Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

«Вестник Олимпиады»: первый международный (4385)
К читателям (4344)
Топ-10: сделано в ЮФО (5232)
Удачное место на глобусе (4753)
Жорж Моризо: «Мы убедились: на Дону — большая потребность в цементе» (5389)
Максим Федоров  
Металлический звон. Для сохранения рыночных позиций предприятия черной и цветной металлургии ЮФО нацелены увеличить объемы производства (7345)
Умножение путем сложения. МЗМО и «ПромТяжМаш» объединятся, чтобы усилить позиции на рынке (7364)
Галина Шувалова  
Не прячьте ваши денежки… (4876)
Лариса Никитина  
Прыжок через барьеры. Российскому малому и среднему бизнесу обещают светлое будущее (5018)
Ирина Фомина, Оксана Лебедева  
Когда спрос превышает предложение… (5273)
Нить «Ариадны» протянулась через 200 городов России (5964)
Марина Симионова  
Транспорт урегулировали. Вступил в силу Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (6025)
Иван Шептухов, начальник отдела консалтинга ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону», Сергей Фомин, юрист ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону»  
Производители запутались в сетях (6093)
Ольга Бульбич   
Произвести и переработать (4825)
Галина Шувалова   
Инструмент для перехода (4530)
Галина Андреева   
Олимпийские планы железнодорожников (6156)
Галина Шувалова   
Под президентским контролем (4813)
«Зеленая» эволюция, или «Думать за пределами нефтяной трубы» (6899)
Ольга Бульбич  
Вячеслав Василенко: «Аграрный бизнес должен быть комфортным» (5407)
Ольга Бульбич   

 

Бурный рост на низком старте. В ЮФО теперь можно приобрести автомобили практически любой известной марки

№ 5(19) (2008)
Количество просмотров: 6345
Версия для печати


Продажи легких коммерческих автомобилей на южнороссийском рынке показывают устойчивый рост. Особенно радует официальных дилеров динамика в сегменте небольших иностранных грузовиков, объем продаж которых в среднем увеличился за год на 100%. Тем не менее продавцы признают: пока ни один зарубежный производитель не смог составить конкуренцию продукции Горьковского автозавода. Но ситуация может вскоре измениться — на рынок активно продвигаются модели китайского производства.

Не только «Газель»

Опрошенные «Вестником» автодилеры отмечают, что сегмент легких коммерческих автомобилей (LCV — сокр. англ. light commercial vehicles, включает легкие грузовики и микроавтобусы. — Прим. «Вестника») на Юге России за прошлый год вырос на 40–50%. к примеру, компания «Панавто» продала 2675 единиц малотоннажных авто в ЮФО, что на 42% превышает показатели 2006 года. Руководитель ставропольского филиала краснодарской компании ЗАО «Ростехно» Максим Зуев отмечает, что спрос на легкие коммерческие автомобили растет быстрее предложения — активно развиваются субъекты малого и среднего бизнеса, расширяя географию своего присутствия, следовательно, есть потребность увеличить или обновить автопарк. Помимо этого, спрос стимулирует инвестиционный бум, связанный с подготовкой к Олимпийским играм 2014 года. Все это дает основания полагать, что региональный рынок сохранит свою динамику еще как минимум 4–5 лет.

Аналитик УК «Ингосстрах-Инвестиции» Евгений Шаго объясняет столь бурный рост «низким стартом»: еще недавно рынка LCV как такового просто не было, существовал монополист, который в меру своих возможностей обеспечивал потребности потенциальных клиентов.

— У нас в этом сегменте безраздельно властвовал Горьковский автозавод (ГАЗ), — поясняет Шаго. — При этом потребность в такого рода автомобилях, особенно укомплектованных дизельными двигателями, была довольно высокой. Таким образом, если прежде у словосочетания «коммерческий транспорт» был один синоним — «Газель», то сейчас ситуация поменялась: в ЮФО можно приобрести машины практически любой известной марки.

Лидерские позиции занимают дилерские центры «РусБизнесавто» (официальный дилер автотехники МАЗ, КАМАЗ, НЕФаз, Hyundai и официальный дистрибьютор Higer, CAMC, PowerCat, MBB), «Транс Абсолют» (официальный дилер Skania), «Темп-Авто» (Hyundai, ТАГАЗ, BAW, Iveco, ГАЗ, ИЖ, УАЗ), «Панавто-Юг» (официальный дилер ЗаО «Мерседес-Бенц Рус», марки VITO, VIANO).

