ѕерейти на главную страницу  арта сайта

ƒругие статьи номера

»здательский дом «ћедиаёг» получил признание на ¬тором ћеждународном инвестиционном форуме PROEstate (5792)
2-й –оссийский агропродовольственный форум: прогнозы и тенденции 2008 (5734)
  читател€м (4728)
ћолоко в законе. ѕрин€тый технический регламент обнажил проблемы отрасли (6479)
ќльга Ѕульбич  
ѕоторговатьс€ за «наружку». –азрешени€ на установку объектов наружной рекламы будут выдаватьс€ по результатам торгов (4882)
≈катерина ћинакова   
–авновесие вкладчиков и заемщиков (4921)
Ћариса Ќикитина  
“оп-10: —делано в ё‘ќ (5166)
√лубоководное погружение (4700)
√алина јндреева  
ёбилей подкралс€ незаметно. 17 лет ¬ладимир „уб отмечает день рождени€ в ранге губернатора (5618)
ћаксим ‘едоров  
Ќаш олимпийский интерес (4266)
 ирилл ¬ласенко  
јлександр ѕочинок: «Ѕлагодар€ ќлимпиаде ёг пойдет резко вперед» (4364)
ћаксим ‘едоров  
’имическа€ атака (7375)
—ергей –один  
ћеталл — в профиль (5981)
ќксана Ћебедева  
ѕервенцы «јзов-—ити» (4577)
ќксана Ћебедева  
”двоение т€желовесов. —прос на т€желые коммерческие автомобили растет быстрее предложени€ (5492)
Ћариса Ќикитина  
–ационализаторское предложение. ÷ентр развити€ бизнеса и инновационных технологий станет св€зующим звеном между изобретател€ми, бизнесом и властью (5503)
‘аина Ѕогатырева  
¬перед в будущее. Ќаличие стратегии развити€ повышает привлекательность территорий дл€ инвестора (4534)
ƒмитрий јртеменко, кандидат экономических наук, гендиректор ќќќ «јудиторска€ компани€ «Ѕизнес- онсалтинг»  
Ёкономические реки и социальные берега. ”спехи в реальном секторе позвол€ют власти ¬олгодонского района решать проблемы соцсферы (4592)
√алина Ўувалова   
ѕрибыль в комплексе. ѕтицефабрика им. ј.ј. „ерникова входит в сотню крупнейших в стране, поставл€€ свою продукцию в том числе и в ћоскву (8423)
√алина Ўувалова  

 

¬писатьс€ в стандарт. Ѕольшинство нефтеперерабатывающих заводов ё‘ќ не смогут в следующем году начать выпуск бензина и дизтоплива по стандарту «≈вро-3»

є 6(20) (2008)
 оличество просмотров: 8083
¬ерси€ дл€ печати


ѕерейти на выпуск бензина и дизельного топлива, соответствующих стандарту «≈вро-3», –осси€ должна с 1 €нвар€ 2009 года.

ќднако на ёге –оссии пока только один нефтеперерабатывающий завод способен выпускать топливо этого формата. ќстальные три Ќѕ« ( раснодарский, јфипский и “уапсинский), объ€вив о начале модернизации своих производств несколько лет назад, по разным причинам процесс зат€нули и до означенной даты €вно не успевают. ѕредполагаетс€, что после «дн€ ’» они либо будут пытатьс€ перепродать свое топливо дл€ более глубокой переработки на другие Ќѕ«, либо, что наиболее веро€тно, попытаютс€ лоббировать в ѕравительстве –‘ продление срока введени€ моратори€.

¬есь российский бензин с апрел€ 2006 года производитс€ по √ќ—“у –51105-97 (соответствует европейскому стандарту «≈вро-2»), но уже разработаны и прин€ты √ќ—“ы, соответствующие стандартам «≈вро-3» и «≈вро-4». ѕереход на эти стандарты объ€сн€етс€ как более строгими экологическими нормами производства, так и требовани€ми ≈вросоюза к качеству √—ћ, ростом спроса на высокооктановый бензин.

