Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

К читателям (4407)
ТОП-10: Сделано в ЮФО (4680)
Прибавка в весе (4646)
Число представленных на форуме в Сочи южнороссийских проектов и соглашений с инвесторами ежегодно увеличивается
Фаина Богатырева  
Семнадцать лет спустя (5066)
К 2025 году валовой региональный продукт ЮФО может увеличиться до 4,6–7,9 трлн. рублей, а доходы населения — 23–33 тысяч
Оксана Лебедева  
Владимир Чуб: «Инвесторам нравится наше законодательство» (4471)
Максим Федоров  
«Флагманским проектом для Юга станет подготовка к Олимпиаде-2014» (4448)
Считает директор Департамента проектов развития экономики регионов Минэкономразвития РФ Андрей Соколов
Александр Жилкин: «У нас десять стратегических направлений развития» (5116)
Оксана Антипова  
Александр Плотников: «В области выделены зоны развития» (4865)
Оксана Антипова  
Александр Ткачев: «Мы сделали ставку на государственно-частное партнерство» (4818)
Екатерина Минакова  
Владимир Бартеньев: «Интерес инвесторов можно капитализировать» (4727)
Никита Логвинов   
Валерий Гаевский: «Мы позиционируем себя как южный фокус привлечения инвестиций» (4761)
Оксана Антипова  
Самая популярная и амбициозная (5925)
Среди резидентов Новоалександровской промзоны — брендовые компании «Юнимилк», Coca-Cola, Ball Corporation
Максим Федоров   
Игорь Бураков: «Надо захватить больше места под солнцем» (4706)
Максим Федоров  
Деньги — под стекло (6138)
В перспективе заводы по выпуску строительного стекла могут появиться в пяти регионах ЮФО
Марина Конева   
Инновации — дело общее (4576)
Лицей №25 и ТАГМЕТ совместно внедряют инновационные программы подготовки рабочих кадров
Галина Ярыгина  
Чистые «грязные» деньги (7622)
В ближайшие 3–5 лет в ЮФО могут быть построены около 20 мусороперерабатывающих предприятий
Тимур Сазонов  
Мы можем на порядок больше (4625)
Игорь Платонов сделал ставку на высокие технологии
Галина Шувалова  
Донской машинокомплект (5370)
Объемы выпуска машиностроительной продукции растут на 7–17% ежегодно
Сергей Родин  
Крылья 325 АРЗ (8770)
Умножение путем сложения (6194)
МЗМО и «ПромТяжМаш» объединятся, чтобы усилить позиции на рынке
Галина Шувалова  

 

По полной программе

№ 7(21) (2008)
Количество просмотров: 5019
Версия для печати


Власти Ростовской, Волгоградской и Астраханской областей задались целью улучшить туристическую инфраструктуру своих регионов и увеличить туристический поток. Способствовать этому должны отраслевые программы развития. В Ростовской и Астраханской областях такие документы уже приняты. Волгоградская область несколько отстает — проект программы пока обсуждается, но основные ее направления все же определены.

Расширить специализацию

Туризм в Астраханской области пока имеет узкую рыболовно-охотничью специализацию, но руководство региона считает зависимость целой отрасли от одного фактора — фауны — недопустимой. Потенциал Астраханской области способен охватить многие направления, например, событийное, круизное, археологическое, экологическое, санаторно-курортное. Для начала власти региона приняли отраслевую целевую программу «Развитие туризма в Астраханской области на 2008–2010 гг.».

В планах текущего года — разработка проекта особой экономической зоны (ОЗЗ) туристско-рекреационного типа. Вскоре региональное агентство по туризму должно представить несколько проектов, которые смогут претендовать на этот статус. Если они будут запущены, общий объем оказанных туристических услуг возрастет с 746 млн. руб. (результаты 2007 г.) до 1,1 млрд. руб. в 2010 г. также в программе запланированы организация туристско-рекреационных маршрутов, посвященных 450-летию Астрахани. В разработке находится проект создания пассажирского терминала для обслуживания каспийской круизной линии, старт которой увеличит общее количество туристов на 24 тыс. человек, а объем оказанных услуг — на 395 млн. руб. а для привлечения иностранцев готовится проект этнографического центра.

— Я уверена, что россияне еще не скоро оценят прелести отдыха на родине. Намного вероятнее привлечь к нам иностранных туристов, которые уже объездили весь мир, и Россия для них — экзотика, — характеризует ситуацию директор астраханского тур-агентства «Элита» Оксана Тизярева. Туроператоры признают, что достичь положительных результатов с помощью взаимодействия бизнеса и власти можно. Но разработкой отраслевых проектов должны заниматься не федеральные, а местные компании, которые знакомы с особенностями региона, уверены они. На реализацию программы развития туризма за два года в Астраханской области потратят почти 110,2 млн. руб.: областной бюджет выделит 69,7 млн. руб., внебюджетные источники — еще 40,5 млн. руб.

Туризм деловой и не только

Сейчас преобладающим турпродуктом донского региона является проведение событийных, конгрессных и выставочных мероприятий. Однако, как и в других регионах, только одним направлением власти Ростовской области ограничиваться не намерены. Способствовать активизации въезного туризма должна областная целевая программа «Развитие туризма в Ростовской области на 2008–2010 гг.» с общим объемом финансирования более 12,67 млрд. руб. Документ предполагает, что основную часть затрат возьмут на себя частные инвесторы: проекты, включенные в программу, оцениваются в сумму почти 12,5 млрд. руб. В управлении развития туризма минэкономики Ростовской области считают, что для повышения конкурентоспособности областного турпродукта нужны новые решения. Например, туристский маршрут «серебряная подкова Дона», соединяющий важнейшие туристские центры, или туристско-рекреационная зона «Приазовье», которую предполагается развивать параллельно с игорной зоной «Азов-Сити».

