Перейти на главную страницу Карта сайта

Другие статьи номера

«Вестник Олимпиады»: первый международный (4385)
К читателям (4344)
Топ-10: сделано в ЮФО (5232)
Удачное место на глобусе (4753)
Жорж Моризо: «Мы убедились: на Дону — большая потребность в цементе» (5389)
Максим Федоров  
Умножение путем сложения. МЗМО и «ПромТяжМаш» объединятся, чтобы усилить позиции на рынке (7364)
Галина Шувалова  
Не прячьте ваши денежки… (4876)
Лариса Никитина  
Прыжок через барьеры. Российскому малому и среднему бизнесу обещают светлое будущее (5018)
Ирина Фомина, Оксана Лебедева  
Когда спрос превышает предложение… (5273)
Нить «Ариадны» протянулась через 200 городов России (5964)
Марина Симионова  
Транспорт урегулировали. Вступил в силу Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (6024)
Иван Шептухов, начальник отдела консалтинга ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону», Сергей Фомин, юрист ООО «БДО Юникон Ростов-на-Дону»  
Производители запутались в сетях (6093)
Ольга Бульбич   
Произвести и переработать (4824)
Галина Шувалова   
Инструмент для перехода (4529)
Галина Андреева   
Олимпийские планы железнодорожников (6156)
Галина Шувалова   
Бурный рост на низком старте. В ЮФО теперь можно приобрести автомобили практически любой известной марки (6345)
Лариса Никитина   
Под президентским контролем (4813)
«Зеленая» эволюция, или «Думать за пределами нефтяной трубы» (6899)
Ольга Бульбич  
Вячеслав Василенко: «Аграрный бизнес должен быть комфортным» (5407)
Ольга Бульбич   

 

Металлический звон. Для сохранения рыночных позиций предприятия черной и цветной металлургии ЮФО нацелены увеличить объемы производства

№ 5(19) (2008)
Количество просмотров: 7344
Версия для печати


Одной из основных составляющих социально-экономического развития ЮФО до 2025 года является привлечение инвестиций в туристический бизнес и связанные с ним девелоперские проекты.

В стратегии развития достаточно подробно раскрывается, что и куда должно тратить регионам, чтобы эта курица реально начала приносить золотые яйца. Однако практически не уделено внимания отрасли, благодаря которой это может стать возможным: разработчики стратегий в субъектах федерации опасаются, что собственная металлургия как «становой хребет» строительной индустрии может не выдержать конкуренции с импортной продукцией.

Главные металлургические активы Юга России традиционно, еще с дореволюционных времен, располагались в Ростовской и Волгоградской областях. На Дону металлургический комплекс имеет четко выраженную общероссийскую специализацию и составляет 12,2% валового регионального продукта области. Волжские металлурги обеспечивают 14,6% регионального ВРП.

Металлургические предприятия уже в течение нескольких лет проводят серьезную модернизацию активов, причем реализации инвестпроектов способствуют растущие несколько лет подряд мировые цены на их продукцию. Впрочем, на поступательное развитие отечественной металлургии повлияла не только благоприятная конъюнктура внешнего рынка, но и принимаемые государством меры поддержки. Они, в частности, нацелены на защиту национальных производителей, стимулирование внутреннего металлопотребления, развитие сырьевой базы отрасли, совершенствование тарифной политики естественных монополий.

На внутреннем рынке РФ потребляется менее 50% готового проката черных металлов и менее 20% основных цветных металлов. Активизация развития внутреннего рынка, несомненно, предполагает участие государства через госзаказы и стимулирование развития металлопотребляющих отраслей. В то же время на внешнем рынке, особенно на рынке стальной продукции, резко обострилась конкурентная борьба. Соперничают уже не отдельные металлургические компании, пусть даже крупные или транснациональные, а государства.

Примером именно такой борьбы являются протекционистские защитные меры, введенные в США, торговые барьеры в Китае, ЕС и некоторых странах Латинской Америки. При этом многие российские металлургические заводы отстают от зарубежных компаний по удельным расходам материальных и энергетических ресурсов, производительности труда, качеству отдельных видов продукции.