¬ыпускать топливо стандарта не ниже «≈вро-3» отечественные Ќѕ« должны с начала 2009 года, а с сент€бр€ текущего года не допускаетс€ выпуск горючего с металлосодержащими присадками. ѕри этом предполагаетс€, что российские производители должны отказатьс€ от выпуска низкооктановых бензинов марок ј-76 и ј-92.

—ейчас в –оссии новым экологическим требовани€м соответствует лишь 9% отечественного топлива. » хот€ ведущие отечественные ¬»Ќ и почти в один голос анонсировали намерени€ провести реконструкцию своих перерабатывающих мощностей еще в 2005 году, пока лишь единицы приступили к этому реально.

Ќа ёге –оссии единственным производителем топлива нового стандарта €вл€етс€ «Ћ” ќ…Ћ». ¬ 2006 году на ввод в эксплуатацию установки каталитического риформинга бензинов на ¬олгоградском Ќѕ« (ќќќ «Ћукойлволгограднефтепереработка») мощностью переработки 1 млн тонн сырь€ в год компани€ затратила 3,8 млрд руб.  ак по€снили «¬естнику» в руководстве ¬Ќѕ«, пуск данной установки позволит увеличить долю производства высокооктановых автомобильных бензинов с 60% до 83% от всего объема. ¬ том же году завод произвел 9,12 млн тонн товарной продукции, из которых высокооктановые бензины составили 544 тыс. тонн (63% от общего объема выпуска автомобильных бензинов).

¬ декабре прошлого года на предпри€тии запущена установка изомеризации, продуктом которой €вл€етс€ высокооктановый компонент автомобильных бензинов — изомеризат. ≈го применение позвол€ет с нынешнего года начать выпуск бензина, полностью соответствующего стандарту «≈вро-3». ћощность новой установки составл€ет 385 тыс. тонн сырь€ в год.

ѕо утверждению президента нефтехолдинга ¬агита јлекперова, инвестиции в реконструкцию завода состав€т около 7 млрд руб. тем самым компани€ планирует довести глубину переработки нефти до 95%.    насто€щему времени капитальные вложени€ в это предпри€тие превысили 6 млрд рублей. ” остальных южных переработчиков все не так очевидно, как было за€влено в их планах.

≈ще в 2006 году руководство Ќ  «–оснефть» за€вл€ло о начале масштабной модернизации “уапсинского Ќѕ« (один из самых старых в отрасли, в этом году ему будет 90 лет). “огда же президент компании —ергей Ѕќ√ƒјЌ„» ќ¬ поставил перед руководством задачу к 2010 году нарастить объем переработки нефти на “Ќѕ« с 4 до 6 млн тонн в год, а глубину переработки — с 55 до 95%. Ќа эти цели компани€ планировала потратить $700 млн. ќднако чуть позже планы компании начали измен€тьс€ — как по объемам и вложени€м, так и по срокам реализации. —начала задержка произошла из-за того, что «–оснефть» занималась консолидацией своего пакета акций “Ќѕ« до 81,23% (закончена только в начале 2007 года), затем силы и средства компании были отвлечены на жесткую, продолжавшуюс€ до середины 2007 года борьбу с конкурентами за дележ ёкосовского наследства, в том числе и более полутора сотен ј«— на ёге –оссии.

¬ итоге, уже после победы —очи в олимпийской гонке, руководство ¬»Ќ а выступило с официальным за€влением об изменении своих планов по реконструкции завода. ѕо словам вице-президента «–оснефти» ƒмитри€ Ѕогданова, к 2012 году мощность переработки достигнет уже 10 млн тонн, на предпри€тии будет сохранено производство мазута и вакуумного газойл€ (в первоначальных планах его рассчитывали ликвидировать в пользу производства высокооктановых бензинов).