В течение полутора лет открылись филиалы таких федеральных компаний, как «ВостоктехноГрупп» (официальный дилер FAW), «Грузомобиль» (официальный дилер Foton, FAW, JAC, Tata, BAW, Yuedin). Недавно компания Truck Center заявила о начале строительства центра по продажам и сервису коммерческого автотранспорта MAN, Renault и Iveco.

Китайское нашествие

Покупатель коммерческого автотранспорта, по мнению автодилеров, уже перестал делать выбор, ориентируясь исключительно на цену. Она больше не является единственным критерием.

— Многие предприятия и организации предпочитают обновлять автопарки, отдавая предпочтение надежным и современным автомобилям, — поясняет гендиректор ООО «Автолига» Александр Диденко. — Я понимаю это просто: руководители заметили и оценили, насколько выгодны вложения в хорошие, экономичные и надежные автомобили. К примеру, техобслуживание некоторых марок надо проходить только спустя 25 тыс. км пробега, что позволяет не отрывать автомобиль от текущей работы.

С этим фактом участники рынка связывают тенденцию роста продаж импортной техники. По оценкам агентства маркетинговых исследований «Информ-анализ», с 2005-го по 2008 год импорт легкой коммерческой техники из стран дальнего зарубежья увеличивается в 1,5–2 раза ежегодно.

Но главный тренд в «импортном» сегменте — усиление позиций китайского автопрома, причем машин, зачастую собранных на платформах известных мировых производителей: китайских Howo (собираются по технологии Volvo), Dong Feng (технология Nissan), CAMC (технология Mitsubishi), FAW, JAC, Yuedin, Foton.

Директор автосалона «Автомир» Константин Жильцов считает, что выводить машины китайского производства на региональный рынок несложно — они достойно выглядят в среднем классе и при этом значительно выигрывают в цене.

— Китайцы очень быстро завоевывают рынок, — подтверждает Максим Зуев из «Ростехно», — этот процесс объективен, и его уже не остановить.

К плюсам «китайцев» надо отнести большое разнообразие модификаций, позволяющее подобрать оптимальное решение для конкретного заказчика, будь то грузовые перевозки, автобусный парк или, допустим, туристическая компания. Конечно, проблем с китайцами хватает, но ведь и цены на их технику намного ниже европейских аналогов и сопоставимы с отечественными машинами.

Еще одна тенденция — снижение числа ввозимых подержанных коммерческих автомобилей. Если в 2006 году доля импорта новых машин оценивалась в 30%, то к концу прошлого года иномарки с пробегом и новые машины делили рынок уже в соотношении 50/50.

Русские иностранцы

Конкуренцию импортному коммерческому автотранспорту составляют иностранные модели российской сборки. По данным аналитического агентства «Автостат», в общем объеме производства грузовых автомобилей в России доля иностранных моделей в первом полугодии 2007 года увеличилась до 5,2% против 3,6% в первом полугодии 2006 года. Наращивают объемы выпуска коммерческих моделей Hyundai Ростовский завод грузовых автомобилей (РЗГА) и таганрогский автомобильный завод (ТАГАЗ). «Северсталь-авто» развивает производство грузовиков Isuzu, а группа ГАЗ намерена локализовать производство Maxus в течение 2008–2009 годов.

— В сегменте автомобилей среднего класса сборка в России снижает издержки производства, соответственно, уменьшается цена. У потребителя появляется возможность приобрести автомобиль с мировым именем без дополнительных затрат, — отмечает руководитель отдела маркетинга компании «Темп-авто» Дарья Кириченко.

Продажами малотоннажного Hyundai Porter (запущен в производство весной 2005 года) на ТАГАЗе довольны — ставка была сделана на правильный сегмент. До начала выпуска Porter на российском рынке не было качественного однотонника с дизельным двигателем: российские «Газели» комплектуют только бензиновыми агрегатами, качество которых пока ниже, чем у корейских. Кроме того, грузовик появился на рынке очень своевременно — к этому моменту «Автотор» снял с конвейера легкие грузовики KIA серии К.

В 2007 году ТАГАЗ продал порядка 10 тыс. единиц коммерческой техники. В пресс-службе автозавода убеждены, что если бы корейцы не тормозили с квотами, результаты продаж были бы гораздо выше, ведь спрос в Южном регионе России пока едва ли удовлетворен наполовину.

Показателем емкости рынка могут служить следующие цифры. Только в Ростовской области работают 159 крупных пассажирских предприятий и более 5 тыс. грузоперевозчиков. При этом износ парка в некоторых случаях достигает 80%.

