Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Издательский дом «МедиаЮг» получил признание на Втором Международном инвестиционном форуме PROEstate (6041)
2-й Российский агропродовольственный форум: прогнозы и тенденции 2008 (6009)
К читателям (4939)
Молоко в законе. Принятый технический регламент обнажил проблемы отрасли (6724)
Ольга Бульбич  
Поторговаться за «наружку». Разрешения на установку объектов наружной рекламы будут выдаваться по результатам торгов (5123)
Екатерина Минакова   
Равновесие вкладчиков и заемщиков (5165)
Лариса Никитина  
Топ-10: Сделано в ЮФО (5390)
Глубоководное погружение (4933)
Галина Андреева  
Юбилей подкрался незаметно. 17 лет Владимир Чуб отмечает день рождения в ранге губернатора (5901)
Максим Федоров  
Наш олимпийский интерес (4494)
Кирилл Власенко  
Александр Починок: «Благодаря Олимпиаде Юг пойдет резко вперед» (4620)
Максим Федоров  
Химическая атака (7632)
Сергей Родин  
Металл — в профиль (6238)
Оксана Лебедева  
Вписаться в стандарт. Большинство нефтеперерабатывающих заводов ЮФО не смогут в следующем году начать выпуск бензина и дизтоплива по стандарту «Евро-3» (8335)
Роман Павлюченко  
Первенцы «Азов-Сити» (4817)
Оксана Лебедева  
Рационализаторское предложение. Центр развития бизнеса и инновационных технологий станет связующим звеном между изобретателями, бизнесом и властью (5729)
Фаина Богатырева  
Вперед в будущее. Наличие стратегии развития повышает привлекательность территорий для инвестора (4748)
Дмитрий Артеменко, кандидат экономических наук, гендиректор ООО «Аудиторская компания «Бизнес-Консалтинг»  
Экономические реки и социальные берега. Успехи в реальном секторе позволяют власти Волгодонского района решать проблемы соцсферы (4825)
Галина Шувалова   
Прибыль в комплексе. Птицефабрика им. А.А. Черникова входит в сотню крупнейших в стране, поставляя свою продукцию в том числе и в Москву (8716)
Галина Шувалова  

 

Удвоение тяжеловесов. Спрос на тяжелые коммерческие автомобили растет быстрее предложения

№ 6(20) (2008)
Количество просмотров: 5725
Версия для печати


Прогнозы роста российского рынка тяжелых грузовиков почти на 100% в 2007 году оправдались.

Но даже удвоение объемов продаж не удовлетворило спрос — ожидание заказа может растянуться на полгода. Неудовлетворенный спрос создал благоприятный режим для выхода на российский рынок импортеров с Востока. В ЮФО, как и в целом по стране, это привело к перераспределению рыночных долей.

Лизинг двигает торговлю

Большинство опрошенных «Вестником» экспертов единодушны: из-за того, что процессы обновления и роста автопарка идут одновременно, высокая динамика спроса на тяжелые грузовики и спецтехнику сохраняется. Динамичный рост (возможно, в разы) прогнозируется как минимум до 2013-2014 года, то есть до окончания интенсивного строительства олимпийских объектов и инфраструктуры. Причем это касается как отечественной, так и импортной техники. Еще одна причина роста рынка и спроса — активное развитие кредитно-лизинговых схем.

— Многие компании, в том числе и зарубежные, приходят в первую очередь на рынки с наивысшей ликвидностью. Это, например, транспортные средства, а также строительное оборудование в условиях строительного бума, — объясняет тенденцию гендиректор лизинговой компании «КамАЗ» Альфия ГАРИФУЛЛИНА.

Лидером по росту объемов лизинга строительной спецтехники в регионе эксперты называют Краснодарский край, вторую позицию с минимальным отставанием разделили Ростовская область и Ставропольский край.

— Наша основная специфика — автотранспорт. Машины, особенно иностранного производства, — это суперликвидный предмет рынка. Именно поэтому лизинговые компании выбирают сферу автотранспорта как ведущее направление своей деятельности, — отмечает заместитель директора департамента продаж по региону Юг компании Carcade Ольга ГАЛИЦКАЯ.

С точки зрения потребителя, лизинговые схемы позволяют обновить или расширить сразу весь технический парк предприятия, не отвлекая основные финансовые фонды из оборота. При этом многие лизинговые компании в борьбе за клиента и для стимулирования покупки в больших объемах «переадресуют» покупателю свои преференции, полученные от дилера.

