Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

К читателям (4407)
ТОП-10: Сделано в ЮФО (4680)
Прибавка в весе (4646)
Число представленных на форуме в Сочи южнороссийских проектов и соглашений с инвесторами ежегодно увеличивается
Фаина Богатырева  
Семнадцать лет спустя (5066)
К 2025 году валовой региональный продукт ЮФО может увеличиться до 4,6–7,9 трлн. рублей, а доходы населения — 23–33 тысяч
Оксана Лебедева  
Владимир Чуб: «Инвесторам нравится наше законодательство» (4471)
Максим Федоров  
«Флагманским проектом для Юга станет подготовка к Олимпиаде-2014» (4448)
Считает директор Департамента проектов развития экономики регионов Минэкономразвития РФ Андрей Соколов
Александр Жилкин: «У нас десять стратегических направлений развития» (5116)
Оксана Антипова  
Александр Плотников: «В области выделены зоны развития» (4865)
Оксана Антипова  
Александр Ткачев: «Мы сделали ставку на государственно-частное партнерство» (4818)
Екатерина Минакова  
Владимир Бартеньев: «Интерес инвесторов можно капитализировать» (4727)
Никита Логвинов   
Валерий Гаевский: «Мы позиционируем себя как южный фокус привлечения инвестиций» (4761)
Оксана Антипова  
Самая популярная и амбициозная (5925)
Среди резидентов Новоалександровской промзоны — брендовые компании «Юнимилк», Coca-Cola, Ball Corporation
Максим Федоров   
Игорь Бураков: «Надо захватить больше места под солнцем» (4706)
Максим Федоров  
Деньги — под стекло (6138)
В перспективе заводы по выпуску строительного стекла могут появиться в пяти регионах ЮФО
Марина Конева   
Инновации — дело общее (4576)
Лицей №25 и ТАГМЕТ совместно внедряют инновационные программы подготовки рабочих кадров
Галина Ярыгина  
Чистые «грязные» деньги (7623)
В ближайшие 3–5 лет в ЮФО могут быть построены около 20 мусороперерабатывающих предприятий
Тимур Сазонов  
Мы можем на порядок больше (4625)
Игорь Платонов сделал ставку на высокие технологии
Галина Шувалова  
Донской машинокомплект (5370)
Объемы выпуска машиностроительной продукции растут на 7–17% ежегодно
Сергей Родин  
Крылья 325 АРЗ (8770)
Умножение путем сложения (6194)
МЗМО и «ПромТяжМаш» объединятся, чтобы усилить позиции на рынке
Галина Шувалова  

 

Сигнальная система экономики

№ 7(21) (2008)
Количество просмотров: 4574
Версия для печати


Скачкообразный рост капитальных вложений в экономику Юга России дает колоссальный толчок развитию базовых отраслей промышленности и сервисной индустрии. Инвесторами первой волны являются крупные федеральные и транснациональные компании с мощными финансовыми возможностями. Но чтобы тенденция привлечения инвестиций оставалась устойчивой, необходимо «разбудить» компании второго эшелона. «Вестник» проанализировал, какие льготы и преференции для инвесторов предусматривает законодательство крупнейших регионов ЮФО.

Интерес крупного капитала к экономике Юга России налицо: активно ведут себя иностранные и транснациональные компании, расширяют свои сети филиалы банки, страховые и инвестиционные компании, ритейлеры. На субъекты ЮФО, по данным Ростовстата, в январе-мае нынешнего года в совокупности пришлось 7,7% российского объема инвестиций в основной капитал.

В денежном выражении, по оценкам, это около 200 млрд. руб. Поток инвестиций распределен по субъектам округа неравномерно — основная часть приходится на регионы-«локомотивы». Безусловным лидером, согласно подсчетам Ростовстата, остается краснодарский край, который за пять месяцев с начала года получил 40,1% (или 76,8 млрд. руб.) от общего объема инвестиций. 20,9% капвложений пришлось на Ростовскую область, 11% — на Волгоградскую. По 7,9% и 6,9% соответственно получили Астраханская область и Ставропольский край. Анализ структуры инвестиций по источникам финансирования показывает, что растет доля собственных средств предприятий и привлеченных коммерческих кредитов. Например, за первое полугодие 2008 г. она составила 51,6% В волгоградской области, 48% в Краснодарском крае, 37,7% в Астраханской области. Вместе с тем достаточно велика еще доля бюджетного финансирования инвестиционных проектов (до 16%). Это свидетельствует о том, что резервы экономического развития еще не исчерпаны.

