Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

«Вестник Олимпиады»: первый международный (4385)
К читателям (4345)
Топ-10: сделано в ЮФО (5233)
Удачное место на глобусе (4753)
Жорж Моризо: «Мы убедились: на Дону — большая потребность в цементе» (5390)
Максим Федоров  
Металлический звон. Для сохранения рыночных позиций предприятия черной и цветной металлургии ЮФО нацелены увеличить объемы производства (7345)
Умножение путем сложения. МЗМО и «ПромТяжМаш» объединятся, чтобы усилить позиции на рынке (7365)
Галина Шувалова  
Не прячьте ваши денежки… (4876)
Лариса Никитина  
Когда спрос превышает предложение… (5273)
Нить «Ариадны» протянулась через 200 городов России (5964)
Марина Симионова  
Транспорт урегулировали. Вступил в силу Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (6029)
Иван Шептухов, начальник отдела консалтинга ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону», Сергей Фомин, юрист ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону»  
Производители запутались в сетях (6094)
Ольга Бульбич   
Произвести и переработать (4825)
Галина Шувалова   
Инструмент для перехода (4530)
Галина Андреева   
Олимпийские планы железнодорожников (6156)
Галина Шувалова   
Бурный рост на низком старте. В ЮФО теперь можно приобрести автомобили практически любой известной марки (6346)
Лариса Никитина   
Под президентским контролем (4814)
«Зеленая» эволюция, или «Думать за пределами нефтяной трубы» (6900)
Ольга Бульбич  
Вячеслав Василенко: «Аграрный бизнес должен быть комфортным» (5409)
Ольга Бульбич   

 

Прыжок через барьеры. Российскому малому и среднему бизнесу обещают светлое будущее

№ 5(19) (2008)
Количество просмотров: 5019
Версия для печати


Вступивший в силу с января Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» по-новому определил ряд ключевых понятий для этого сектора экономики. Например, даны новые условия отнесения хозяйствующих субъектов к малому бизнесу, введены определения микропредприятий и среднего бизнеса, которого ранее в российском законодательстве не было, определены основные цели и принципы господдержки. Несмотря на то, что этот документ является законом прямого действия, принятие рамочного областного закона послужит основой для формирования законодательной и нормативной базы в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Ростовской области, считают власти региона.

Проект областного закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области» региональный парламент уже принял в двух чтениях. По словам заместителя министра экономики области Анны Палагиной, концепция законопроекта нацелена на то, чтобы сформировать нормативные механизмы и институты, которые создадут благоприятные условия для развития субъектов малого и среднего бизнеса. В частности, проект областного закона предусматривает меры по защите прав и законных интересов предпринимательства, определяет дополнительные требования к содержанию областных целевых программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства, а также прописывает формы такой поддержки.

— Так, с учетом изменения методики расчета ставки арендной платы в законе предусмотрена льгота для объектов инфраструктуры, которые осуществляют столь важную функцию, как бизнес-инкубирование начинающих предпринимателей. С учетом того, что поменялась законодательная база (в Ростовской области теперь считаются ставки арендной платы от рыночной стоимости), нами предусмотрена значительная льгота — 10% от рыночной стоимости, — поясняет Палагина. Следует отметить, что эти формы господдержки дополняют те, что предусмотрены федеральным законодательством.

После принятия законопроекта «О развитии малого и среднего предпринимательства в Ростовской области» донское минэкономики начало разработку новой областной целевой программы на 2009–2011 годы. По мнению специалистов министерства, с помощью предыдущих трех аналогичных программ и нынешней четвертой (на 2006–2008 годы) удалось достичь хороших результатов. Увеличивается число субъектов малого бизнеса — на конец 2007 года в Ростовской области работало более 32 тыс. малых предприятий, 139,5 тыс. индивидуальных предпринимателей, около 14 тыс. крестьянско-фермерских хозяйств. Динамика роста зарплаты в этом секторе составила почти 34%. За 5 лет объем инвестиций в основной капитал увеличился в 9,2 раза — до 16,3 млрд. руб.

Объем финансирования из областного бюджета целевой программы на 2006–2008 годы составляет более 313,8 млн руб. Ресурсное обеспечение программы на 2009-2011 годы еще просчитывается. Однако уже понятны ожидаемые результаты: темпы роста количества малых и средних предприятий в области к 2011 году должны составить 102%, доля производимых товаров (работ, услуг) в объеме ВРП — 20,5%, а темпы роста инвестиций в основной капитал — 145%.

По словам Палагиной, наряду с апробированными мероприятиями поддержки минэкономики предлагает новые:

— Например, предполагается содействовать созданию коучинг-центров для инновационных предприятий, компенсировать затраты по подготовке проектно-сметной документации при оформлении лимитов на размещение отходов производства и потребления, а также на получение лицензии на сбор, использование, обезвреживание, транспортировку и размещение опасных отходов, уплате процентной ставки по кредитам (займам) и компенсировать затраты на подключение к газовым и электросетям, — перечисляет замминистра.