— Это скидки от автодилера, которые транслируются лизинговой компанией на эксплуатанта (лизингополучателя), — поясняет директор по развитию бизнеса компании EUROPLAN Александр МИХАЙЛОВ. — компания является крупным покупателем автотранспорта в России (свыше 25 тыс. единиц). Это позволяет получать от производителей и их дилеров скидки, которые недоступны для других предприятий, в том числе при кредитовании через банк. В некоторых случаях данные скидки позволяют лизингополучателю взять автомобиль в лизинг с нулевым удорожанием, то есть по такой же розничной цене, но при этом в рассрочку на 12 месяцев и более.

— Нередки случаи, когда строительная техника комплектуется под определенный проект по лизинговой схеме, — рассказывает начальник управления лизинговых операций ООО «НОМОС-ЛИЗИНГ» Юлия САЗОНОВА. — Если лизингополучатель обращается в компанию уже после приобретения техники, то он может оформить ее по схеме возвратного лизинга.

Развитие лизинга стало одной из причин роста спроса на более дорогую импортную технику. По оценкам автодилеров, более 90% новых импортных грузовиков и спецтехники сегодня продается именно по лизинговым схемам.

Динамичный импорт

До 2007 года больше половины потребностей рынка в тяжелых грузовиках и тягачах, по данным агентства Abarus Market Research, покрывала продукция КАМАЗа. В 2007 году спрос обогнал производство. В результате 55,6% тяжелых грузовиков было ввезено из-за границы, причем основная часть импорта — не подержанная, как раньше, а новая техника. Однако отечественный гигант не намерен сдавать позиции и надеется компенсировать потерю доли рынка уже в ближайшем будущем за счет интенсивного развития производства, сообщает пресс-служба компании.

КАМАЗ разрабатывает новую стратегию развития стоимостью $1,5 млрд, которая предполагает удвоение производства за 5 лет. Автогигант намерен составить конкуренцию в сегменте тяжелых грузовиков продукции Scania и Man. С реализацией этих планов в 2012 году КАМАЗ может войти в первую десятку крупнейших производителей тяжелых грузовиков. При этом, по заверению экспертов компании, российский производитель пока совершенно не обеспокоен открытием производств иностранных автоконцернов в России: они работают в основном в сегменте магистральных тягачей, тогда как КАМАЗ — на рынке дорожно-строительной техники.

Представители КАМАЗа отмечают, что Юг России — традиционно сильный регион сбыта продукции. Тем не менее объемы продаж и охват фирменными сервисными услугами КАМАЗа в ЮФО пока еще нельзя считать оптимальными и соответствующими высокому уровню развития промышленности, строительства и сельского хозяйства региона. Производитель планирует изменить ситуацию, развивая дилерскую сеть и сервисные центры. Есть и другие причины, способствующие росту доли импорта в этом сегменте.

— Российская грузовая техника уступает иностранной по многим показателям: комфорту, надежности, экономичности и т. д. качество иностранной техники позволяет эксплуатировать ее на протяжении долгих лет даже в российских условиях, — отмечает начальник отдела лизинга автотранспорта компании «ЛизингПромХолд» Денис ЧЕРЕПОВ. Он прогнозирует усиление тенденции в будущем, приводя в качестве одного из аргументов рост цен на топливо: импортная техника экономичнее, соответственно, дешевле в эксплуатации. Подобная же ситуация наблюдается и в сегменте строительной спецтехники.

По многим позициям нет смысла даже говорить о конкуренции с российскими производителями, поскольку определенные виды грейдеров, экскаваторной техники, бетономешалок просто не выпускаются в России.

Исключение на рынке тяжелых грузовиков и спецтехники составляют автокраны — здесь позиции отечественных производителей, по оценкам экспертов, пока незыблемы. Причина — в оптимальном соотношении цены и качества. Лидерами продаж на Юге России, по оценке руководителя Южного филиала ЗАО «Ростехно» Максима ЗУЕВА, являются ОАО «Автокран» (торговая марка «Ивановец»), КАЗ («Клинцы»), ГАКЗ («Галичанин»), активно работают на рынке ЧМЗ («Челябинец»), «Угличмаш», «Мотовилихинские заводы» (Пермь).