Сейчас, констатирует Минпромэнерго, более 45% экспорта российских предприятий черной металлургии и 90% цветной составляет продукция с низкой добавленной стоимостью (руда, лом, чугун, слитки, слябы и заготовки для переката). А импортные поставки металлопродукции, включая металл в ввозимых в страну машинах и оборудовании, уже превысили 20% оборота внутреннего рынка.

При вступлении России в ВТО объемы импорта могут существенно возрасти. Поэтому повышение конкурентоспособности российской металлургии в значительной мере зависит от инвестиций в основное производство и техническое перевооружение, от возможностей формирования собственных финансовых источников и привлечения заемных средств, что в свою очередь связано также с совершенствованием законодательства в области инвестиционной, таможенной, тарифной политики, ценообразования и налогообложения.

Дело — труба

Таганрогский металлургический завод («Тагмет», входит в трубную металлургическую компанию) начал глобальную программу реконструкции еще четыре года назад. Программа стоимостью$300 млн предусматривает ликвидацию мартеновского производства и замену его на электросталеплавильное: до 2010 года должны быть произведены запуск пятиручьевой МНЛЗ (машины непрерывного литья заготовок), монтаж нового гидропресса Bronks с налаживанием линии отделки труб класса «премиум», дуговой сталеплавильной печи мощностью до 950 тыс. т в год. Как утверждает гендиректор ТМК Константин Семериков (бывший гендиректор «Тагмета»), цель модернизации — наращивание производственных мощностей метзавода с 370 тыс. до 700 тыс. тонн продукции в год только по бесшовным трубам, 70% которых будут реализовываться на рынках Ближнего Востока, Пакистана, Индии, северной Африки.

Заместитель гендиректора ТМК Сергей Билан уверяет, что многие из ведущихся работ по техническому перевооружению «Тагмета» закончатся уже в текущем году. Так, сегодня реализуется проект по замене пилигримового стана на непрерывный стан PQF (Premium Quality Finishing). В мире таких станов насчитывается четыре: три из них находятся в Китае, еще один смонтирован на Белорусском металлургическом заводе, там идут пусконаладочные работы. Ожидается, что в Таганроге стан PQF запустят к Дню металлурга в июле.

Новая линия термообработки на «Тагмете» позволит компании не только увеличить выпуск термообработанных труб, но и «принять вызов рынка, который требует трубу с гарантированными механическими, вязкопластическими свойствами», добавляет Билан.

После завершения программы реконструкции метзавод будет производить 900 тыс. т непрерывнолитой заготовки круглого и квадратного сечения, около 600 тыс. т цельнокатаных труб в год.

На увеличение объемов выпуска также нацелен волгоградский завод труб малого диаметра (ВЗТМД, входит в холдинг «Эстар» Вадима Варшавского). К июню здесь планируется ввести в опытно-экспериментальную эксплуатацию стан (Marcegaglia), который будет специализироваться на выпуске тонкостенных труб для изготовления конденсаторных панелей холодильников и гидравлических систем автомобилей. Вывести оборудование на проектную мощность 400 т в месяц предполагается в ноябре-декабре.

Всего в 2008 году на ВЗТМД планируют увеличить выпуск труб до 81 тыс. т (это превысит прошлогодние показатели на 5%) и нарастить практически вдвое производство профильных труб — до 49 тыс. т. Для достижения целей «Эстар» инвестирует около 400 млн руб. А модернизация волжского трубного завода (ВТЗ, входит в ТМК) связана с существенным расширением производства труб большого диаметра. Так, в III квартале нынешнего года на заводе планируют завершить установку линии для выпуска прямошовных труб большого диаметра (от 530 до 1420 мм), после чего мощности ВТЗ по производству этой продукции достигнут 1,2 млн. т в год.

