Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

«Вестник Олимпиады»: первый международный (4361)
К читателям (4318)
Топ-10: сделано в ЮФО (5209)
Удачное место на глобусе (4739)
Жорж Моризо: «Мы убедились: на Дону — большая потребность в цементе» (5369)
Максим Федоров  
Металлический звон. Для сохранения рыночных позиций предприятия черной и цветной металлургии ЮФО нацелены увеличить объемы производства (7313)
Умножение путем сложения. МЗМО и «ПромТяжМаш» объединятся, чтобы усилить позиции на рынке (7337)
Галина Шувалова  
Не прячьте ваши денежки… (4858)
Лариса Никитина  
Прыжок через барьеры. Российскому малому и среднему бизнесу обещают светлое будущее (4993)
Ирина Фомина, Оксана Лебедева  
Когда спрос превышает предложение… (5251)
Нить «Ариадны» протянулась через 200 городов России (5934)
Марина Симионова  
Транспорт урегулировали. Вступил в силу Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (5998)
Иван Шептухов, начальник отдела консалтинга ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону», Сергей Фомин, юрист ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону»  
Производители запутались в сетях (6074)
Ольга Бульбич   
Произвести и переработать (4805)
Галина Шувалова   
Инструмент для перехода (4518)
Галина Андреева   
Бурный рост на низком старте. В ЮФО теперь можно приобрести автомобили практически любой известной марки (6327)
Лариса Никитина   
Под президентским контролем (4800)
«Зеленая» эволюция, или «Думать за пределами нефтяной трубы» (6878)
Ольга Бульбич  
Вячеслав Василенко: «Аграрный бизнес должен быть комфортным» (5388)
Ольга Бульбич   

 

Олимпийские планы железнодорожников

№ 5(19) (2008)
Количество просмотров: 6126
Версия для печати


Железнодорожная колея стандарта 1520 мм объединяет более полутора десятков стран, в том числе и Россию, с общим населением почти 300 млн. человек. В мае этого года в Сочи прошел III Международный форум «Стратегическое партнерство 1520», в работе которого приняли участие около 700 делегатов из более чем 30 стран. Одна из основных задач нынешнего форума — способствовать активной интеграции железнодорожных администраций стран «пространства 1520» в евразийскую транспортную систему, а также обсуждение эффективных стратегий развития.

То обстоятельство, что форум проходил в Сочи — столице зимней Олимпиады 2014 г., привлекло к проектам развития железнодорожной инфраструктуры Юга России особое внимание. Припортовый характер дороги, активное строительство олимпийских объектов и рост числа пассажиров в южном направлении ежегодно увеличивают нагрузку на мощности Северо-Кавказской железной дороги.

По информации заявочного Олимпийского комитета, число участников и гостей Олимпиады может достичь 1,2 млн. человек. Большинство из них — потенциальные пассажиры железной дороги. Кроме того, на южном направлении ожидается увеличение грузопотока (до 70 млн. тонн различных строительных грузов). Основной пик этих перевозок (около 14 млн. тонн в год) будет приходиться на 2009–2012 годы. Уже сейчас СКЖД развивается рекордными темпами: в 2007 году рост инвестиционных вложений ОАО «РЖД» в инфраструктуру дороги составил 50% по отношению к 2006 г., в текущем году инвестиции еще увеличатся не менее чем на 40% по сравнению с 2007 г.

Разгрузить транспортные артерии

Инвестпрограмма ОАО «РЖД» на 2008–2010 годы базируется на основных положениях транспортной стратегии РФ на период до 2020 года. На реализацию инвестиционных проектов в 2008 году планируется затратить 398 млрд. руб. Для сравнения: в прошлом году сумма инвестиций в инфраструктурные железнодорожные проекты — 259,1 млрд. руб., причем около 257,1 млрд. составили собственные средства компании.

В этом году предусмотрено развитие инфраструктуры нескольких направлений, в том числе южнороссийских. Так, на участок Кузбасс — Азово-Черноморский транспортный узел приходятся значительные грузопотоки нефтяных грузов, которые следуют с нефтеперерабатывающих заводов и пунктов налива с нефтепроводов Поволжья, Самарской области и Башкирии в основном на экспорт через порты Азово-Черноморского бассейна. Это связано с увеличением мощностей работающих портов Новороссийск, Грушевая, Туапсе, а также с возобновлением паромного сообщения через порт Кавказ.