— Сейчас в числе традиционных для Ростовской области турмаршрутов и экскурсионных программ — «Столица казачества — Новочеркасск», «Город у моря» (Таганрог), «Южная столица» (Ростов-на-Дону), «Сокровища старого города» (Старочеркасск), «Тайна древнего города» (Танаис), — рассказывает гендиректор туркомпании Welcome Валерий Шагнин. — Но у региона хорошие перспективы для развития водных видов туризма. Я считаю, что необходимо не только возобновить маршруты по внутренним системам водоемов, наладить связь с Воронежской и Астраханской областями, Краснодарским краем, Москвой и Санкт-Петербургом. Согласно областной программе, стоит популяризировать водный маршрут «По Дону к Лукоморью» с возможностью отдыха на зеленых стоянках, дегустации донских вин и традиционных казачьих блюд, рыбалки. Особое внимание планируют уделить развитию экологического туризма природоохранной направленности.

— Развитие экотуризма — это общеевропейская тенденция. В западных странах экологический туризм стал развиваться с середины 80-х, а у нас это направление только зарождается, — пояснил директор турагентства «Оптима Тревел» Николай Манукало. — но для привлечения зарубежных туристов должны быть созданы особые условия, как с точки зрения комфорта, так и с позиции увлекательности экскурсионной программы.

Результаты реализации программы нацелены на увеличение показателей: числа прибывающих в Ростовскую область иностранных и российских туристов ежегодно на 10,5%, номерного фонда для размещения — на 20%, доли платных услуг субъектов туриндустрии в общем их объеме — на 30%.

Вторая волгоградская попытка

В Волгоградской области, в отличие от соседей, потенциал курортно-рекреационного комплекса документально не закреплен: проект отраслевой программы развития туризма на 2010–2012 гг. только обсуждается, его утверждение запланировано на 2009 г.

— Область имеет богатейший потенциал для развития въездного и внутреннего туризма, который из-за недостатка финансирования не используется в полном объеме, — цитирует пресс-служба слова вице-губернатора Волгоградской области Галины Хорошевой. — мы можем предложить гостям экологический, этнографический, экстремальный, научно-познавательный и другие виды туризма. Кроме того, регион имеет свою особенность — патриотическое направление, связанное с событиями Сталинградской битвы. Интерес к этой теме очень велик не только среди наших соотечественников, но и во всем мире.

По информации «Вестника», к 1 сентября проект документа доработан ГУ «Центр туризма», теперь его нужно представить на утверждение регионального координационного совета по развитию туризма, в состав которого входят чиновники, депутаты, представители туроператоров, гостиничного бизнеса и других структур.

Как пояснили в центре туризма, в комплексе предлагаемых мероприятий — строительство туристического центра в Серафимовическом районе, создание этнографического центра национальной культуры коренных народов Приэльтонья, строительство турбаз, целого ряда «зеленых стоянок», кемпингов, реализация нескольких проектов «экологических деревень», оборудование туристско-спортивного скалодрома.

В прошлом году специалисты центра туризма заключили восемь инвестиционных соглашений. Среди уже стартовавших — проекты «Берендеев Посад», «Казачье подворье» и сеть кемпингов «Капитан Джек». Это не первая попытка региональных властей сделать туризм доходной статьей бюджета. Целевая программа принималась в 2001 г. однако, по мнению участников рынка, состояние сферы туризма в области с того времени не изменилось и характеризуется как кризисное. Из общего количества туристов на территории региона не более 8% — «въездные» гости. Большая же часть самих волгоградцев предпочитают отдыхать за пределами области.

— Волгоградская область может привлечь потенциальных туристов для лечения и оздоровления в санатории «Эльтон» при соответствующем улучшении материально-технической базы лечебницы. Животный и растительный мир природных парков волгоградской области, характеризующийся большим разнообразием редких видов флоры и фауны, способен заинтересовать многих любителей экологического, научно-познавательного туризма, — считает директор Гу «Центр туризма» Игорь Шувариков. — Одной из приоритетных задач является развитие и укрепление туристской инфраструктуры, прежде всего строительство гостиниц, мотелей, доступных по стоимости большинству граждан, а также развитие въездного туризма, улучшение гостиничного сервиса, развитие индустрии развлечений, ресторанного бизнеса, автосервиса и так далее.

Для Астраханской области туризм является отраслью второго, а для ростовской и волгоградской — третьего приоритета, заключили разработчики проекта стратегии развития ЮФО до 2025 г. Тем не менее потенциал для развития отрасли есть. Пляжный туризм можно развивать в Приазовье и на Каспийском побережье, культурно-познавательныйв Ростове-на-Дону и Волгограде, оздоровительный — на озере Эльтон, а экотуризм — в дельте Волги. Развитие туристического потенциала позволит не только создать новые рабочие места, но и будет стимулировать подъем других отраслей экономики, в том числе пищевой, легкой, транспортного сектора, строительства и других видов услуг, делают вывод разработчики стратегии.


Автор: Екатерина Минакова