Ближе к потребителю

По мнению директора по продажам компании «Петроскан» (дилер SCANIA) Сергея НОСКОВА, рано или поздно каждый производитель, желающий серьезно работать в России, должен будет иметь здесь как минимум сборочный завод. В прошлом году ряд европейских и азиатских производителей начали создавать заводы по сборке грузовиков в России или анонсировали такие намерения. Наиболее масштабные планы у Volvo: компания планирует производить под калугой 15 тыс. грузовиков (10 тыс. под маркой Volvo, 5 тыс. — Renault) начиная с 2009 года. Один из приоритетных регионов для реализации машин — ЮФО.

Еще один атрибут успешности работающих на рынке компаний — развитая дилерская сеть, и здесь Юг России тоже привлекателен. Так, компания Truck Center, входящая в ГК «МИБ», выкупила 10 га земли в Азовском районе Ростовской области и начнет во второй половине 2008 года строительство центра по продаже и сервису грузовиков MAN, а также Renault и Iveco. стоимость проекта — 150-200 млн руб. В компании рассчитывают на хороший спрос: центр будет расположен вблизи федеральных трасс М-4 «Дон» и Ростов — Харьков, которые обеспечивают большие транспортные потоки. Аналогичный проект Truck Center реализует и в Краснодарском крае, делая ставку на развитие региона и усиление доли транспортных перевозок в связи с олимпиадой.

На базе компании «Транс-Абсолют» в Ростове открыт сервисный центр SCANIA. Его деятельность не ограничивается сервисным обслуживанием большегрузных автомобилей и спецтехники: продажа новых автомобилей SCANIA (в том числе с отсрочкой до 4 лет) — не менее приоритетное направление бизнеса. Причем, как отметил на презентации центра глава российского представительства SCANIA Пер Густав НИЛЬССОН, рассчитывать на специальные условия покупки машин и сервиса здесь могут не только крупные транспортные предприятия.

Близость к потребителю помогает изучить спрос и более качественно планировать продажи. По словам менеджера по продажам в Южном регионе ЗАО «Вольво Восток» (официальный дистрибьютор Volvo Trucks в России) Евгения ЖЕВАКО, в 2007 году планы компании — продать порядка 90 автомобилей на Юге России — были реализованы. В 2008 году компания намерена довести продажи Volvo в регионе до 600 единиц. Из них только в ростовской области будет продано порядка 200 машин, что во многом обусловлено расположением здесь дилерского центра.

И здесь «китайцы»

Подобно терракотовой армии китайского императора, детища китайского автопрома стремительно завоевывают места в автопарках российских компаний, в том числе и южных. Замдиректор ООО «Большегруз» (продавец тяжелых грузовиков китайских марок) Сергей СКЛЯРУК считает, что у китайской тяжелой техники большие перспективы:

— Думаю, что к концу 2008 года китайские грузовики будут доминировать на рынке. Мы будем только наращивать обороты.

Начальник отдела продаж «РБА-Ростов» (дилер завода САМС) Николай СИДОРОВ видит причину роста китайских машин в дефиците предложения от других производителей.

— Очередь на отечественные тяжелые грузовики может достигать 3 месяцев, примерно та же ситуация и с западной техникой. В этот момент на рынке появилась продукция из КНР, — поясняет он.

Следуя общим тенденциям рынка, китайские производители организуют сервисные центры. Например, Южный филиал «РБА» сертифицировал центр в Ростове-на-Дону. В планах компании — организация сервисного обслуживания в Астрахани, Ставрополе и Краснодаре. Кроме того, китайская техника вдвое дешевле западной. Так, тягач Howo стоит $73 тыс., аналогичный Iveco — более 150 тыс. Считается, что высокая цена европейских грузовиков обоснована высоким качеством, длительным сроком службы, более высокой надежностью, экономичностью и уровнем комфорта. Однако потребители всегда стараются оптимизировать соотношение цены и качества, а в условиях дефицита они к тому же еще очень чувствительны к срокам поставки. Именно на эти характеристики сделали ставку китайские производители автомобилей FAW, FOTON, САМС, Shaanxi, DongFeng, совместной китайско-европейской модели IVECO LING YE и др., официально представленные в ЮФО.

О «большом будущем» китайцев на южнороссийском рынке говорит и тот факт, что они стремятся повысить качество своих автомобилей, изучая претензии потребителей, адаптируя машины к местным условиям.

— В прошлом году через ЗАО «Ростехно» было реализовано более сотни фронтальных погрузчиков и несколько десятков грузовиков. Сейчас мы получаем в основном лестные отзывы от их владельцев. Если проблемы и возникают, то в большинстве случаев они становятся следствием неграмотной эксплуатации китайской техники, — уверен Максим Зуев.


Автор: Лариса Никитина