Чтобы увеличить пропускную способность направления Кузбасс — Азово-Черноморский транспортный узел и снять ограничения для пропуска поездов весом 6,3 тыс. тонн, в 2008 году предусмотрено завершение строительства дополнительных путей и реконструкции станций на этом участке. Объем инвестиций в завершение работ по развитию транспортного коридора Кузбасс — Азово-Черноморский транспортный узел составит 5,797 млрд. руб. Та же цель — обеспечение свободы транспортных потоков в порты Новороссийск, Туапсе, Кавказ, Темрюк и Грушевская — у проекта комплексной реконструкции участка Котельниково — Тихорецкая — Кореновск — Тимашевская — Крымская с обходом краснодарского узла. До 2010 года, по расчетным прогнозам аналитиков, на этом участке рост объемов перевозок увеличится до 35 млн. тонн в год. Полностью проект планируется завершить до 2014 года, его стоимость в прогнозных ценах составляет 71,5 млрд. руб.

СКЖД уже построила и ввела в эксплуатацию вторые пути на двух наиболее лимитирующих перегонах: Котельниково — Мелиоративный (его протяженность более 13 км) и Шаблиевская — Сальск (более 11 км). В 2008–2010 годах на направлении Котельниково — Сальск — Тихорецкая железнодорожники планируют проложить вторые пути на 18 перегонах (общая протяженность 195,2 км), что потребует более 19,4 млрд. руб.

На Юг с ветерком

Направление Центр — Юг остается одним из самых пассажиро- и грузонапряженных в сети железных дорог России. Так, на три летних месяца приходится около 37% годовых объемов.

При этом на линии Москва — Адлер сезонная неравномерность еще выше: за летний период перевозится около 60% годового пассажиропотока. Этот факт, а также проведение в Сочи зимних Олимпийских игр в 2014 году говорит о необходимости организации на южной ветке скоростного пассажирского движения. Предполагается, что время следования скоростных поездов Москва — Адлер составит около 15,5 часа (сейчас «рекорд» на этом направлении — 24 часа), а максимальная скорость — до 200 км/ч (на отдельных участках).

Чтобы осуществить проект, нужно будет провести модернизацию и реконструкцию на всех участках пути. В их числе — строительство третьих главных путей на участке Москва — Тула (общая протяженность 161 км) и модернизация существующих линий под скоростное движение до 200 км/ч от Москвы до Прохоровки (в пределах Московского железнодорожного узла до 140–160 км/ч); соединение Курского и Воронежского ходов в обход территории Украины (предполагается строительство скоростной соединительной линии Прохоровка — Гартмашевка протяженностью около 375 км); строительство обхода территории Украины на участке Гартмашевка — Чертково; строительство скоростной линии на участке Чертково — Лихая — Батайск; реконструкция существующей линии Батайск — Краснодар — Туапсе — Адлер со строительством второго главного пути на участках Витаминный — Титаровка и Краснодар — Кривенковская и вторых сплошных путей на участке Туапсе — Сочи — Адлер.

Кстати, необходимость усиления инфраструктуры на участке Туапсе — Адлер назрела задолго до объявления Сочи местом проведения Олимпиады: большая часть на этом отрезке пути построена в начале XX века и, кроме значительного морального и физического износа оборудования, существует еще проблема пропускной способности. Сейчас протяженность участка Туапсе — Адлер составляет более 102 км, он состоит из 11 однопутных перегонов. Движение на отрезке Туапсе — Сочи осуществляют 57 пар поездов, на отрезке Сочи — Адлер — 48 пар.