Заместитель гендиректора по стратегии и развитию ТМК Владимир Шматович отмечает, что спрос на трубы большого диаметра увеличивается, особенно со стороны нефтегазового комплекса. Учитывая, что в России уже заявлены несколько проектов строительства нефте- и газопроводов («Северный поток», «Южный поток», Бургас — Александруполис и др.), сбыт продукции трубников ЮФО обеспечен на ближайшее десятилетие.

Но рост потребления также обеспечивает сегмент труб строительного сортамента. Старший аналитик рынка труб аналитической группы «Металл-эксперт» Ксения Мерзликина оценивает его долю в российском потреблении на уровне 40%.

— Если с 2000-го по 2005 год в стране ежемесячно потреблялось около 200 тыс. тонн труб, используемых в строительстве, то в 2006 году — уже около 270, а в 2007-м — порядка 300 тыс. тонн. В основном это обусловлено увеличением инвестиций в строительство зданий и сооружений, совершенствованием строительных технологий, высоким спросом на жилье и ростом покупательской способности населения, — говорит Мерзликина. — Oднако стремительно растущий рынок не только стимулирует отечественных производителей труб, но и привлекает зарубежных. И темпы роста потребления труб строительного сортамента в последние годы ниже темпов прироста импорта. основным поставщиком выступает Украина, ее доля по итогам прошлого года составила около 80%. С другой стороны, сразу после майских праздников крупнейшие российские металлургические комбинаты уведомили потребителей об очередном повышении цен на свою продукцию.

К июню металлургическая заготовка для российских потребителей может подорожать в целом на 82% по отношению к началу года. Все это может сказаться на себестоимости продукции трубников и снижении их конкурентоспособности по сравнению с китайскими производителями, которые только в прошлом году втрое увеличили поставки труб в Россию.

Стальная отцифровка

В модернизацию сулинского металлургического завода (ЗАО «СТАКС») промышленная группа МАИР планировала инвестировать до $150 млн. как заявил президент МАИРа Виктор Макушин, уже до конца текущего года завершится первый этап реконструкции, к 2009 году выпуск стали на сулинском заводе увеличится до 1–1,2 млн. т в год, а сортового проката и заготовки — до 550 тыс. т.

— Построить с нуля современный сталелитейный завод, как это делает «Северсталь» в Саратовской области, обойдется собственнику не менее $500–700 млн., — заметил «вестнику» Макушин, — нам же это будет стоить в четыре раза меньше потому, что удалось привязать проект к уже существующим производственным корпусам в Сулине (цех железного порошка №2) и готовой инфраструктуре.

Примерно месяц назад собственник анонсировал «приниципальное решение» о втором этапе модернизации, которая предполагает строительство нового электросталеплавильного и прокатного цехов мощностью по 1,5 млн. т продукции каждый. Инвестиции оцениваются в $500 млн., но точные сроки начала работ пока не определены. Отметим, что именно у МАИРа все последние годы не складывались отношения с властями ростовской области, и программа модернизации СТАКСа не нашла никакого отображения в планах обладминистрации.

В свою очередь волгоградские власти в своей стратегии уделили особое внимание «реконструкции и расширению сталеплавильного производства в ЗАО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь» (собственник — компания «Русспецсталь»), расширению поставок на экспорт продукции, имеющей спрос (готовый прокат черных металлов, алюминий и т.д.)». Исходя из региональной стратегии, на ЗАО «Волгоградский металлургический завод «Красный Октябрь» необходимо увеличить выпуск нержавеющих, конструкционных видов стали, пользующихся спросом на внутреннем и внешнем рынках». Внимание к заводу понятно, ведь его продукция занимает 40% металлургической отрасли области.

Как сообщили «Вестнику» в обладминистрации, в настоящий момент на «Красном Октябре» продолжаются работы по модернизации сталеплавильного, отделочного, прокатного и ломоперерабатывающего производства. В результате реализации программы объемы выплавки углеродистой, легированной и нержавеющей стали должны достигнуть 2 млн т.

