Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

Издательский дом «МедиаЮг» получил признание на Втором Международном инвестиционном форуме PROEstate (6039)
2-й Российский агропродовольственный форум: прогнозы и тенденции 2008 (6007)
К читателям (4938)
Молоко в законе. Принятый технический регламент обнажил проблемы отрасли (6722)
Ольга Бульбич  
Поторговаться за «наружку». Разрешения на установку объектов наружной рекламы будут выдаваться по результатам торгов (5122)
Екатерина Минакова   
Равновесие вкладчиков и заемщиков (5164)
Лариса Никитина  
Топ-10: Сделано в ЮФО (5389)
Глубоководное погружение (4931)
Галина Андреева  
Юбилей подкрался незаметно. 17 лет Владимир Чуб отмечает день рождения в ранге губернатора (5900)
Максим Федоров  
Наш олимпийский интерес (4492)
Кирилл Власенко  
Александр Починок: «Благодаря Олимпиаде Юг пойдет резко вперед» (4618)
Максим Федоров  
Химическая атака (7629)
Сергей Родин  
Металл — в профиль (6237)
Оксана Лебедева  
Первенцы «Азов-Сити» (4815)
Оксана Лебедева  
Удвоение тяжеловесов. Спрос на тяжелые коммерческие автомобили растет быстрее предложения (5723)
Лариса Никитина  
Рационализаторское предложение. Центр развития бизнеса и инновационных технологий станет связующим звеном между изобретателями, бизнесом и властью (5728)
Фаина Богатырева  
Вперед в будущее. Наличие стратегии развития повышает привлекательность территорий для инвестора (4747)
Дмитрий Артеменко, кандидат экономических наук, гендиректор ООО «Аудиторская компания «Бизнес-Консалтинг»  
Экономические реки и социальные берега. Успехи в реальном секторе позволяют власти Волгодонского района решать проблемы соцсферы (4823)
Галина Шувалова   
Прибыль в комплексе. Птицефабрика им. А.А. Черникова входит в сотню крупнейших в стране, поставляя свою продукцию в том числе и в Москву (8715)
Галина Шувалова  

 

Вписаться в стандарт. Большинство нефтеперерабатывающих заводов ЮФО не смогут в следующем году начать выпуск бензина и дизтоплива по стандарту «Евро-3»

№ 6(20) (2008)
Количество просмотров: 8333
Версия для печати


Перейти на выпуск бензина и дизельного топлива, соответствующих стандарту «Евро-3», Россия должна с 1 января 2009 года.

Однако на Юге России пока только один нефтеперерабатывающий завод способен выпускать топливо этого формата. Остальные три НПЗ (Краснодарский, Афипский и Туапсинский), объявив о начале модернизации своих производств несколько лет назад, по разным причинам процесс затянули и до означенной даты явно не успевают. Предполагается, что после «дня Х» они либо будут пытаться перепродать свое топливо для более глубокой переработки на другие НПЗ, либо, что наиболее вероятно, попытаются лоббировать в Правительстве РФ продление срока введения моратория.

Весь российский бензин с апреля 2006 года производится по ГОСТу Р51105-97 (соответствует европейскому стандарту «Евро-2»), но уже разработаны и приняты ГОСТы, соответствующие стандартам «Евро-3» и «Евро-4». Переход на эти стандарты объясняется как более строгими экологическими нормами производства, так и требованиями Евросоюза к качеству ГСМ, ростом спроса на высокооктановый бензин.

Выпускать топливо стандарта не ниже «Евро-3» отечественные НПЗ должны с начала 2009 года, а с сентября текущего года не допускается выпуск горючего с металлосодержащими присадками. При этом предполагается, что российские производители должны отказаться от выпуска низкооктановых бензинов марок А-76 и А-92.

Сейчас в России новым экологическим требованиям соответствует лишь 9% отечественного топлива. И хотя ведущие отечественные ВИНКи почти в один голос анонсировали намерения провести реконструкцию своих перерабатывающих мощностей еще в 2005 году, пока лишь единицы приступили к этому реально.

На Юге России единственным производителем топлива нового стандарта является «ЛУКОЙЛ». В 2006 году на ввод в эксплуатацию установки каталитического риформинга бензинов на Волгоградском НПЗ (ООО «Лукойлволгограднефтепереработка») мощностью переработки 1 млн тонн сырья в год компания затратила 3,8 млрд руб. Как пояснили «Вестнику» в руководстве ВНПЗ, пуск данной установки позволит увеличить долю производства высокооктановых автомобильных бензинов с 60% до 83% от всего объема. В том же году завод произвел 9,12 млн тонн товарной продукции, из которых высокооктановые бензины составили 544 тыс. тонн (63% от общего объема выпуска автомобильных бензинов).

