидросамолетов Бе-101 и Бе-112.

Если в ближайшие годы сработает коммерческая составляющая таганрогских проектов, то средства на создание новых моделей у ТАНТК найдутся. Тем более что каждое лето пожары в Европе постоянно заставляют вспоминать о необходимости наличия в первую очередь у стран Средиземноморья собственного пожарного гидроавиафлота.


Автор: Сергей Родин