Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

«Вестник Олимпиады»: первый международный (4385)
К читателям (4344)
Топ-10: сделано в ЮФО (5232)
Удачное место на глобусе (4753)
Жорж Моризо: «Мы убедились: на Дону — большая потребность в цементе» (5389)
Максим Федоров  
Металлический звон. Для сохранения рыночных позиций предприятия черной и цветной металлургии ЮФО нацелены увеличить объемы производства (7345)
Умножение путем сложения. МЗМО и «ПромТяжМаш» объединятся, чтобы усилить позиции на рынке (7364)
Галина Шувалова  
Не прячьте ваши денежки… (4876)
Лариса Никитина  
Прыжок через барьеры. Российскому малому и среднему бизнесу обещают светлое будущее (5018)
Ирина Фомина, Оксана Лебедева  
Когда спрос превышает предложение… (5273)
Нить «Ариадны» протянулась через 200 городов России (5964)
Марина Симионова  
Производители запутались в сетях (6093)
Ольга Бульбич   
Произвести и переработать (4824)
Галина Шувалова   
Инструмент для перехода (4529)
Галина Андреева   
Олимпийские планы железнодорожников (6156)
Галина Шувалова   
Бурный рост на низком старте. В ЮФО теперь можно приобрести автомобили практически любой известной марки (6345)
Лариса Никитина   
Под президентским контролем (4813)
«Зеленая» эволюция, или «Думать за пределами нефтяной трубы» (6899)
Ольга Бульбич  
Вячеслав Василенко: «Аграрный бизнес должен быть комфортным» (5407)
Ольга Бульбич   

 

Транспорт урегулировали. Вступил в силу Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта

№ 5(19) (2008)
Количество просмотров: 6024
Версия для печати


Документ, содержащий нормы прямого действия, призван заменить устаревший Устав автомобильного транспорта РСФСР 1969 года и привести регулируемые отношения в соответствие с Гражданским кодексом РФ. Предполагается, что наряду с принятием федерального закона об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в России это создаст правовые основы работы транспорта в современных рыночных условиях.

Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее — Устав) содержит общие условия осуществления перевозок грузов, пассажиров, багажа автобусами, трамваями, троллейбусами, грузовыми автомобилями, оказания услуг по договору фрахтования, а также регулирует порядок работы такси.

Правила перевозок будут утверждены Правительством РФ на основании Устава, сейчас действуют Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом (утверждены Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г.) и Правила перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР (приказ Минавтотранса РСФСР от 24 декабря 1987 г. № 176).

Нормы перевозки грузов и пассажиров четко разграничены и содержатся соответственно в главах 2 и 3 Устава. статья 8 Устава устанавливает, что заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной, составленной грузоотправителем. Причем груз, на который этот документ не оформлен, перевозчиком к перевозке не принимается (исключение составляет перевозка по договору фрахтования). К транспортной накладной грузоотправитель обязан приложить санитарные, таможенные, карантинные документы, а также сертификаты, паспорта качества, удостоверения, наличие которых установлено российским законодательством.

Если перевозку груза сопровождает представитель грузовладельца и учет движения товарно-материальных ценностей не ведется, то заключается письменный договор фрахтования в форме заказа-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза (ст. 18 Устава).

В договор должны быть включены сведения о фрахтовщике и фрахтователе, наименовании груза, типе предоставляемого транспортного средства (при необходимости — количество), маршруте и месте подачи транспорта, сроках перевозки, размере платы за пользование транспортом. Каждому из трех видов перевозок — регулярным, по заказам, легковому такси — в новом Уставе посвящена отдельная глава.

Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок транспортом общего пользования (ст. 19 Устава). Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, сдача пассажиром багажа — багажной квитанцией, провоз пассажиром ручной клади за плату — квитанцией на провоз ручной клади. Пассажир обязан хранить эти документы в течение всей поездки и предъявлять их контролерам.

Увеличены льготы для пассажиров с детьми. Так, пассажиры при проезде в городском и пригородном транспорте вправе бесплатно перевозить с собой детей не старше семи лет без предоставления отдельных мест для сидения (Уставом РСФСР допускалась бесплатная перевозка только одного ребенка). Транспортное средство для перевозки пассажиров и багажа по заказу предоставляется на основании договора фрахтования (ст. 27 Устава). Он заключается письменно и должен содержать сведения о фрахтовщике и фрахтователе, типе предоставляемого транспорта, маршруте и месте подачи транспорта, определенном или неопределенном круге лиц, для перевозки которых предоставляется транспорт, сроках выполнения перевозки, размере оплаты, порядке допуска пассажиров.

Впервые федеральным законом урегулированы отношения между таксистом и пассажиром (гл. 5 Устава), прежде правила утверждались отдельно в каждом таксопарке. Теперь договор на перевозку легковым такси является публичным договором фрахтования, который заключается в устной форме фрахтователем (пассажиром) с водителем легкового такси. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика. Он обязан выдать фрахтователю квитанцию или кассовый чек, подтверждающие оплату стоимости пользования легковым такси. Следует отметить, что фрахтовщик вправе отказать в предоставлении легкового такси, если предлагаемый маршрут или поведение фрахтователя может создавать угрозу безопасности водителя, а также в случае простоя, связанного с ожиданием фрахтователя при остановке в пути следования по его требованию свыше согласованного или оплаченного времени.

Еще одно положение Устава — увеличение ответственности перевозчиков и фрахтовщиков и четко оговоренные суммы штрафов (ст. 34). Так, перевозчик за невывоз груза по своей вине, фрахтовщик за непредоставление транспорта уплачивают штраф в размере 20% платы за перевозку груза или за пользование транспортом. Грузоотправитель и фрахтователь также вправе потребовать возмещения причиненных им убытков.

Однако предусмотрена и ответственность грузоотправителей. Например, за неправильное составление транспортной накладной или непредъявление для перевозки груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере 20% провозной платы.

Шире сформулирован перечень оснований освобождения от ответственности: кроме непреодолимой силы и временных ограничений или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, в него включены иные, не зависящие от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя, причины (ст. 36 Устава).

Новый Устав, как и прежний, предусматривает обязательный претензионный порядок разрешения споров, связанных с перевозкой грузов. Срок исковой давности остался неизменным и составляет один год со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска.


Автор: Иван Шептухов, начальник отдела консалтинга ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону», Сергей Фомин, юрист ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону»