Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

«Вестник Олимпиады»: первый международный (4448)
К читателям (4399)
Топ-10: сделано в ЮФО (5290)
Удачное место на глобусе (4813)
Жорж Моризо: «Мы убедились: на Дону — большая потребность в цементе» (5456)
Максим Федоров  
Металлический звон. Для сохранения рыночных позиций предприятия черной и цветной металлургии ЮФО нацелены увеличить объемы производства (7410)
Умножение путем сложения. МЗМО и «ПромТяжМаш» объединятся, чтобы усилить позиции на рынке (7435)
Галина Шувалова  
Не прячьте ваши денежки… (4936)
Лариса Никитина  
Прыжок через барьеры. Российскому малому и среднему бизнесу обещают светлое будущее (5081)
Ирина Фомина, Оксана Лебедева  
Когда спрос превышает предложение… (5335)
Нить «Ариадны» протянулась через 200 городов России (6024)
Марина Симионова  
Транспорт урегулировали. Вступил в силу Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (6092)
Иван Шептухов, начальник отдела консалтинга ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону», Сергей Фомин, юрист ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону»  
Производители запутались в сетях (6165)
Ольга Бульбич   
Произвести и переработать (4900)
Галина Шувалова   
Олимпийские планы железнодорожников (6215)
Галина Шувалова   
Бурный рост на низком старте. В ЮФО теперь можно приобрести автомобили практически любой известной марки (6408)
Лариса Никитина   
Под президентским контролем (4875)
«Зеленая» эволюция, или «Думать за пределами нефтяной трубы» (6964)
Ольга Бульбич  
Вячеслав Василенко: «Аграрный бизнес должен быть комфортным» (5473)
Ольга Бульбич   

 

Инструмент для перехода

№ 5(19) (2008)
Количество просмотров: 4592
Версия для печати


Государство определило, как будет развиваться российская транспортная система до 2015 года.

Начиная с 2010 года, государство намерено не просто поддерживать транспортную инфраструктуру, но и качественно ее развивать. Утверждение федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)» с общим объемом финансирования 13 трлн. руб. стало главным событием II Международного форума «Транспорт России — 2008», прошедшего с 19 по 24 мая в Сочи.

Южный блок

В этом году участие в форуме приняли 24 российских региона. Юг России представили экспозиции Ростовской области, Краснодарского края и города Сочи. В общем, как отметил министр транспорта России Игорь Левитин, информационный региональный блок по сравнению с предыдущим форумом увеличился в три раза: были представлены крупные инфраструктурные проекты, реализация которых возможна в перспективе до 2015 года.

Так, развитие транспортной инфраструктуры столицы Ростовской области региональные власти связывают со строительством северного и южного обходов, транспортного кольца в обход центральной части города, мостовых переходов через Дон, платного скоростного тоннеля, линий метро. Также планируется, что в регионе будут созданы два крупных мультимодальных транспортных узла — «Ростовский универсальный порт» и «Южный хаб». Ориентировочно реализация этих транспортных проектов потребует не менее 150 млрд. руб. инвестиций.

Стоимость перспективных транспортных объектов, представленных на выставке краснодарским краем, оценивается в сумму более 735 млн. евро. Власти края предлагают построить марину в Щербиновском районе, новые грузовые районы портов Новороссийск и Темрюк, морской порт в Приморско-Ахтарском районе, аэропорт Армавир, а также создать краевую сеть из 45 автовокзалов и пассажирскую судоходную компанию. Вице-губернатор Краснодарского края Александр Иванов отмечает, что уже сейчас выделяются огромные суммы на развитие транспортной инфраструктуры края.

— 117 млрд. руб. на строительство автомагистрали Краснодар–Абинск–Кабардинка, 65 млрд. руб. — на реконструкцию магистрали «Дон», доведение ее до уровня первой категории. Надеемся в 2009 году закончить обход города Сочи, чтобы не создавались пробки на курортном проспекте. Кроме того, планируется строительство 9 транспортных развязок в Сочи и дороги-дублера курортного проспекта, — перечисляет вице-губернатор. — Уже завершена реконструкция первой очереди сочинского аэровокзального комплекса со взлетной полосой, практически готова взлетно-посадочная полоса в Геленджике. Строятся и реконструируются порты. Общий объем капиталовложений, по нашим примерным подсчетам, до 2014 года составит около 800 млрд. руб. Проект, который поможет «развязать» транспортные проблемы Краснодара, — перенос железнодорожной ветки за город. Соглашение об этом было подписано на транспортном форуме.

— Давно уже прорабатывается вопрос об улучшении транспортного обеспечения Краснодара и выносе части объектов железнодорожного транспорта за пределы города,— пояснил президент РЖД Владимир Якунин. — Сегодня мы подписали рамочное соглашение по созданию рабочей группы, которая эти вопросы должна решать в комплексе.