Новичок на металлургическом рынке ЮФО — амбициозный Ростовский электрометаллургический завод (РЭМЗ, входит в холдинг «Эстар»). Это единственный в России завод, построенный после крушения СССР. В пуск его первой очереди мощностью 750 тыс. т в год стальной непрерывнолитой квадратной заготовки собственник вложил свыше 6,5 млрд. руб. В мае началось строительство второй очереди РЭМЗа, в 2009 году здесь будут выпускать арматурную сталь и катаную проволоку.

Кроме того, Вадим Варшавский заявил о начале строительства в конце лета Южнороссийского электрометаллургического завода на соседней с РЭМЗом площадке. Мощность будущего предприятия — 960 тыс. т продукции в год, продукция — строительная балка, швеллер, уголки. Инвестиции оцениваются в 350 млн. евро.

По мнению экспертов, продукция заводов будет востребована в первую очередь в сфере жилищного строительства ЮФО. По оценке специалистов Росстроя, сегодня потребности в метизах на Юге составляют 460 тыс. т в год, так что рынок сбыта для будущего завода гарантирован. Арматура и стальная заготовка найдет сбыт в Турции, которая испытывает в настоящий момент аналогичный российскому строительный бум, и в Иране, куда металл будут отправлять по Дону через Усть-Донецкий порт, минуя «пробку» Кочетовского гидроузла.

Это сделает себестоимость продукции гораздо выгоднее по цене и привлекательнее для экспортера.

Чтобы обеспечить электроэнергией эти предприятия и другие проекты, которые компании Варшавского реализуют в Ростовской области (например, строительство свинокомплексов «Русская свинина»), будет реконструирована входящая в холдинг Экспериментальная ТЭС: предполагается строительство двух блоков совокупной мощностью около 700 Мвт. Но ростовскими проектами инвестиционная активность «Эстара» не ограничивается. После вхождения в состав группы ЗАО «Волга-ФЭСТ» (Фроловский электросталеплавильный завод, Волгоградская область) принята двухэтапная программа модернизации. Ее цель — увеличение сталеплавильного производства до 480 тыс. т в год и снижение затрат по себестоимости продукции. Для сравнения: по данным гендиректора ЗАО «Волга-ФЭСТ» Юрия Дружинина, в 2006 году производство непрерывной стальной заготовки составило 197 тыс. т, в 2007-м — 208,9 тыс. т.

Пресс-служба холдинга сообщила, что вложения в реконструкцию «Волга-ФЭСТ» превысят 36 млн. евро, техпереоборудование планируется завершить до 2011 года.

Металлургия в цвете

Флагман донской цветной металлургии — Белокалитвинское металлургическое производственное объединение (БКМПО) — уже три года входит в сферу интересов трансконтинентальной компании Alcoa и редко делится с властями региона своими планами.

Пока известно, что в ближайшие 5 лет инвестиции транснационалов в производство БКМПО составят$47,7 млн., что позволит модернизировать его производственные мощности в соответствии с мировыми стандартами. Деньги будут направлены, в частности, на усовершенствование процессов производства термообработанных плит и листового проката, а также на обучение молодых специалистов и безопасность предприятия. По утверждению президента российского представительства Уильяма О’Рурка, Alcoa объявила о начале процесса поставки автопроизводителям США и Канады кованых дисков производства БКМПО.

Это первый крупный проект, связанный с интеграцией предприятия в общемировую систему бизнеса корпорации. Кроме того, рассказывал прежде менеджер бизнес-проекта EBS Хосе Лопес Виларо, через 20 лет мировой авиапарк вырастет с 16,6 тыс. машин до 35,3 тыс., 58% из которых — воздушные суда с одним проходом (узкофюзеляжные). При этом Alcoa является основным поставщиком таких ведущих авиастроителей, как Boeing, Airbus, Bombardier, Embraer. Лопес уверяет, что ежегодный рост авиапарка будет составлять 5% по пассажирским и 6,2% по грузовым судам. Исходя из этой тенденции, подытожил он, руководство Alcoa приняло решение сосредоточить усилия своих российских активов, в том числе БКМПО, именно на аэрокосмической отрасли.