Сервисный рост

Вслед за дилерами легковых автомобилей продавцы коммерческого транспорта активно развивают сервисные центры, причем прибыль от оказания сервисных услуг растет. Дмитрий Денисов, директор ООО «Интерос» (официальный дилер китайской марки пассажирского транспорта SHUCHI BUS в ЮФО) считает, что предоставление полного спектра услуг своим клиентам стало сегодня обязательным условием существования компании на рынке.

По словам Дарьи Кириченко из «Темп-авто», обеспечение качественного сервиса популяризирует продаваемые бренды на Юге России и способствует стабильному росту клиентов компании.

— Идеальная сервисная служба должна в себя включать квалифицированный и внимательный персонал, готовый помочь (что обеспечивает 60% успеха), правильно построенный процесс приемки, ремонта, выдачи автомобиля, доставки запчастей, современное оборудование и инструмент, — рассказывает специалист по рекламе ООО «Лада-Форвард-Ростов» Вероника Таратута. — также большое значение имеет дистрибьютор: если не будет организована профессиональная отлаженная схема работы «дистрибьютор — дилер», могут возникать проблемы с поставкой запчастей, технической поддержкой, работой отдела гарантии.

При отсутствии подобной схемы работы все усилия дилера сводятся на нет, как бы он ни старался.

Затраты на создание дилерского центра продаж, совмещенного с сервисной базой, достаточно высоки. Так, строительство центра Truck Center в Азовском районе оценивается примерно в 200 млн. руб. Большая часть денег, по мнению аналитиков, пойдет на организацию именно сервисного центра. Например, диагностический комплекс для дизельных двигателей стоит около 2 млн. руб., каждая слесарная станция обходится в сумму не менее 800 тыс. руб.

Впрочем, есть возможность для появления независимых от автодилера сервисных компаний. Именно так в Ростове работает фирма «Автокит», обслуживающая китайские машины.

— Коммерческий транспорт китайского производства работает в Ростове давно, — говорит генеральный директор «Автокит» Сергей Смородинов. — Вполне естественно, что услуги по его ремонту и обслуживанию стабильно востребованы.

Лизинг в помощь

С ростом объемов продаж коммерческого автотранспорта активизируются смежные бизнес-сегменты: банковские услуги, автострахование и лизинг. Автодилеры не скрывают, что, сотрудничая с лизинговыми компаниями, они тем самым расширяют спектр своих предложений.

По оценке Максима Зуева, доля сделок с использованием заемных средств (банковских или лизинговых) сейчас превышает 40%. По словам гендиректора «ВТБ-лизинг» Антона Борисевича, компании постоянно улучшают предложения для клиентов, в первую очередь по стоимости и срокам лизинга.

— Финансовый лизинг — это эффективный инструмент для решения проблемы модернизации и расширения производства, позволяющий предприятию начать реализацию проектов при ограниченности собственных средств, — напоминает директор ростовского филиала ОАО «Главлизинг» Сергей Андонов.

А директор по развитию бизнеса «Европлан» Александра Михайлова иллюстрирует это мнение практическим примером. Ростовский филиал компании заключил лизинговые контракты с фирмой «Ростов-авто» на поставку 8 машин, которые будут использоваться для пассажирских перевозок в режиме маршрутного такси. Без лизинга фирма могла бы позволить себе единовременное приобретение максимум двух автомобилей, добавляет Михайлова.

Гендиректор лизинговой компании «СТОУН-ХХI» Вячеслав Кудрин так характеризует прошлогодний портфель сделок: 51% занимали грузовые автомобили, 42% — легковой и 7% — пассажирский автотранспорт. При этом, согласно статистике компании, клиенты отдают предпочтение коммерческим моделям Горьковского автозавода, которые сегодня занимают основную долю муниципального и частного маршрутного транспорта в ЮФО.

Однако не стоит думать, что такая ситуация сохранится надолго, предостерегают эксперты. Лизингодатели, работающие на Юге России, ожидают примерно 35-процентный прирост продаж коммерческой техники, и упустить такой лакомый кусок крупные мировые производители не могут.

Впрочем, не только производители. Специалисты южного филиала международной лизинговой компании Carcade оценивают объем рынка лизинга только в краснодарском крае не менее чем в 4 млрд. руб. как минимум 25% этой суммы приходится на долю лизинга автотранспорта. Сопоставимые показатели демонстрируют Ростовская область и Ставропольский край. Поэтому в ближайшее время прогнозируется выход на рынок крупных западных лизинговых компаний, среди которых будет большой процент известных финансовых подразделений автопроизводителей. По мнению экспертов, это может серьезно потеснить российских игроков, если те не придумают каких-либо оригинальных решений.


Автор: Лариса Никитина