Это количество превышает расчетную возможность пропуска. Кроме того, уже растет объем грузов в связи с подготовкой к Олимпиаде-2014, дополнительное поступление грузопотока может составить 100 млн. тонн. По расчетам института «Гипротранс ТЭИ», строительство вторых путей на участке Туапсе — Адлер позволит обеспечить необходимую пропускную способность. Реализация только первоочередных мероприятий на этом участке оценивается в 13,5 млрд. руб. Точная сумма всего проекта по организации скоростного движения по направлению Центр — Юг пока не определена: сейчас ведутся проектно-изыскательские работы. Но уже ясно, что весь цикл работ нужно закончить не позже осени 2013 года.

Все рельсы ведут к Сочи

Но организация скоростного движения по направлению центр — Юг с учетом усиления инфраструктуры железнодорожных линий Туапсе — Адлер не единственный проект РЖД в преддверии Олимпиады-2014. Железнодорожникам предстоит организовать грузовые дворы для обеспечения приема грузов, поступающих для строительства олимпийских объектов, а также организовать железнодорожное сообщение Сочи — Адлер — аэропорт Сочи со строительством новой железнодорожной ветки.

Постановлением главы Сочи уже утверждены проекты границ земельных участков для размещения грузовых дворов на территории совхоза «Сочинский» и Российской академии сельскохозяйственных наук. Для реализации инвестпроекта выделены четыре объекта: строительство грузовых дворов «Россельхозакадемия» и «Сочинский», техническое перевооружение грузовых дворов станций Адлер и Сочи.

Институт «Кавжелдорпроект» выполнил предпроектные работы, в том числе по топосъемке, изысканиям на всех земельных участках. Разработаны и согласованы с госкорпорацией «Олимпстрой» и архитектурой Сочи схемы размещения инфраструктуры новых грузовых дворов и путей их примыкания. Строительство грузовых терминалов обойдется РЖД в сумму 1,25 млрд. руб., еще 350 млн. руб. пойдет на модернизацию и техперевооружение терминалов на станциях Сочи и Адлер. Также в настоящее время разработан вариант прокладки железнодорожной трассы Адлер — аэропорт Сочи с устройством тоннелей и учитывающий минимальный снос объектов недвижимости. Длина новой ветки будет составлять почти 3 км. Начало работ запланировано на 2009 год. Однако понятно, что развитие железнодорожной инфраструктуры должно быть связано с обновлением подвижного состава. Параметры инвестпрограммы РЖД это учитывают. Компания почти вдвое увеличивает затраты на эти цели — с 49,7 млрд. руб. в 2007 году до 98,3 млрд. в этом.

В 2008 году РЖД закупит 500 новых грузовых и пассажирских электровозов и тепловозов, 17 тыс. грузовых вагонов, более 1 тыс. — пассажирских, а также 940 единиц моторвагонного подвижного состава. Ожидается, что приобретение и модернизация подвижного состава в 2008 году позволит снизить уровень износа основных фондов дороги, повысить уровень культуры проезда пассажиров в поездах дальнего, местного и пригородного сообщений.

Справка «Вестника»

Протяженность железнодорожных линий с шириной колеи 1520 мм, которые объединяют страны СНГ и Балтии, Финляндию и Монголию, составляет более 226 тыс. км. Все страны-участницы партнерства ежегодно перевозят около 2,2 млрд. человек и более 2,4 млрд. тонн грузов. По оценкам, темпы роста экономики стран «пространства 1520» составляют 8–10% в год. Развитие колеи 1520 мм идет не только на территории стран партнерства. 4 апреля в Вене ОАО «РЖД», железные дороги Австрии, Словакии и Украины подписали протокол о начале предпроектной стадии исследовательских работ по продлению ширококолейной железной дороги в Центральную Европу.

Суть проекта — в прокладке параллельно с ныне действующей на участке Кошице — Братислава — Вена европейской узкой колеей шириной 1435 мм колеи шириной 1520 мм. Общая протяженность участка до Вены составит 575 км. По оценкам экспертов, реализация этого проекта позволит увеличить транзитный грузопоток из России в Европу на 60%, поможет транспортировать грузы в Европу по железной дороге из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.

Ориентировочный объем необходимых инвестиций оценивается в $4,3 млрд., доходы и расходы будут делиться пропорционально части транспортной системы, которая проходит через территорию той или иной страны.


Автор: Галина Шувалова