По словам губернатора краснодарского края Александра Ткачева, территория, которую сейчас занимает железнодорожная ветка в Краснодаре, будет использована для строительства скоростной автомагистрали.

Переходный период

Но пока, заметил на совещании в Сочи председатель Правительства РФ Владимир Путин, «сегодняшнее состояние транспортной системы явно отстает от растущих потребностей России», «неразвитость транспортной инфраструктуры уже стала «тормозом» экономики» «транзитный потенциал России слабо востребован, и мы каждый год упускаем прямую выгоду, причем весьма значительную». Инструментом «перехода» должна стать федеральная программа развития транспортной системы России на 2010–2015 годы: параметры ФЦП были окончательно согласованы, по словам Путина, она стала «самой масштабной из всех инвестиционных программ, когда-либо принимавшихся российским правительством».

Общий объем финансирования программы превысит 13 млрд. руб., источники распределяются следующим образом: более 4,65 трлн. руб. (34,5%) поступит из федерального бюджета, 615 млрд. руб. (4,5%) — из бюджетов субъектов РФ, 8,2 трлн. руб. (61%) — из внебюджетных источников.

По словам Игоря Левитина, транспортная ФЦП соотносится со стратегиями развития регионов, однако не все региональные проекты, в том числе и ЮФО, отображены в документе:

— Это и невозможно сделать: мы обобщили все заявки регионов — сумма превышает 21 трлн. руб. Это неподъемно ни для бюджета, ни для нашей промышленности. Мы определили оптимальную сумму финансирования — 13 трлн. руб., в нее вошли те проекты, которые реально мы сможем осуществить,— пояснил Игорь Левитин. — Вот, например, по ЮФО предлагался проект автомагистрального выхода из северокавказских республик к морю, в Адлер. Но мы понимаем, что это очень дорого, мы не сможем осуществить такой проект даже за 5 лет, поскольку там нужно будет делать 15-километровый тоннель, проходя через кавказский хребет. Но мы до 2015 года должны четко определиться, идем ли мы в такой проект или не идем вообще. Если да, то до этого времени нужно оформить проектно-сметную документацию.

Другой проект — перенос железной дороги с берега (на участке Туапсе–Адлер). Реально посчитали, что реализовать его не сможем ни по деньгам, ни по подвозу материалов к олимпиаде. Мы и сорвем перенос дороги, и не подвезем стройматериалы. Но мы запланировали строительство вторых путей на этой магистрали, чтобы ускорить прохождение пассажирских поездов и увеличить доставку грузов в Сочи железнодорожным транспортом.

Левитин отметил, что программой предусмотрено развитие морских и речных портов, среди которых порты Новороссийск, Ростовский универсальный, Азов, Оля. Рост воздушных перевозок связан с созданием сети узловых распределительных центров, формируемых в том числе на базе аэропорта в Ростове.

Финансовые сомнения

Следует отметить, что финансовая составляющая транспортной программы на 2010–2015 годы просчитана в ценах соответствующих лет с учетом индексов-дефляторов, установленных МЭРТом. При этом чиновники признают, что индексы не соответствуют реальному росту цен, например, на стройматериалы. Каким-то образом снизить издержки поможет заключение контрактов на весь срок работ с подрядчиками, которые в свою очередь смогут заключить договоры с поставщиками стройматериалов, закрепив цены. Кроме того, государство обещает и далее поддерживать отечественных производителей продукции.

Еще один финансовый аспект программы — значительный объем частных инвестиций. По данным представителей Минтранса, при составлении документа учитывался рост собственных вложений РЖД, портов и аэропортов, а также привлекательность транспортных проектов для инвесторов. Тем не менее все же остаются сомнения в том, что удастся привлечь столько частных денег.

— Мы отдаем себе отчет, что сумма 8 трлн. руб. очень амбициозна,— признает Игорь Левитин. — Но мы уверены, что правительство нас поддержит по следующим предложениям: предоставление госгарантий при реализации крупных инфраструктурных инвестпроектов, участие институтов развития в уставных капиталах российских компаний, освобождение от налогов на землю и имущество аэродромов, морских и речных портов, что позволит сбалансировать соотношение темпов роста тарифов на перевозки с темпами роста потребительских цен. Здесь обращаюсь с просьбой к регионам: поскольку эти налоги являются вашими, у нас должно быть подписано соглашение с каждым регионом. Мы инвестируем в инфраструктуру, а вы освобождаете эту инфраструктуру от налогов. В противном случае у нас не получится эффективной работы.

С повышением привлекательности всех форм частно-государственного партнерства Владимир Путин согласен: нужно принять «назревшие поправки в закон о концессионных соглашениях», организовать «более деятельную поддержку со стороны всех институтов развития», в частности инвестфонда. Не исключено, что средства инвестфонда будут предоставляться и для реализации проектов в рамках концессионных соглашений, заработают механизмы предоставления гарантий концессионерам в случае недостаточного спроса на платные дороги, а также будут выпущены инфраструктурные облигации.


Автор: Галина Андреева