Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

«Вестник Олимпиады»: первый международный (4385)
К читателям (4344)
Топ-10: сделано в ЮФО (5232)
Удачное место на глобусе (4753)
Жорж Моризо: «Мы убедились: на Дону — большая потребность в цементе» (5389)
Максим Федоров  
Металлический звон. Для сохранения рыночных позиций предприятия черной и цветной металлургии ЮФО нацелены увеличить объемы производства (7345)
Умножение путем сложения. МЗМО и «ПромТяжМаш» объединятся, чтобы усилить позиции на рынке (7364)
Галина Шувалова  
Не прячьте ваши денежки… (4876)
Лариса Никитина  
Прыжок через барьеры. Российскому малому и среднему бизнесу обещают светлое будущее (5018)
Ирина Фомина, Оксана Лебедева  
Когда спрос превышает предложение… (5273)
Нить «Ариадны» протянулась через 200 городов России (5964)
Марина Симионова  
Транспорт урегулировали. Вступил в силу Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (6025)
Иван Шептухов, начальник отдела консалтинга ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону», Сергей Фомин, юрист ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону»  
Производители запутались в сетях (6093)
Ольга Бульбич   
Произвести и переработать (4825)
Галина Шувалова   
Инструмент для перехода (4530)
Галина Андреева   
Олимпийские планы железнодорожников (6156)
Галина Шувалова   
Бурный рост на низком старте. В ЮФО теперь можно приобрести автомобили практически любой известной марки (6346)
Лариса Никитина   
Под президентским контролем (4814)
«Зеленая» эволюция, или «Думать за пределами нефтяной трубы» (6900)
Ольга Бульбич  

 

Вячеслав Василенко: «Аграрный бизнес должен быть комфортным»

№ 5(19) (2008)
Количество просмотров: 5407
Версия для печати


О необходимости развивать сельские территории, повышать уровень жизни на селе, конкурентоспособность и финансовую устойчивость предприятий, а также о том, какие направления донского АПК, кроме птицеводства и свиноводства, уже заинтересовали крупных инвесторов.

— Вячеслав Николаевич, на российский минсельхоз недавно возложили «объемную» функцию — ответственность за устойчивое развитие сельских территорий. Это повышает вес министерства или добавляет ему головной боли?

— Прежде всего это свидетельствует о том, что меняется отношение к селу. Наконец-то пришло понимание, что для крестьянина земледелие — не просто занятие или средство получения дохода, а образ жизни. И если мы хотим обеспечить продовольственную безопасность страны, то должны озаботиться не только внедрением новых технологий, приобретением современной техники или развитием бизнеса. Мы должны сделать так, чтобы деревни не умирали, а люди не бежали из села. Разве бизнес возможен там, где людям некомфортно жить, негде лечиться, учиться, полноценно отдыхать? Вахтовым методом можно нефть качать. А чтобы землю возделывать, надо на ней жить.

Нельзя сказать, что социальными проблемами села, развитием инфраструктуры сельских поселений никто не занимался. Просто до недавнего времени эти функции были распылены, поделены между четырьмя министерствами. А поскольку не для всех ведомств сельские проблемы являются профильными, то и финансирование зачастую осуществлялось по остаточному принципу. И не всегда деньги направлялись туда, где они могли бы дать экономический эффект.

Хочу обратить внимание еще на одно важное обстоятельство. В преамбуле пятилетней госпрограммы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия перечислены три основные цели. На первом месте стоит «устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения». А уже потом следуют чисто экономические задачи: повышение конкурентоспособности, финансовой устойчивости, модернизация, ускоренное развитие и т.д.

В госпрограмме есть, например, такое положение: «повышение качества жизни сельского населения», «повышение уровня комфортности и привлекательности проживания в сельской местности». То есть важно не просто дом построить, а чтобы там было все необходимое. как в любой городской квартире. То же самое в отношении больниц, школ, кинотеатров, прочих объектов социальной инфраструктуры. Такое понятие, как качество жизни, сравнительно недавно вошло в обиход соотечественников, а уж по отношению к деревне его точно никогда не употребляли.

В Ростовской области еще много предстоит сделать, чтобы соответствовать заявленным в госпрограмме целям. Но и сделано уже немало. Например, в газификацию и водоснабжение донских сел вложено более 118 млн. руб. из федерального бюджета, введено в эксплуатацию 224 км распределительных газовых сетей и 63 км — водопроводных. По областной программе субсидии на строительство и приобретение сельского жилья для молодых специалистов, молодых семей и граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, составили 614 млн. руб. из федерального и областного бюджетов.

Приобретено на вторичном рынке и построено около 104 тыс. кв. м жилья для 1618 участников программы, большая часть которых — молодые семьи и молодые специалисты.

— Министр сельского хозяйства и продовольствия России Алексей Гордеев выдвинул идею о том, что крупный бизнес должен подписывать контракт с региональным правительством о своей социальной ответственности. Вписывается ли это в рыночные отношения государства и бизнеса?

— Вполне вписывается. Не вижу никакого противоречия. Если интересы государства, бизнеса и граждан совпадают, почему бы им не объединить усилия? Главное, чтобы все делалось на законных основаниях, на правовой основе. Есть ФЦП «социальное развитие села до 2012 года», в марте нынешнего года российское правительство приняло постановление «О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов РФ на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности».

В документах подробно описано, как предприятия, работающие на селе, могут участвовать в софинансировании приобретения или строительства жилья для своих работников.

Формы этого участия могут быть различными. Например, предприятие создает новые рабочие места, находит желающих переехать в сельскую местность на постоянное место жительства, предоставляет им жилье по договорам найма. Либо участвует вместе с органом местного самоуправления в приобретении или строительстве жилых помещений, а также предоставляет своим работникам временное жилье на период строительства жилого дома.