В декабре прошлого года на предприятии запущена установка изомеризации, продуктом которой является высокооктановый компонент автомобильных бензинов — изомеризат. Его применение позволяет с нынешнего года начать выпуск бензина, полностью соответствующего стандарту «Евро-3». Мощность новой установки составляет 385 тыс. тонн сырья в год.

По утверждению президента нефтехолдинга Вагита Алекперова, инвестиции в реконструкцию завода составят около 7 млрд руб. тем самым компания планирует довести глубину переработки нефти до 95%. К  настоящему времени капитальные вложения в это предприятие превысили 6 млрд рублей. У остальных южных переработчиков все не так очевидно, как было заявлено в их планах.

Еще в 2006 году руководство НК «Роснефть» заявляло о начале масштабной модернизации Туапсинского НПЗ (один из самых старых в отрасли, в этом году ему будет 90 лет). Тогда же президент компании Сергей БОГДАНЧИКОВ поставил перед руководством задачу к 2010 году нарастить объем переработки нефти на ТНПЗ с 4 до 6 млн тонн в год, а глубину переработки — с 55 до 95%. На эти цели компания планировала потратить $700 млн. Однако чуть позже планы компании начали изменяться — как по объемам и вложениям, так и по срокам реализации. Сначала задержка произошла из-за того, что «Роснефть» занималась консолидацией своего пакета акций ТНПЗ до 81,23% (закончена только в начале 2007 года), затем силы и средства компании были отвлечены на жесткую, продолжавшуюся до середины 2007 года борьбу с конкурентами за дележ Юкосовского наследства, в том числе и более полутора сотен АЗС на Юге России.

В итоге, уже после победы Сочи в олимпийской гонке, руководство ВИНКа выступило с официальным заявлением об изменении своих планов по реконструкции завода. По словам вице-президента «Роснефти» Дмитрия Богданова, к 2012 году мощность переработки достигнет уже 10 млн тонн, на предприятии будет сохранено производство мазута и вакуумного газойля (в первоначальных планах его рассчитывали ликвидировать в пользу производства высокооктановых бензинов).

— Анализ рынка показывает наличие эффективной реализации этих объемов мазута и нафты, что позволит более мягко выстроить финансовую схему в рамках реконструкции. Мы начнем получать cash flow от реконструкции и вкладывать в следующие этапы, — пояснил Дмитрий Богданов.

Эксперты оценили изменения в планах и реализацию всей инвестпрограммы ТНПЗ в$4 млрд. Естественно, что в этих условиях был задержан и тендер на выбор генподрядчика на проведение реконструкции и строительства под ключ нового НПЗ мощностью переработки до 12 млн тонн.

Итоги тендера, в котором было восемь участников, подведены не в начале, а в конце 2007 года: победителем признано столичное ЗАО «Глобалстрой-Инжиниринг», которое проводило модернизацию и на Волгоградском НПЗ.

Как пояснили «Вестнику» в руководстве «Глобалстрой-Инжиниринг», по условиям тендера генподрядчик должен постепенно выводить из производства устаревшие мощности, заменяя их на новые, без остановки работы НПЗ. Началась первая очередь реконструкции, которая может занять около 34 месяцев.

На втором этапе завод уже сможет выпускать нефтепродукты форматов «Евро-4» и «Евро-5». Иными словами, за полгода ТНПЗ никак не сможет начать выпуск топлива по обозначенным российским правительством стандартам.

По мнению аналитика банка Dresdner Kleinwort Константина Резникова, туапсинский завод «сидит на трубе», по которой «транснефть» поставляет в порты легкую сибирскую нефть, и уже имеет преимущество перед конкурентами в меньших затратах на ее очистку. А модернизация и расширение мощностей отнимет значительную часть от нынешнего 80-процентного экспорта продукции ТНПЗ. Однако улучшение качества и увеличение поставок на внутренний рынок плюс близость к олимпийским объектам вполне могут покрыть всю упущенную выгоду предприятия. Для выпуска продукции стандартов «Евро-4» и «Евро-5», считает Константин Резников, необходимо строить установку каталитического риформинга, на что уйдет не менее 3-5 лет.

С другой стороны, полагает гендиректор ООО «Союзресурс-Кубань» Станислав Бабин, если Европа не будет брать топливо ТНПЗ из-за несоответствия стандартам, то завод вполне может продавать его на Ближний Восток и в Турцию.