Сохранится возможность получить финансовую поддержку начинающим предпринимателям, проработавшим не более 12 месяцев и имеющим четкий бизнес-план. По словам главного специалиста отдела сопровождения проектов минэкономики Евгении Демирьян, такую поддержку получили 165 проектов, из которых 157 (95,2%) оказались жизнеспособными.

Как пояснила Демирьян, субсидию в размере 70%, но не более 200 тыс. руб. возможно получить на возмещение затрат на приобретение основных и оборотных средств, оплату стоимости аренды помещения, приобретение и сопровождение программного обеспечения, получение лицензий, размещение и изготовление рекламы.

Безусловно, решить все проблемы малого и среднего бизнеса, даже имея федеральный закон и областные программы, невозможно. По мнению председателя совета ростовского регионального отделения «Опоры России» Юрия Рошкована, непонимание между предпринимателями и чиновниками остается, поскольку государство и бизнес «работают в разных системах координат»:

— Проблема будет решаться, когда государство будет создавать условия для бизнеса. Не помогать и не развивать, а именно создавать условия. В этом мы как на федеральном, так и на областном уровне пока еще не добились полного взаимодействия…

Одна из актуальных для предпринимателей проблем — многочисленные проверки контролирующих органов. Заместитель директора Национального института системных исследований Олег Шестоперов прежде отмечал, что предприниматели зачастую сетуют на федеральные ведомства. Мнение подтверждают данные исследования, проведенного московским информационно-консультационным центром «Бизнес-Тезаурус» в Ростовской области. Наиболее часто на предприятия приходят представители Роспотребнадзора и участковые милиционеры. Рост контрольных мероприятий со стороны участковых отметили почти 21% опрошенных бизнесменов, Роспотребнадзора — более 28%. Впрочем, работа многих других проверяющих тоже «полностью или скорее не устраивает» предпринимателей. Например, деятельностью УБЭП МВД недовольны 85% опрошенных, пожарной инспекции — 73,1%, налоговых органов — 58,8%. При этом предприниматели не только Ростовской области, но и других регионов признают, что преодолевать административные барьеры и заключать «мирные» договоры с проверяющими достаточно затратно.

За «ликвидацию» таких отношений взялся президент России Дмитрий Медведев, подписав в середине мая Указ «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности». Согласно документу, в течение двух месяцев должны быть разработаны и внесены в Госдуму проекты федеральных законов. По ним количество плановых проверок предпринимателей одним контролирующим органом сократится до одного раза в три года (исключение — налоговый контроль), а проведение внеплановых мероприятий допустимо лишь «в целях выявления нарушений, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью людей, по согласованию с прокурором субъекта РФ». Также должны быть исключены внепроцессуальные права органов внутренних дел при проверках работы субъектов малого и среднего бизнеса и возможность составления представителями МВД протоколов об административных правонарушениях в области предпринимательской деятельности.

Вероятно, существенно снизят административные ограничения преимущественно уведомительный порядок начала предпринимательской деятельности, сокращение количества необходимых для ее ведения разрешительных документов, замена обязательной сертификации декларированием качества выпускаемой продукции, а также замена лицензирования отдельных видов деятельности обязательным страхованием ответственности и предоставлением финансовых гарантий.

Кроме того, согласно указу президента, до 1 сентября 2008 года следует «утвердить план мероприятий, направленных на существенное упрощение и удешевление процедуры присоединения к электрическим сетям объектов, необходимых для осуществления деятельности» малыми и средними предприятиями.

— Несмотря на то, что закон о развитии малого и среднего предпринимательства был принят Госдумой еще в июле 2007 года, власть всегда ждет еще какого-то документа для исполнения закона. Указ президента четко расставил все точки над i, — цитирует пресс-служба РСПП слова вице-президента РСПП Елены Паниной. — Этот документ развивает, в частности, некоторые положения базового федерального закона.

Во-первых, он прямо обязывает создавать при федеральных органах исполнительной власти отраслевые советы по поддержке малого и среднего предпринимательства. Формирование советов, как мера, направлено на то, чтобы малый и средний бизнес развивался в разных секторах экономики: в ЖКХ, промышленности, в сфере услуг, а не только в торговле, как сейчас. Во-вторых, в нем содержится требование сократить избыточные мероприятия по контролю. В-третьих, дается право региональным властям предоставлять в аренду помещения на долгосрочной основе, в том числе по льготным ставкам.

Важно, что этот указ четко определил задачи законодателей по развитию положений базового закона.


Автор: Ирина Фомина, Оксана Лебедева