Конкуренция регионов в борьбе за крупного, солидного инвестора имеет свои плюсы. По крайней мере в том, что вынуждает региональные власти создавать такую нормативную базу, которая соответствовала бы ожиданиям крупных компаний и декларируемому имиджу региона.

В последние годы в ЮФО сформировалась правовая инвестиционная среда, созданы институты сопровождения приходящих в регион инвесторов — от нулевого цикла до завершения всего проекта. Как показывает анализ законодательства субъектов ЮФО, региональные нормативно-правовые акты имеют ряд общих стандартов и принципов. В них, как правило, изложены особенности социально-экономического развития региона с приоритетами и целевыми программами, определен перечень льгот и привилегий, механизмы бюджетного финансирования и обеспечения инвестиционной деятельности, гарантии прав инвесторов, защищены государственные интересы (контроль реализации проектов, лишение господдержки в случае неисполнения инвестором принятых обязательств). Тем не менее инвестиционное законодательство субъектов имеет и ряд своих особенностей.

В Краснодарском крае введено понятие резидента особой экономической зоны (несколько территорий региона получили статус туристско-рекреационной ОЭЗ), для которых установлены стимулирующие меры и налоговые льготы. В частности, по налогу на прибыль организаций ставка снижается на 4%. Также резиденты ОЭЗ освобождаются от уплаты транспортного налога и налога на имущество организаций (в течение 5 лет со дня постановки имущества на учет).

Кроме резидентов ОЭЗ, от уплаты налога на имущество при определенных условиях могут освобождаться и другие организации, реализующие инвестиционные проекты, одобренные администрацией Краснодарского края, а также кредитные и лизинговые организации, участвующие в реализации инвестиционных проектов. Налоговые льготы предоставляются на срок окупаемости проекта, но не более чем на 3 года.

Для стимулирования бизнеса на Кубани применяются и другие формы государственной поддержки. В том числе льготы по аренде земли предусматривают применение понижающих поправочных коэффициентов к базовым ставкам арендной платы на период проектно-изыскательских работ и строительства.

В пользование инвесторам могут быть переданы на льготных условиях (либо в безвозмездное пользование) объекты недвижимости, являющиеся краевой собственностью.

На конкурсной основе инвесторам предоставляются государственные гарантии краснодарского края, бюджетные кредиты, средства краевого бюджета для полного или частичного финансирования инвестпроектов. Предусмотрено также субсидирование (возмещение) из краевого бюджета части затрат на уплату купонов по корпоративным облигационным займам, выпущенным инвесторами; на уплату процентов по кредитам, полученным инвесторами либо лизинговыми организациями в кредитных организациях.

В краевом законе особо оговаривается, что бюджетные инвестиции предоставляются «на условиях срочности и возвратности с уплатой процентов за пользование ими в размерах, определяемых законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий год, либо на условиях передачи в государственную собственность Краснодарского края имущества, приобретенного за счет указанных средств краевого бюджета».

Поскольку Ставрополье тоже получило статус ОЭЗ туристско-рекреационного типа, здесь предусмотрены такие же, как и на Кубани, льготы по налогу на прибыль организаций-резидентов. Для прочих инвесторов ставка налога на прибыль, который зачисляется в краевой бюджет, устанавливается в зависимости от удельного веса выручки, полученной от реализации приоритетного инвестпроекта, в общей сумме выручки от реализации товаров (работ, услуг), и предоставляются на срок окупаемости проекта в соответствии с инвестиционным соглашением. Предусмотрены также отсрочки и рассрочки по уплате налогов. Есть возможность получения субсидий из бюджета ставропольского края, в том числе на уплату процентов по кредитам.

Ставки арендной платы за пользование имуществом, находящимся в собственности края, могут быть снижены на 70%. А в туристско-рекреационной зоне кавказских Минеральных Вод инвесторы на 5 лет освобождаются от земельного налога и налога на имущество. Арендная плата за землю здесь составит не более 2% от кадастровой стоимости. Бюджетные кредиты предоставляются на условиях возмездности и возвратности, если вложения собственных финансовых средств в реализацию инвестиционного проекта составляют не менее 30% от общей суммы вложений. При этом, говорится в краевом законе, бюджетное инвестирование «влечет возникновение права государственной собственности на эквивалентную часть уставных (складочных) капиталов и (или) имущества указанных субъектов инвестиционной деятельности».

Инвестиционное законодательство ростовской области предусматривает льготы по налогу на прибыль организаций (такие же, как и в других субъектах федерации) и на имущество организаций в размере 1,1% в части сумм налога, зачисляемых в областной бюджет. субсидии за счет средств областного бюджета предоставляются не только на уплату процентов по коммерческим кредитам, но и для возмещения затрат на создание объектов внешней инженерной инфраструктуры.

Для получения бюджетных инвестиций в Ростовской области претенденту необходимо подтвердить наличие собственных средств в объеме не менее 20% стоимости инвестпроекта, окупаемость которого должна составлять не более пяти лет.

Сформирован обширный перечень иных форм государственной поддержки, таких как выпуск облигационных займов региона, вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в областной собственности, финансирование за счет средств областного бюджета образовательных программ по подготовке кадров для новых производств, передача имущества, являющегося предметом лизинга, содействие включению в федеральные целевые программы, в федеральную адресную инвестиционную программу социально значимых и наиболее эффективных инвестпроектов, а также в получении технической и методической помощи, грантов и кредитных ресурсов международных организаций, организация семинаров, конференций, ярмарок инвестпроектов, распространение информации о субъектах и объектах инвестиционной деятельности.

В Волгоградской области размер возмещения из областного бюджета процентных ставок по привлеченным кредитам (1/3 или 2/3 ставки рефинансирования центробанка) определяется губернатором. а госгарантии предоставляются инвесторам на конкурсной основе, и здесь основополагающим фактором для принятия решения является более высокий, по сравнению с другими инвестпроектами, уровень отдачи в бюджет области на каждый рубль предоставляемых гарантий. Установлен их предельный размер: 80% от суммы всех обязательств претендента. При этом инвестор обязан передать в залог свое имущество, стоимость которого «должна быть достаточной для возмещения суммы кредита (займа) и начисленных процентов за весь период действия кредитного договора (договора займа)».

Исключение сделано лишь для государственных унитарных предприятий, которые могут рассчитывать на беззалоговые госгарантии.

При аренде государственной недвижимости пользователям объектов предоставляется возможность проводить реконструкцию зданий и помещений в счет арендной платы.

Размер налоговых льгот, которые могут получить инвесторы в Астраханской области, зависит от присвоения им статуса. Так, ставка налога на имущество понижается на 90% для организаций, осуществляющих реализацию инвестпроектов, имеющих статус «особо важный», и для сельскохозпотребкооперативов. На 50% ставка налога на имущество понижается для предприятий и организаций, вкладывающих собственные и привлеченные средства в реализацию одобренных региональным правительством инвестпроектов либо осуществляющих на условиях договора подряда реализацию особо важного инвестпроекта, а также для имущества, относящегося к объектам производственных инвестиций, созданных в результате реализации инвестпроекта. В зависимости от статуса инвестпроекта устанавливаются и ставки налога на прибыль — 13,5% либо 15,5%.

Астраханская область, похоже, является единственным регионом ЮФО, в котором за предоставление государственной гарантии взимается плата («в размере не более 1/10 действующей ставки рефинансирования Центробанка от суммы, обеспечиваемой гарантией обязательств»). При этом половину установленной суммы инвестор платит при оформлении государственной гарантии, а «другие 50% — по истечении половины срока, на который предоставлена гарантия».

В целом в инвестиционном законодательстве регионов ЮФО явно прослеживается все возрастающее стремление привлечь капиталовложения в развитие важнейших отраслей. Ведь это один из основных показателей роста экономики, своего рода сигнальная система.

Однако разнообразные налоговые льготы и бюджетное софинансирование проектов, на которые делается основной упор в законодательстве, не столь значимы для крупного бизнеса транснационального и межрегионального масштабов. Бизнесмены признают, что зачастую у них достаточно собственных средств для реализации заявленных проектов.

Гораздо важнее — конкретные договоренности с местной властью о гарантиях стабильности и наличие инфраструктуры. Впрочем, признают эксперты, налоговые льготы и бюджетные субсидии сработают на втором этапе привлечения инвестиций, когда начнет подтягиваться средний бизнес.


Автор: Ольга Бульбич