Если в Туапсе после долгих расчетов все же определились с параметрами проекта, то у Афипского НПЗ (собственник — близкая к холдингу Олега Дерипаски Объединенная нефтяная группа) этой уверенности еще нет. Исполнительный директор АНПЗ Сергей Ветлов в прошлом году говорил о намерении начать модернизацию, чтобы достичь глубины переработки нефти до 70% и сосредоточиться на выпуске светлых нефтепродуктов (сегодня почти половина продукции АНПЗ составляет мазут), а к 2012 году нарастить мощности переработки с 1,1 до 3,5 млн тонн.

Как сообщил «Вестнику» заместитель гендиректора Объединенной нефтяной группы (ОНГ) Дмитрий Сизов, пока еще планы модернизации только разрабатываются, а также определяется, «куда пойдет рынок» и какой продукции отдать предпочтение — дизтопливу или автомобильным бензинам. По его словам, автомобили в Европе больше производятся с дизельными двигателями, в америке — с бензиновыми.

— Надо понять для себя, какие из автомобилей в ближайшем будущем начнут поступать на отечественный рынок, — заметил Сизов, — исходя из этого и строить дальнейшую стратегию модернизации. Сегодня упор делается на глубину переработки, так как добыча сырья в стране не растет. А за наращиванием мощностей мы не гонимся. Для удовлетворения потребностей региона в топливе хватает мощностей и Волгоградского НПЗ.

Для достижения заявленной глубины переработки, по расчетам экспертов, АНПЗ необходимо будет потратить на модернизацию, в зависимости от выбора производителя оборудования, не менее$100 млн и проводить реконструкцию от полугода до 3 лет. То есть к началу 2009 года завод также не сможет выпустить на рынок топливо нужных стандартов.

По оценке эксперта ИГ «Антанта-Капитал» Тимура Хайруллина, Туапсинскому заводу на выпуск топлива формата «Евро-3» необходимо как минимум $300 млн, Афипскому — $100 млн. Впрочем, полагает эксперт, все будет зависеть от потребностей собственников и того оборудования, которое уже у них есть.

Четвертый южнороссийский НПЗ в Краснодаре (принадлежит НК «Русс-Нефть») тем более не сможет уложиться в установленные сроки. Опальный олигарх Михаил Гуцериев, скрывающийся за границей, успел переуступить свои активы международному трейдеру Glencore, в залоге у которого находятся 49% акций «РуссНефти», задолжавшей трейдеру свыше $1 млрд. В  настоящий момент Glencore подала в ФАС РФ заявку на приобретение пока лишь нескольких добывающих активов НК, и сегодня той уж точно не до модернизации Краснодарского НПЗ.

Кстати, на завод претендует Объединенная нефтяная группа, мечтающая объединить его со своим Афипским НПЗ (находятся по соседству друг с другом).

В менеджменте КНПЗ не скрывают, что пока не представляют перспектив предприятия и не особо озабочены проблемами его модернизации.
Эксперты единодушны: ждать от краснодарского завода перехода на новые стандарты топлива в ближайшем будущем не стоит.

По мнению аналитика ИК «Велес-Капитал» Дмитрия Лютягина, пока не определится и юридически не оформится новый владелец КНПЗ, вкладывать средства в модернизацию завода никто не будет.

Дмитрий Лютягин также отмечает, что ранее середины 2009 года ни в Туапсе, ни в Афипской «Евро-3» не появится, поэтому их собственникам придется решать вопрос в Правительстве РФ о продлении срока введения моратория на топливо менее качественных стандартов.

С ним согласен и Тимур Хайруллин: эксперт считает, что после 1 января 2009 года не соответствующие нормам НПЗ никто закрывать не будет.

— У их собственников есть два выхода: либо перепродавать топливо другим НПЗ, которые производят ГСМ по стандарту «Евро-3», на что вряд ли кто пойдет, либо, что наиболее вероятно, добиваться от правительства отсрочки на введение моратория, — считает Тимур Хайруллин. — судя по начавшейся в СМИ кампании в поддержку отсрочки, ВИНКи уже начали этот процесс.

В крайнем случае НПЗ будут платить штрафные санкции, но работать. Ведь уже сегодня в ЮФО наблюдается рост потребности в ГСМ.

Впрочем, как заметил аналитик компании «АТОН» Артем Кончин, инвестиции в модернизацию НПЗ пока себя не оправдывают: ВИНКам сегодня гораздо выгоднее заниматься либо расширением пропускной способности трубопроводов и экспортных нефтяных терминалов, либо открывать новые месторождения.


Автор: Роман Павлюченко