— Не все направления донского АПК развиваются равномерно. Можно ли ожидать, что крупные инвесторы заинтересуются слаборазвитыми и нуждающимися в модернизации видами деятельности?

— Действительно, наиболее привлекательными для крупных инвесторов все еще остаются быстроокупаемые птицеводство и свиноводство. В 2007 году наибольшие объемы инвестиций освоены при реализации крупных инвестпроектов именно в этих секторах. Например, ООО «Евродон» инвестировало более 1,6 млрд. руб., ЗАО «Русская свинина» — свыше 1,3 млрд. руб., ЗАО «Батайское» — 625,7 млн. руб. Совершенно естественно, что бизнес идет туда, где выгоднее. Назовите мне инвестора, который откажется от быстроокупаемого проекта в пользу того, который даст прибыль лишь через несколько лет. К тому же и нашим аграриям требовалось время, чтобы научиться жить и работать в новых экономических условиях и не шарахаться от слов «инвестор» или «кредит». Сейчас они уже понимают, что для выживания в конкурентной борьбе своих сил и средств недостаточно. Сегодня в структуре инвестиций, привлеченных предприятиями АПК на реализацию проектов, доля собственных средств составляет около 30%, остальное — привлеченные средства.

В ближайшие годы в АПК Ростовской области появятся новые интересные и перспективные проекты, начнется новый этап: намечается развитие крахмалопаточной, сахарной и консервной отраслей. Так, компания «Амилко» намерена построить в Миллеровском районе крахмалопаточный комбинат, который будет перерабатывать 300 тонн зерна кукурузы в сутки и сможет обеспечить российский рынок продукцией, которую сегодня потребители импортируют (крахмал, патока карамельная и мальтозная). При этом будет создано 400 рабочих мест, что для сельского района немало.

Второе предприятие той же отраслевой направленности планирует построить ООО «Хотунок» в Новочеркасске. Здесь переработка зерна пшеницы (150 тонн в сутки) даст на выходе, кроме патоки и крахмала, клейковину, декстрин пшеничный и отруби пшеничные гранулированные.

В Ростовской области нет ни одного сахарного завода, хотя хозяйства ежегодно собирают 400 тыс. тонн сахарной свеклы с площади более 20 тыс. га. Сейчас ведутся переговоры о строительстве завода по переработке свеклы мощностью 10 тыс. тонн в сутки. Назрела также необходимость строительства крупного завода по производству плодоовощных консервов с ежегодным объемом готовой продукции в 50–80 млн. условных банок в год.

Существующие мощности позволяют перерабатывать лишь 6% выращиваемой продукции, большая часть плодов и овощей реализуется в свежем виде. Ведутся переговоры с инвесторами о строительстве консервного завода в Семикаракорском районе и возобновлении работы Багаевского консервного завода. Московская фирма «Аграм» уже в этом году в Багаевском районе планирует пуск первой очереди предприятия по засолке огурцов: первоначальная мощность — 2,5 тыс. тонн, в дальнейшем — до 20 тыс. тонн в год.

Действующие предприятия консервной отрасли тоже не стоят на месте, активно модернизируются, чтобы увеличить совокупный объем производства плодоовощных консервов до 45 млн. условных банок в год.

Завод чипсов на территории города Азова строит компания «Фрито лэй», входящая в состав корпорации «Пепсико» (США). Предприятие будет перерабатывать до 200 тыс. тонн картофеля ежегодно.

— Цены на продовольствие после «заморозки» вновь пошли в рост. Следует ли смириться с тем, что это общемировая тенденция? Или можно еще найти экономические методы регулирования? Стоит ли вводить предельные наценки на социально значимые товары, чтобы смягчить удар по самым бедным?

— Проблема в том, что дорожает не только продовольствие. Скажем, в конце прошлого года наше министерство заключило 15 соглашений с крупными и средними хлебопекарными предприятиями и 7 соглашений с предприятиями мукомольной промышленности городов и районов области о стабилизации цен на социально значимые продукты питания, в том числе на хлеб из пшеничной муки первого сорта до 15 января 2008 года. Многие предприятия пролонгировали эти соглашения до 3 марта. Однако с 1 января были повышены тарифы на электроэнергию, газ, воду, дизтопливо. Вместе с удорожанием зерна и муки это привело к увеличению себестоимости хлеба и хлебобулочных изделий.

Рентабельность производства на предприятиях упала, в некоторых случаях до нуля. Это вынудило хлебопеков постепенно повысить отпускные цены на хлеб из пшеничной муки первого сорта. Когда были объявлены государственные зерновые интервенции, специалисты нашего министерства консультировали работников предприятий мукомольной промышленности, помогая правильно оформить документы для участия в торгах. Около шести тысяч тонн пшеницы третьего класса закупило предприятие «Ковш». Выработанная из этого зерна мука первого сорта будет распределена по фиксированным отпускным ценам хлебопекарным предприятиям области, что позволит сдерживать рост цен на хлеб.

Что касается предельных торговых наценок, то они должны составлять не более 10% на социально значимые продукты питания, чтобы избежать их необоснованного удорожания на пути от производителя к потребителю. Все эти меры вынужденные, в кризисные периоды к ним приходится прибегать. А чтобы они не превратились в привычку, надо интенсивно развивать сельхозпроизводство, модернизировать предприятия, увеличивать выпуск продовольствия. И, возвращаясь к началу нашего разговора: аграрный бизнес может и должен быть не только выгодным, но и комфортным занятием для всех участников этого процесса.


Автор: Ольга Бульбич