— јнализ рынка показывает наличие эффективной реализации этих объемов мазута и нафты, что позволит более м€гко выстроить финансовую схему в рамках реконструкции. ћы начнем получать cash flow от реконструкции и вкладывать в следующие этапы, — по€снил ƒмитрий Ѕогданов.

Ёксперты оценили изменени€ в планах и реализацию всей инвестпрограммы “Ќѕ« в$4 млрд. ≈стественно, что в этих услови€х был задержан и тендер на выбор генподр€дчика на проведение реконструкции и строительства под ключ нового Ќѕ« мощностью переработки до 12 млн тонн.

»тоги тендера, в котором было восемь участников, подведены не в начале, а в конце 2007 года: победителем признано столичное «јќ «√лобалстрой-»нжиниринг», которое проводило модернизацию и на ¬олгоградском Ќѕ«.

 ак по€снили «¬естнику» в руководстве «√лобалстрой-»нжиниринг», по услови€м тендера генподр€дчик должен постепенно выводить из производства устаревшие мощности, замен€€ их на новые, без остановки работы Ќѕ«. Ќачалась перва€ очередь реконструкции, котора€ может зан€ть около 34 мес€цев.

Ќа втором этапе завод уже сможет выпускать нефтепродукты форматов «≈вро-4» и «≈вро-5». »ными словами, за полгода “Ќѕ« никак не сможет начать выпуск топлива по обозначенным российским правительством стандартам.

ѕо мнению аналитика банка Dresdner Kleinwort  онстантина –езникова, туапсинский завод «сидит на трубе», по которой «транснефть» поставл€ет в порты легкую сибирскую нефть, и уже имеет преимущество перед конкурентами в меньших затратах на ее очистку. ј модернизаци€ и расширение мощностей отнимет значительную часть от нынешнего 80-процентного экспорта продукции “Ќѕ«. ќднако улучшение качества и увеличение поставок на внутренний рынок плюс близость к олимпийским объектам вполне могут покрыть всю упущенную выгоду предпри€ти€. ƒл€ выпуска продукции стандартов «≈вро-4» и «≈вро-5», считает  онстантин –езников, необходимо строить установку каталитического риформинга, на что уйдет не менее 3-5 лет.

— другой стороны, полагает гендиректор ќќќ «—оюзресурс- убань» —танислав Ѕабин, если ≈вропа не будет брать топливо “Ќѕ« из-за несоответстви€ стандартам, то завод вполне может продавать его на Ѕлижний ¬осток и в “урцию.

≈сли в “уапсе после долгих расчетов все же определились с параметрами проекта, то у јфипского Ќѕ« (собственник — близка€ к холдингу ќлега ƒерипаски ќбъединенна€ нефт€на€ группа) этой уверенности еще нет. »сполнительный директор јЌѕ« —ергей ¬етлов в прошлом году говорил о намерении начать модернизацию, чтобы достичь глубины переработки нефти до 70% и сосредоточитьс€ на выпуске светлых нефтепродуктов (сегодн€ почти половина продукции јЌѕ« составл€ет мазут), а к 2012 году нарастить мощности переработки с 1,1 до 3,5 млн тонн.

 ак сообщил «¬естнику» заместитель гендиректора ќбъединенной нефт€ной группы (ќЌ√) ƒмитрий —изов, пока еще планы модернизации только разрабатываютс€, а также определ€етс€, «куда пойдет рынок» и какой продукции отдать предпочтение — дизтопливу или автомобильным бензинам. ѕо его словам, автомобили в ≈вропе больше производ€тс€ с дизельными двигател€ми, в америке — с бензиновыми.