В монтаж на БКМПО горизонтально-закалочного агрегата EBNER для производства алюминиевых плит толщиной 200 мм, по данным Лопеса, собственник инвестирует порядка$37–38 млн. в руководстве компании полагают, что модернизация оборудования позволит предприятию после трех лет работы с убытками к 2010 году выйти на 10,5% прибыли.

Не менее амбициозные задачи и у Новочеркасского электродного завода (НЭЗ). По утверждению управляющего директора НЭЗа Владимира Фокина, до 2012 года УК «Энергопром Менеджмент» инвестирует в модернизацию предприятия более 1,2 млрд. руб. реализация инвестпрограммы уже позволила в 2007 году нарастить объем производства электродов на НЭЗе с 36 до 42 тыс. т, анодной массы — с 12,5 до 19,5 тыс. т. До 2010 года на предприятии предполагается построить опытную печь графитации по методу Кастнера, секцию продольной графитации, реконструировать шаровые мельницы, обжиговые печи, закупить германские смесители для улучшения качества анодной массы.

В настоящий момент НЭЗ контролирует 35% отечественного и 3–5% мирового рынка электродов, выдерживая жесткую конкуренцию с такими производителями углеграфитовой продукции, как SGL Carbon Group (Германия), GrafTech (США), а также компаниями Индии, Японии, КНР. Как полагают в минпроме ростовской области, программа модернизации предприятия необходима для закрепления на мировом рынке в преддверии вступления России в ВТО и увеличения своей экспортной доли. Сейчас НЭЗ отправляет на экспорт порядка 40% своих электродов, предполагая увеличить эту цифру до 60%.

Вход со двора

В ряд с традиционно металлургическими регионами сегодня пытаются встать и их южные соседи. На Кубани в середине мая были объявлены планы компании ООО «Новоросметалл» об инвестировании 1,7 млрд. руб. в строительство сталепрокатного завода в Абинске. Его проектная мощность к 2010 году должна составить 500 тыс. т проката в год.

Параллельно в Армавире идет строительство металлургического завода мощностью 2,5 млн. т стали в год, инвестором которого выступает известная украинская корпорация «Индустриальный союз Донбасса». В реализацию проекта она намерена вложить 3,3 млрд. руб. ввод завода в эксплуатацию запланирован на конец третьего квартала 2009 года. Уже который год пытается выйти на рынок ЮФО турецкая компания Kurum Holding. Год назад руководство компании намеревалось строить ломоперерабатывающий завод в Волгодонске или в Адыгейске.

Турки намеревались в течение трех лет возвести метзавод мощностью 1,5 млн. т строительной арматуры и 1,5 млн. т металлозаготовок в год, вложив $150 млн. Как сообщил «Вестнику» член исполнительного совета холдинга Бюлент Айвазоглу, проект будет реализован там, где удастся заручиться поддержкой местных властей. Часть продукта компания собирается реализовывать на внутреннем рынке, часть экспортировать. Для обеспечения завода сырьем компания намерена организовать поставки металлолома из российских регионов. Однако пока турецкий проект так и остается подвисшим в воздухе.

Эксперты полагают, что масса появившихся проектов строительства метзаводов связана с выгодной конъюнктурой на рынке металлов, однако зачастую только каждый пятый из объявленных проектов находит свое завершение. По мнению руководителя санкт-петербургского Центра стратегических разработок «Северо-Запад» Владимира Княгинина, за последние 7 лет как Ростовская область, так и другие регионы ЮФО, исчерпали свой портфель ресурсов и сегодня нуждаются в срочных вложениях в экономику. По его словам, в ближайшие годы из-за налаживания собственного производства в ряде зарубежных стран стоит ожидать обострения конкуренции с Украиной (сельское хозяйство), странами Ближнего Востока (химия), Персидского залива (производство цветных металлов), Китаем и Турцией (черная металлургия). А следовательно, заявленные планы модернизации крупнейших металлургических активов ЮФО жизненно необходимы для того, чтобы если не развить, то хотя бы удержать свои позиции на мировом рынке.