— Ќадо пон€ть дл€ себ€, какие из автомобилей в ближайшем будущем начнут поступать на отечественный рынок, — заметил —изов, — исход€ из этого и строить дальнейшую стратегию модернизации. —егодн€ упор делаетс€ на глубину переработки, так как добыча сырь€ в стране не растет. ј за наращиванием мощностей мы не гонимс€. ƒл€ удовлетворени€ потребностей региона в топливе хватает мощностей и ¬олгоградского Ќѕ«.

ƒл€ достижени€ за€вленной глубины переработки, по расчетам экспертов, јЌѕ« необходимо будет потратить на модернизацию, в зависимости от выбора производител€ оборудовани€, не менее$100 млн и проводить реконструкцию от полугода до 3 лет. “о есть к началу 2009 года завод также не сможет выпустить на рынок топливо нужных стандартов.

ѕо оценке эксперта »√ «јнтанта- апитал» “имура ’айруллина, “уапсинскому заводу на выпуск топлива формата «≈вро-3» необходимо как минимум $300 млн, јфипскому — $100 млн. ¬прочем, полагает эксперт, все будет зависеть от потребностей собственников и того оборудовани€, которое уже у них есть.

„етвертый южнороссийский Ќѕ« в  раснодаре (принадлежит Ќ  «–усс-Ќефть») тем более не сможет уложитьс€ в установленные сроки. ќпальный олигарх ћихаил √уцериев, скрывающийс€ за границей, успел переуступить свои активы международному трейдеру Glencore, в залоге у которого наход€тс€ 49% акций «–уссЌефти», задолжавшей трейдеру свыше $1 млрд. ¬  насто€щий момент Glencore подала в ‘ј— –‘ за€вку на приобретение пока лишь нескольких добывающих активов Ќ , и сегодн€ той уж точно не до модернизации  раснодарского Ќѕ«.

 стати, на завод претендует ќбъединенна€ нефт€на€ группа, мечтающа€ объединить его со своим јфипским Ќѕ« (наход€тс€ по соседству друг с другом).

¬ менеджменте  Ќѕ« не скрывают, что пока не представл€ют перспектив предпри€ти€ и не особо озабочены проблемами его модернизации.
Ёксперты единодушны: ждать от краснодарского завода перехода на новые стандарты топлива в ближайшем будущем не стоит.

ѕо мнению аналитика »  «¬елес- апитал» ƒмитри€ Ћют€гина, пока не определитс€ и юридически не оформитс€ новый владелец  Ќѕ«, вкладывать средства в модернизацию завода никто не будет.

ƒмитрий Ћют€гин также отмечает, что ранее середины 2009 года ни в “уапсе, ни в јфипской «≈вро-3» не по€витс€, поэтому их собственникам придетс€ решать вопрос в ѕравительстве –‘ о продлении срока введени€ моратори€ на топливо менее качественных стандартов.

— ним согласен и “имур ’айруллин: эксперт считает, что после 1 €нвар€ 2009 года не соответствующие нормам Ќѕ« никто закрывать не будет.

— ” их собственников есть два выхода: либо перепродавать топливо другим Ќѕ«, которые производ€т √—ћ по стандарту «≈вро-3», на что вр€д ли кто пойдет, либо, что наиболее веро€тно, добиватьс€ от правительства отсрочки на введение моратори€, — считает “имур ’айруллин. — суд€ по начавшейс€ в —ћ» кампании в поддержку отсрочки, ¬»Ќ и уже начали этот процесс.

¬ крайнем случае Ќѕ« будут платить штрафные санкции, но работать. ¬едь уже сегодн€ в ё‘ќ наблюдаетс€ рост потребности в √—ћ.

¬прочем, как заметил аналитик компании «ј“ќЌ» јртем  ончин, инвестиции в модернизацию Ќѕ« пока себ€ не оправдывают: ¬»Ќ ам сегодн€ гораздо выгоднее заниматьс€ либо расширением пропускной способности трубопроводов и экспортных нефт€ных терминалов, либо открывать новые месторождени€.


јвтор: –оман ѕавлюченко

 

††